программа по развитию речи в средней группе
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему

Жигунова Екатерина Юрьевна

Программа

объединения дополнительных

платных образовательных услуг

Кружок « РАЗУМ-НЯША»

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. 

Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе пи на специальных занятиях по обучению грамоте. Педагогический процесс предполагает не только обучение чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и  развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Уровень развития речевых навыков и умений детей в области грамоты характеризуются следующими показателями: 

Сформированность у ребенка представлений о речевых и неречевых формах общения, умения ориентироваться в содержании общения, выполнять поручения; 

Наличие у ребенка представления о звуковой основе речи как реальной действительности: о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные), о выразительных средствах речи;

 Проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнение упражнений по звуковой культуре речи; 

Владение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования; способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.

Программа реализуется в доступной и интересной форме:

дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.

Содержание программы обеспечивает: 

Личностно – ориентированный подход во взаимодействие ребенка со взрослым;

Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка; 

 Формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его).

Программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики и развитие графических навыков: развитие фонематического восприятия и формирование устной разговорной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_zvuka_k_bukve._e.v.kolesnikova._dlya_detey_4_let.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2051

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                         «УТВРЕЖДАЮ»                  

на заседании                                                                            Директор ГБОУ Школа №2051

Управляющего Совета № 1                                                                              _____________

28 августа 2018 г.                                                                                               Семенова Е. Н.

Протокол № ___ от 28.08.2018 г.                                                                        

 

Программа

объединения дополнительных

платных образовательных услуг

Кружок « РАЗУМ-НЯША»

Направленность: Социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 4 года

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                             

                                                                                                                           

                                                                                         Автор-составитель:

        Жигунова Е.Ю.

педагог первой

квалификационной категории

Москва

2018-2019 уч. год

1.2. СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел Программы:

1.1. Пояснительная записка:

- цели и задачи изучения предмета в данной группе;

- принципы и подходы в организации образовательного процесса;

- нормативно-правовая основа составления программы;

- формы взаимодействия педагогов с родителями.

2. Содержательный раздел Программы:

2.1. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной      

области.

2.2. Календарно-тематический план: тематика, формы, способы, методы и средства  

реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

воспитанников.

2.3. Планируемые результаты освоения Программы.

2.4. Способы проверки знаний, умений и навыков.

3. Организационный раздел Программы:

3.1. Список средств обучения

3.2. Список используемой литературы.

1. Целевой раздел Программы.

1.1. Пояснительная записка

Теоретические основы программы опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об образовании», анализ научно-методической литературы по проблеме.

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей.  

Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе пи на специальных занятиях по обучению грамоте. Педагогический процесс предполагает не только обучение чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и  развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Уровень развития речевых навыков и умений детей в области грамоты характеризуются следующими показателями:  

Сформированность у ребенка представлений о речевых и неречевых формах общения, умения ориентироваться в содержании общения, выполнять поручения;  

Наличие у ребенка представления о звуковой основе речи как реальной действительности: о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные), о выразительных средствах речи;

 Проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнение упражнений по звуковой культуре речи;  

Владение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования; способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.

Программа реализуется в доступной и интересной форме:

дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.

Содержание программы обеспечивает:  

Личностно – ориентированный подход во взаимодействие ребенка со взрослым;

Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;  

 Формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его).

Программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики и развитие графических навыков: развитие фонематического восприятия и формирование устной разговорной речи.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

•  постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

• Устав учреждения.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой "От звука к букве».

Обучение дошкольников элементам грамоты (комплект рабочих тетрадей «От слова к звуку» и методическое пособие к ним «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет»)  

Дополнительные занятия по развитию речи проводятся:

группа 4-х лет – 1 раз в неделю во второй половине дня по 1 академическому часу( 25 минут образовательная деятельность, 10 минут физминутка, 10 минут организационные моменты). Всего 32 занятия.

Педагогическая диагностика: 2 раза в год (ноябрь, май).

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает следующие формы:

консультации,

беседы,

семейные праздники,

проектная деятельность.

2. Содержательный раздел Программы.

2.1. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной      

области.

