Роль устного народного творчества в развитии речи детей.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Фольклор - прекрасное средство для развития у ребенка всех сторон речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_nar_tv-vo.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни.

Фольклор - прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Педагогами доказано, что дети, которые с  младенческого и младшего дошкольного возраста слышат и повторяют произведения малых фольклорных жанров (колыбельные, потешки, прибаутки, и т.д.) практически не имеют отставаний в развитии, их речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

           Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

 Утром можно проговорить:

Ой, люшеньки-люшки!

Нашему Иванушке!

 Доброе утро! Доброе утро!

Утро с шутками, прибаутками!

От водички, от водицы всё улыбками искрится!

От водички, от водицы веселей цветы и птицы!

Таня умывается, Солнцу улыбается!

Во время приёма пищи:

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Знакомство  с  явлениями природы:

Уж ты зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьёт,

Вдоль по улице метёт.

Белым снегом замело

Все дороги на село,

Все дороги, все пути,

Ни проехать, не пройти.

Одной из фольклорных форм  развития связной речи ребенка являются поговорки и пословицы. Используя их в своей  речи, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и народные выражения. Если дети не могут понять смысл некоторых из них, объясните им сами. После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием.

Утереть нос. (Сделать что-то лучше всех.)

Сидеть сложа руки. (Лениться.)

Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка  учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.

Как составить загадку.

В первую очередь необходимо выбрать предмет или понятие, о котором пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или природное явление.

Далее подумайте вместе с ребенком, чем отличается загаданный предмет, животное или явление от других. Помогут специальные вопросы. Какой он? На что похож? Когда это происходит?  Каковы отличительные признаки этого животного? Для чего это нужно или где используется? и т.д.  

Названные ключевые черты и  признаки  загаданного предмета, явления должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные загадки. Придумывая стишок, учитывайте возраст ребенка.

Особой популярностью у детей пользуются загадки, основанные на отрицании. Например, «Не собака, а в дом не пускает». Если не получается придумывать рифмованные загадки, попробуйте вариант с отрицанием, он намного проще для детей любого возраста.

На первых порах самостоятельно придуманные загадки могут быть очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако польза такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.

После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их разгадывать, расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие головоломки.

Пример: За чем во рту язык? (За зубами.)

За чем вода в бутылке? (За стеклом.)

        Хочется пожелать педагогам и родителям использовать произведения устного народного творчества в общении и занятиях с детьми, что позволит обогащать их духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций. И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.

КАРТОТЕКА ПЕСТУШЕК, ПОТЕШЕК, ЗАКЛИЧЕК, КОЛЫБЕЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ПЕСЕНОК ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ПЕСТУШКИ

УМЫВАНИЕ

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки,

Вот вам хлеб и ложки.

 

с гоголя - вода,

С младенцем - худоба

Укатись вся.

Водичка- водичка!

Умой мое личико!

Чтобы щечки краснели!

Чтобы глазки блестели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!

Моем, моем Милу мылом,

Мила мыло полюбила!

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маше улыбаемся.

 

От водички, от водицы

Все улыбками искрится.

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы

Катя умывается солнцу улыбается!

Чистая водичка

Умоем Ване личико

Вода текучая,

Дитя растуче.

С гуся вода-

С дитя худоба!

Вода книзу-

Дитя кверху!

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

С гуся вода, с лебедя вода,

С моего дитя -

Вся худоба.

На пустой лес

В болотную воду,

Под гнилую колоду.

На заре в лесу спросонок

Умывается ежонок.

Мать-ежиха

Таз берет,

Мордочку ежонку трет.

Чистая водичка

Умоет Даше личико,

Машеньке ладошки

И пальчики Антошке.

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки!

ОДЕВАНИЕ

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

У нас Олеженька один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.

Валя вырастет большая,

Будет в золоте ходить.

Всех мамок и нянек

Подарками дарить.

Старых старушек

- обносочками

Молодых молодушек

- ленточками.

Валенки, валенки,

Невелички маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождик пойдет,

Наденем калошки,

Эта с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

Как у Маши маленькой

Чесаны валенки,

А шубка багряная,

А личико румяное.

Вот какая Маша –

Красавица наша!

Сова, совушка,

Белая головушка,

Сова умывалась

В лапти обувалась,

 В лапти, в тряпочки,

 В теплые рукавички.

