Тематический проект "Подарок маме"
методическая разработка (младшая группа)

Наталья Александровна Наумова

Краткосрочный проект в разновозрастной группе от 3 до 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект40.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Умка»

Тематический проект

«Подарок маме»

(разновозрастная группа 3-5 лет)

Воспитатель: Наумова Н. А.

г. Верхний Уфалей

2023 -2024 учебный год

Участники проекта: дети разновозрастной группы; родители воспитанников; педагоги.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.

Принципы построения педагогического процесса:

  1. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).
  2. Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).
  3. Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  4. Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).
  5. Возрастной адресности (одно и то же содержание используется для работы в разных подгруппах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей).
  6. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Актуальность.

Мама считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно она играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование отношении между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, иногда любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.

Праздник «День матери» служит, напоминанием необходимости уважительного отношения не только в обществе, но и в семье. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.

Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме.

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли матери и семьи в жизни каждого человека. О семенных традициях и их развитии в современных условиях. Об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них.

Проблема.

У детей отсутствуют четкие представления о празднике «День матери». Дети не знают истории. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению традиций праздников неустойчив. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Подарок для мамы» была обусловлена вышеперечисленными факторами.

Цель проекта:

Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с историей праздника – «День матери».
  2. Формировать у детей понятие «праздник мамы»; углубить знания детей о роли мамы в их жизни, закрепить знание имён, фамилий своих мам.
  3. Воспитывать у детей уважительное, заботливое отношение и любовь к маме, оказывать ей помощь, развивать партнерские отношения.
  4. Развивать у детей творческие способности, желание делать подарки маме не только в праздники.
  5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Ожидаемый результат.

За время реализации проекта «Подарок для мамы» мы планируем повысить уровень знаний детей о данном празднике. Дети улучшат доверительные отношения с мамой, а также узнают какие у семьи есть истории и традиции в этот праздничный день.

Перспективное планирование работы с детьми.

Образовательная область

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

- Рассматривание иллюстраций, картинок с взаимоотношениями ребенка и мамы «Труд взрослых в семье», «Семья», «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

- Рассматривание фотографий «Я с мамой», «Мама на работе».

- НОД: беседа - игра «Моя мама».

- Беседы: «Никого роднее мамы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож», «Семейный праздник – День матери», «С кем я живу».

- Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о маме.

- Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Осторожно обезьянки», «А что у вас?» С. Михалков, «Кукушка» ненецкая сказка.

Социально – коммуникативное развитие

- Рассказы детей о маме.

- Составление рассказа по алгоритму «Расскажи про маму».

- Беседы: «Моя семья», «Моя мама», «Как дети могут заботиться о взрослых», «Поговорим о маме», «Мама дорогая крепко любит нас».

- НОД по развитию речи «Поговорим о маме».

- Составление герба семьи совместно с родителями.

Художественное – эстетическое развитие

- Выставка фотогазеты ко Дню матери «Все начинается с мамы».

- Изготовление детьми подарков – сюрпризов мамам (открытка «Цветочек маме»).

- НОД по рисованию «Портрет моей мамочки».

- НОД по лепке «Цветок для мамы».

- Чтение художественной литературы: Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша», К. Чуковский «Радость», А. Потапов «Кто больше любит маму?», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», В. Голявкин «Как я помогал маме мыть пол», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Айога» нанайская сказка, Э. Успенский «Разгром», В. Бианки «Купание медвежат», «Хаврошечка» русская народная сказка.

- Чтение стихотворений: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Мама спит», Н. Майданик «Вместе с бабушкой», А. Барто «Помощница», Н. Пикулева «Рядом с мамой», Г. Виеру «Ресницы», Е. Сафронова «Мама», О. Чусовитина «Подарок мамочке», Н. Грозовский «Мамин труд я берегу», Т. Шорыгина «Мамина улыбка»,

- Музыка: слушание музыки и песен о маме.

Речевое развитие

- Беседы: «Моя мама», «Семейный праздник – День матери», «Маму милую свою, очень сильно я люблю», «Поговорим о маме».

- Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о маме.

- Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

- Заучивание стихов: Е. Благинина «Посидим в тишине», Я. Аким «Мама».

- Речевые игры и упражнения: «Гусь и гусята», «Угадай, чей голос», «Эхо», «Закончи слово», «Комплимент маме», «Назови ласково».