Учебный план реализации ООП ДО в группах по Программе:

Возраст

Сроки

Режим проведения

Общее кол-во занятий

Продолжительность 1 занятия

для детей

4-х лет

с 1 октября учебного

года по май

учебного года

1 занятие

в неделю во вторую половину дня

32

занятия

45 минут

Программа на учебный год (4-х лет) – 32 занятия по 1 занятию в неделю

  1. Развитие фонематического слуха.
  • продолжать знакомить с терминами «звук» и «слово»
  • знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже

  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-

ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи

  • познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги

  • познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование)

  • формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные
  • учить определять и изолированно произносить первый звук в слове
  • учить называть слова с заданным звуком
  • учить способам интонационного выделения звука в слове

  • продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание

  • продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения

2. Развитие графических навыков.

  • продолжать рисовать вертикальные и горизонтальные линии
  • рисовать округлые линии

  • рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии
  • заштриховывать различные предметы

  1. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)

- способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук

Распределение программного материала на учебный год

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса

по разделу

 «Развитие речи», (1-е полугодие),  

«Подготовка к обучению грамоте» (2-е полугодие)

Месяц

Тема недели и НОД

Задачи

Количество часов

Дата проведения

Методы и приемы ТРИЗ.

Литература.

ОКТЯБРЬ

(I полугодие)

1

НЕДЕЛЯ

Детский сад, впечатление о лете.

Формировать у детей умения составлять рассказы, согласно алгоритму о том, как я провел лето. Учить согласовывать прилагательные и существительные. Учить правильно произносить звуки в словах.

1

Составление творческих рассказов.

Е. В. Колесникова

«Развитие фонематического слуха у детей 4- 5 лет»)

2

НЕДЕЛЯ

Осень, названия деревьев.

ЗАНЯТИЕ(ЛИСТ 1)с.12-13

Слова, моделирование, многообразие слов, графические навыки.

Учить понимать и правильно употреблять термин «слово», познакомить с многообразием слов, с простейшим моделированием – слово можно нарисовать в виде прямоугольника; закреплять навыки правильного произношения.

Развивать графические навыки, зрительное и слуховое внимание. Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Учить детей составлять загадки про осень, используя алгоритм.

1

Составление сравнений, загадок.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

3

НЕДЕЛЯ

Огород, овощи.

ЗАНЯТИЕ  (ЛИСТ 2)с.14-15

Слова, моделирование, внимание, мелкая моторика.

Учить понимать и правильно употреблять термин «слово», изображать слово в виде прямоугольника; знакомить с разнообразием слов. Развивать мелкую моторику руки, зрительное и слуховое внимание.

Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Учить детей составлять двухстрочники, подбирать рифму к словам.

1

Игры с рифмами, составление двухстрочников.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

4 НЕДЕЛЯ

Сад, фрукты.

ЗАНЯТИЕ  (ЛИСТ 3)с.16-17

Многообразие слов, слова звучат по – разному и похоже, слоги, моделирование.

Учить понимать и правильно употреблять термин «слово», делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова; продолжать знакомить с разнообразием слов, моделированием – слово обозначается в виде прямоугольника; познакомить с тем, что слова могут звучать похоже. Учить детей пересказывать небольшой рассказ по теме недели, используя алгоритм.

Развивать мелкую моторику руки, зрительное и слуховое внимание. Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

1

Пересказ.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

НОЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Лес, грибы.

ЗАНЯТИЕ  (ЛИСТ 4)с.18-19

Многообразие и звучание слов, слова звучат похоже.

Продолжать знакомить с разнообразием звучания слов, упражнять в различении близких по звучанию слов; учить сравнивать слова по звучанию (громкие, тихие, звонкие).

Развивать мелкую моторику руки, зрительное и слуховое внимание. Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

1

Анализ литературных произведений.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ  

2 НЕДЕЛЯ

Домашние животные осенью.

ЗАНЯТИЕ  (ЛИСТ 5)с.20-21

Многообразие слов, слова звучат похоже, моделирование слоги.

Закреплять умение сравнивать слова по звучанию; продолжать учить подбирать слова, которые звучат похоже; учить делить слова на слоги, использовать схему слова.

Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику руки, зрительное и слуховое внимание. Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

1

Составление творческий рассказов по картине.

Электронная копилка ТРИЗ

3 НЕДЕЛЯ

Игрушки.

ЗАНЯТИЕ (ЛИСТ 7)с.24-25

Многообразие слов, слова звучат похоже.

Продолжать знакомить с многообразием слов (слова звучат по–разному и похоже).

