Педсовет "Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования"
консультация
Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_natoki_prirody.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Педсовет
с элементами деловой игры «Знатоки экологии
- «Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования»
Актуальностью экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Основной целью экологического образования детей дошкольного возраста - является формирование начал экологической культуры. Решить эту задачу можно тогда, когда у дошкольников будут сформированы знания и отношение.
Основной задачей экологического воспитания является создание у дошкольников, прежде всего, установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культуры, формирование экологического сознания.
Задачи экологического воспитания:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Методы экологического воспитания детей
Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, то есть образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлении.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. В процессе опытно-экспериментальной работы дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Перед педагогами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Важным компонентом развития экологического сознания выступают экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают глубже понять детские интересы и их направленность.
Так же важна и практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Следует учить детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие.
В заключение хотелось бы отметить, что формирование экологической культуры, экологического сознания у дошкольников – процесс длительный и не простой. Решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь, педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых.
- Деловая игра на тему: «Знатоки экологии»
Цель игры:
1. Уточнить знания педагогов и их компетентность в вопросе формирования экологических знаний у дошкольников.
2. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.
Правила игры:
1. Принимать активное участие в игре.
2. Уметь слушать других.
3. Вырабатывать общее решение вопроса.
4. Соблюдать культуру речи и тактичность.
5. Не оспаривать оценки жюри.
- Ход ИГРЫ.
Вед: Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. Сегодня мы,
к сожалению, констатируем: многого не вернуть сегодня из того, что
растоптали, разорили и т. д. Мы осознаем, что все растраченное и
уничтоженное необходимо восстанавливать по крупицам. Выращивать,
защищать и оберегать.
Как донести до детей основы экологических знаний – об этом мы
сегодня вспомним в ходе проведения деловой игры «Знатоки экологии».
Вед: Сейчас каждый из вас поучит фрагмент иллюстрации. Сложите из них
полные иллюстрации.
Вед: У нас с вами получилось две команды. Придумайте название своим
командам и выберите капитанов.
1 Задание – «Разминка».
Вед: И начнем мы наш конкурс с небольшой разминки.
Вед: Назовите, какие вы знаете программы по экологическому воспитанию?
• Наш дом – природа. Н. Рыжова
• Юный эколог. С. Николаева
• Семицветик. Ашиковы
• Паутинка. Васякина-Николаева и т. д.
Вед: Что вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?
Вед: Слово «Экология» образовано от греческих «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем.
Вед: Как можно сформулировать цель экологического воспитания?
(Цель: научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его миром).
Вед: Раскройте эту цель более шире.
(Формирование осознано-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Ознакомление с окружающим миром. Формирование знаний и умений по осуществлению взаимодействия с окружающей природой).
Вед: Пожалуйста, закончите фразу: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесли наибольший эффект и пользу в развитии детей…»:
• Достаточно знаний по экологии
• Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включать в себя все виды деятельности.
2 Задание - «Слово – эстафета» (каждая команда по очереди называет правила).
Вед: Какие правила поведения в природе должны знать дети?
• Не ломать
• Не рвать
• Не разорять
• Не разжигать костры
• Не сорить и т. д.
3 Задание - «Знатоки методики».
Вед: Попробуйте смоделировать, как экологическое воспитание можно
интегрировать с другими образовательными областями?
4 Задание - «Из бабушкиного сундучка».
Прочитайте стихи, пословицы и поговорки о природе.
5 Задание – «Составь правильно вопрос».
Вед: Для бесед с детьми мы используем вопросы, составленные нами заранее.
Подберите вопросы по теме:
• «Деревья и кустарники»
• «Домашние и дикие животные».
6 Задание – «Почтальон принес посылку» (дегустация овощей и фруктов).
Вед: Опишите то, что вы попробовали.
7 Задание – «Раздумье».
Вед: Решите педагогические ситуации.
1. Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей сорвать цветок?
(Рассматривание цветов и насекомых, которые прилетают к ним за медом. Рассказывание сказки про цветы, их красоту, пользу для насекомых и животных, людей).
2. Во время катания на санках дети задевают растения и ломают их. Ваши действия?
(Ветки хрупкие, плачут. Письмо от веточек. Составление сказок, историй про веточки. Конкурс: «Кто проложит безопасную дорожку для катания на санках?»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта Тема: " Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни"
Данный опыт раскрывает, как можно воспитать детей здоровыми и крепкими, а также ценить своё здоровье и ответственно относится к нему....
Педагогический совет «Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»
Представлены материалы для проведения педсовета...
Отчет «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни начина...
Методическое сопровождение образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры
Представлен опыт работы в детском саду по экологическому воспитанию детей....
Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"
Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"...
Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры
Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры...
Доклад с элементами деловой игры «Знатоки экологии» «Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования»
Докладс элементами деловой игры «Знатоки экологии»«Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования»...