Разденьте меня

Разденьте меня,

Разуйте меня,

Уложите меня,

укройте меня,

Я засну,

Я сама!

Скрип, скрип, скрипачок,

Купим новый башмачок.

Кошке Машке,

Коту Николашке.

ПОДЪЕМ

Потягуси, потягуси

Полетели низко гуси,

Потягуси, потягушечки,

Перья мягкие в подушечке,

Эти перья потягушеньки

Подарили гуси Мишеньке.

Потягушечки, потянись,

Поскорей, скорей проснись.

 Потянись, тянись, маленький,

Тянись, тянись хорошенький

Вырастешь большой

Тянись, тянись, детка,

Стань большим и красивым.

Потягушечки, потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся.

Ночь прошла, темноту увела,

Замолчал сверчок, запел петушок.

Встала маменька, открыла ставенку:

«Здравствуй, солнышко - колоколнышко».

Травка-муравка со сна поднялась,

 Птица-синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку,

Мышка - за корку,

Детки - за молоко.

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

- Петя, Петя, петушок,

Золотой гребешок,

Ты зачем так рано встал,

«Ку-ка-ре-ку» прокричал?

- А затем, - петух ответил

-Чтобы не проспал народ

Солнца ясного восхода!

Потягунюшки, потягунюшки,

Поперек-тостунюшки,

Роток-говорунюшки,

Руки- хватунюшки,

Ноги - ходунюшки.

КОРМЛЕНИЕ

Тень-тень - потетень,

 В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладет.

Пошел котик на Торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Травушка-муравушка

Со сна поднялась,

Птица синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку,

Мышка - за корку

Детки - за молоко.

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Идет коза рогатая

За малыми ребятами

Кто соску сосет,

Молочка кто не пьет,

Иого-бу - забоду,

На рога посажу.

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку - на донышко!

Ждут меня котята,

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

- Ладушки, ладушки!

Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Оладушки!

- Что пили?

- Квас!

Ладушки, ладушки!

Хороши у бабушки!

Утром завтрак у людей!

И у птиц, и у зверей.

Молоко из кринки пьют

Ваня и Егорка.

Зайцы овощи грызут,

А мышата - корку.

У котика в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели.

Две тетери кашку съели.

И кричат они котенку:

«Ротозей, ты, ротозей!

Если дали тебе кашку

Надо есть ее скорей!»

В печи калачи

Как огонь горячи.

Для кого печены?

Для Галочки калачи,

Для Галочки горячи!

А тпру, тпру, тпру!

 А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашу круту,

Вари жиденькую,

Вари мяконькую,

Да молочненькую.

Гости - на двор,

Кашицу на стол.

Этому дала на блюдечке,

Этому на тарелочке,

Этому на ложечке.

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,

Вари кашу круту,

Подливая молочка,

Накорми казачка!

Каша вкусненькая дымится,

Ваня кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу не спеша.

Ложка за ложкой, ели по - немножку .

Кто у нас любимый самый?

- Ложку первую за маму.

А вторую за кого?

- да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

- За веселую матрешку!

Съешь за бабу,

Съешь за деда,

За мальчишку - за соседа.

За подружек и друзей,

Съешь побольше не жалей!

 За котенка, за Тимошку

Эту маленькую ложку

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста.

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот такие ладушки

Ладушки-ладушки!

Ну и каша!

Так в рот и просится!

Нос и щеки наелись досыта

Подбородку тоже досталось,

И мизинчик попробовал малость.

 Чуточку съели лобик с макушкою,

Остальное ушки докушали.

О, качи, качи, качи,

Приехали торгачи,

Продавали калачи.

Прибежал мальчишка,

Схватил калачишко.

УСПОКОИТЬ МАЛЫША

Ты, Катенька, не плач,

Я куплю тебе калач.

На шею повешу,

А потом утешу.

У нас Света сын один,

Мы в обиду не дадим,

Пиджак сошьем,

И гулять пойдем.

Кто у нас хороший,

К то у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать -

Куплю худой лапоть!

У лисы боли,

У волка боли,

 У медведя боли,

А Оленькины боли, -

Уйдите в поле.

Там им умереть

И дня не болеть!

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек!

Не плач, не горюй,

Лучше в дудочку подуй!

Ах ты моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Не плач, не рыдай

Лучше с Катей поиграй.