Физическое развитие

- Физкультминутка «Семья».

- Подвижная игра «Вместе с мамой я играю», «Курочка и цыплята», «Курочки и петушки», «Клумба», «Веникобол», «Солнышко».

Игровая деятельность

- Дидактические игры: «Моя семья», «Домашний труд», «Моя семья», «Чем можно порадовать маму», «Одень детей», «Кому что подарить», «Найди маму для малыша», «Угадай крупу», «Найди чайную пару»

- Сюжетно-ролевые игры: «Совместный отдых», «Встреча гостей», «Подготовка к празднику», «Идем за покупками», «Дочки – матери», «Варим суп и компот»

- Пальчиковые игры: «Семья», «Дом», «Большая стирка», «Помощники», «За столом», «Колечко», «Тишина», «Хохотушки».

Работа с родителями

- Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая мама». Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая мама».

- Участие в фотоконкурсе «Как я помогаю маме дома».

- Рекомендации родителям по теме «Праздник Дня Матери».

- Консультация для родителей «Любовь к матери».

- Индивидуальные семейные консультации.

Работа по реализации проекта.

1этап (организационный): составление паспорта проекта. Подбор детской художественной литературы для чтения детям, заучивания. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Сбор фотоматериала. Разработка проекта и конспектов к нему.

2этап (подготовительный). Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Мы подобрали наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть и найти совместную фотографию с мамой. В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотографии себя и своих мам; слушали песни о семье, рассматривали картинки о маме и семье.

3этап (основной). В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседы «Моя семья», «Моя мама»; «Никого роднее мамы в целом мире нет»; «На кого ты хочешь быть похож», «Семейный праздник – День матери»; викторина «Мама милая моя». Дети составляли рассказ по алгоритму «Расскажи про маму (бабушку)». Заучили стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине», Я. Аким «Мама».

Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о маме. Прошло обсуждение рассказов «Моя мама»; чтение стихотворения А. Барто «Помощница». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о маме в рисунках. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Портрет моей мамочки». Ребята изготовили подарки – сюрпризы «Цветочек маме», выпустили фотогазету «Как я помогаю маме дома». Прослушали песни о маме и разучили некоторых из них.

4этап (заключительный). В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Портрет моей мамочки», составленный совместно с родителями герб семьи, была организована фотовыставка «Как я помогаю маме дома».

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о празднике «День матери».

За время реализации проекта «Подарок для мамы» уровень знаний детей о празднике значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о своей маме, традициях семьи в этот праздник, о жизни бабушек и мам. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Список использованной литературы.

  1. Алямовская В.Г. "Как воспитать здорового ребенка".
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  3. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.
  4. Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Москва: Центр педагогического образования, 2014.
  5. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель,2014. -247 с.
  6. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
  7. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т.А.- М.: ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007. -64 с.#1053;естерюк Т.Е. "Гимнастика маленьких волшебников".
  8. Сайкина Е.Г "Физкультпривет минуткам и паузам!".
  9. Сахипова З.Г. «Читаем детям». – Ленинград: Просвещение, 2013.
  10. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; под ред. В.И.Логиновой. - М.: Просвещение, 1990 -420 с.: -ISBN 5-09-001646-1.
  11. Моя родословная. Генеалогическое древо -

Беседа ко Дню матери «Моя любимая мамочка»

Цель: воспитывать у детей уважение, заботу и любовь к своей маме.

Оборудование: большое солнышко и маленькое солнышко с фотографиями каждого ребенка, детская песня о маме.

В: Ребята! Посмотрите, какой сегодня за окном солнечный, теплый и яркий день. Давайте улыбнемся друг другу и пусть у нас с вами на душе тоже будет сегодня тепло и хорошо. А еще скоро приближается очень радостный и нежный праздник. А какой же это праздник у нас с вами будет? Об этом и пойдет интересный разговор.

Кто любовью согревает

Все на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щечку поцелует-чмок?

Вот она всегда какая

Моя родная (мама)

В: правильно, ребята, конечно же вы догадались.

Сегодня мы с вами поговорим о наших любимых мамах. Потому что скоро наступит праздник День мамы.

Есть праздник чудесный и время счастливое,

Где рядом ребёнок и мама любимая.

И в близости чувств этих скрыто немало

Терпения, ласки и жизни начало!

