Сенсорное развитие детей младшего возраста
статья (средняя группа)

Буренчук Марина Николаевна

Детство-Самая счастливая пора в жизни человека.Дошкольник энергичен и активен.Его притягивает все, он пытается узнать  и понять многое.В раннем детстве закладываются основы  развития логического мышления .Как известно мышление представляет собой процесс познания и осознания окружающегог мира.Одним из условий развития логического мышления является развитие мыслительных операций:анализ,синтез,сравнение,абстракция,обобщение,конкретизация.Прежде ребенка нужно научить выделять внешние свойства предметов,потом внутренние их функциональное назначение.Для этого необходимо научить классифицировать предметы потом изображения,а затем словесные обозначения

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Сенсорное развитие детей в раннем и младшем возрасте.»
В этом выступлении подробно рассказывается о роли мелкой моторики в развитии детей раннего дошкольного возраста, описывается работа с детьми и родителями, которая включает в себя: цикл дидактического материала игр занятий по развитию мелкой моторики; различные виды пальчиковых гимнастик ,создание центра сенсорного развития в группе; создание информационного стенда для родителей; примерное планирование работы на разный возраст, поэтапный цикл работы с детьми из собственного опыта,
подготовка консультаций для родителей; оформление папок – передвижек. Так же представлены фотоматериалы работы в группе, освещены, проведённые мною занятия с детьми на
развитие мелкой моторики. Данный материал предназначен для педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Без тактильно-двигательного восприятия не может сложиться у человека представление об окружающем предметном мире, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатление о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Статистика свидетельствует, что современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10ти 20ти
летней давности. Срок речевого старта сдвинулся от полутора лет к двум с половиной, а у мальчиков даже к трем. А виной всему большой объем информации, неблагоприятная эколо
гическая обстановка и неважное здоровье будущих мам. Ни один вопрос детского развития не беспокоит так сильно, как развитие речи, — неговорящий ребенок слывет «запущенным»

Ранний возраст – особый период в жизни ребенка, по интенсивности развития, по сложности задач (которые решаются на данном этапе), первые годы не имеют себе равных.
Но это самый благоприятный период для развития речи. Именно то, что будет упущено в данном возрасте скажется потом

        Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на
становлении детской речи.

 И. Кант писал: "Рука является вышедшим наружу головным мозгом".

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр.
Работа пальцевой моторики тесно взаимосвязана с работой речевых зон. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять особое внимание, так как от ловкости и проворности пальчиков, зависят дальнейшие успехи малыша. Именно поэтому актуальность развития мелкой моторики – бесспорна.

Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка есть проблемы
с моторикой.
В наше время у большинства детей, особенно у городских, наблюдается общее моторное отставание. Практически вся одежда и обувь у детей, на липучках и на молниях, а ведь
еще примерно лет 20 назад, родителям и детям приходилось все делать руками: застегивать/расстегивать, перебирать крупы, стирать белье и. т. д, но все это делали и дети вместе с
родителями.
Задача развития мелкой моторики трудная и продолжительная. Работу по развитию
движений пальцев и кистей рук, следует проводить систематически и ежедневно.
В процессе многочисленных исследований, учеными установлено, что развитие речи
малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук, достигают определенного развития.
Хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок. Хорошая речь – это важнейшее условие полноценного развития ребёнка.
Развитие мелкой моторики подготавливают соответствующие участки головного мозга к формированию речи.

 Известно что двигательная система, особенно мелкая моторика рук
оказывает большое влияние на развитие всего организма, а особенно, головного мозга и ЦНС.

 Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображе-
нием, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики, является источником ускоренного развития и совершенствования речи, мышления и психического развития. В раннем возрасте идет активное обучение действиям с предметами.
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей можно добиться определённых результатов, у них улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокраща-
ются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений.
Тренировка движений пальцев и кистей рук, является важнейшим фактором, который
стимулирует речевое развитие ребенка. Способствует улучшению артикуляционных движений. Подготавливает кисть руки к письму и является мощным  средством повышающим работоспособность коры головного мозга.

Физиолог И.П. Павлов (1849-1936) писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга »
И для быстрого освоения этой науки, взрослому необходимо помочь малышу. Для малышей, освоиться с собственными руками также трудно, как и для взрослого с нуля научиться вышивать или плести кружева
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, рассказывать и показывать ребенку совершаемые действия, давать возможность принимать в них уча-
стие. Чем ловчее работает малыш руками и пальчиками, тем быстрее он осваивает навыки речевого общения. А это, залог дальнейшего его успехи. В магазинах появилось множество игр и пособий для развития мелкой моторики, но они не могут заменить ребенку возможности познавать мир посредством простых предметов, которые нас окружают. Лучше всего, детьми усваивается информация, преподнесенная в формате игры. Способы развития мелкой моторики:
- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности (со словестным сопровождением, чтение потешек и стихов);
- игры с мелкими предметами;
- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать-наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия т.д.;
- рисование;
- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.;
- конструктор (пуговицы, шнурки, молнии);
- лепка (пластилин, тесто, глина);
- игрушки из подручных средств (лоскутки различной текстуры, лоскутные мячики с различными крупами, камушками, шерстью, прищепки, бусы, пробки и т.д.).
«Пальчиковые игры» - это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок
при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям
ориентироваться в пространстве понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Методика и смысл данных
игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Эти игры являются хорошими помощниками для малышей, чтобы научиться правильно и чисто говорить, разовьют артикуляционный аппарат и навыки речи, а также помогут развить координацию движений, внимание, мышление, воображение, зрительную память.
Очень полезные занятия для пальчиков - это доставание игрушек из сухого бассейна с различными крупами, в которых спрятаны мелкие игрушки, а детки должны их найти. Такие
игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но заодно массажируют ручки.
Развитие мелкой моторики, не единственный фактор способствующий развитию речи.
Необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним; «вызывать» на разговор; стимулировать наводящими вопросами, просьбами.
А также необходимо консультировать родителей по работе в этом направлении, просвещать разными педагогическими способами.
Все подобные игры с мелкими предметами, должны проходить только под присмотром педагога. Малыши любят перекидывать предметы из одной кучи в другую, переливать, пересыпать.
Для того что бы ребенку нравились занятия, то все задания должны быть в игровой форме, все это сопровождается мимикой и имитацией рук и ног. Детям все интересно, а особенно если его действие сопровождается звуковым эффектом, то этим занятием он будет заниматься с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего возраста

Задачи, значение сенсорного воспитания...

Статья из опыта работы "Сенсорное развитие детей младшего возраста"

Материал из опыта работы по сенсорному развитию дошкольников....

Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...

Проект "Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки"

Данной работой хочется показать эфективность взаимодействия колектива ДОУ,родителей и детей в совместной работе.  Это универсальное дидактическое пособие для сенсомоторного развития детей в ...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки».

Сенсорная коробка  — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, выкапывать, переливать, исследовать...

МПГУ Сенсорное развитие детей младшего возраста через сенсорно –дидактические игры и упражнения

Для современной образовательной системы проблема умственного,интеллектуального развития чрезвычайно важна.Современный педагог ставит своей целью воспитаниеребёнка-дошкольника – творчески развито...