Консультация для воспитателей "Проблемно - игровая технология в работе с дошкольниками"
консультация по теме

Колобова Альбина Юрьевна

ПРОБЛЕМНО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemno-igrovaya_tehnologiya.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
                                             Я.А. Коменский

Технология обучения - это:

  • Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)
  • Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). 
  • Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению педагогического процесса с безусловным  обеспечением комфортных условий для педагога и воспитанника (В.М.Монахов).

      Проблемно-игровая технология – технология развития при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата.

      Любая технология имеет определенную структуру: 

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического воздействия;
  • организация педагогического процесса;
  • ребёнок,
  • педагог;
  • результат деятельности.

Кроме структуры каждая технология имеет свои характерные черты.

      Для проблемно-игровой технологии характерно:

  • ребенок не ограничен в поисках практических действий,
  • активно экспериментирует,
  • общается по поводу хода развития ситуации,
  • разрешает противоречия и ошибки,
  • проявляет радость и огорчение, другие интеллектуальные эмоции.

  При использовании проблемно-игровой технологии исключаются:

  • показ
  • подробное объяснение
  • гиперопека ребенка

     Ребенок вынужден (и это его увлекает) самостоятельно находить способ достижения цели и в случае отсутствия данного умения – освоить его здесь же, в этой ситуации. В сложившейся обстановке ребенок, естественно, принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие взрослого в выполнении и уточнении действия, речевых способов оценки и т.д. Это воспринимается ребенком как особо необходимое в данный момент и стимулирует его активность.

Главный компонент проблемно-игровой технологии: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.  

Задача педагога при использовании проблемно-игровой технологии: обеспечение активности ребенка в деятельности.

Активность ребенка достигается  прежде всего через:

  • мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную);
  • участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;
  • выражение сущности этих действий в речи;
  • появление соответствующих эмоций, особенно познавательных;
  • использование экспериментирования, решения творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания и применение их в детских видах деятельности.

Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре, ни в коем случае не снижая его собственной активности.

        Схематично проблемно-игровую технологию, направленную на развитие познавательно-творческих способностей детей можно представить следующим образом:  

                                           ПРОБЛЕМНО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

      При характеристике каждого из конкретных направлений учитываются: цель

  • система действий
  • средства (развивающие и обучающие)
  • контроль над освоением

     Рассмотрим более подробно каждое направление проблемно-игровой технологии. Первое направление – логические и математические игры. Современные логические и математические игры разнообразны. Отметим некоторые из них:

- игры настольно-печатные: «Цвет и форма», «Логический домик», «Сосчитай», «Игровой квадрат» и др.

- игры на объемное моделирование: «Геометрический конструктор», «Собирай-ка», «Тетрис» и др.

- игры на плоскостное моделирование: головоломки – «Танграм», «Монгольская игра», «Сфинкс» и др.

- игры из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Куб-хамелион» и др.

- игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо-цветик» и др.

- игры-забавы: перевертыши, лабиринты и др.

     Логические и математические игры применяются с целью:

  • освоения детьми средств познания
  • овладения способами познания
  • накопления опыта (осведомленности ребенка)
  • развития мышления, сообразительности, смекалки

      Деятельность в игре совершенствуется и преобразуется. Процесс преобразования деятельности представлен в осознании способа выполнения его преобразования, проговариванием, нахождением нового способа выполнения, модернизацией способа в условиях новой мотивации. В каждой из игр играющий поставлен перед необходимостью осознания цели, осуществления практического действия и получения результата, ответа на вопросы: что от чего зависит, как быть в данной ситуации и др.