Развивать зрительное и слуховое внимание.

Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

1

составление сравнений, загадок.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

4 НЕДЕЛЯ

Одежда, ткань.

ЗАНЯТИЕ  (ЛИСТ 8)с.26-27

Многообразие слов, слова звучат похоже и непохоже, моделирование, слоги.

Продолжать учить детей делить слова на слоги, подбирать к слову схему.

Развивать зрительное и слуховое внимание, графические навыки; развивать выразительную и связную речь, дыхание.

Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

1

Работа с серией картинок.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Обувь, кожа.

ЗАНЯТИЕ  (ЛИСТ 9) с.28-29

Звуки «С-СЬ», моделирование.

Учить различать и произносить изолированно звуки «С-СЬ» в игровых упражнениях («песенки большого и маленького насоса»), интонационно выделять их в словах и во фразовой речи; продолжать учить делить схему слова на слоги.

Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память. Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

1

Составление творческий рассказов по картине.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

2 НЕДЕЛЯ

Мебель, дерево.

ЗАНЯТИЕ  (ЛИСТ 10) с.30-31

Звуки «З-ЗЬ, слоги.

Познакомить детей со звуками «З-ЗЬ» («песенка большого комара», «песенка маленького комарика»), учить интонационному выделению звуков «З-ЗЬ» в словах.

Развивать внимание, мышление, графические навыки. Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

1

Игры с картиной.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

3 НЕДЕЛЯ

Кухня, посуда.

ЗАНЯТИЕ  (ЛИСТ 11) с.32-33

Звуки «С», «З-ЗЬ», слоги, моделирование.

Продолжать учить различать и интонационно выделять звуки «С», «З-ЗЬ» в словах; учить называть первый звук в словах; продолжать учить делить слова на слоги, используя схему слова..Развивать зрительное внимание, графические навыки.

Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать

1

Пересказ.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

4 НЕДЕЛЯ

Зима, зимующие птицы.

ЗАНЯТИЕ  (ЛИСТ 12) с.34-35

Звук «Ц».

Учить различать произносить звук «Ц» в словах, во фразовой речи. Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память.

формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

1

Работа с серией картинок. Анализ

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

5 НЕДЕЛЯ

Комнатные растения.

ЗАНЯТИЕ  (ЛИСТ 13) с.36-37

Звук «Ж», слоги, моделирование.

Учить произносить звук «Ж» (песенка жука) изолированно, интонационно выделять звук «Ж» в словах; закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.

Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов, развивать внимание, мышление, графические навыки.

Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

1

Составление творческий рассказов по картине.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

ЯНВАРЬ

(II полугодие)

1 НЕДЕЛЯ

Новый год.

ЗАНЯТИЕ  (ЛИСТ 14) с. 38-39

Звук «Ш».

Учить интонационно выделять звук «Ш» («песенка ветра») в словах; продолжать знакомить с термином «звук», называть первый звук в словах.

Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов, развивать внимание, мышление, графические навыки.

Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

1

Составление сказок.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

2 НЕДЕЛЯ

Домашние птицы.

Занятие  (лист15) с.40 -41

Звук «ш -ж»

Учить различать звуки «ш-ж» в словах.  Продолжать знакомить с термином «звук».

Продолжать знакомить с моделированием : учить соотносить схему слова с предметом. Продолжать учить делить слова на слоги

Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

1

Пересказ.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

3 НЕДЕЛЯ

Домашние животные и их детеныши.

Занятие  (лист16) с.42 -43

Звук  «ч»

Учить интонационно выделять звук «ч» в слове.

Учить  отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

1

Анализ литературных произведений.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

ФЕВРАЛЬ

1

НЕДЕЛЯ

Дикие животные и их детеныши.

Занятие  (лист17) с.44 -45

Звук  «щ», графические навыки, слоги, моделирование.

Учить интонационно выделять звук «щ» в словах.

Учить определять и называть первый звук в словах.

Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.

Развивать графические навыки.

Учить выразительно читать стихотворение.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

Составление сказок.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

2 НЕДЕЛЯ

Профессии, трудовые действия.

Занятие  (лист18) с.46 -47

Звук  «ч -щ», графические навыки, слоги, моделирование, развитие

Способствовать развитию фонематического слуха, различать звуки «ч-щ».

Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.

