Тематический проект "Подарок маме"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Умка»
Тематический проект
(разновозрастная группа 3-5 лет)
Воспитатель: Наумова Н. А.
г. Верхний Уфалей
2023 -2024 учебный год
Участники проекта: дети разновозрастной группы; родители воспитанников; педагоги.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.
Принципы построения педагогического процесса:
- Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).
- Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).
- Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).
- Возрастной адресности (одно и то же содержание используется для работы в разных подгруппах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей).
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Актуальность.
Мама считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно она играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование отношении между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, иногда любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.
Праздник «День матери» служит, напоминанием необходимости уважительного отношения не только в обществе, но и в семье. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.
Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли матери и семьи в жизни каждого человека. О семенных традициях и их развитии в современных условиях. Об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них.
Проблема.
У детей отсутствуют четкие представления о празднике «День матери». Дети не знают истории. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению традиций праздников неустойчив. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Подарок для мамы» была обусловлена вышеперечисленными факторами.
Цель проекта:
Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с историей праздника – «День матери».
- Формировать у детей понятие «праздник мамы»; углубить знания детей о роли мамы в их жизни, закрепить знание имён, фамилий своих мам.
- Воспитывать у детей уважительное, заботливое отношение и любовь к маме, оказывать ей помощь, развивать партнерские отношения.
- Развивать у детей творческие способности, желание делать подарки маме не только в праздники.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Подарок для мамы» мы планируем повысить уровень знаний детей о данном празднике. Дети улучшат доверительные отношения с мамой, а также узнают какие у семьи есть истории и традиции в этот праздничный день.
Перспективное планирование работы с детьми.
Образовательная область | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | - Рассматривание иллюстраций, картинок с взаимоотношениями ребенка и мамы «Труд взрослых в семье», «Семья», «Мамы разные нужны, мамы разные важны». - Рассматривание фотографий «Я с мамой», «Мама на работе». - НОД: беседа - игра «Моя мама». - Беседы: «Никого роднее мамы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож», «Семейный праздник – День матери», «С кем я живу». - Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о маме. - Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Осторожно обезьянки», «А что у вас?» С. Михалков, «Кукушка» ненецкая сказка. |
Социально – коммуникативное развитие | - Рассказы детей о маме. - Составление рассказа по алгоритму «Расскажи про маму». - Беседы: «Моя семья», «Моя мама», «Как дети могут заботиться о взрослых», «Поговорим о маме», «Мама дорогая крепко любит нас». - НОД по развитию речи «Поговорим о маме». - Составление герба семьи совместно с родителями. |
Художественное – эстетическое развитие | - Выставка фотогазеты ко Дню матери «Все начинается с мамы». - Изготовление детьми подарков – сюрпризов мамам (открытка «Цветочек маме»). - НОД по рисованию «Портрет моей мамочки». - НОД по лепке «Цветок для мамы». - Чтение художественной литературы: Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша», К. Чуковский «Радость», А. Потапов «Кто больше любит маму?», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», В. Голявкин «Как я помогал маме мыть пол», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Айога» нанайская сказка, Э. Успенский «Разгром», В. Бианки «Купание медвежат», «Хаврошечка» русская народная сказка. - Чтение стихотворений: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Мама спит», Н. Майданик «Вместе с бабушкой», А. Барто «Помощница», Н. Пикулева «Рядом с мамой», Г. Виеру «Ресницы», Е. Сафронова «Мама», О. Чусовитина «Подарок мамочке», Н. Грозовский «Мамин труд я берегу», Т. Шорыгина «Мамина улыбка», - Музыка: слушание музыки и песен о маме. |
Речевое развитие | - Беседы: «Моя мама», «Семейный праздник – День матери», «Маму милую свою, очень сильно я люблю», «Поговорим о маме». - Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о маме. - Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова». - Заучивание стихов: Е. Благинина «Посидим в тишине», Я. Аким «Мама». - Речевые игры и упражнения: «Гусь и гусята», «Угадай, чей голос», «Эхо», «Закончи слово», «Комплимент маме», «Назови ласково». |
Физическое развитие | - Физкультминутка «Семья». - Подвижная игра «Вместе с мамой я играю», «Курочка и цыплята», «Курочки и петушки», «Клумба», «Веникобол», «Солнышко». |
Игровая деятельность | - Дидактические игры: «Моя семья», «Домашний труд», «Моя семья», «Чем можно порадовать маму», «Одень детей», «Кому что подарить», «Найди маму для малыша», «Угадай крупу», «Найди чайную пару» - Сюжетно-ролевые игры: «Совместный отдых», «Встреча гостей», «Подготовка к празднику», «Идем за покупками», «Дочки – матери», «Варим суп и компот» - Пальчиковые игры: «Семья», «Дом», «Большая стирка», «Помощники», «За столом», «Колечко», «Тишина», «Хохотушки». |
Работа с родителями | - Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая мама». Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая мама». - Участие в фотоконкурсе «Как я помогаю маме дома». - Рекомендации родителям по теме «Праздник Дня Матери». - Консультация для родителей «Любовь к матери». - Индивидуальные семейные консультации. |
Работа по реализации проекта.
