"Роль устного народного творчества в развитии речи детей"
проект (средняя группа)

Долгосрочный проект в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_gr_proekt_v_sredney_gruppe.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

 Главная задача педагога в области развития речи детей – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. 

Цель проекта: развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.  

Задачи проекта

 Образовательные:

- Продолжить знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

-Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками, потешками.

-Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

- Приобщать детей к культуре своего народа.

Развивающие:

-Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т. д.);

-Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.

-Развивать познавательные способности, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

Воспитательные:

-Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;

-Воспитывать у детей уважение к самому себе;

-Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;

Этапы проекта

1.Организационный этап.

- Подбор и изучение методической литературы (Князева О. Л. , Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,  Загоруля Г. А. , Мазурик А. М. «Путешествие в мир фольклора», Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе», Ушакова О. С. , Гавриш Н. В. «Знакомим с литературой детей 3 - 5 лет», Ушакова О. С. , Струнина Е. Н. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».)

-Создание предметной среды,

-Подбор фольклорного материала,

-Подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями,

-Составление картотеки потешек ко всем режимным моментам.

2. Основной этап (перспективный план работы)

Дата

тема

содержание

октябрь

«Осенний листопад»

расширять знания детей об окружающей действительности, развивать умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

ноябрь

«В русской избе»

 Формировать эмоционально – положительное отношение к предметам крестьянского быта, воспитывать интерес к культуре своего народа.

декабрь

«Прогулка по фольклорным дорожкам»

Продолжить знакомить детей с малыми фольклорными формами, способствовать формированию выразительной интонационной речи.

январь

«Калейдоскоп сказок»

Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Воспитывать интерес к русским народным сказкам и прививать любовь к устному народному творчеству.

февраль

«Широкая Масленица»

продолжать знакомить детей с народными праздниками,
развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

март

«Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте»

воспитывать интерес к устному народному творчеству, способствовать формированию выразительной интонационной речи.

апрель

«Посиделки в кругу друзей»

Закрепить знания детей об устном народном творчестве, вызвать у детей радость от повторения (проговаривания) знакомых потешек, стихов, песен.

3. Заключительный этап

      Использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.

              С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников активно используется этот богатейший материал словесного творчества народа: сказки, потешки, считалки, заклички.

Ожидаемый результат

-Дети знакомы  с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

-Созданы необходимые условия для знакомства детей со сказками, потешками.

-Проведена работа над звукопроизношением, над звуковой культурой речи детей, обогащением словаря, развитием грамматического строя, связной, выразительной речи;

- Дети приобщены к культуре своего народа.

-Сформирована личностно-смысловая сфера (отношение детей к действительности, переживания и т. д.);

-Развита групповая сплочённость, самооценка детей.

-Сформированы познавательные способности, любознательность, творческое воображение, память, фантазия.

-Сформированы чувства привязанности и любви к своим близким, уважение к самому себе, эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Работа с родителями 

Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в

развитии речи детей» 

Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей» 

Конкурс «Лучшая книжка-малышка и папку раскладушка «Потешки,

песенки» 

Выставка книг - сказок

Совместный досуг «Посиделки в кругу друзей»

Методическое обеспечение 

Настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок»,  «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

 Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».

Картотека по русским, мордовским, татарским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток»,  «Раю-раю»  

Аудио со сказками, иллюстрации к сказкам.

     

Список используемой литературы

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв.М., 1985.

3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008.

6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Русский фольклор /Сост. В. Аникин. М., 1985.

8. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

Тема: «Развитие внимания и эмоционально-волевой среды детей младшего дошкольного возраста» Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные техн...

план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

Фольклор - прекрасное средство для развития у ребенка всех сторон речи....