Инновационные технологии в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учетом их применения. Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес воспитанников, способствует развитию творческой активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_statya.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в работе с  дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО

 В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учетом их применения. Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес воспитанников, способствует развитию творческой активности.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • проектные методы обучения;
  • технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • коррекционные технологии.

А сейчас рассмотрим каждую технологию отдельно.

1) Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Формами работы являются: гимнастика (утренняя, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика), занятия физкультуры,  спортивные праздники,  физкультминутки между занятиями, динамические паузы,  прогулки, релаксация.

2) Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проекты различаются:

 – по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

– по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

 – по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

 – по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

3) ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи максимально продуктивными, простыми и быстрыми способами. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Еще один огромный плюс этой теории заключается в том, что она работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:

  • Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.
  • Обучение самостоятельной работе.
  • Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.
  • Обучение эффективной работе в группах.
  • Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.

ТРИЗ – это:

Метод маленьких человечков (ММЧ). Отлично работающий способ, позволяющий формировать у малышей максимально точное и понятное им представление о простейших биологических и физических процессах.

Системный оператор. Позволяет изучать различные объекты мира в контексте их соотношения с другими объектами, а также с временными рамками «прошлое», «настоящее», «будущее».

Игры на мышление по аналогии. Чтобы научиться сравнивать между собой различные вещи и распределять их по группам, нужно сначала выявить те признаки, которые для них характерны. Данная методика этим и занимается.

Морфологическая таблица. Позволяет выявлять характерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно новые разновидности этих же предметов.

Метод фокальных объектов. Малыши учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект.

Мозговой штурм. Перед ребятами ставятся различные задачи и дается предложение выдвигать любые пришедшие на ум варианты их решения. Пусть даже самые волшебные и сказочные. После выбирается одна или несколько наиболее подходящих идей.

Метод противоречий. Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.

4) Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками». Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций. В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие. Примеры форм занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий: Занятие-визуализация — изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т. ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов). Практическое занятие в форме презентации — представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных средств. ИКТ в работе современного педагога это: подбор иллюстративного материала; обмен опытом; оформление групповой документации, отчётов;  подбор материалов к занятиям; знакомство со сценариями; создание презентаций.

5) Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. При организации данных технологий воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Методами и приёмами организации данной деятельности является:

 – беседы;

– наблюдения;

– моделирование;

– фиксация результатов;

 – дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

 – трудовые поручения, действия.

6)  Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения школьников. Виды:

 – технология музыкального воздействия (музыкальная терапия);

 – логоритмика;

– сказкотерапия;

 – цветотерапия.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

 – повышению качества образования;

 – повышению квалификации воспитателей;

 – применение педагогического опыта и его систематизация;

– использование компьютерных технологий воспитанниками;

– сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

– повышения качества обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Инновационные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Презентация «Инновационные технологии экологического образования  дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»...

Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".

Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...

Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников....

Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников....