Проект "Навстречу будущей профессии"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 9»
457017, Челябинская область, Увельский район, п. Каменский, ул. Заводская, 12
ИНН 7440006969 КПП 742401001 Тел: 8(351)-66-63-184 Email: mkdouds9@mail.ru
Проект по профориентации детей старшей подготовительной и средней групп детского сада
«Навстречу будущей профессии»
Автор-составитель: учитель-логопед
Скурятина А.А
Каменский, 2023
Оглавление
Введение
Актуальность проекта
Паспорт проекта
Ожидаемые результаты
Используемая литература
Введение
Существует проблема интегрирования вопросов ранней профориентации дошкольников с ОНР. Проблема усугубляется недостаточной информированностью детей с ОНР о профессиях.
ФГОС ДО ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающий чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьезный взгляд на жизнь и на труд как на основу гражданского сознания. Поэтому всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов ранней профориентации дошкольников является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость.
Проект по ранней профориентации дошкольников разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155
Основной сложностью работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых не входит в круг ближайшего окружения и недоступна для непосредственного наблюдения за ним.
Поэтому деятельность по профориентации выстраивается и основывается на разнообразных формах и методах работы с обязательным подключением родителей: беседы с использованием наглядности, чтение детской литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, просмотр видеороликов, рассматривание картин и иллюстраций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, дидактические игры, экспериментирование с разными материалами и опыт хозяйственно-бытового труда. Все эти методы применяются системно и в сочетании друг с другом, эффективно реализуются в проектной деятельности, которая предусматривает совместную деятельность ребенка, педагогов и родителей.
Благодаря разнообразным интересным формам работы, у детей с нарушением речи формируются первичные представления о профессиях, происходит обогащение и активизация словаря по теме. Это создает основу для последующих логопедических занятий, потому что учитель-логопед решает свои коррекционные задачи на знакомом детям материале о профессиях.
Цель проекта: расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Задачи проекта:
- Расширять и систематизировать представления о труде взрослых;
- Развитие эмоционально-положительного отношения к труду человека;
- Воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда.
Проект по профориентации будет проходить в 3 этапа:
1 этап – подготовительный: с 11 сентября по 15 сентября
Цель: формирование мотива у детей к постановке цели и задач, подборка необходимого материала по теме проекта:
- подбор художественной литературы;
- подбор дидактических игр;
- работа с родителями (законными представителями) по взаимодействию в рамках проекта;
2 этап – практический: с 18 сентября по 29 сентября
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи, развитие графомоторных навыков:
виды работ:
- обводка рабочих инструментов;
- зашумленные картинки;
- вечер загадок о профессиях;
- разучивание стихов о профессиях;
- стихи, пословицы, поговорки, скороговорки, рассказы.
3 этап – заключительный: с 2 октября по 11 октября
Цель: обобщение знаний и представлений детей о различных видах профессий.
Актуальность проекта
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Навстречу будущей профессии» |
Вид проекта | Исследовательско-творческий |
Адресация проекта | Дети смешанной дошкольной группы |
Практическая значимость | Создание проекта по профориентации с дошкольниками позволит расширить кругозор детей по профессиям. |
Проблемная ситуация | Подготовка детей заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы тем самым облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Профессиональная ориентация дошкольников является широким полем деятельности для педагогов, в том числе и для логопеда. А ведущая деятельность у дошкольников – игровая. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. |
Участники проекта | Дети-логопаты средней и старшей дошкольной группы, учитель-логопед, родители (законные представители). |
Сроки реализации проекта | С 11 сентября по 11 октября 2023 г. |
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:
-сформируется положительная динамика речевого развития;
-сформируется лексико-грамматический строй речи;
-сформируется представление о профессиях. Дети узнают о труде взрослых (о профессии своих мам и пап)
-вызвать интерес к окружающему миру;
-расширять у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей).
-перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность;
-помочь родителям правильно организовывать семейные досуги, т.е., посещая разные места в родном поселке- расширять знания детей о трудовой жизни поселка.
Используемая литература:
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
- Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем / Н.Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2000. - №3.
- Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.
- Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны. // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СТИМУЛ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
В данной разработке показано, как можно в занимательной форме развивать и воспитывать гражданскую позицию старших дошкольников. В рамках большого интегрированного занятия-путешествия с использованием ...
моя будущая профессия
моя будущая профессия...
Родительское собрание "«Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».
Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интер...
Моя Семья, Моя Будущая профессия
Занятия по развитию речи...
Презентация "Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"
Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии в условиях сельской местности...
Фотопроект"Мой ребенок в будущей профессии" глазами родителей, в рамках проекта "Профессию выбираю с детства"
Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Семья- это то пространство, где формируется отношение ребнка к работе и к своему будущему выбору профессии. Уже в самом раннем детс...
Эссе на тему «Педагог – профессия на века?! – настоящее и будущее профессии»
Эссе для регионального конкурса "Образование без границ"Эссе на тему «Педагог – профессия на века?! – настоящее и будущее профессии» Нередко профессии теряют сво...