Презентация на тему "Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"
презентация

Мордовцева Мария Алексеевна

"Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 Кировского района Санкт-Петербурга Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности. Подготовила: Мордовцева Мария Группа: «Гномики»

Слайд 2

Одной из г лавных составляющих полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Слайд 3

Значение сенсорного воспитания Сенсорное воспитание: - является основой для интеллектуального развития; - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Слайд 4

Этапы сенсорного воспитания І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставление их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывают уже по-другому. Они обхватывают их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани, испытывают рабочую напряженность. Полые предметы дети берут иначе: они складывают пальцы щепотью и опускают в полое пространство игрушки.

Слайд 5

Этапы сенсорного воспитания ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга, точно воздействовать предметом на другой предмет. Положение руки при обследовании предметов, фиксирующее их форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно кинестетических связей. При этом возникает как бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.

Слайд 6

Этапы сенсорного воспитания ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с воспитателями начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений: если не закрыть плотно часть матрешки, она развалится; если не надеть верхнюю часть пирамидки, кольца упадут со стержня. Происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные.

Слайд 7

Этапы сенсорного воспитания IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производя эти действия, малыши исследуют предметы и свойства. Действия носят характер экспериментирования. Воспитатели, работающие в группах раннего возраста, продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой. Дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, а чтобы получить удовлетворяющий их результат, учитывают ошибки и уточняют свои действия.

Слайд 8

Этапы сенсорного воспитания V этап . Использование в работе с малышами орудийных действий. Действия с кубиками постепенно превращаются в конструктивную деятельность. Дети не только воспроизводят показанные действия, сооружают постройки, но и пытаются сами строить знакомые предметы. Они начинают рисовать, лепить. Действия с предметами-орудиями переносятся в другие виды деятельности .

Слайд 9

Задачи сенсорного развития 1. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Виды восприятия в возрасте от 1-го до 3-х лет: Восприятие формы ( Первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме .) Восприятие цвета Восприятие величины ( Наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет. ) Восприятие пространства ( Формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия). Восприятие сложных явлений действительности ( Осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения) Восприятие времени Восприятие особых свойств предметов и явлений ( Объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых , которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении. ) Восприятие целостных предметов ( Главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия .)

Слайд 10

2. Знакомить детей с разными видами сенсорных предэталонов (большой, как дом; круглый, как мяч...) и эталонов цвета, формы и размера. Основные цвета + черный и белый цвета; 6 объемных геометрических форм (шар, куб, кирпичик, крыша, цилиндр, конус); 5 геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); 3 величины (большой, средний, маленький).

Слайд 11

3 . Формирование у детей обобщённых способов обследования объектов. Сравнение, соотнесение, сличение, упорядочивание, группировка объектов между собой являются обобщёнными способами, формирующимися на этапе раннего детства и позволяющими успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины.

Слайд 12

4 . Поддерживать интерес ребёнка к совместной со взрослыми деятельности. Способствовать овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности.

Слайд 13

Примеры игр на сенсорное развитие (в различных видах совместной деятельности ) Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.

Слайд 14

Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы....): «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?» Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...) Игры с песком, землёй и глиной: Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки , объёмные вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания и т.д.) Дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару» Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч », « Волшебный мешочек »

Слайд 15

Продуктивная деятельность Конструирование: игры в крупный и мелкий конструктор (пластмассовый, деревянный, мягкий...) игры с развивающими кубиками «Сложи узор» игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине) игры со шнуровками Рисование Лепка Аппликация

Слайд 16

Игровая деятельность Игры с куклами, мишками, собачками: « Катя угощает друзей », « Уложим куклу спать», «Купание кукол », « Куклы собираются на прогулку », « Расчешу волосики » Игры с машинками: « Прокати по дорожке », « Поставь в гараж », « Перевези мячи » Игры в доктора: «Вылечи куклу Аню» Игры в парикмахера: «Сделай прическу кукле Свете»

Слайд 17

Двигательная деятельность Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками) Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами Босохождение по «Дорожкам здоровья»

Слайд 18

Коммуникативная деятельность Игры с мячом в кругу Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш) Пальчиковые игры «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой)

Слайд 19

Музыкально- художественная деятельность Игры на развитие фонематического слуха Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка) Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо) Народная игрушка (ложки, свистульки) Чтение художественной литературы Трудовая деятельность Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности) Книжки из разных материалов Книжки с музыкальными эффектами Красочные книжки разных размеров Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий

Слайд 21

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности.

В презентации кратко раскрываются значение, этапы сенсорного воспитания, ставятся задачи сенсорного развития, приводятся примеры игр на сенсорное развитие для детей раннего возраста....

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в различных видах деятельности.

Сенсорное воспитание ребенка – это  развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т....

Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »

Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....

«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Консультация "Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности" будет полезна воспитателям,  работающих с детьми раннего возраста и родителям....