Здесь все отголоски любви и заботы;

Здесь некогда сесть, так как много работы:

Хозяйка и прачка, и повар с сиделкой,

И врач, если надо, с большой тёплой грелкой.

Она на все руки всегда мастерица

И мамой своей должен каждый гордиться.

Ведь ближе неё не сыскать на всём свете.

Она за ребёнка с рожденья в ответе!

В: Ребята, а что значит для вас ваша мама?

В: конечно же мама-самый дорогой и близкий человек. Она всегда защитит, поможет в трудную минуту. Мама всегда поймет тебя и утешет. А как вы показываете маме, что вы ее сильно любите (ответы детей)

В: Ребята, а давайте поиграем в игру «Можно или нельзя» Я вам буду называть вещи, которые если можно делать вы хлопаете, если нет или нельзя так делать, вы должны молчать.

- Разбить мамину вазу?

- Попросить прощения за то, что разбили мамину вазу?

- Поцеловать маму в щечку?

- Залезть без разрешения в мамину сумку?

-Попросить прощения?

-Попросить «Поиграй со мной»?

- Помочь маме помыть пол или посуду?

-Намусорить фантиками на полу?

-Вредничать? Обижаться на маму?

В: Молодцы ребята, мама обрадуется, какие вы помощники растете, и хлопать громко умеете. А теперь давайте покажите, как помогаете вы маме дома.

Дружно помогаем маме-

Мы белье полощем сами (наклоны)

Раз, два, три, четыре, (движения в стороны)

Потянулись, (повесили белье)

Остановились

Хорошо мы потрудились! (рукой гладим себя по голове)

В: А теперь послушайте стихотворение и подумайте о ком оно? Я говорю строчку, а вы называете это слово. Договорились?

Кто пришёл ко мне с утра (мамочка)

Кто сказал: «вставать пора (мамочка)

Кашу кто успел сварить?

Чая в чашку кто налил?

Кто косички мне заплёл?

Дома всё убрал, подмёл?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех? Мамочка!

В: Ребята, а теперь давайте поиграем еще в одну игру «Какая моя мама». Нужно рассказать о своей маме.

В: Вы наверно немного устали, поэтому давайте немного разомнем наши ножки.

(Дети идут на носочках)

Маме надо отдыхать

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

(Дети идут на пяточках).

Я на пяточках хожу, маму я не разбужу.

Моих пяток слышен стук:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Мои пяточки идут-

Меня к мамочке ведут.

В: Мама как солнышко –от улыбки тепло, от ясных глаз - светло! Посмотрите какое у меня большое красивое и яркое желтое солнышко, это будет наш общее настроение, которое будет нас всегда радовать. А эти маленькие солнышки с фотографиями (каждого ребенка) это вы, узнали себя? Вы будите лучиками этого большого солнышка, этого яркого настроения. Давайте в приемной нашей повесим, это солнышко и ваши лучики и пусть эта красота украшает нашу группу.

(Звучит детская песня о маме)

Рекомендации родителям по теме «Праздник Дня Матери»

День матери – международный праздник, в России он отмечается в последнее воскресенье ноября. В этот день принято поздравлять не только матерей, но и будущих мам. Символом праздника является цветок незабудка и плюшевый медведь.

В этот день дети спешат поздравить своих мам, вручают им сделанные собственными руками подарки: рисунки, аппликации, поделки, говорят им самые важные слова: «Мама, я тебя люблю!». Праздник объединяет всех и подчеркивает важность роли женщины, мамы в жизни общества.

С каждым ребенком необходимо обсудить этот день и придать ему значимости. При разговоре можно придерживаться данных советов:

  1. Расскажите ребенку о празднике «День матери», кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин праздник». Объясните ребенку, что мама – это дорогой человек, подаривший жизнь. Она любит его, растит его, заботится о нем, помогает во всем, поддерживает.
  2. Рассмотрите с ребенком фотографии мамы, бабушки. При этом говорите ласковые слова: добрая, ласковая, заботливая, дорогая, любимая, хорошая, радостная, внимательная.
  3. Уточните и расширьте знания детей о своей семье:

— Кто живет в Вашей семье? Как зовут членов семьи (полностью)?

— Какая у Вас семья? (дружная, большая, крепкая и т. д).

