Эффективные методы коррекции тревожности дошкольников
статья
Достаточно часто ученые предлагают в качестве эффективных методов преодоления тревожности детей дошкольного возраста применять следующие: психогимнастика, музыкотерапия, изотерапия, куклотерапия, проективное рисование, метод реципрокного торможения, метод активной нервно-мышечной релаксации, сказкотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пяткова Е.В.
Эффективные методы коррекции тревожности дошкольников
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для коррекции тревожности, так как на этом этапе развития ребенка она еще не приобрела устойчивые характеристики, дети еще не имеют устойчивость психических процессов, и поэтому своевременная работа специалистов по преодолению тревожности, на наш взгляд на этом этапе может иметь эффективность.
Достаточно часто ученые предлагают в качестве эффективных методов преодоления тревожности детей дошкольного возраста применять следующие: психогимнастика, музыкотерапия, изотерапия, куклотерапия, проективное рисование, метод реципрокного торможения, метод активной нервно-мышечной релаксации, сказкотерапия.
К. Швабе, Р.О. Бенезон, У. Грюс, З. Миллер, В.Ю. Завьялова использовали музыкотерапию в качестве основного метода коррекции тревожности, страхов, эмоциональных отклонений. Разработанные ими различные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музыцирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. В.Ю. Завьялова выделяет следующие направления коррекционного действия музыкотерапии: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии, развитие у старших дошкольников навыков межличностного общения, регулирующее влияние на психовегетативные процессы. В качестве психологических приемов коррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают: катарсис – эмоциональную разрядку; облегчение осознания тревожных переживаний детьми; конфронтацию с жизненными проблемами; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение формирования новых отношений и установок. При прослушивании музыки у младших школьников формируются положительные эмоции, а мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению.
Г. Юнова использовала психогимнастику как самостоятельный метод коррекции тревожности. По методике Г. Юновой каждое занятие, включая в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы, состоит из трех фаз: снятие напряжения (достигается с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социометрическое значение: кого выбрать в напарники, с кем быть в одной команде); пантомимическая часть (члены группы изображают невербально свое поведение в случае, если в окно влезает вор, при боязни наступить в лужу и т.д.); заключительная фаза закрепляет чувство принадлежности к группе, в ней используются различного рода коллективные игры и танцы. М.И.Чистякова предложила методику, названную ею также психогимнастикой, ориентированную на детей дошкольного возраста. Методика содержит систематизированный набор этюдов и игр, направленных на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния. Очень полезны упражнения на релаксацию. Они основываются на понимании релаксационного состояния как антипода стресса с точки его проявления, особенностей формирования и механизмов запуска.
Н. В. Литвиненко называет одним из эффективных способов коррекции тревожности изотерапию как способ создания комфортного пространства для ребенка, направленного на развитие его личностных качеств [2].
Также А. В. Микляева высказывается в пользу применения метода изотерапии при коррекции тревожности обучающихся младших классов [3].
Исследователь Д.Ю.Соколов считает, что для коррекции тревожности дошкольников наиболее целесообразно применять сказкотерапию, так как, по мнению ученого, ее использование оказывает воздействие на ребенка именно в плане нарушения поведенческих реакций. В своем исследовании он говорит о том, что сказкотерапию можно применять как ресурс, позволяющий одновременно решать несколько задач в области коррекции нарушений в поведении младших школьников. Сказки – не имеют ограничений по возрасту, дети дошкольного возраста эмоционально реагируют на события, происходящие в сказках, с помощью работы со сказкой они могут наблюдать собственное поведение, ассоциируя себя со сказочными персонажами. И одним из эффектов сказкотерапии Д.Ю.Соколов называет возможность осознанного принятия ребенком своего душевного состояния, а также одновременно осуществления контроля над собственными эмоциями [5].
При использовании сказкотерапии взаимодействие детей с окружающим миром происходит в сказочной форме, интересной и близкой для детей младшего школьного возраста. Дети, в процессе работы со сказкой, становятся психологически готовы к напряженным эмоциональным ситуациям, а также к адекватному реагированию на стрессы.
Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекции тревожности у младших школьников, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.
Также высказывается о положительном результате использования сказкотерапии при коррекции тревожности дошкольников Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, в частности она отметила значимость этого метода в его влиянии на эмоции детей на ценностном уровне. Ученый выделяет такие ресурсы сказкотерапии в работе с дошкольниками: сказку можно использовать в виде метафоры, после чтения сказки, детям предлагается нарисовать рисунки по сюжету сказки, очень важным этапом в сказкотерапии исследователь отмечает анализ поступков и действий героев, а также инсценирование фрагментов из произведения.
Детям предлагаются такие виды деятельности при работе над сказкой: их пересказывают, анализируют для осознания и собственной интерпретации ситуаций, происходящих в сказке, рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как способности к децентрированию, развитие фантазии; переписывание сказок помогает, освободится от внутреннего напряжения; постановка сказок с помощью кукол позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые ребенок обычно по каким-то причинам не может себе позволить проявить; сочинение сказок помогают, так как описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха и тревоги. А во время прослушивания сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным уровне [1].
Такие ученые как З. Фрейд, К. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу в своих исследованиях высказывались о серьезном потенциале арт-терапии в работе по коррекции тревожности детей дошкольного возраста. Они считают, что именно арт-терапия дает возможность ребенку раскрыть свои творческие способности, и в этой деятельности убедиться в своих силах, и не сомневаться в себе.
Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Создаваемые дошкольниками продукты, объективируют их аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, сверстниками и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку дошкольника и степень его самопринятия и самоценности. К тому же арт-терапия (рисование, лепка и т.д.) способствует расслаблению, снятию напряженности у детей.
Мы описали некоторые методы коррекции тревожности в старшем дошкольном возрасте: психогимнастика, музыкотерапия, арт-терапия, сказкотерапия. Каждый метод представляет собой набор техник, направленных на: повышение самооценки ребенка, внушение веры в свои способности, обучение ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку; умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.
Библиографический список
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – Санкт-Петербург : ООО «Речь», 2016. - 310с. ISBN 5-9268-0022-6
- Литвиненко Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде / Н. В. Литвиненко // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 62-67.
- Микляева А. В. Детская тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П. В. Румянцева – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 248 с, ISBN 5-9268-0300-4
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Москва, 2000. – 198 с.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. – Москва, 2005. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра- эффективный метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Иговая терапия является одним из эффективных методов коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. Игровая деятельность- ведущая в данном возрасте, поэтому действенность этого метода в бо...
Презентация «Кинезиология. Эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ»
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушар...
Перспективное планирование "Логоритмика -эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 5-6 лет"
Цель: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....
Перспективное планирование "Логоритмика - эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 6-7 лет"
Цель: преодоление у детей речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....
Методы коррекции тревожного поведения у дошкольников
Методы коррекции тревожного поведения у дошкольников...
Программа профессионального самообразования педагога «Кинезиологические сказки как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ТНР в группе компенсирующей направленности .» 2021-2022г
Программа профессионального самообразования педагога...
«Кинезиологические сказки как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ»
Перед педагогами сегодня как никогда стоит задача поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей условиях дошкольного образовательного учреждения. Одним...