Работа по КГН
картотека
Предварительный просмотр:
Перспективный план
по формированию культурно-гигиенических навыков
во второй младшей группе
2023-2024 г.
Перспективный план по формированию КГН во 2-й младшей группе
ЦЕЛЬ: формирование культурно-гигиенических навыков, привитие культурно-эстетических норм в соответствии с требованиями СанПиН ДОУ, целевыми ориентирами образования ФГОСДО, показателями развития детей 3-4.
МЕТОДЫ:словесный, наглядный, практический, игровой.
ПРИЁМЫ:
- беседы, объяснения, чтение стихотворений, потешек, рассказов;
- показ, демонстрация;
- игровые упражнения, дидактические игры, игровые ситуации, приёмы мнемотехники.
Совместная деятельность педагога и детей | Задачи | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ | ||
УМЫВАНИЕ Пальчиковая гимнастика «Моем ручки». Игр.упр. «Моем руки чисто-чисто». Чтение «Мойдодыр» К.И. Чуковского. | Формировать умение правильно и тщательно мыть руки (смачивать руки под струёй воды, набирать мыло из дозатора, намыливать руки выше запястья, тереть ладони друг о друга, промывать между пальцами, смывать мыло, умывать лицо, отжимать воду с рук, пользоваться только личным полотенцем. Закреплять понятие, что мыть руки необходимо перед едой, после туалета и прогулки и по мере загрязнения. | Консультация в ходе родительского собрания «Культурно-гигиенические навыки ребёнка 3-х лет». |
ПИТАНИЕ Беседа «Для чего нужны салфетки». Д/И «Покажем слонику как вести себя за обедом». | Продолжать прививать культурно-этические нормы (далее КЭН): обращать внимание на сервировку стола. Формировать умение держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту узкой частью. Формировать навык культуры поведения за столом: брать пищу губами, не всасывая в себя, есть бесшумно, не крошить хлеб, во время обеда съедать блюда в порядке очерёдности, не выхватывать кусочки пищи руками из тарелки, пользоваться салфеткой во время еды. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Игр. Упр.«Одеваем по порядку», Д/И «Покажем зайчику, где лежат наши вещи». | Формировать умение детей одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать свою одежду на стульчике перед сном. Учить пользоваться всеми видами застежек, узнавать свою одежду, не путать с одеждой других детей. | |
НОСОВОЙ ПЛАТОК И ПОСЕЩЕНИЕ ТУАЛЕТА Игр.Упр. «Покажи, как умеешь вытирать носик». Беседа «Где живёт туалетная бумага», Индивидуальные беседы «Порадуем маму сухими штанишками». | Формировать умение пользоваться носовым платком. Формировать умение вовремя посещать туалет по мере необходимости, пользоваться самостоятельно туалетной бумагой, спускать в унитазе воду, мыть руки после туалета с мылом. | |
ОКТЯБРЬ | ||
УМЫВАНИЕ Д/И: «Поучим медвежонка делать пену», «Покажем лисичке, как надо вытирать руки насухо». | Продолжать формировать навык намыливать руки до образования пены, тщательно смывать ее, насухо вытирать руки и лицо полотенцем, вешать его на место. | Памятка «Что умеет ребёнок 3-х лет» |
ПИТАНИЕ Беседа: «Кушаем красиво». Чтение: «Маша обедает». Беседа по содержанию. | Закреплять умение детей есть аккуратно, есть котлету, запеканку, отделяя кусочки по мере съедания, не дробить заранее; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Игр.Упр. «Застёжки». Игр.упр. «Надеваем по порядку». | Упражнять в использовании разных видов застежек. Закреплять умение надевать колготки, обувь, застегивать верхнюю одежду с помощью взрослого. Просьбу о помощи выражать только словесно. | |
ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ И ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА. Беседа «Для чего нам влажные салфетки?» Индивидуальное упр. «Я уже не маленький, я уже большой» | Формировать умение использовать на прогулке влажные салфетки для протирания лица и рук по мере загрязнения. Продолжать приучать детей пользоваться туалетной бумагой самостоятельно, отрывать, складывать, использовать не пачкая рук, выбрасывать использованную. | |
НОЯБРЬ | ||
УМЫВАНИЕ Рассматривание и беседа по картинкам «Дети умываются», Чтение: потешка «Водичка, водичка» | Продолжать формировать умение правильно мыть руки. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями. Закреплять умение правильно пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки. Вешать полотенце на место. | Памятка «Профилактика кишечной инфекции» |
ПИТАНИЕ Показ, объяснение Беседы: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой». | Формировать умение полоскать рот после приема пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Беседа «Как готовимся ко сну?» Д/И «Покажем мишке как мы складываем одежду». | Закреплять умение раздеваться перед сном в нужной последовательности, вешать одежду на стульчик. Учить выворачивать вещи налицо. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение. | |
