Быт на Руси
план-конспект занятия (старшая группа)

Штин Ирина Ивановна

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_dr_rusi.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по нравственно-патриотическому

воспитанию

Тема: «Быт Древней Руси»

Воспитатель: Штин Ирина Ивановна

Цели и задачи:

1. обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том как жили  древние славяне.

2.заинтересовать детей происхождением и значением своего имени.

3.формирование первоначальных патриотических чувств.

4.развивать внимание , мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы ,запомнить новые слова.

5. воспитывать интерес и уважение  к славной жизни наших предков, любовь к Родине.

Материал к занятию: русские народные костюмы для детей, иллюстрации  по теме НОД, музыкальное сопровождение ,яблоко.

        Ход занятия.

Воспитатель: «Ребята. Давайте встанем в круг .Ребята в какой стране мы живем? Как она называется? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно мы живем в России. Наша  страна очень большая. А как называлась наша земля много-много лет назад?

Ответы детей: (Русь)

Воспитатель: Молодцы! А мы с вами  совершим маленькое путешествие  в прошлое к вашим предкам. С бытом Древней Руси, с бытом русской деревни  .  (звучит музыка  перемещение из

времени).

Встречает детей хозяюшка (девочка).

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, да желанные!

Проходите, по удобнее располагайтесь! (дети усаживаются на скамейки).

Воспитатель: Ребята, давайте познакомимся  с нашими хозяевами.  С давних времен , когда ребенок рождается,  родители придумывали  имя.

Хозяюшка: Я – Вероника, что значит приносить победу. Я – Игорь, значит осторожный, внимательный.

Ответы детей.( каждый ребенок представляется как его зовут и значение имени своего).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите какой дом у наших хозяев? Называется этот дом изба. Как он выглядит, из чего он сделан? (ответы детей).

На первый взгляд изба- самая обыкновенная постройка .Крестьянин строя свое жилище ,старался сделать его прочным ,теплым и удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственному русскому народу потребность в красоте. Избы были очень красивыми. Как и лом нашей хозяюшки. Дети, посмотрите сколько интересных вещей есть в избе.

В  низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

 Молода, красива,  

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка

Думы без конца….

Ты о чем мечтаешь,

Девица – краса?

Прядка – предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нити.

Пальчиковая гимнастика.

Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)

Ниточки тянули (гладим пальчики)

Маме будет сарафан  (ставим кулачки друг на друга)

Бабушкам платочки (змейка паальчиками)

Дедушка - в жилете (ручки в замок)

Братишка -   в берете(змейка пальчиками)

Ну а я - в кафтане(дети показывают на себя).

Загадка.

Есть у бабушки –старушки

Очень маленький секрет

Платья, книги, и игрушки

Занавески, погремушки

Кукол и велосипед

Все она упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук

Есть у бабушки ветхий, старенький  ( СУНДУК ).

В старину всю одежду хранили в сундуках, считалось чем больше в избе сундуков, тем зажиточнее жила семья.

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, как одевались на Руси? Какую одежду носили?  (дети рассматривают костюмы и рассказывают,  как они выглядят, какого цвета, какая вышивка). Ребята, посмотрите, как выглядела рубаха на Руси? Какая интересная вышивка. Раньше одежду украшали своими руками. Собирались вечером девицы, песни пели и рукоделием занимались.

Воспитатель: Ребята ,а кто  знает ,как раньше называлась кровать для малышей? (ответы детей ) .

Колыбель . Раньше чтобы ребенок уснул , мамочки пели песни – колыбельные. (звучит колыбельная, хозяюшка  обыгрывает , качает куклу на руках).

Воспитатель: Нам хозяюшка,  приготовила сюрприз. ( мальчик подает коробочку, а там лежит  яблочко и маленькое письмо)

Хороводная игра « Яблочко»

Яблочко золотое, яблочко наливное,

По рукам катилось и остановилось,

Быстро с яблочком беги и дружка себе найди.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком  закончатся слова, тот и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.

Молодцы, ребята хорошо поиграли.

Воспитатель: Дорогие наши хозяева, ребята вам тоже приготовили подарки. Это тряпичные куклы. Куклы сопровождали человека от рождения и до самой смерти. Они были разными: обрядовыми, обережными, игровыми, сезонными. Каждая имела свое значение.

ПЕЛЕНАШКА. Самая первая кукла-оберег, с которой встречался новорожденный младенец –Пеленашка – называлась так,  потому что  была спеленута. Считалось, что она охраняет малыша во время сна.

Свернута из старенькой рубашки,

Ниткой перетянута  льняной.

Маленькая кукла - пеленашка

Охраняет малыша – покой.

КУВАДКА. Еще одна важная кукла – Кувадка, использовалась при появлении на свет малыша, чтобы обмануть злых духов.

Что за странные игрушки?

Чем-то схожи с погремушкой.

Это куколки – Кувадки

Разместились над кроваткой.

Итог работы

- Что вам на занятии понравилось?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете какое значение в старину придавали имени ребенка, как жили люди в Др.Руси. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна!

Давайте этих кукол подарим нашим хозяевам, поблагодарим за гостеприимство. Возвращаемся обратно в детский сад. ( звучит музыка «перемещение во времени»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные обычаи на Руси

Конспект открытого комплексного занятия (подготовительная группа)...

БЕСЕДА: «Как у нас на Руси веселились от души»

Беседа про народные игры и игрушки...

Ах! Как весело живется на Руси!

Сценарий празднования широкой Масленицы...

Презентация: Образовательный проект "Как жили люди на Руси"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Семейные обычаи на Руси.

Конспект составлен для того, чтобы расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) старшая группа «Защитники Руси»

Закрепить;Дать детям представление о защитниках земли Русской;Поддержать интерес к истории русского народа, вызвать желание подражать русским богатырям;Воспитывать гордость за свой народ, за свою стра...

открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение  традиционн...