Методическая разработка на тему: «Воспитание сказкой»
методическая разработка

Годынская Наталья Викторовна

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений". В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu_vospitanie_skazkoy.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение присмотра и оздоровления № 81 Красногвардейского района

 Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему: «Воспитание сказкой»

Составитель:

                                                                               Воспитатель: Годынская Н.В.

Санкт-Петербург

2023

ВВЕДЕНИЕ

Младший дошкольный возраст начало становления первых нравственных основ, которые в последствии перерастут в крепкие нравственные нормы поведения, так как именно на впечатления, полученные в младшем дошкольном возрасте человек опирается всю оставшуюся жизнь. Но возникает дилемма младшим дошкольникам очень трудно разобраться в нравственных критериях взрослого мира: добрый - злой, любовь - ненависть, радость и боль и прочие. Как же помочь младшему школьнику войти в этот сложный мир нравственных понятий и категорий? Решением дилеммы могут стать наши добрые друзья - русские народные сказки, почему сказки, потому, что именно русская народная сказка может ответить на все важные, отвечающие природе младшего дошкольника нравственные представления.

Почти все взрослые, окружающие ребенка, первые нравственные представления получили из русских народных сказок, «только все вместе можно справиться с задачей» - Репка, «бойся льстивых речей» - Лиса из Колобка, «только помощь друга поможет тебе спастись» - Кот, спасающий незадачливого Петуха и многое другое. Проблемы взаимозависимости нравственности и сказок изучались рядом таких учёных, как братья Б. и Ю. Соколовы, А.И. Никифоров, Н.П. Андреев, А.Н. Афанасьев, К.Д. Ушинский, В.Я. Пропп, Э.В. Померанцева, В.П. Аникин и многие другие.

Цель методической разработки: анализ теоретических аспектов проблемы и разработка и апробация системы педагогической работы, направленной на воспитание нравственных качеств у детей второй младшей группы посредством русских народных сказок.

Сказка — весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается.

Рассказывание сказок — старый русский обычай. Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. В сказке отражаются нравственные ценности народа. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла — глубока и неисчерпаема.

Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Русские народные сказки учат смелости, доброте, находчивости и множеству других положительных качеств и делает это без скучных выговариваний и наказаний, она просто показывает, что за зло приходит расплата, за добро тебе отплатят добром, что любовь близких может творить чудеса. В.П. Аникин писал «Что сказка имеет воспитательное значение - это, несомненно, но что она создаётся с целью воспитания - это определённо неверно. Развлекательный характер нисколько не противоречит глубокой идейности сказки». Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Таким образом, русская народная сказка справедливо принадлежит к одному из самых эффективных средств нравственного воспитания и обучения младшего дошкольника, которое используют умение педагоги и родители.

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе дошкольного воспитания для развития детей, мы разработали специальную универсальную схему, помогающую этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом.

Название сказки.

1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.

Вполне понятно, что предлагаемые нами семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Педагоги могут выбирать из схемы те задания, которые покажутся им важными, интересными полезными для конкретной группы детей или ситуации. Не обязательно каждую сказку прорабатывать по всем разделам. Пусть вас не смущает, если в какой – то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы педагог мог преобразоваться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и кругосветное путешествие, и возвращение в прошлое, и воспитание добрых чувств, справедливости, патриотизма и др.

Таким образом, эта схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармоничного развития личности ребенка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

«Как работать над сказкой»

  1. Познакомить детей со сказкой лучше не читая, а рассказывая.
  2. Развивать диалогическую речь, т.е. учить отвечать на вопросы по содержанию (кто? что? где?) и поискового характера (почему? отчего? по какой причине? как ты думаешь?). Чередование таких вопросов помогает ребенку думать, делать выводы относительно морали, добра и зла.
  3. Формировать связную речь – значит, тренировать активный словарь детей. Для этого нужно использовать в работе над сказкой следующие речевые игры: «Длинные и короткие слова из этой сказки»«Придумай красивое слово»«Назови по-разному знакомую сказку»«Назови по-разному одну и ту же игрушку, персонажа сказки»«А если бы я оказался в сказке» -игра мечта, «Угадай предмет или персонажа по описанию»«Кем бы ты стал, если бы у тебя выросли 4 ноги?» и др.
  4. Составлять совместно с взрослым сказки с опорой на иллюстрацию, т.е. по предметной модели (2-4 картинки, последовательно раскрывающие действия персонажей) «Придумай сказку про двух котов и птичку». Затем – без опоры на картинку — «Придумай сказку, которая начинается так: жили-были…»«Нарисуй сказку»«Придумай продолжение сказки»«Придумай другой конец сказки» и др.
  5. Научить детей решать противоречия в сказках, значит научить их думать, размышлять, творить.
  6. Учить детей фантазировать, воображать, мечтать – изменять ситуацию в знакомых сказках – «Золушка потеряла не туфельку, а…» Или перевирание сказки: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка».
  7. Научить детей рассказывать коротко и распространенно «Придумывание коротких и длинных историй»«Сказка про себя самого»
  8. Сочинение сказки по предметно-схематической модели – моделирование сказок. Дети, ориентируясь на символы должны сначала угадать, о какой сказке идет речь, а потом уже и составить сказку или рассказ по схематической модели.
  9. Учить детей проводить эксперименты в сказках – использовать, например, карточки-символы, чтобы определить отношение ребенка к тому или иному герою и его поступку в сказке.

Так следуя этим рекомендациям, постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире – таком знакомом и таком неизвестном. Для того, чтобы у детей получилось придумывание сказок и историй, нужно постараться быть терпеливым, сочинять вместе, поощрять и хвалить за самые незначительные попытки и результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему"Воспитание любви к природе через устное народное творчество".

Фольклорные произведения(песенки,потешки,поговорки,загадки,русские народные игры)Перспективный    план работы  с        детьми,перспективный план работы с родителями...

Методическая разработка по теме: «Воспитание юного петербуржца»

Представлена система занятий для детей старшего и подготовительного возраста  по развитию личностного интеллектуально – творческого потенциала ребёнка через ознакомление с городом Санкт - Петербу...

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана»

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана».Цель: формирование у детей навыков ад...

Методическая разработка на тему: Воспитание гуманного отношения к сверстникам у детей 5-6 лет с использованием народных сказок.

Воспитание гуманного отношения к сверстникаму детей 5-6 лет с использованиемнародных сказок. Цель: воспитать гуманное отношение к сверстникам у детей 5-6 лет с использованием народных сказок.Зада...

Методическая разработка по теме "Город сказка - город быль"

Методическая разработка по теме: "Город сказка - город быль" для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка по теме: Театрализация сказки «Теремок» с использованием метода «Синквейн»

Методическая разработка по теме: Театрализация сказки «Теремок» с использованием метода «Синквейн»...

Методическая разработка на тему: Артикуляционная сказка с элементами биоэнергопластики «Кем быть?»

Одним из способов повышения мотивации детей к выполнению артикуляционной гимнастики является использование «артикуляционных сказок»Биоэнергопластика – это соединение движений артикул...