ПРОФИЛАКТИКА КИШЕНОЙ ИНФЕКЦИИ. Беседа «Где живут микробы?» Беседа «Правила поведения в туалете». Индивид. Упр. «Я сам». | Приучать детей не трогать грязными руками лицо, не облизывать пальцы и игрушки. Продолжать формировать умение пользоваться туалетной бумагой самостоятельно, отрывать, складывать, использовать не пачкая рук, выбрасывать использованную, мыть руки с мылом после посещения туалета. | |
ДЕКАБРЬ | ||
УМЫВАНИЕ. Беседа «Не разбрызгивай воду». Игр.упр. «Научим куклу умываться». | Воспитывать аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение правильно пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки. | Консультация «Я сам». |
ПИТАНИЕ Беседы: «Кушаем правильно», «Если скатерть на столе…» | Продолжать привитие КЭН: обращать внимание на порядок поедания блюд за обедом, сервировку стола. Совершенствовать умение правильно держать ложку, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Беседа «Зачем сушить одежду». Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро сложит одежду» | Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика.Приучать оказывать помощь воспитателю при развешивании на просушку одежды и обуви. | |
ЩЁТКА ДЛЯ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ Игр. Упр. «обметаем снег с одежды», «Обметаем обувь». | Формировать умение пользоваться щёткой, обметать одежду и обувь от снега. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам. | |
ЯНВАРЬ | ||
УМЫВАНИЕ Чтение: Чтение А. Барто «Девочка чумазая» Игр. Упр. «Научи товарища мыть руки». | Продолжать формировать умение детей намыливать руки дообразование пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду | Консультация «Что почитать детям о гигиене». |
ПИТАНИЕ Беседа: Беседа «Как правильно есть второе блюдо». | Продолжать формировать умение детей есть самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, не мять котлету, чередовать поедание основного блюда и гарнира; пользоваться салфеткой после еды. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Игр. Упр. «Кто правильно и быстро положит одежду», «Застегнём –расстегнём», «Пошли валенки сушиться». | Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении пользоваться различными видами застежек. Формировать осознание, что нужно развешивать одежду на просушку, ставить валенки на сушилку. Закреплять умение аккуратно складывать свою одежду на стульчик перед сном. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому | |
ОПРЯТНОСТЬ Беседа «Как заботиться о своей одежде». Д/и: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты». Игр.Упр. «обметем друг друга от снега», «Обметаем обувь». | Продолжать формировать умение замечать непорядок в одежде и устранять его,очищать одежду и обувь от снега самостоятельно, с помощью взрослых или других детей,. Продолжать приучать пользоваться салфетками и туалетной бумагой, вовремя посещать туалет. | |
ФЕВРАЛЬ | ||
УМЫВАНИЕ Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». Игр. Упр. «Раз-два, засучили рукава». | Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, не разбрызгивать воду при умывании. | Консультация «Роль сюжетно-ролевой игры в привитии культурно-гигиенических навыков» |
ПИТАНИЕ Чтение: С. Капутикян«Маша обедает». Беседа по содержанию. Повторение правил поведения за столом. | Продолжать прививать КЭН: обращать внимание на сервировку правила поведения во время приёма пищи.Закреплять умение держать ложку тремя пальцами, не отводя локоть в сторону, есть жидкость первого блюда вместе с заправкой, откусывать пищу небольшими кусочками, жевать коренными зубами, брать из общей тарелки хлеб, булочки. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Игр. Упр. «Надеваем колготки». Д/И «Оденем куклу на прогулку». Организация опытно-экспериментальной деятельности «Если не просушим рукавички». | Формировать у детей умение снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, находить перед одежды, правильно надевать обувь, платье, шорты, куртку, шапку, с помощью взрослого убирать вещи в шкаф.Формировать умениеразмещать варежки на сушилке. Формировать понятие, что обувь и одежду необходимо разместить на сушилках возле батареи, иначе она останется мокрая. | |
РАСЧЁСКА И НОСОВОЙ ПЛАТОК. Игр. Упр «Где твой платочек?» Игр. Упр. «Давайте причешемся». С-Р/И «Парикмахерская». | Закреплять умение пользоваться носовым платком. Учить правильно сморкаться. Постепенно учить девочек расчесывать длинные волосы. | |
МАРТ | ||
УМЫВАНИЕ Чтение: С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Лапки». Рассматривание рисунков по теме. | Формировать у детей культурно – гигиенические навыки, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки. С опорой на рисунки обсудить, когда необходимо мыть руки. | Памятка «Правила этикета для малышей» |
