Дидактическое пособие
проект (младшая группа)

ФЕДОСЕЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА

проект Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_montessori.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по системе Марии Монтессори для детей раннего возраста. «Малышок»

 Введение

Воспитание чувств содействует самовоспитанию и его психофизическому развитию. Воспитывая чувства – с одной стороны, облегчает естественное развитие личности, а с другой стороны, подготавливает эту личность к жизни, к окружающей среде.

(М. Монтессори)

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно- психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую  роль.  Профессор  Н.М. Щелованов  называл  ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные  дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь ребенка.

Конечно, сенсорное развитие в раннем возрасте является одной из ведущей деятельностью. Проводится большая работа по организации предметно-сенсорной среды в группе.

70 % детей раннего возраста свойственно медленное запоминание названий цвета, формы, величины. Именно поэтому, чтобы позитивно повлиять на ускоренное усвоение названий сенсорных свойств предметов,  мы решили разработать проект «Малышок».

Вид         проекта:         творческий Срок реализации: долгосрочный (1 год)

Постановка проекта: Сенсорное развитие детей дошкольного возраста является одним из основных направлений воспитания и обучения в детском саду. Задачи по сенсорному развитию планируются  и решаются в разных видах деятельности, в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми и в специально-организованной деятельности.

Но результаты диагностики нервно-психического развития детей третьего года жизни показывают, что запоминание цвета, формы и величины предметов протекает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными трудностями.

По нашему мнению данные проблемы могут быть вызваны из-за:

  • влияния окружающей среды;
  • ассоативные связи из личного опыта ребенка;
  • отсутствие системы работы педагогов по данному направлению.

Именно поэтому требуется поиск диагностических методик и альтернативных форм, средств и методов речевого развития детей раннего возраста.

Цельразработать вариативную модель накопления представлений о цвете, форме и величине предметов.

Задачи:

Дети

  • обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов;
  • формировать отношение к свойствам предметов как их отличительным признакам;
  • развивать зрительное, слуховое тактильное восприятие;
  • учить различать форму, цвет, величину предметов и другие их признаки;
  • знакомить со следующими основными разновидностями свойств предметов: с цветами спектра, с формой, величиной, со свойствами, воспринимаемыми на слух;
  • определять форму, величину, цвет предметов по образцу: группировать и чередовать предметы по цвету;
  • группировать однородные предметы по одному сенсорному признаку, а затем по двум признакам (форма и величина);
  • сравнивать два предмета по величине (большой, маленький).

Педагоги

  • разнообразить и внедрить в систему работы вариативную модель сенсорного развития детей дошкольного возраста;
  • овладение альтернативными формами и методами сенсорного развития детей.

Родители

  • углубить свои представления о раннем детском возрасте, по-новому оценить возможности ребенка, почувствовать его индивидуальность, а также с большим уважением относиться к педагогической работе воспитательной группы;
  • оценить значение дидактической игрушки в умственном развитии малыша и обеспечить его такими игрушками;
  • осознать  необходимость   непосредственно   включаться   в   игру   с ребенком, уделять больше внимания содержательному общению с ним.

Этапы проекта «Малышок»:

  • Диагностико-ориентировночный.
  • Планово-действенный.
  • Оценочный.

Задачи этапа:
– Диагостико-ориентировочный:

Диагностическая программа для определения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей второй группы раннего возраста, Методика «Пирамидки, вкладыши, матрешки»

Задание 1. Покажите ребенку собранную пирамидку. Попросите его собрать такую же. Чтобы усложнить задание, раздерите пирамидку, которую только что показали ребенку, попросите его собрать так же, как было. Не спешите подсказывать. Понаблюдайте за самостоятельностью малыша и за тем, что он говорит.

Задание 2. Покажите ребенку матрешку, состоящую из 4 кукол. Попросите собрать ее.

Задание 3. Покажите ребенку банки-вкладыши (или кубики, вкладывающиеся друг в друга) и попросите собрать их, вкладывая меньшие кубики в большие.

Критерии оценки:

3 балла – ребенок выполнил все 3 задания самостоятельно.

2 балла – два задания ребенок выполнил только при помощи взрослого, но при этом у него сохранился интерес к заданию.

1 балл – Ребенок не выполнил задание или подменил его другим (то есть просто манипулировал предметами).