1этап (организационный): составление паспорта проекта. Подбор детской художественной литературы для чтения детям, заучивания. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Сбор фотоматериала. Разработка проекта и конспектов к нему.
2этап (подготовительный). Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Мы подобрали наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть и найти совместную фотографию с мамой. В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотографии себя и своих мам; слушали песни о семье, рассматривали картинки о маме и семье.
3этап (основной). В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседы «Моя семья», «Моя мама»; «Никого роднее мамы в целом мире нет»; «На кого ты хочешь быть похож», «Семейный праздник – День матери»; викторина «Мама милая моя». Дети составляли рассказ по алгоритму «Расскажи про маму (бабушку)». Заучили стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине», Я. Аким «Мама».
Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о маме. Прошло обсуждение рассказов «Моя мама»; чтение стихотворения А. Барто «Помощница». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о маме в рисунках. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Портрет моей мамочки». Ребята изготовили подарки – сюрпризы «Цветочек маме», выпустили фотогазету «Как я помогаю маме дома». Прослушали песни о маме и разучили некоторых из них.
4этап (заключительный). В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Портрет моей мамочки», составленный совместно с родителями герб семьи, была организована фотовыставка «Как я помогаю маме дома».
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о празднике «День матери».
За время реализации проекта «Подарок для мамы» уровень знаний детей о празднике значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о своей маме, традициях семьи в этот праздник, о жизни бабушек и мам. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Список использованной литературы.
- Алямовская В.Г. "Как воспитать здорового ребенка".
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: Мозаика – Синтез, 2014.
- Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.
- Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Москва: Центр педагогического образования, 2014.
- Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель,2014. -247 с.
- Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т.А.- М.: ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007. -64 с.#1053;естерюк Т.Е. "Гимнастика маленьких волшебников".
- Сайкина Е.Г "Физкультпривет минуткам и паузам!".
- Сахипова З.Г. «Читаем детям». – Ленинград: Просвещение, 2013.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; под ред. В.И.Логиновой. - М.: Просвещение, 1990 -420 с.: -ISBN 5-09-001646-1.
- Моя родословная. Генеалогическое древо -
Беседа ко Дню матери «Моя любимая мамочка»
Цель: воспитывать у детей уважение, заботу и любовь к своей маме.
Оборудование: большое солнышко и маленькое солнышко с фотографиями каждого ребенка, детская песня о маме.
В: Ребята! Посмотрите, какой сегодня за окном солнечный, теплый и яркий день. Давайте улыбнемся друг другу и пусть у нас с вами на душе тоже будет сегодня тепло и хорошо. А еще скоро приближается очень радостный и нежный праздник. А какой же это праздник у нас с вами будет? Об этом и пойдет интересный разговор.
Кто любовью согревает
Все на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щечку поцелует-чмок?
Вот она всегда какая
Моя родная (мама)
В: правильно, ребята, конечно же вы догадались.
Сегодня мы с вами поговорим о наших любимых мамах. Потому что скоро наступит праздник День мамы.
Есть праздник чудесный и время счастливое,
Где рядом ребёнок и мама любимая.
И в близости чувств этих скрыто немало
Терпения, ласки и жизни начало!
Здесь все отголоски любви и заботы;
Здесь некогда сесть, так как много работы:
Хозяйка и прачка, и повар с сиделкой,
И врач, если надо, с большой тёплой грелкой.