ПИТАНИЕ Д/и: «Расскажи Хрюше, как надо правильно кушать», «В гостях у куклы Маши». | Закреплять умение есть аккуратно, соблюдать правила поведения за столом, закреплять знания правил сервировки стола. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Д/и: «Покажем, как нужно складывать свою одежду перед сном», «Покажем мишке, где мы сушим рукавички». | Совершенствовать умение быстро раздеваться и одеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умение пользоваться всеми видами застежек, узнавать свою одежду и не путать с одеждой других детей. Размещать рукавицы на сушилке возле радиатора. | |
ОПРЯТНОСТЬ Д/и: «Покажем игрушкам, какие мы аккуратные». Беседа «Порадуем папу чистыми штанишками». | Формировать умение самостоятельно замечать и устранять небольшой непорядок в одежде, переодевать одежду и бельё при загрязнении. Продолжать формировать навык самостоятельного использования туалетной бумагой. | |
АПРЕЛЬ | ||
УМЫВАНИЕ Повторение алгоритма мытья рук с опорой на мнемотаблицу. Д/упр. «Научи товарища», «Проверь, правильно ли товарищ моет руки». | Закреплять умение правильного мытья рук, повторять правила поведения в умывальной комнате, повторять алгоритм мытья рук. Воспитывать ответственность за своё здоровье, самостоятельность, дружелюбие. | Консультация «КГН ребенка 4-х лет» |
ПИТАНИЕ Беседа «Кушаем второе правильно». Д/И «Обед у слоника». | Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя (котлеты и т. п.) гарниром, не набивать полный рот. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Чтение С. Михалков «Всё сам». Игр. Упр. «Покажи волчонку, как мы научились одеваться/раздеваться». Беседы о правилах поведения в раздевалке. | Формировать у детей навыки самообслуживания, умение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, при необходимости обратиться за помощью к воспитателю. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим. | |
ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ ДЛЯ ТУАЛЕТА. Беседа «Влажные салфетки в туалете». Организация опытно-экспериментальной деятельности с кусочками туалетной бумаги и влажными салфетками «Тонет-не тонет, растворяется-не растворяется». | Продолжать формировать КГН при посещении туалета: учить использовать влажную туалетную бумагу при необходимости, доставать её из индивидуальной упаковки чистыми руками заранее, выбрасывать использованную в ведро, мыть руки с мылом после туалета. | |
МАЙ | ||
УМЫВАНИЕ Заучивание алгоритма мытья рук по мнемотаблице. Пальчиковая гимнастика « Моем руки». | Совершенствовать у детей культурно – гигиенические навыки, осознанное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Продолжать формировать привычку мыть руки после посещения туалета, перед едой, а также по мере загрязнения. | Памятка «Гигиена на прогулке» |
ПИТАНИЕ Организация участия детей в сервировке столов: помощь в раскладывании ложек и салфеток. Д/И «Завтрак у куклы Маши», «Обед у лисички». | Продолжать прививать КЭН: формировать знание сервировки стола для разных приёмов пищи. Совершенствовать умение аккуратно кушать, жевать закрытым ртом, не разговаривать за столом, не размахивать ложкой, не тянуть скатерть, пользоваться салфеткой. | |
ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ Д/И «Покажем зайчику, как мы одеваемся/раздеваемся». Д/И «Застёжки». Игр. Упр. «С изнанки на лицевую» | Упражнять в использовании разных видов застежек (пуговицы, молнии, липучки). Учить выворачивать вещи на лицевую сторону. Просьбу о помощи выражать только словесно. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение. | |
ГИГИЕНА НА ПРОГУЛКЕ Беседа «Где живут микробы». Д/И «Можно-нельзя». | Продолжать формировать навык использовать влажные салфетки для протирания рук на прогулке. Продолжать объяснять детям, почему нельзя облизывать руки и предметы на улице, трогать грязными руками лицо. |
Перспективное планирование работы по формированию КГН для детей раннего возраста
Режимные моменты | Непосредственная образовательная деятельность | Совместная деятельность воспитателя и детей | Практическая деятельность детей | Работа с родителями |
| ||||
Первый квартал
|
| ||||||||
Питание | Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать» Цель: Учить держать ложку в правой руке, брать пищу руками, есть с помощью взрослых. | Чтение потешек «ладушки, ладушки», «Умница Катенька», «Гойда, гойда» | Дидактические игры: «Покажем кукле как нужно правильно держать ложку» | Анкетирование родителей
Консультации для родителей «Формирование КГН у детей 2-3 лет»
Родительское собрание на тему: «Какие навыки самообслуживания можно привить детям раннего возраста»
Папка передвижка: «Значение культурно гигиенических навыков в жизни вашего ребёнка» |
| ||||
