Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования посредством сказки
методическая разработка (средняя группа)
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования посредством сказки
Цель: Формировать представления детей о свойствах воды опытно - экспериментальным путем.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать знакомить детей со свойствами воды путем экспериментирования: принимает цвет, который в нее добавляют; прозрачная; вода – жидкость
-учить самостоятельно проводить опыты: тонет - не тонет (дерево, ткань, металл, бумага); меняет цвет; определение наличия пены в стаканчиках; увеличение уровня воды; дождь из облака
-закрепить названия русских народных сказок и авторских: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси - лебеди», К. Чуковский «Мойдодыр»
-активизировать словарь за счет слов: водопад, туман, пар, плот, жидкость, журчит, влага, растворить, добыть, колодец, емкость
- Развивающие:
-развивать стремление к поисково - познавательной деятельности в моделирующих ситуациях
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы
Воспитательные:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира
-воспитывать умение работать в группе
-воспитывать чувство удовлетворения, радости от проделанных открытий
Оборудование:
*Нарезка шума воды
*Таз с водой, кусочек ткани, бумага, железо и древесина
*Стаканчики с водой на каждого ребенка, сухое молоко
*Сосуд с водой, камешки
*Стаканчики с мыльной пеной на каждого ребенка, трубочки, стакан с водой для воспитателя
*Банка на половину наполненная водой, пена для бритья, пипетка, цветная вода
Предварительная работа:
*Чтение рассказов и сказок познавательного характера
*Загадки и пословицы о воде
*Чтение стихов о воде, сказок
*Беседы о воде
*Опыты по превращению снега в воду и воды в лед
*Дидактическая игра «Подскажи словечко»
* Игра «Море волнуется», «Водяной»
*Рисование «Осенний дождь», «Снежинки»
Конструирование «Снежинки»
*Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
*Настольные игры «Огонь, воздух, вода», «Береги природу»
Методы и приемы:
*Решение проблемных задач
*Слушание музыки
*Вопросы к детям
*Активизация словаря
*Рассказ воспитателя
*Чтение стихотворений о воде
*Совместное размышление
*Загадывание загадок
*Уточнение вопросов
*Побуждение детей к высказываниям, делать простые выводы
Ход занятия.
Стоят на ковре.
В. -Ребята, вы слышите звуки? Прислушайтесь, что они вам напоминают? Слайд № 1. Что вы услышали?
В. -Да, это - шум воды. Каждый из вас услышал свой шум: моря, ручейка или водопада, а может просто дождя.
В.-Сегодня мы поговорим о воде. О важности воды нам расскажет Диана:
Вода-основа жизни на Земле.
Она необходима всем вокруг!
Растениям, животным, человеку.
Расходуй ее бережно, мой друг
В.. Где же мы ее можем увидеть? Расскажи нам, пожалуйста, Маша:
Вы слыхали о воде, говорят она везде.
В луже, море, океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.
В.-Ребята, я хочу предложить вам отправиться в сказки, где встречается вода. Вы же любите сказки?
В.-Очень- очень давно люди не умели читать и писать, но зато могли придумывать разные истории. Наши бабушки передавали эти сказочные истории своим детям, те в свою очередь, своим. Так запоминалась сказка и становилась все интереснее. Ведь каждый что-то добавлял свое. Через много лет эти сказки дошли до нас.
В.- Отгадайте, в какую сказку мы сейчас попадем? В этой сказке Пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул?
В. -Правильно. Это сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
В --Ребята, как вы думаете, могли бы герои переправиться на другой берег и не поссориться?
-Как им надо было поступить?
Д.-Построить мост, плот, переплыть на Пузыре.
В.-А что такое плот?
В. –Правильно, это - плавучее сооружение, конструкция из связанных вместе бревен или стеблей камыша, тростника, предназначенная для перевозки людей и грузов. Посмотрите на экран. Слайд № 2. Это и есть плот.
В.-. Давайте пройдем к столу и проверим, из каких материалов можно построить плот. По очереди будем опускать их в таз, и наблюдать за ними.
В.-Какой мы можем сделать вывод?
Д. -Деревянные предметы в воде не тонут. Деревянный плот остался на поверхности воды.