     Логические и математические игры имеют принципы организации: 

  • отсутствие принуждения;
  • развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);
  • поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
  • взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
  • переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным

     Логические и математические игры проходят несколько этапов  освоения:

  1. Совместные игры со взрослыми – взрослый играет с ребенком, побуждая его к активности, и одновременно наблюдает за тем, как ребенок воспринимает сущность игры, осознает, владеет ли ребенок различными действиями, умениями устанавливать необходимые связи и зависимости.
  2. Игры на уровне проявления самодеятельности – опыт ребенка становится источником познания, ребенок совершенствует его в специально-организованной предметно-игровой среде, в которой созданы условия для развития детской самодеятельности. В такой деятельности ребенок не только копирует действия взрослых, но и, следуя игре собственного воображения, трансформирует опыт познания, создает свои ситуации, развивает сюжет.
  3. Игры с взрослыми и сверстниками на более высоком уровне (по сравнению с первым этапом). Отличием от игр на более раннем этапе является внесение ребенком изменений в сюжет, появление у него элементов творчества, преобразование хода поисков ответов, более яркая эмоциональная насыщенность игры.

Результатом освоения игр станет:

  • развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»)
  • развитие умения думать, осознавать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по-другому!», «Давайте еще поиграем!», «Жалко, что так мало…»)
  • Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.

Следующее направление проблемно-игровой технологии – проблемные ситуации.

  • как средство активизации мышления;
  •  как средство овладения поисковыми действиями;
  • как умение формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате

      Назначение проблемной ситуации – способствовать развитию творческих способностей ребенка. В проблемной ситуации всегда складывается обстановка «потребности в познании». При этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Структурными компонентами проблемной ситуации являются:

  • проблемные вопросы, способствующие осмыслению сущности выполняемого действия, развитию сообразительности. Вопросы заставляют задуматься, установить связи объектов.

Примеры:

- как разрезать квадрат на треугольники, сколько способов вы можете предложить?

- если поменять местами цифры 2 и 8, что изменится? Можно ли при этом цифру 2 использовать в значении 8?

  • занимательные вопросы, занимательные задачи, задачи-шутки, поиск ответов к которым протекает активно.

Примеры занимательных вопросов:

- как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?

- тройка лошадей пробежала 5 км, по сколько км пробежала каждая лошадь?

- если курица стоит на одной ноге – она весит 2 кг, сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах?

- у собаки 2 правых лапы, 2 левых лапы, 2 задних лапы, 2 передних лапы. Сколько лап у собаки?

- может ли дождь идти два дня подряд?

Примеры занимательных задач:

Барсучиха-бабушка                          У меня друзей немало

Испекла оладушки                                    Я их всех нарисовала

Угостила двух внучат,                              Юля – машет, Коля – пашет,

Двух драчливых барсучат,                       Юра – колет, Поля – полет,

А внучата не наелись,                               Валя – валит, Катя – катит,

С ревом блюдцами стучат.                       Света – светит, Соня – спит…

Ну-ка, сколько барсучат                           Тоня – тонет… но не дам ей утонуть

Ждут добавки и молчат?                           Я спасу подружку Тоню – нарисую что-нибудь!

Примеры задач-шуток:

- в комнате 4 угла, в каждом углу по кулю с мукой, на каждом куле с мукой по кошке, против каждой кошки по 3 кошки, на хвосте у каждой кошки по кошке. Сколько в комнате кошек?

  • недлительное экспериментирование, включенное в проблемную ситуацию, становится одним из  средств разрешения проблемы, усиливает ее практическую направленность.

Роль взрослого и ребенка в проблемной ситуации:

Взрослый:

  • Составляет проблемную ситуацию (с учетом возможностей детей).
  • Создает обстановку, способствующую активизации детей.

Ребенок

  • Разрешает проблемную ситуацию (при помощи взрослого)

Этапы разрешения проблемной ситуации: на примере игры «Как помочь повару?»

  1. Ситуация направлена на понимание детьми того, что количество вещества не зависит от формы сосуда. Сюжет простой – приготовление пищи для детей. Проблема состоит в том, что сломаны весы (причина). Следствие – затруднение в определении количества гречневой крупы для каши. Но повар находит предварительное решение: предлагает три разные по размеру и форме банки и кружку (мерку). Затем он просит в каждую из банок насыпать по кружке крупы (представление взрослым проблемы и осмысление ее детьми)
  2. Выдвижение гипотез. Как правило, дети расходятся в своих взглядах на проблему.
  3. Практическая проверка гипотез. Это может быть система действий по высыпанию, насыпанию и пересыпанию крупы.
  4. Коллективное обсуждение сложившейся практической ситуации и путей ее решения.
  5. Обобщение результатов и подведение итогов.

      Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением и варьированием, поэтому вслед за подведением итогов должно следовать предложение педагога: «А что будет, если…?» - подобные приемы способствуют повышению интереса к проблеме, развитию мышления, инициативности.

       Еще одно направление проблемно-игровой технологии – логико-математическая сюжетная игра. Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования.

      Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением). В ходе таких игр допустимо свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, приближенность содержания к детскому опыту, сюжетность, что создает условия для самореализации. Играя, дети осваивают: средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний.

            Этим обеспечивается вариативность представлений и применимость практических и мысленных действий в измененных условиях. В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности), уверенными в своих силах. 

Характерные особенности:

  • Наличие завязки-сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии на протяжении всей игры
  • Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей
  • Абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных  свойств
  • Игровая мотивация, направленность действий, их результативность
  • Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи
  • Возможность повторения логико-математической игры, усложнение содержания интеллектуальных задач, включенных в игру.
  • Общая направленность на развитие инициативы детей.

Логико-математическая сюжетная игра

Этапы организации и проведения:

1 этап – педагог сообщает детям основной сюжет (завязку)

2 этап – развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками сценария:

  • Осваивают, преобразуют, изменяют информацию
  • Овладевают системой познавательных действий (способов познания)
  • Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации

3 этап – подведение итогов: «Чем вы занимались?», «Что было самым интересным?», «Что не понравилось?»

       Исследовательская деятельность и экспериментирование еще одно важное направление проблемно-игровой технологии.

      Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения (направленного на поиск и приобретение новой информации) (А.Н. Поддьяков)

     Исследовательская деятельность включает в себя:

  • поисковую активность;
  • анализ получаемых результатов;
  • оценку результатов;
  • прогнозирование развития ситуации.

      Главный путь развития исследовательского поведения ребенка – собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании. Именно здесь ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

      Детское экспериментирование – это активно преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н.Н. Поддьяков).

     Эта деятельность не задана взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте.

      В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, которая ведет к развитию самостоятельности и творческих способностей.

Ситуация экспериментирования дает ребенку большие возможности для общения со сверстниками и со взрослыми. Ребенок – равноправный партнер по деятельности.

      Пробы и ошибки являются обязательным и важным компонентом детского экспериментирования. Наличие их объясняется тем, что для достижения поставленной цели ребенок пытается опробовать старые способы действий, комбинируя и перестраивая их в случае неудачи. Таким образом, деятельность экспериментирования несет в себе моменты саморазвития ребенка.

       Одним из важных условий развития деятельности экспериментирования является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с той проблемной ситуацией, которую дети разрешают вместе с педагогом. Например, при решении проблемы «Что плавает, что тонет?» используются различные емкости, бутылочки с разным диаметром горлышка, с крышками и без них, деревянные, пластмассовые, железные и другие предметы. Наличие разных материалов позволяет ребенку действовать вариативно и по-разному преобразовывать ситуацию. Развивающая среда дает ребенку возможность практически действовать с объектами и с помощью своих действий получать знания об объектах. В специально построенной среде ребенок получает возможность действовать самостоятельно и общаться с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

      Этапы развития деятельности экспериментирования: 

  1. этап – совместная с педагогом деятельность: важно уточнить представления детей и мотивировать предстоящую деятельность. Педагог предлагает детям проблемную ситуацию, ставит цель, совместно с детьми определяет этапы исследования. Дети выдвигают  предположения о результатах эксперимента, обосновывают их. Затем проводится сам эксперимент. Дети с помощью педагога фиксируют результаты, педагог обсуждает их с детьми.  Общий вывод формулирует педагог на основе высказывания детей. Например, при сравнении массы сухого и мокрого песка дети замечают, что мокрый песок тяжелее. На вопрос педагога отвечают: «Сухой песок легче, а у мокрого все слиплось от воды, он тяжелее». После дополнительных вопросов педагога дети формулируют вывод: «В мокром песке есть вода, поэтому он тяжелее».
  2. этап – работа по развитию умений,  необходимых для самостоятельного       экспериментирования.  Для этого используются: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования. Увеличивается доля самостоятельного экспериментирования, изменяется роль педагога. Педагог с помощью схем показывает детям проблему. Дети предлагают пути ее решения, отбирают необходимые материалы. После проведения эксперимента фиксируют его результаты (с помощью готовых моделей, затем с помощью самостоятельно придуманных).