Материал: пирамидки из 5 колец, матрешка, состоящая из 4 кукол, и  баночка или кубики разного размера, вкладывающиеся друг в друга.

Методика «Форма, цвет, размер».

Задание 1. Предложите ребенку среди фигурок на рисунке отыскать треугольник, квадрат, круг. Если малыш путается, не может справиться с заданием, то покажите их по очереди и попросите ребенка найти на картинке точно такую же фигуру.

Задание 2. Покажите пуговицу на рисунке и спросите, какого она цвета. Если малыш не может ответить, покажите ему пуговицу желтого цвета  и попросите найти на рисунке точно такую же желтую пуговицу. Таким же образом проверьте красный и зеленый цвет.

Задание 3. Покажите ребенку карточки с кружочками разных размеров, вырезанными из приложения, и попросите его показать сначала самый маленький круг, а затем самый большой.

Критерии оценки:

3 балла – Ребенок может правильно показать нужные фигуры, сравнивая их с образцом. Правильно называя и показывая круг, квадрат. Правильно определяя большой и маленький круг.

2 балла – Ребенок не называет цвета, геометрические формы, но может показать такой же предмет по цвету и форме,

1 балл — Ребенок не понимает задачу, быстро отвлекается, не может ответить, даже сверяясь с образцом.

Материал: необходимо вырезать карточки с изображением геометрических фигур и подготовить пуговицы красного, желтого и зеленого цвета.

Методика: Разрезные картинки.

Задание: Предложите ребенку собрать картинки из разрезных деталей по образцу. Сначала дайте картинку, разрезанную на 3 части, после успешного выполнения – разрезанную на 4 части.
Материал: 1 картинка разрезанные на три, а другая на 4 части.

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно собрал первую и вторую картинку. 2 балла – ребенок самостоятельно собрал только картинку из трех частей.

1 балл – ребенок не справился с заданием, хаотично манипулировал частями картинки, не смотрел на образец, не обращал внимания на помощь взрослого.

  • На основе диагностики составить перспективу работы по данному направлению

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

Тема занятий

Задача

Кол-во занятий

Повто- рение

Сроки

1.«Большие        и маленькие»

Чередование предметов по величине

1

1

Сентябрь

2.«Какой         мяч больше»

Соотнесение по величине

1

1

Сентябрь

3.«Какой          это формы»

Соотнесение по форме

1

1

Октябрь

4. «Круг, квадрат»

Группировка по форме

1

1

Октябрь

5. «Поручения»

Соотнесение по цвету и по величине

1

1

Ноябрь

6.«Курочка         и цыплята»

Обозначение           свойств предмета с помощью цвета

1

1

Декабрь

7.«Елочки           и грибочки»

Чередование предметов по цвету

1

1

Январь

8.        «Гуси        с гусятами»

Чередование по цвету с выбором двух из пяти цветов

1

1

Январь

9.«Домики          и флажки»

Чередование по цвету

1

1

Февраль

10.«Разноцветные бусы»

Чередование по цвету

1

1

Февраль

11.«Сделаем матрешке бусы»

Чередование по цвету

1

1

Март

12.             «Найди палочку»

Группировка по цвету

1

1

Апрель

13.«Помоги матрешке    найти свои игрушки»

Группировка однородных предметов, соотнесение разнородных предметов по цвету

1

1

Май

 

Список использованной литературы

  1. Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» – М., «Просвещение», 1981.
  2. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» – М., «Просвещение», 1983
  3. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
  4. Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
  5. Монтессори М.. Помоги мне сделать это самому. –М. 2000
  6. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. – Гомель, 1993.
  7. Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. – 1995.– N4.
  8. Монтессори М. Подготовка учителя: // Альманах «МАМА»: На¬учно- методическое издание Межрегиональной альтернативной Монтессори- ассоциации. – Вып. 1. – М., 1994.
  9. Монтессори М. Разум ребенка // Монтессори. — М., 1999.

Автор: Федосеева Наталья Сергеевна,  воспитатель младшей разновозрастной группы, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Благодаровский детский сад» Одесского района Омской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»

Данное электронное пособие предназначено для педагогов  дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста.          Цель данного пособия:...

Дидактическое пособие "Юный эколог"( пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")

Дидактическое пособие "Юный эколог"(пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")...

Дидактическое пособие «Умный дом». Аннотация. Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию ре

 Аннотация.Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению...

ЗОЖ. Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)

Дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....