Учить выразительно исполнять потешку, пользоваться естественными  логическими паузами, ударениями.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

Игры с рифмами, составление двухстрочников.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

3 НЕДЕЛЯ

Транспорт, ПДД. 

Занятие  (лист19) с.48 -49

Звук  «р - рь», (песенка большого и маленького мотора), зрительное и слуховое внимание, графические навыки.

Познакомить со звуками «р -рь» (песенка большого и маленького мотора).

Учить интонационно выделять звуки «р -рь» в словах. Учить называть первый звук в словах.

Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

1

Составление сравнений.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

4 НЕДЕЛЯ

Армия. Наши папы защитники.

Занятие (лист20) с.50 -51

Звук  «л ль»,слоги,моделирование,зрительное и слуховое внимание, графические навыки.

Учить различать согласные звуки «л -ль». Учить называть первый звук в словах.

Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему слова.

Развивать графические навыки (рисование неваляшки).

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

Работа с серией картинок.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

МАРТ

1

НЕДЕЛЯ

Человек. ОБЖ.

Занятие (лист21) с.52-53

Звук  «м -мь»,  графические навыки.

Познакомить со звуками «м-мь».

Учить интонационному выделению звуков в словах.

Учить называть первый звук в словах.

Учить отгадывать загадки, развивать мышление, внимание. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

1

Анализ литературных произведений.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

2 НЕДЕЛЯ

Мамин праздник. профессии мам.

Занятие (лист22) с.54-55

Звук  «б -бь»,  графические навыки, моделирование

Учить интонационно выделять звуки «б -бь» изолированно, в словах, во фразовой речи.

Закрепить умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.

Развивать графические навыки. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

1

Игры с рифмами, составление двухстрочников.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

3

НЕДЕЛЯ

Весна. Приметы весны.

Занятие(лист23) с.56-57

Звук  «к -кь»,  графические навыки.

Познакомить со звуками «к - кь».

Учить интонационному выделению звуков «к-кь» в словах. Учить называть первый звук в словах.

Учить выразительно читать стихотворение, передавать своё отношение к окружающему.

Развивать графические навыки (заштриховывание предметов).

1

Пересказ.

Электронная копилка ТРИЗ

4 НЕДЕЛЯ

Мир весенней одежды и обуви.

Занятие (лист24) с.58 -59

Звук  «г», моделирование, зрительное и слуховое внимание, графические навыки, развитие внимания.

Учить называть изолированно звук «г».

Учить называть первый звук в словах.

Продолжать учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Развивать графические навыки (рисование кругов). Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

Работа с серие картинок.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

Материалы: стекло пластмасс, металл. 

Занятие (лист25) с.60 -61

Звуки  «г-к», слоги, моделирование, графические навыки, развитие внимания, моторика.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать звуки «к-г». Продолжать закреплять умения составлять загадки.

Учить соотносить графическое изображение слова с предметом, к названию которого оно подходит. Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков (штриховка). Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

Составление загадок

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

2 НЕДЕЛЯ

Дикие животные весной.

Занятие (лист26) с.62 -63

Звуки  «д-дь», графические навыки, развитие внимания, моторика.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать звуки «д-дь».

Учить называть изолированно звуки «д-дь».учить называть первый звук в словах.

Продолжать учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Способствовать развитию графических навыков (заштриховывание, рисование кругов).

1

Составление двухстрочников.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

3 НЕДЕЛЯ

Домашние животные весной.

Занятие(лист27) с.64 -65

Звуки  «т-ть», графические навыки, моделирование.

Познакомить со звуками «т-ть». Учить интонационному выделению звуков «т-ть» в словах. Продолжать делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове.

Способствовать развитию графических навыков (рисование дождя, зонтиков).

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

Пересказ.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

4 НЕДЕЛЯ

Перелетные птицы.

Занятие(лист28) с.66 -67

Звуки  «д-дь», «т-ть», графические навыки, моделирование.

Закреплять умение различать и правильно произносить звуки «д-дь», «т-ть».

Закреплять умение правильно называть первый звук в словах. Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова. Развивать графические навыки (рисование домика).Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

Работа с серией картинок.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

МАЙ

1 НЕДЕЛЯ

Насекомые.

Занятие(лист29) с.68 -69

Закрепление пройденного материала. Звуки  «з-зь», «ж», «с-сь».

Способствовать развитию слухового внимания.

Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Продолжать учить детей подбирать слова, которые звучат похоже. Закреплять умение называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков (штриховка).

1

Игры с картиной. Составление творческий рассказов по картине.

Электронная копилка ТРИЗ

2 НЕДЕЛЯ

НАШ ГОРОД, МОЯ УЛИЦА.

Занятие(лист32) с.74- 75.

Закрепление пройденного материала. Слоги, моделирование, слуховое внимание.

Диагностическое

Способствовать развитию слухового внимания.

Продолжать учить делить слова на слоги.

Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, замечать несоответствия и подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему слова.

1

Составление сравнений, загадок.

Е. В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

 

3 НЕДЕЛЯ

Занятие

Закрепление пройденного материала. Слоги, моделирование, слуховое внимание.

Способствовать развитию слухового внимания.

Продолжать учить делить слова на слоги.

Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, замечать несоответствия и подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему слова.

1

Игры с рифмами

В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

4 НЕДЕЛЯ

Занятие

Закрепление пройденного материала. Слоги, моделирование, слуховое внимание

Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов. Способствовать развитию графических навыков (штриховка).

1

Игры с рифмами

В. Колесникова

Электронная копилка ТРИЗ

                                       ИТОГО ЧАСОВ:

32

Показатели развития:

Ребенок к концу года должен уметь:

  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду)

  • различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие

  • делить слова на слоги
  • дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно
  • определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного)
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание

  • рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы

  • выполнять упражнения для пальцев и кистей рук

2.4. Способы проверки знаний, умений, навыков

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

Диагностика детей средней группы по развитию речи

Задание 1. Проверить все ли дети правильно произносят звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л ( по любой известной методике)

Задание 2. Проверить слышит ли ребёнок звук в слове (на примере звука р)

Методика обследования

Воспитатель просит ребёнка сделать хлопок в ладоши, если в слове, которое он произнесёт, есть звук р. «Давай потренируемся. Рак. Есть в этом слове р? Значит надо сделать хлопок, вот так. Паук. Есть в слове паук звук р? Значит, и хлопка не будет. Теперь работай без моей подсказки: лук … репка … рыба … молоко … ромашка … фиалка … берёза … липа … розовый … белый».

Задание 3.

Воспитатель просит ребёнка вслушаться в слова, которые он будет произносить: «Любит шалить – шалунья, любит петь – певунья». Предлагает ребёнку договорить слово: любит шалить …? – шалунья, любит петь …? – певунья, любит ворчать? …, любит плясать …? …, любит драться …? …

А любит спать …?

Задание 4.

Воспитатель показывает ребёнку картинку (Например, см.: Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе д\с. – М.: Просвещение, 1983. - Приложение. Лист 2)

«Видишь собаку? – начинает разговор воспитатель. – Она большая? (В этом случае и далее просит ребёнка повторять вслед за ним слово, характеризующее собаку.) Красивая? – Красивая. Добрая? – Добрая. Сильная? – Сильная. Умная? – Умная. Нежная, заботливая? – Нежная, заботливая. Белая с коричневыми пятнами? – Белая с коричневыми пятнами.

А щеночков видишь? они очень хотят, чтобы именно ты и без моих подсказок рассказала этим малюткам, какие они.

Итак, щеночки какие?»

Задание 5.

«Я слышала от твоих друзей, - начинает разговор воспитатель, - что у тебя есть любимое стихотворение и ты его прекрасно читаешь. Это правда или нет? Если любимое стихотворение есть, попросить ребёнка прочесть его.

Анализ результатов.

Фамилия, имя ребёнка ______

Задание 1.

Звуки, которые ребёнок не произносит ______

Задание 2.

 

Начало года

Конец года

Количество правильных ответов при норме 10

 

 

Количество неправильных ответов

 

 

Задание 3.

 

Начало года

Конец года

Количество правильных ответов при норме 5:

 

 

Количество неправильных ответов :

 

 

Назвал ли ребёнок слово, характеризующее особу женского рода – любительницу поспать:

 

 

если Да, то как назвал

 

 

Нет

 

 

Задание 4.

Какие слова употребил, сколько

Начало года

Конец года

 

 

Задание 5.

 

 

Начало года

Конец года

Прочитал или нет

 

 

Если да, то прочёл:

- самостоятельно

 

 

- нуждался в подсказках

 

 

- прочёл два стихотворения

 

 

Анализ результатов

Задание 2.