Одевание-раздевание | Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку» Цель: на примере игрушечного персонажа учить доставать из шкафа уличную одежду. Побуждать надевать носки рейтузы, кофту, куртку, шапку. | Дидактическое упражнение: «Туфельки поссорились-подружились» «Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле, зайчику, мишке, где лежат наши вещи. Чтение потешеки «Наша Маша маленькая», З. Александровой «Катя в яслях»
| Дидактические игры в кукольном уголке: «Разденем куклу после прогулки», «Разложи одежду по местам» и т.д. |
| |||||
Умывание навыки опрятности | Игровая ситуация: «Водичка-водичка». Цель: Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки, Приучать пользоваться носовым платком. | Дидактическое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Беседы по сюжетным картинкам. Чтение потешеки «Водичка- водичка…», «Гуси-лебеди летели..» | Рассматривание картинок: « Как дети моют ручки», «Мама моет дочку». Дидактические игры: «Покажи своё полотенце», Игры детей в кукольном уголке с предметами гигиенического ухода. |
| |||||
Второй квартал |
| ||||||||
Питание | Игровая ситуация: «Маша обедает». Цель: Закреплять умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, жевать коренными а не передними зубами. | Чтение потешеки: «Идет коза рогатая», «Пошёл котик на торжок», «Кисонька мурысонька», З.Александрова «Вкусная каша» | Сюжетно ролевая игра: «В гостях у мишки» Игровая ситуация: «Мы обедаем». Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды. | Консультация для родителей: «Возрастные особенности детей раннего возраста»
Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»;
Оформление фотовыставки «Любим, любим умываться по утрам и вечерам!!» |
| ||||
Одевание-раздевание |
Игровая ситуация: «Застегни пуговичку». Цель: Учить расстёгивать застёжки липучки, упражнять в использовании других видов застёжек. Учить надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застёгивать куртку, вешать в шкаф одежду. При раздевании перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать правильно вести себя в раздевалке. |
Игровые ситуация: «Как петушок разбудил детей». Дидактическое упражнение: «Уложим куклу спать». Чтение: З. Александрова «Мой мишка». Н. Павлова «Чьи башмачки» |
Игровые ситуации для сюжетной игры: |
Беседа с родителями : «Как привить самостоятельность»
Оформление альбома с участием родителей «Стихи, потешки–помощники в воспитании детей». | |||||
Умывание навыки опрятности | Тема «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней. Продолжать учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями, учить отжимать руки после мытья. Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем. | Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком. | Сюжетно ролевая игра: «Парикмахерская» Рассматривание сюжетных картинок: «Дети купаются». | Консультация для родителей: «Что мы читаем дома» |
| ||||
|
| ||||||||
Третий квартал |
| ||||||||
Питание | Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать всё до конца, проглатывать пищу не оставляя ее за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой. | Игра-упражнение: «Как мишка учился кушать» Дидактическое упражнение: «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду». Читаем рассказ «Маша обедает» | Игры детей в кукольном уголке: « Накроем столик для кукол», «Кукла Катя пьёт чай». | Беседы с родителями «Приучаем детей правильному поведению за столом». Фотовыставка: «Как я помогаю маме» |
| ||||
Одевание-раздевание | Продолжать учить застёгивать пуговицы. Учить надевать носки, гольфы, начиная с носка. При раздевании перед сном побуждать вешать одежду на свой стульчик. Учить вежливо выражать просьбу о помощи. | Игровые ситуация: «Поможем кукле собраться гости к мишке». Дидактическое упражнение: «Поучим зверюшек застёгивать пуговицы» Разучиваем стихи на тему Одевание-раздевание: «Маша варежку одела» | Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать». Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года). | Папки передвижки в уголке здоровья «Одежда по сезону»
Беседы с родителями: Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке. |
| ||||
Умывание навыки опрятности | Учить засучивать рукава перед умыванием закреплять умение пользоваться носовым платком и расчёской. Развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;
| Дидактическое упражнение: «Научим Куклу правильно умываться», «Покажем мишке как нужно вытираться своим полотенцем». Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», Е.Благина «Алёнушка» | Игровые ситуация: « Купаем куклу Катю». Рассматривание сюжетных картинок. Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. | Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать». |
