Совместная игровая деятельность родителей и детей. Из опыта работы
статья
В статье говорится о решении проблемы взаимоотношений детей и родителей через совместную игру. Именно совместные игры детей и родителей способствуют сближению и пониманию детей и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совместная игровая деятельность родителей и детей
Из опыта работы
Подготовила:
Грызлова С.А.
Воспитатель МБДОО №2
«Ромашка» ст.Гиагинской
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё! Поэтому я начала с того, что решила и наладить доверительные отношения с родителями.
Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, так- же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.
Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Воспитание – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечения, способностей, задатков, наклонностей нет воспитания…Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга, немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической». Конечно, он писал об учителях и воспитателях, но не надо забывать, что первые учителя, воспитатели для ребенка – его родители.
Но современные родители, почему-то об этом забывают и оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательным учреждениям. мы столкнулась с проблемой: родители мало интересуются успехами своих детей. Привлечь, заинтересовать их очень трудно, но это самая важная задача. Так нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки. Это мы и пытаемся донести до родителей наших воспитанников проводя с ними различные беседы, консультации, семинары, родительские собрания по разным интересным темам, которые так их волнуют. В этом опирались на запросы родителей, а эти запросы легко выявить по анкетированию.
Да, родители сейчас все люди грамотные, многие с высшим образованием, но, по нашим наблюдениям, не умеющие строить взаимоотношения с детьми в игровой деятельности. А ведь именно игра является одной из ведущих деятельностей ребенка. Сейчас дети перестают играть. А те игры, в которые они играют, стали невеселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного поколения другому. Я решила сблизить детей и родителей, показать родителям, что их дети творческие, способные, но они требуют внимания и партнера для игр.
Для решения этой проблемы, я поставила перед собой задачи в работе с родителями:
1. Формировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.
2. Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через игровую деятельность.
3. Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.
4. Сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.
5. Познакомить родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях.
6. Помогать родителям открывать новые возможности игрового отражения мира для ребенка.
Для того, чтобы узнать значение совместных игр в семьях моих воспитанников, я провела анкетирование родителей и детей
«Игра в жизни моей семьи». По результатам анкетирования, сделала выводы, что родители хотят играть с детьми, но не умеют правильно организовывать совместную игровую деятельность с детьми.
Мною составлен план совместной игровой деятельности, где родители являются партнерами, участниками детей в играх, а не зрителями, наблюдателями.
Подготовила консультации для родителей «Растем, играя», «Какие игрушки нужны вашим детям?». Цели этих консультаций: дать понять родителям то, какую роль занимает игра в жизни ребенка; дать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка.
Были проведены родительские собрания в форме игрового тренинга на тему «Играя развиваем речь детей». На собрании знакомили родителей с задачами речевого развития детей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей. С ними мы отработали практические навыки по их применению в домашних условиях. Также родители познакомились с высказываниями педагогов, ученых об игре, ее роли в жизни ребенка. В конце собрания родители получили памятки «Как правильно играть с ребенком».
Существует немало форм организации совместной работы воспитателя и родителей. Одной из таких форм является проведения в детском саду конкурсов, развлечений, праздников среди родителей, среди родителей и сотрудников и т.д. В детском саду традиционно отмечаются Новый год, 8 Марта, 23 февраля. Но я поняла, что жизнь детей становится интереснее, если организовать какие-то нестандартные, весёлые праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников.
Праздник – яркое событие в жизни ребенка, наполненное необычными радостными и глубокими впечатлениями. К.Д.Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого». Я согласна с ним. Но праздник вдвойне интересней для детей, если в нем принимают участие и родители.