В.-Итак, что мы можем сказать о дереве. Оно не тонет в воде. Вода держит его на поверхности. Какая сильная вода!
В. – Ребята, я предлагаю отправиться в следующую сказку. Выходите на нашу полянку.
В.-Ребята, скажите, в какой сказке девочка заигралась с подругами, а в это время птицы унесли ее брата? Правильно, сказка «Гуси - лебеди». В ней тоже встречается вода. Мы же с вами помним, что вода - это жидкость. Что вода может делать?
Д.-Она течет, журчит, льется.
В.-О какой воде говорится в сказке?
В.-Правильно, в сказке говорится о молочной речке с кисельными берегами. А на самом деле есть такие реки?
В.-Хотите их создать? Подойдите к столу. Перед вами стаканчики. Что в них? Какая вода по цвету? (Прозрачная) В тарелочках лежит сухое молоко. Его получают, когда выпаривают воду, вода превращается в пар. Избавляясь от лишней влаги, получают порошок, который и является конечным продуктом. Изготавливают такой порошок на молокозаводе. Посмотрите на экран. Слайд №3.
В.-Как превратить воду в молоко?
Д.-Добавить порошок в воду и перемешать. Какого цвета стала вода?
Д.-Белого цвета. Мы получили молочную реку.
В.-Вывод: вода принимает тот цвет, который в нее добавляют.
В.-Ребята, подойдите к экрану. Слайд № 4 Иллюстрацию, к какой сказке вы видите? Правильно, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
В.-В сказке, что произошло с братом Аленушки? Да, он превратился в козленочка. Почему он стал козленком? Представьте, что по пути героям встретился колодец. Но в нем вода находится на самом дне. Как набрать воду? Ответы детей. Ни Аленушке, ни ее братцу не достать воды.
В.-Давайте подойдем к столу и подумаем, как можно добыть воду?
В.-- Правильно, положить камушки до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев. Давайте по очереди положим камешки в наш колодец. Что произошло с водой?
Д.- Она поднялась.
В.-Для чего мы это сделали?
Д.- Мы подняли воду, чтобы напоить братца.
В.-Вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают воду. Воде нет места, оно занято камнями.
В.-Предлагаю продолжить наше путешествие по сказкам и подойти к следующему столу.
В.--Ребята, отгадайте из какой сказки эти слова:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
А нечистым, трубочистам - стыд и срам!
В.--Правильно это сказка Корнея Чуковского «Мойдодыр». Мойдодыр решил помыться. Он так устал, что забыл, в каких стаканчиках обычная вода, а где мыльная вода. Как можно помочь герою сказки определить? - Правильно, подуем через трубочку в стаканчик и определим, где какая вода?
В.-Почему у меня нет пены?
Д.-В стаканчике чистая вода.
В.-Вывод: пена образуется, где частицы мыла и воды соединяются, а воздух помогает образоваться пене.
В.-Ребята, посмотрите, какая налетела туча. Слайд №5. Сейчас, наверно, пойдет дождь. Вы хотите посмотреть, как из тучи идет дождь?
-Давайте выдавим немного пены на поверхность воды. Она похожа на тучу? Теперь аккуратно пипеткой капните несколько капель на тучу. Что произошло с водой? Она прошла сквозь тучу.
В.- Что происходит с водой?
В.-Вывод: вода накапливается в туче, а потом проливается на землю.
В.- Наше путешествие подошло к концу, предлагаю вам отдохнуть и полюбоваться красивыми видами природы. Слайд № 6
В.-Ребята, вам понравилось путешествовать? Какому герою понравилось помогать?