Не, плач,

Не плач, не плач,

Куплю тебе калач

Не хныч, не ной

Куплю другой,

Слезы утри,

Дам тебе три.

Ах, ты, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет Машу обижать,

Того рога будут бодать.

Придет киска не спеша

И погладит малыша.

Мяу-мяу, скажет киска,

Наша крошка хороша.

Не плач, не плач, детка,

Прискачет к тебе белка,

 Принесет орешки,

Для маминой потешки.

 Если будешь плакать

Дам худой лапоть.

Это что тут за рев?

Уж не стадо коров?

Это не коровушка –

Это Вова-ревушка

Не плачь, не плачь

Куплю калач.

ПОТЕШКИ

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

-Маму, дочка, слушайся.

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катенька, ноженькой.

Как растаял месяц - золотые рожки

 Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки весят.

Чешу, чешу, волосоньки,

Расчесываю косыньки.

Мы в колхозе родились

И на славу удались:

Под подушкой калачи,

В ручках прянички,

В щечках яблочки.

Иголка, иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик

-Шей сарафанчик!

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке - платок,

Посередочке цветок.

Братьям - соколам -

По козловым спогам,

Сестрицам - лебедицам

Да по белым руковицам.

Сеть тяну,

Рыбу ловлю,

Попало немало:

Семь окуней,

Пятьдесят карасей,

Один ершок-

И того в горшок.

Ухи наварю,

Всех ребят накормлю!

Сидит белка на тележке,

Продает орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Сергей приди, и Матвей приди.

А Никитушка - ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин, и Степану блин,

И Сергею блин, и Матвею блин,

А Никитушке - мягкий пряничек.

Из-за лесу, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на собачках.

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси - в гусли,

Утки - в дудки,

Овцы - в донцы,

 Тараканы - в барабаны.

Ваня, Ваня - простота

Купил лошадь без хвоста

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Тюшки, тютюшки,

 На горе пучужки,

Там Ванюша был,

Пичужку поймал.

Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблоко в саду.

Кошка в лукошке

Рубашечку шьет,

А кот на печи

Сухари толчет.

У нашей кошки

Три сдобные лепешки,

А у нашего кота

Три погреба молока.

Как у нашего-то Вани

Полтораста рублей сани,

Семисотый конь -

С позолоченной дугой,

Еще новая уздечка,

Колокольчик и колечко.

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капустку нашел

-Сидит, грызет.

Ай, кто-то идет!

ПРИГОВОРКИ

Киска, киска, киска, брысь

-На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Божья коровка,

Черная головка,

Лети-лети за море

Там тепленько,

Здесь холодненько.

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусочек пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобные лепешки - высунь рожки!

Петушок-петушок

Золотой гребешок!

 Выгляни в окошко

-Дам тебе горошка.

Воробей, воробей,

Не летай на песок,

Не клюй песок,

Не тупи носок.

Пригодится носок

На овсяный колосок.

Петя, Петя петушок,

 Золотой гребешок,

Ты зачем так рано встал,

«Ку-ка-ре-ку» прокричал?

 - А затем, - петух ответил,

-Чтобы не проспал народ

Солнца ясного восход!

Божья коровка,

Полети на небо,

Полети на небо

Принеси мне хлеба.

Принеси мне ягод

Полное лукошко!

Сарафанчик новый

И конфет немножко.

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка,

Вот и тебе и крошки

На моей ладошке.

Бабочка - коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки

На березовой ветке.

Бабочка - коробочка,

Ветер или дождь?

Полетишь - так ветер,

Упадешь - так дождь!

Солнышко, солнышко,

Полети на облачко!

Там твои детки

Кушают конфетки,

Хлебом заедают,

Медом запивают,

Всем раздают,

А тебе не дают.

Рой роится,

В поле садится,

В поле садится

Медом кормится.

Улитка, улитка,

Высунь рожки!

Дадим лепешки,

Свиные ножки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок!

Кукушечка,  кукушечка,

Серая рябушечка,

Покукуй в лесу: ку, ку

-Сколько лет я проживу?

Сорока-белобока,

Научи меня летать,

ни высоко, ни далеко,

Чтобы солнышко видать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

Тема: «Развитие внимания и эмоционально-волевой среды детей младшего дошкольного возраста» Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные техн...

план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста

                     Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...