Консультация для педагогов на тему: «Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Прогимназия «Эврика»
(МБОУ «Прогимназия «Эврика»)
Консультация для педагогов
Тема: «Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста»
Подготовила:
Мамедова Х.Ю., воспитатель
Цель: использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорной культуре и эталонах.
Задачи:
- Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);
- Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
- Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
- Развивать познавательный интерес, любознательность, воображение, мышление;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
Актуальность:
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. «Ранний возраст «золотая пора» сенсорного воспитания» - Шелованов Н. М.
Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получения представление о предметах и явлениях окружающего мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание - является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром. Развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание. Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Как известно, внимание детей раннего возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому в своей работе мы делаем акцент на игровую форму деятельности. Именно игра с движением, элементами новизны, яркости, неожиданности стала для малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсорной моторики и интеллекта. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. Игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Благодаря дидактическим играм осуществляется контроль уровня сенсорного развития ребенка. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
I этап - Начальный.
На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее:
- Изучение литературы по данной теме;
- Подобран дидактический материал, адекватно возрасту детей;
- Составлена картотека дидактических игр по сенсорике;
- Изготовление дидактических игр своими руками.
Список литературы:
- Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка». М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
- Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983
- Хохрякова Ю. М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб. Метод. Пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2014, - 128 с.
- Янушко Я. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Москва. Издательство «Мозайко – Синтез». 2009, - 33 с.
Дидактические игры:
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Тяжелый-легкий», «Платочек для куклы», и т. д.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Подбери фигуру», «Большой и маленький», «Узнай фигуру», «Найди такой же» и т.д.;
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины: «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «Собери башенку», и т.д.;
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета предмет?», «Собери бусы», «Найди такой же», «Разложи фигуры по цвету», «Сложи пирамидку», «Мозаика», «Стаканчики» и т.д.
Дидактические игры для развития слуха: барабан, колокольчики, металлофон, и т.д.
II этап - Работа с родителями.
Большое внимание в своей деятельности я уделяю сотрудничеству с родителями. Цель моей работы с родителями: ознакомить родителей со значением сенсорного воспитания детей раннего возраста; оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка. С родителями проводились индивидуальные беседы «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации «Дидактическая игра в жизни вашего ребенка», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», родительское собрание «Учим детей играть». Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игра в жизни вашего ребенка»).
Изготовленные мною и родителями дидактические игры позволяют разнообразить методические приёмы, возможности и подходы в работе с детьми.
В группе были проведены:
- Консультации
- Беседы
- Родительское собрание
III этап - Работа с детьми
Наиболее эффективными приёмами и методами в моей педагогической работе с детьми считаю следующее:
- наглядный (рассматривание, сравнение предметов);
- привлечение внимания (применение волшебного мешочка, игрушек со звуковым эффектом);
- показ и объяснение;
- эмоционально-речевое воздействие, изменение интонации голоса, ласковый взгляд;
- тактильное воздействие (поглаживание);
- поощрение (похвала, сюрприз).
Для развития сенсорики у детей в группе создана соответствующая развивающая среда. Оформлен сенсорный уголок, в котором представлены различные дидактические игры и пособия: «Сенсорный куб», «Разложи фигуры по местам», «Бусы», «Чудесный мешочек», «Пирамидки», «Матрёшки» и многие другие. А также мозаика, конструктор, шнуровка, разрезные картинки, логический куб, лабиринт, цветные стаканчики. При подборе дидактического материала обращаем внимание на чистоту цветовых тонов и их яркость.
Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предлагаю вашему вниманию доклад на тему: "Формирование сенсорных эталонов детей раннего возраста в игровой деятельности"...
Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »
Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....
Мастер — класс для педагогов на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
Мастер — класс для педагогов. Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»...
Консультация для педагогов на тему: «Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры»
На протяжении долгого времени цвет остается важным объектом исследований, только подходы ученых к этой ...
Мастер – класс «Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров»
Всем известно, что для детей раннего возраста очень полезны игры и занятия, с помощью которых мы развиваем мелкую моторику руки.Организация игр на развитие мелкой моторики – дело несложное, и дл...
Презентация на тему "Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"
quot;Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"...