 

Начало года

Конец года

детей

%

детей

%

Количество правильных ответов при норме 10

 

 

 

 

Количество неправильных ответов

 

 

 

 

Задание 3.

 

Начало года

Конец года

детей

%

детей

%

Количество правильных ответов при норме 5

 

 

 

 

Количество неправильных ответов

 

 

 

 

Назвал ли ребёнок слово, характеризующее особу женского рода – любительницу поспать:

 

 

 

 

если Да, то как назвал

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

Задание 5.

 

Начало года

Конец года

детей

%

детей

%

Прочитал или нет

 

 

 

 

Если да, то прочёл:

 

 

 

 

- самостоятельно

 

 

 

 

- нуждался в подсказках

 

 

 

 

- прочёл два стих-я

 

 

 

 

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/kontrol03_3.htm

 3. Организационный раздел Программы.

3.1. Список средств обучения

Методическое обеспечение

Структура типового занятия:

1.Вводная часть (приветствие, упражнение-разминка, развитие общих речевых навыков).

2.Основная часть (развитие слухового внимания, фонематического слуха; формирование лексико-грамматического строя речи).

3.Заключительная часть (подведение итогов).

Материально-техническое обеспечение

1.Учебно-методическая литература.

2.Демонстрационный, наглядный и раздаточный материал, предметные картинки.

3.Наборы дидактических игр.

4.Демонстрационный материал по лексическим темам.

5.Демонстрационный материал «Формирование лексико-грамматического строя речи»

6.Рабочие тетради.

Использование лицензионных электронных образовательных ресурсов:

Аудиокассеты:

- распевки Т.С. Овчинникова ВАФ № 77-103

-Видеокассеты-диски

-Мультфильмы для вашего малыша МПТР ВАФ № 77-15

-Смешарики любимые истории Нюши ВАФ № 77-242

-Список литературы для педагога

-Программа воспитания и обучения в детском саду/ Васильева М.А., Гербова В.В.,

-Комарова Т.С., М. Мозаика – Синтез, 2005 г.

-Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Издательство «ЮВЕНТА». Москва,2010.

-Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА , Москва 2007г.

-Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА , Москва 2007г.

-Агранович З.Е. Сборник домашних заданий . В помощь логопедам и родителям, Детство – Пресс, С- П, 2004.

-Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.

-Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.

-Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.

-Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.

-Новиковская О.А. Логопедическая грамматика. Издательство КОРОНА принт, Санкт-Петербург,2004г.

-Краузе Е.Н. Логопедия. Издательство КОРОНА принт, Санкт-Петербург,2003г.

-Крупенчук О.И «Научите меня говорить правильно.!» Комплекснач методика подготовки ребенкак школе.-издат.Дом«Литера»,2011г.-208с.

-Нищева Н.В. Система коррекционной работы . Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001 г.

-Нищева Н.В., Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. С-Пб., Детство-пресс, 2004.

-Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. Издательство КАРО, Санкт-Петербург-2010 г.

-Хватцев М.Е. Логопедия. Москва, «Аквариум», 1996 г.

-Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь, Санкт-Петербург, 1996 г.

Список литературы для детей и родителей

Е.В. Колесникова. «Раз – словечко, два – словечко». Рабочая тетрадь 3-4 лет. Приложение к учебно-методическому пособию «Развитие звуковой культуры речи у детей 3 – 4 лет»Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «ЮВЕНТА», Москва 2009г

Е.В.Колесникова. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5лет.Приложение к учебно-методическому пособию «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «ЮВЕНТА», Москва 2009г

Коррекционно-развивающее обучение. Е.В.Колесникова «Слушай, смотри, делай!» Рабочая тетрадь для детей 3-5лет.

Т.Ю. Бардышева., Е.Н. Моносова. Тетрадь логопедических заданий. Младшая группа. Издательство «Скрипторит 2009».

Т.Ю. Бардышева., Е.Н. Моносова. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа.Издательство «Скрипторит 2009».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по развитию речи детей средней группы компенсирующей направленности

В программе предложены лексические темы и задачи для фронтвльной ООД с детьми средней группы. А так же дидактические игры и упражнкния для закрепления материала, полученного на занятиях в подгрупповой...

Программа по образовательной области "Развитие речи" для средней группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

парциальная программа по развитию речи в средней группе

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; н...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет».  Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...