В. - Кому вы расскажите о нашем путешествии? Что вы расскажите?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_s_elementami_eksperimentirovaniya_posredstvom_skazki.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования посредством сказки
Цель: Формировать представления детей о свойствах воды опытно - экспериментальным путем.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать знакомить детей со свойствами воды путем экспериментирования: принимает цвет, который в нее добавляют; прозрачная; вода – жидкость
-учить самостоятельно проводить опыты: тонет - не тонет (дерево, ткань, металл, бумага); меняет цвет; определение наличия пены в стаканчиках; увеличение уровня воды; дождь из облака
-закрепить названия русских народных сказок и авторских: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси - лебеди», К. Чуковский «Мойдодыр»
-активизировать словарь за счет слов: водопад, туман, пар, плот, жидкость, журчит, влага, растворить, добыть, колодец, емкость
- Развивающие:
-развивать стремление к поисково - познавательной деятельности в моделирующих ситуациях
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы
Воспитательные:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира
-воспитывать умение работать в группе
-воспитывать чувство удовлетворения, радости от проделанных открытий
Оборудование:
*Нарезка шума воды
*Таз с водой, кусочек ткани, бумага, железо и древесина
*Стаканчики с водой на каждого ребенка, сухое молоко
*Сосуд с водой, камешки
*Стаканчики с мыльной пеной на каждого ребенка, трубочки, стакан с водой для воспитателя
*Банка на половину наполненная водой, пена для бритья, пипетка, цветная вода
Предварительная работа:
*Чтение рассказов и сказок познавательного характера
*Загадки и пословицы о воде
*Чтение стихов о воде, сказок
*Беседы о воде
*Опыты по превращению снега в воду и воды в лед
*Дидактическая игра «Подскажи словечко»
* Игра «Море волнуется», «Водяной»
*Рисование «Осенний дождь», «Снежинки»
Конструирование «Снежинки»
*Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
*Настольные игры «Огонь, воздух, вода», «Береги природу»
Методы и приемы:
*Решение проблемных задач
*Слушание музыки
*Вопросы к детям
*Активизация словаря
*Рассказ воспитателя
*Чтение стихотворений о воде
*Совместное размышление
*Загадывание загадок
*Уточнение вопросов
*Побуждение детей к высказываниям, делать простые выводы
Ход занятия.
Стоят на ковре.
В. -Ребята, вы слышите звуки? Прислушайтесь, что они вам напоминают? Слайд № 1. Что вы услышали?
В. -Да, это - шум воды. Каждый из вас услышал свой шум: моря, ручейка или водопада, а может просто дождя.
В.-Сегодня мы поговорим о воде. О важности воды нам расскажет Диана:
Вода-основа жизни на Земле.
Она необходима всем вокруг!
Растениям, животным, человеку.
Расходуй ее бережно, мой друг
В.. Где же мы ее можем увидеть? Расскажи нам, пожалуйста, Маша:
Вы слыхали о воде, говорят она везде.
В луже, море, океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.
В.-Ребята, я хочу предложить вам отправиться в сказки, где встречается вода. Вы же любите сказки?
В.-Очень- очень давно люди не умели читать и писать, но зато могли придумывать разные истории. Наши бабушки передавали эти сказочные истории своим детям, те в свою очередь, своим. Так запоминалась сказка и становилась все интереснее. Ведь каждый что-то добавлял свое. Через много лет эти сказки дошли до нас.
В.- Отгадайте, в какую сказку мы сейчас попадем? В этой сказке Пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул?
В. -Правильно. Это сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
В --Ребята, как вы думаете, могли бы герои переправиться на другой берег и не поссориться?
-Как им надо было поступить?
Д.-Построить мост, плот, переплыть на Пузыре.
В.-А что такое плот?
В. –Правильно, это - плавучее сооружение, конструкция из связанных вместе бревен или стеблей камыша, тростника, предназначенная для перевозки людей и грузов. Посмотрите на экран. Слайд № 2. Это и есть плот.
В.-. Давайте пройдем к столу и проверим, из каких материалов можно построить плот. По очереди будем опускать их в таз, и наблюдать за ними.
В.-Какой мы можем сделать вывод?
Д. -Деревянные предметы в воде не тонут. Деревянный плот остался на поверхности воды.
В.-Итак, что мы можем сказать о дереве. Оно не тонет в воде. Вода держит его на поверхности. Какая сильная вода!
В. – Ребята, я предлагаю отправиться в следующую сказку. Выходите на нашу полянку.
В.-Ребята, скажите, в какой сказке девочка заигралась с подругами, а в это время птицы унесли ее брата? Правильно, сказка «Гуси - лебеди». В ней тоже встречается вода. Мы же с вами помним, что вода - это жидкость. Что вода может делать?