Из опыта работы могу сказать, что у каждого моего выпуска всегда есть свои определенные традиции: проведение детско-родительских праздников, творческие детско-родительские конкурсы, совместные проекты и т.п. Хороший повод провести праздник вместе с родителями, а не творческий отчёт для них, где родители являются непосредственными участниками праздника. С детьми перед каждым мероприятием делаем приглашения для родителей. Как приятно видеть радостные лица родителей, когда их ребенок вручает приглашение, сделанное своими руками! Тут уж стыдно будет не прийти и не принять участие, чтобы порадовать сына или дочку.
Праздники: «День рождения Осени», «Праздник елки»; досуги: «Вместе с мамой», «Широкая масленица»; развлечения: «Зимние забавы», «Мама – солнышко моё», «Папа может все, что угодно!» и др. были проведены с различными аттракционами, конкурсами, соревнованиями, эстафетами и другими игровыми сюжетами. В них принимали участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Много интересного узнаешь о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное — родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников праздника: детей, родителей, воспитателей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. Они учат ребёнка любить и беречь семью, своего отца и мать, дух своего дома. Родители хорошо узнают друг друга в совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах. Взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребёнка с другими. Дети видят положительный пример общения и отдыха.
В результате таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку (он много умеет и знает) и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с их детьми, вкладывая в дело воспитания свою душу, знания и силу.
Значимое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Осень – волшебница», «Волшебная снежинка», «Очумелые ручки». Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчество воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это и начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.
Задумавшись о том, какой должна стать система взаимодействия педагогов и нынешних родителей, для того чтобы максимально активизировать игровую деятельность детей, я постоянно нахожусь в поиске новых форм, методов и содержания работы с родителями. Одной из наиболее содержательных вариантов явилось создание семейной игротеки с ее насыщенной развивающей средой, а также возможностью практической деятельности в ней. Принцип игротеки заключается в том, что дети и их родители могут на практике освоить игровую деятельность, как в детском саду, так и дома. Это своего рода «игры на прокат», которые родители совместно с детьми могут выбрать по желанию на выходные, либо поиграть вечером в группе. Игротека включает в себя: картотеку разных видов игр - пальчиковые, дидактические (настольные), подвижные и весь необходимый наглядный и игровой материал (картинки, атрибуты к играм). Таким образом у ребенка появляется еще одна возможность поиграть со своими близкими, объяснить правила, показать родителям свои достижения в играх.
Почему задались именно таким вопросом? Не хочется упустить тот момент в жизни ребенка, когда еще не поздно научить его родителей играть с ним. Так как именно в младшем возрасте закладываются основы развития ребенка. Поэтому нам важно донести до родителей сейчас, на сколько важна для ребенка совместная игра с его близкими.
С помощью анкетирования каждый воспитатель проверил как часто и регулярно родители наших воспитанников играют со своими детьми. И умеют ли вообще это делать.
Так же я планирую пригласить в гости бабушку, которая покажет мастерство вязания; маму, которая согласна устроить детям «Праздник любимых игр».
Я считаю, что благодаря таким мероприятиям мы сможем создавать условия для взаимодействия детей и родителей, которые помогут улучшить эмоциональный контакт между ними, научат их совместной игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете по теме:"Совместная игровая деятельность родителей и детей как один из факторов сохранения здоровья ребенка"
Доклад на педсовете...
Конспект совместной игровой деятельности родителей и детей младшего дошкольного возраста
Раскрыть родителям важные стороны психического развития детей младшего дошкольного возраста...
Конспект совместной игровой деятельности родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Режим дня – залог здоровья семьи»
Конспект совместной игровой деятельности родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему:...
Совместная игровая деятельность родителей и детей "Поиграем вместе"
Совместная игровая деятельность родителей и детей "Поиграем вместе"!...
Совместная игровая деятельность родителей и детей второй группы раннего возраста "Мы - веселые ребята, потому что мы зайчата!"
Эмоциональное сближение родителей и детей через совместную игровую деятельность....
Консультация для родителей по теме: "Совместная игровая деятельность родителей и детей" (2023 год).
quot;Совместная игровая деятельность родителей и детей"...
- Мне нравится (1)