      В качестве результатов исследовательской деятельности выступают: 

  • новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами;
  • знания о способах исследования и его результатах;
  • познавательное и личностное развитие

      Особое место в проблемно-игровой технологии развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам, ситуациям. Они являются самым «новым»  из перечисленных направлений игровой технологии. Творческие задачи (вопросы, ситуации) имеют много решений (которые будут правильными), но не имеют четкого алгоритма (последовательности) решения.

       Они направлены: на развитие смекалки, сообразительности, воображения, творческого мышления как важного компонента творческих способностей.

       Способствуют: переносу имеющихся представлений в иные условия деятельности, а это требует осознания, присвоения самого знания

       В процессе решения творческих задач ребенок учится: 

  • устанавливать разнообразные связи;
  • выявлять причину по следствию;
  • преодолевать стереотипы;
  • комбинировать, преобразовывать имеющиеся элементы (предметы, знания, свойства);
  • испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от осознания собственных возможностей.

Существует несколько уровней сложности задач:

  1. Ребенок может решить задачу самостоятельно
  2. Ребенок самостоятельно решить задачу не может, но с помощью наводящих вопросов решает сам.
  3. Ребенок  решить задачу не может, но может понять ход решения и ответ.
  4. Ребенок  решить задачу не может, не может понять ход решения и не может понять ответ.

       Дошкольникам целесообразно предъявлять творческие задачи, ставить творческие вопросы после того, как необходимые для решения представления уже имеются у ребенка.

Примеры творческих задач:

- «Нарисуй кошку, не рисуя ее» предполагает одним из вариантов решения рисование какой-либо части, по которой можно догадаться о целом (знание о зависимости части и целого).

- «Нарисуй медведя в квадрате со стороной в 2 клетки, но так, чтобы он был самым большим!» требует осознания относительности величины.

- «Как нарисовать солнце, если наш карандаш умеет рисовать только квадраты?» может быть решена через осознание структуры геометрических фигур: чем больше углов, тем больше фигура похожа на круг (можно предложить решать ее практическим способом: множество квадратов накладывать друг на друга, моделируя солнце, или же выстраивать из них замкнутую в круг линию.

- «Что надо сделать, чтобы сапоги не скользили в гололед?» заставляет детей задуматься о причине скольжения, а также о том, какие свойства (сапога, льда) и как нужно изменить, чтобы найти правильный ответ.

      Совместные обсуждения позволят найти несколько приемлемых решений и подарит детям радость содержательного общения.

        В результате включения в образовательный процесс творческих задач, ситуаций, вопросов будет развитие у детей: творческих способностей; уточнение, углубление представлений о разнообразных свойствах, связях, отношениях, зависимостях; инициативности, самостоятельности, уверенности в своих возможностях; чувства юмора; удовольствия от умственного труда и общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в работе с дошкольниками

Использование игровых технологий в работе с дошкольниками...

публикация "Игровые технологии в работе с дошкольниками"

Очень часто педагоги путают понятия игровые приёмы и игровые технологии. Данная публикация поможет разобраться в этом вопросе....

Презентация на тему: "Игровые технологии в работе с дошкольниками"

Материал является  приложением к публикации "Игровые технологии"...

Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в работе с дошкольниками. Квест-приключенческая игра для детей""

     Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в работе с дошкольниками.                       ...

Консультация "Социо-игровая технология в работе с дошкольниками"

В данной консультации представлена современная социо-игровая технология, авторами которой являются педагоги новаторы: Е.Е.Шулешко, В.М.Букатов и А.П.Ершова. Социо-игровые подходы основываются на форми...