Она на все руки всегда мастерица
И мамой своей должен каждый гордиться.
Ведь ближе неё не сыскать на всём свете.
Она за ребёнка с рожденья в ответе!
В: Ребята, а что значит для вас ваша мама?
В: конечно же мама-самый дорогой и близкий человек. Она всегда защитит, поможет в трудную минуту. Мама всегда поймет тебя и утешет. А как вы показываете маме, что вы ее сильно любите (ответы детей)
В: Ребята, а давайте поиграем в игру «Можно или нельзя» Я вам буду называть вещи, которые если можно делать вы хлопаете, если нет или нельзя так делать, вы должны молчать.
- Разбить мамину вазу?
- Попросить прощения за то, что разбили мамину вазу?
- Поцеловать маму в щечку?
- Залезть без разрешения в мамину сумку?
-Попросить прощения?
-Попросить «Поиграй со мной»?
- Помочь маме помыть пол или посуду?
-Намусорить фантиками на полу?
-Вредничать? Обижаться на маму?
В: Молодцы ребята, мама обрадуется, какие вы помощники растете, и хлопать громко умеете. А теперь давайте покажите, как помогаете вы маме дома.
Дружно помогаем маме-
Мы белье полощем сами (наклоны)
Раз, два, три, четыре, (движения в стороны)
Потянулись, (повесили белье)
Остановились
Хорошо мы потрудились! (рукой гладим себя по голове)
В: А теперь послушайте стихотворение и подумайте о ком оно? Я говорю строчку, а вы называете это слово. Договорились?
Кто пришёл ко мне с утра (мамочка)
Кто сказал: «вставать пора (мамочка)
Кашу кто успел сварить?
Чая в чашку кто налил?
Кто косички мне заплёл?
Дома всё убрал, подмёл?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех? Мамочка!
В: Ребята, а теперь давайте поиграем еще в одну игру «Какая моя мама». Нужно рассказать о своей маме.
В: Вы наверно немного устали, поэтому давайте немного разомнем наши ножки.
(Дети идут на носочках)
Маме надо отдыхать
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.
(Дети идут на пяточках).
Я на пяточках хожу, маму я не разбужу.
Моих пяток слышен стук:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Мои пяточки идут-
Меня к мамочке ведут.
В: Мама как солнышко –от улыбки тепло, от ясных глаз - светло! Посмотрите какое у меня большое красивое и яркое желтое солнышко, это будет наш общее настроение, которое будет нас всегда радовать. А эти маленькие солнышки с фотографиями (каждого ребенка) это вы, узнали себя? Вы будите лучиками этого большого солнышка, этого яркого настроения. Давайте в приемной нашей повесим, это солнышко и ваши лучики и пусть эта красота украшает нашу группу.
(Звучит детская песня о маме)
Рекомендации родителям по теме «Праздник Дня Матери»
День матери – международный праздник, в России он отмечается в последнее воскресенье ноября. В этот день принято поздравлять не только матерей, но и будущих мам. Символом праздника является цветок незабудка и плюшевый медведь.
В этот день дети спешат поздравить своих мам, вручают им сделанные собственными руками подарки: рисунки, аппликации, поделки, говорят им самые важные слова: «Мама, я тебя люблю!». Праздник объединяет всех и подчеркивает важность роли женщины, мамы в жизни общества.
С каждым ребенком необходимо обсудить этот день и придать ему значимости. При разговоре можно придерживаться данных советов:
- Расскажите ребенку о празднике «День матери», кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин праздник». Объясните ребенку, что мама – это дорогой человек, подаривший жизнь. Она любит его, растит его, заботится о нем, помогает во всем, поддерживает.
- Рассмотрите с ребенком фотографии мамы, бабушки. При этом говорите ласковые слова: добрая, ласковая, заботливая, дорогая, любимая, хорошая, радостная, внимательная.
- Уточните и расширьте знания детей о своей семье:
— Кто живет в Вашей семье? Как зовут членов семьи (полностью)?
— Какая у Вас семья? (дружная, большая, крепкая и т. д).
— Кто самый младший, а кто самый старший в Вашей семье?
— Что делает мама по дому?