— Кто самый младший, а кто самый старший в Вашей семье?

— Что делает мама по дому?

— Чем ты помогаешь маме дома?

  1. Можно поздравить маму, проявить уважение внимательное отношение и любовь небольшим подарком, сделанным ребятами самостоятельно.
  2. Поиграйте с ребенком в предложенные ниже игры:

Словесная дидактическая игра «Мама – самая-самая!». Правило игры: нужно назвать качество своей мамы, не повторяя уже сказанное.

Нарисуйте рисунок – портрет мамы. Можно попросить помочь папу, брата или сестру. И подарить его маме.

Консультация для родителей «Любовь к матери»

Научить ребенка с уважением относиться к близким - матери, отцу, бабушке, дедушке – значит заложить в нём зерно человечности, чувства долга и сыновей ответственности, умение жить среди людей. Подготовить растущего человека к будущей жизни, вырастить в нём настоящего гражданина – задача высокая и гуманная, и эта задача решается тем успешнее, чем раньше начинают думать над ней взрослые.

В дошкольные годы, когда формируются основные черты личности, роль матери как воспитателя особенно велика. Вот почему педагог наряду с другими задачами воспитания решает и такие, как укрепление привязанности ребенка к матери; воспитание уважения и чуткого отношения к ней.

Почему случается, что сын или дочь вдруг перестают слушаться мать, начинают ей дерзить, командовать ею. Часто родители не замечают, что их отношения с маленьким членом семьи строятся неправильно, что ребенок растет потребителем, баловнем. Часто родители отстраняют ребенка от общесемейных дел: «еще мал - наработается, когда вырастет!», он является в центре внимания, первый кусок маленькому. Родители считают, что счастливое детство не должно омрачаться какими-либо поручениями, заботами. Они очень любят своё дитя и выражают это чувство в том, что не предъявляют к нему никакой требовательности. Так помимо своего желания, они растят эгоиста, не познавшего, что у него есть свои, пусть совсем небольшие, обязанности по отношению к отцу и матери. У ребенка должны быть определённые трудовые и моральные обязанности перед близкими, в нём необходимо формировать разумные потребности, умения считаться с материальными возможностями семьи, уважать покой старших и их интересы, правильно реагировать на родительское слово. Недопустимо, чтобы ребёнок командовал матерью, ощущая себя центром её забот и внимания, как это, к сожалению, встречается там, где в семье растёт «единственный». Стоит ребёнку закапризничать и сразу же – родительская тревога: «У тебя что-то болит?», «Что ты хочешь?». Ребёнок привык, что мама исполняет любое его желание «Хочу домой, надоело гулять» - заявляет сын и мама ведёт его домой, несмотря на то, что он пробыл на воздухе не более 30 минут, «Это я буду есть, а это ешь сама» - и мама так и поступает. Бывает, что родители не считают нужным рассказывать детям о своей работе «Мал ещё, что он понимает!» Ребёнка надо вводить в курс дела взрослых, и тогда дети начинают смотреть на взрослых членов семьи, как на людей авторитетных.

Однако какую бы работу ни проводил детский сад в воспитании у ребёнка уважения и любви к матери и другим близким, решающее слово тут за самими родителями, очень много значит их умение строить отношения с ребёнком на разумной требовательности к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план тематической недели "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

В плане собраны материалы по всем видам детской деятельности в течение недели для 1 младшей группы...

Тематическая неделя "Мама милая моя"

Рекомендации родителям по теме недели....

План тематической недели «мама, папа, я – здоровая семья!» по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей возрастной группе»

Здоровый образ жизни — это гармония души и тела, здоровье, энергия и долголетие. Общение с природой, правильное поведение, режим дня и т.п. — каждому человеку необходимо внедрить с детства. ...

Тематическая беседа "Мама, мамочка моя" в средней группе.

Беседа актуальна в предверии праздника "День матери"....

Тематическая беседа "Мама, мамочка моя"

    Тематическая беседа"Мама, мамочка моя" в средней группе."  Цель : воспитывать у детей уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь...

Календарно-тематическое планирование ,,Мамы разные нужны, мамы всякие важны,,

Планирование воспитательно-образовательной работы в группе № __2_Месяц:  ___Март_______      ...

Тематическая неделя "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

Тематическая неделя "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны". Вторая младшая группа....