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
Четвёртый квартал |
| ||||||||
Питание | Учить держать ложку тремя пальцами, съедая бульон первого блюда, Вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Закреплять умения есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды. | Игровые ситуация: «Мишкаа пригласил в гости зайку и ёжика» Дидактическое упражнение: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать» Чтение С.Капутикян «Кто скорее допьёт» | Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу чаем». Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки | Ширма «Ваш помощник на кухне» Консультация «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания детей» |
| ||||
Одевание-раздевание | Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Продолжать учить пользоваться разными видами застёжек.
| Дидактическое упражнение: «Покажем как нужно складывать одежду перед сном», Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике» Чтение И. Муравейко «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки» | Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». Создание различных игровых ситуаций на закрепление культурно-гигиенических навыков. | Анкетирование родителей «Какие навыки самообслуживания приобрели дети к концу года». |
| ||||
Умывание навыки опрятности | Познавательное развитие. Тема «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать расчёсывать короткие волосы. | Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая». Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра: «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). | Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек. Рассматривание фото альбомов. | Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?» Попросить родителей просмотреть вместе с детьми м/ф «Мойдодыр» |
|
Перспективный план
по воспитанию культурно-гигиенических навыков
у детей подготовительной группы
Режимные процессы | Содержание навыков | Методические приёмы | |
Сентябрь | |||
Питание | Совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем. | Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». | |
Одевание-раздевание | Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. | Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду». | |
Умывание | Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем. | Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь, закреплять умение заправлять свою кровать. | Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель». | |
Октябрь | |||
Питание | Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. | Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов». | |
Одевание-раздевание. | Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии. | Беседа «Каждой вещи своё место». | |
Умывание | Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем. | Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться». | |
Заправка кровати | Продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню. | Чтение С. Михалков «Я сам». | |
Ноябрь | |||
Питание | Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. | Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться ножом». | |
Одевание-раздевание | Закреплять умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек. | Чтение И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду». | |
Умывание | Продолжать учить правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком. | Чтение К.Чуковского «Мойдодыр» (отрывки). | |
Заправка кровати | Совершенствовать навыки заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом. | Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель». | |
Декабрь | |||
Питание | Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой , а вилку в левой руке. | Беседа «Как правильно есть второе блюдо». | |
Одевание –раздевание | Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности. | Упражнение «Как мы умеем наводить порядок». | |
Умывание | Совершенствовать навыки правильного умывания, пользования индивидуальным полотенцем. | Чтение А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь | Беседа «Как заботиться о своей одежде». | |
Январь | |||
Питание | Закреплять умение есть второе блюдо. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости. | Беседа «Культура поведения во время еды». | |
Одевание-раздевание | Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды. | Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды». | |
Умывание | Совершенствовать умение быстро и правильно умываться. | Игра-драматизация по произведению А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Продолжать учить мыть, протирать, чистить свою обувь. Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья. | Чтение Д.Крупской «Чистота». | |
Февраль | |||