Д.-Она течет, журчит, льется.
В.-О какой воде говорится в сказке?
В.-Правильно, в сказке говорится о молочной речке с кисельными берегами. А на самом деле есть такие реки?
В.-Хотите их создать? Подойдите к столу. Перед вами стаканчики. Что в них? Какая вода по цвету? (Прозрачная) В тарелочках лежит сухое молоко. Его получают, когда выпаривают воду, вода превращается в пар. Избавляясь от лишней влаги, получают порошок, который и является конечным продуктом. Изготавливают такой порошок на молокозаводе. Посмотрите на экран. Слайд №3.
В.-Как превратить воду в молоко?
Д.-Добавить порошок в воду и перемешать. Какого цвета стала вода?
Д.-Белого цвета. Мы получили молочную реку.
В.-Вывод: вода принимает тот цвет, который в нее добавляют.
В.-Ребята, подойдите к экрану. Слайд № 4 Иллюстрацию, к какой сказке вы видите? Правильно, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
В.-В сказке, что произошло с братом Аленушки? Да, он превратился в козленочка. Почему он стал козленком? Представьте, что по пути героям встретился колодец. Но в нем вода находится на самом дне. Как набрать воду? Ответы детей. Ни Аленушке, ни ее братцу не достать воды.
В.-Давайте подойдем к столу и подумаем, как можно добыть воду?
В.-- Правильно, положить камушки до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев. Давайте по очереди положим камешки в наш колодец. Что произошло с водой?
Д.- Она поднялась.
В.-Для чего мы это сделали?
Д.- Мы подняли воду, чтобы напоить братца.
В.-Вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают воду. Воде нет места, оно занято камнями.
В.-Предлагаю продолжить наше путешествие по сказкам и подойти к следующему столу.
В.--Ребята, отгадайте из какой сказки эти слова:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
А нечистым, трубочистам - стыд и срам!
В.--Правильно это сказка Корнея Чуковского «Мойдодыр». Мойдодыр решил помыться. Он так устал, что забыл, в каких стаканчиках обычная вода, а где мыльная вода. Как можно помочь герою сказки определить? - Правильно, подуем через трубочку в стаканчик и определим, где какая вода?
В.-Почему у меня нет пены?
Д.-В стаканчике чистая вода.
В.-Вывод: пена образуется, где частицы мыла и воды соединяются, а воздух помогает образоваться пене.
В.-Ребята, посмотрите, какая налетела туча. Слайд №5. Сейчас, наверно, пойдет дождь. Вы хотите посмотреть, как из тучи идет дождь?
-Давайте выдавим немного пены на поверхность воды. Она похожа на тучу? Теперь аккуратно пипеткой капните несколько капель на тучу. Что произошло с водой? Она прошла сквозь тучу.
В.- Что происходит с водой?
В.-Вывод: вода накапливается в туче, а потом проливается на землю.
В.- Наше путешествие подошло к концу, предлагаю вам отдохнуть и полюбоваться красивыми видами природы. Слайд № 6
В.-Ребята, вам понравилось путешествовать? Какому герою понравилось помогать?
В. - Кому вы расскажите о нашем путешествии? Что вы расскажите?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования
Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Пирожки для Мишки"...
План-конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования.
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования "Смешарики".В занятие используются схемы составленные детьми ранее. Занятие развивает познаватель...
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментировани по теме "Вода"
Конспект познавательного занятияс элементами экспериментирования предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Блок "Вода", тема "Волшебная водичка". Конспект опубликован в сборнике "Орг...
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования. Образовательная область "Познание"
Конспекты (занятие № 1, № 2) предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание" (работа с измерительными инструментами (линейкой))....
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования по теме "Вода"
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования предназначен для детей старшего дошкольного возраста.Образовательная область "Познание", блок "Вода", тема "Фартук для почемучки".Конс...
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в младшей группе «Знакомство с камешками»
Тема. " Знакомство с камешками»Цель:- познакомить детей со свойствами камешек (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит)- развивать наглядно-действенное мышление- воспитывать аккуратность, умение ...