— Чем ты помогаешь маме дома?
- Можно поздравить маму, проявить уважение внимательное отношение и любовь небольшим подарком, сделанным ребятами самостоятельно.
- Поиграйте с ребенком в предложенные ниже игры:
∙ Словесная дидактическая игра «Мама – самая-самая!». Правило игры: нужно назвать качество своей мамы, не повторяя уже сказанное.
∙ Нарисуйте рисунок – портрет мамы. Можно попросить помочь папу, брата или сестру. И подарить его маме.
Консультация для родителей «Любовь к матери»
Научить ребенка с уважением относиться к близким - матери, отцу, бабушке, дедушке – значит заложить в нём зерно человечности, чувства долга и сыновей ответственности, умение жить среди людей. Подготовить растущего человека к будущей жизни, вырастить в нём настоящего гражданина – задача высокая и гуманная, и эта задача решается тем успешнее, чем раньше начинают думать над ней взрослые.
В дошкольные годы, когда формируются основные черты личности, роль матери как воспитателя особенно велика. Вот почему педагог наряду с другими задачами воспитания решает и такие, как укрепление привязанности ребенка к матери; воспитание уважения и чуткого отношения к ней.
Почему случается, что сын или дочь вдруг перестают слушаться мать, начинают ей дерзить, командовать ею. Часто родители не замечают, что их отношения с маленьким членом семьи строятся неправильно, что ребенок растет потребителем, баловнем. Часто родители отстраняют ребенка от общесемейных дел: «еще мал - наработается, когда вырастет!», он является в центре внимания, первый кусок маленькому. Родители считают, что счастливое детство не должно омрачаться какими-либо поручениями, заботами. Они очень любят своё дитя и выражают это чувство в том, что не предъявляют к нему никакой требовательности. Так помимо своего желания, они растят эгоиста, не познавшего, что у него есть свои, пусть совсем небольшие, обязанности по отношению к отцу и матери. У ребенка должны быть определённые трудовые и моральные обязанности перед близкими, в нём необходимо формировать разумные потребности, умения считаться с материальными возможностями семьи, уважать покой старших и их интересы, правильно реагировать на родительское слово. Недопустимо, чтобы ребёнок командовал матерью, ощущая себя центром её забот и внимания, как это, к сожалению, встречается там, где в семье растёт «единственный». Стоит ребёнку закапризничать и сразу же – родительская тревога: «У тебя что-то болит?», «Что ты хочешь?». Ребёнок привык, что мама исполняет любое его желание «Хочу домой, надоело гулять» - заявляет сын и мама ведёт его домой, несмотря на то, что он пробыл на воздухе не более 30 минут, «Это я буду есть, а это ешь сама» - и мама так и поступает. Бывает, что родители не считают нужным рассказывать детям о своей работе «Мал ещё, что он понимает!» Ребёнка надо вводить в курс дела взрослых, и тогда дети начинают смотреть на взрослых членов семьи, как на людей авторитетных.
Однако какую бы работу ни проводил детский сад в воспитании у ребёнка уважения и любви к матери и другим близким, решающее слово тут за самими родителями, очень много значит их умение строить отношения с ребёнком на разумной требовательности к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план тематической недели "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"
В плане собраны материалы по всем видам детской деятельности в течение недели для 1 младшей группы...
Тематическая неделя "Мама милая моя"
Рекомендации родителям по теме недели....
План тематической недели «мама, папа, я – здоровая семья!» по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей возрастной группе»
Здоровый образ жизни — это гармония души и тела, здоровье, энергия и долголетие. Общение с природой, правильное поведение, режим дня и т.п. — каждому человеку необходимо внедрить с детства. ...
Тематическая беседа "Мама, мамочка моя" в средней группе.
Беседа актуальна в предверии праздника "День матери"....
Тематическая беседа "Мама, мамочка моя"
Тематическая беседа"Мама, мамочка моя" в средней группе." Цель : воспитывать у детей уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь...
Календарно-тематическое планирование ,,Мамы разные нужны, мамы всякие важны,,
Планирование воспитательно-образовательной работы в группе № __2_Месяц: ___Март_______ ...
Тематическая неделя "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"
Тематическая неделя "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны". Вторая младшая группа....