Питание | Закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости. | Игра –соревнование «А я умею…». | |
Одевание-раздевание | Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу | Игра – соревнование «Наведём порядок в шкафчиках». | |
Умывание | Совершенствовать умение насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках. | Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое….». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Совершенствовать умение просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать , чистить обувь. Продолжать учить одевать на подушку чистую наволочку, расстилать простыню. | Дидактическое упражнение «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё». | |
Март | |||
Питание | Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки. | Беседа «Почему второе блюдо не едят ложкой». | |
Одевание-раздевание | Закреплять умение выворачивать снятую одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь | Чтение М. Зощенко «Глупая история». | |
Умывание | Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета. | Беседа «Микробы – наши враги». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Формировать привычку следить за своим внешним видом. Продолжать учить принимать участие в смене постельного белья. | Беседа «Чистота – залог здоровья». | |
Апрель | |||
Питание | Продолжать учить есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом. | Беседа «Культура еды – ответственное дело». | |
Одевание-раздевание | Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду. | Игра-соревнование «Чей стул самый аккуратный» | |
Умывание | Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате. | Чтение Е. Винокуров «Купание детей». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде. Учить принимать участие в смене постельного белья: надевать чистую наволочку, с помощью взрослого надевать пододеяльник на одеяло. | Дидактическое упражнение «Помогаю товарищу». | |
Май | |||
Питание | Продолжать учить детей есть с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно. | Дидактическое упражнение «За столом едим культурно». | |
Одевание-раздевание | Продолжать учить детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и одежде, завязывать шнурки. | Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок». | |
Умывание | Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости | Беседа «Чистые руки – здоровые дети». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Формировать привычку напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им, совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. Продолжать учить менять постель: стелить чистую простынь, надевать наволочку и пододеяльник. | Продуктивная деятельность: шитьё кукольного белья.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». | |
Июнь | |||
Питание | Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой. | Чтение О. Григорьев «Варенье».
| |
Одевание-раздевание | Продолжать учить детей оказывать помощь товарищам в одевании: застегнуть пуговицу, расправить воротник. | Чтение С. Михалков «Всё сам». | |
Умывание | Закреплять и совершенствовать привычку следить за чистотой тела | Чтение Т. Кожомбердиев «Всё равно». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. | Дидактическое упражнение «Кто самый аккуратный». | |
Июль | |||
Питание | Совершенствовать умение во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол. | Сюжетно-ролевая игра «В кафе». | |
Одевание-раздевание | Закреплять умение аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле. | Чтение Я. Аким «Неумейка». | |
Умывание | Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела. | Дидактическое упражнение «Чьё полотенце чистое, тот правильно умывался». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. | Показ, напоминание, указание. | |
Август | |||
Питание | Закреплять и совершенствовать умения культурно есть, правильно пользоваться приборами, салфеткой. | Сюжетно-ролевые игры: «Мы на дне рождения», «В кафе». | |
Одевание-раздевание | Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в шкафу, помогать товарищам. | Игра – соревнование «Кто быстрее всех», «Кто самый аккуратный». | |
Умывание | Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости. | Напоминание. | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Постоянно следить за своим внешним видом, помогать товарищам устранять неполадки во внешнем виде, принимать участие в смене постельного белья. | Продуктивная деятельность: помощь помощнику воспитателя .
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.
Организовать индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации индивидуальной работы со всей группой одновреме...
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...