Инновационные технологии в работе с дошкольниками
статья
Инновационные технологии в работе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_dou.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в работе с дошкольниками
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для его развития сферах жизни.
В настоящее время педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Педагоги дошкольного учреждения ведут поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым и сверстниками.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми по ФГОС придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Поэтому основная задача педагога – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве».
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата.
Отличия от методики:
Технология не носит предметный характер, она может реализовываться в любом виде деятельности. Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей воспитанников;
- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
- возможность проектирования образовательного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ребёнка, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Иногда педагог-мастер может использовать в своей работе элементы нескольких технологий, применять оригинальные методические приемы. В этом случае следует говорить об “авторской” технологии данного педагога.
Использование технологий на практике.
Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике работы элементов разных технологических подходов, их анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля.
Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- игровые технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- технология портфолио дошкольника и педагога.
Остановимся на наиболее современных педагогических технологиях, в свете реализации ФГОС ДО:
Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,
- которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
- помогают обобщать предметы по определенным признакам;
- учат ребенка отделять вымысел от реального;
- воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
Трудно представить работу современного воспитателя без использования проектирования в своей работе. Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
- наблюдения;
- беседы;
- опыты;
- дидактические игры;
- моделирование ситуаций;
- трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками». С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.
Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:
- педагогические технологии ориентированы на воспитанников и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;
- педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством образования.
Использование педагогических технологий способствует достижениям дошкольников и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении "Актуальность использования инновационных технологий в работе с дошкольниками"
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, вл...
Инновационные технологии в работе с дошкольниками
в статье рассказывается о современных инновационных технологиях, с помощью которых образовательный процесс становится наиболее познавательным для детей, описываются формы работы в коррекционных логопе...
Инновационные технологии в работе с дошкольниками
В статье рассказывается о современных инновационных технологиях, с помощью которых образовательный процесс становится наиболее познавательным для детей, описываются формы работы в коррекционных логопе...
Статья "Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками"
Среда, в которой находится ребенок, изменчива. Она подстраивается с учетом возрастных, физических и психологических особенностей детей. И передо мной, как педагогом стоит ответственная задача, помочь ...
Инновационные технологии в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО
В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учето...
Инновационные технологии в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО
В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учето...
Применение инновационных технологий в работе с дошкольниками.
Автоом представлено описание некоторых технологий, возможных в работе ДОУ....