БЕСЕДА: «Как у нас на Руси веселились от души»
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Кулебакина Татьяна Михайловна

Беседа про народные игры и игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_pro_narodnye_igry_i_igrushki.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Промышленновский детский сад «Радуга»

пгт. Промышленная Кемеровской области

БЕСЕДА:

 «Как у нас на Руси

веселились от души»

Подготовила

Воспитатель: Морозова Т.М.

Пгт. Промышленная, 2011

Задачи:

  1. Формировать представление о том, как играли дети на Руси.
  2. Познакомить с народными играми.
  3. Воспитывать патриотические чувства, доброжелательное отношение друг к другу,  уважение к национальной культуре.

Материал: тряпичная кукла, современные игрушки, картинки с изображением игрушек, народных игр.

Ход беседы

Дети входят в группу.

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие мои! Сегодня я хочу предложить вам необыкновенную экскурсию. Предлагает подойти к столам и рассмотреть иллюстрации игрушек. Знакомы ли вам эти предметы, для чего они нужны? Ответы детей.

Воспитатель. Все дети во все времена любили и любят играть в игрушки. Игрушка- великое изобретение человечества. в ней воплощены основные жизненные ценности народа, передаваемые из поколения в поколения. Сейчас купить желанную игрушку не составляет труда. Их в большом количестве делают на заводах и фабриках, продаются они в разных магазинах. Из каких материалов делают игрушки? Что могут делать современные игрушки? (двигаться, прыгать, летать, говорить…). (Дети отвечают).

А вот ребятишки в старину не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители. (Показ иллюстраций, картинок). Но не только самодельными игрушками играли в старину. Можно было купить готовую игрушку у мастера-игрушечника на ярмарке. Показ народных игрушек.

Игрушкины частушки.

Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни –
Кавалеры наши.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

Народные мастера создавали игрушки бытовые: детские прялки, глиняную и деревянную посуду, бирюльки (набор маленьких хозяйственных принадлежностей). Из металла делали игрушечные топорики, трещотки, свистульки, дудочки. Хороши были и кони-каталки, расписные в яблоко. Все эти игрушки с ранних лет приучали ребенка к труду и самостоятельности и передавались от старших к младшим.

Прошли столетия, изменилась жизнь людей, изменились и игрушки. Теперь они мало похожи на древние игрушки. Назовите игрушки, с которыми вы сейчас играете. Дети рассматривают современные игрушки. Сейчас очень много различных игр, игр – конструкторов, музыкальных, мягких игрушек (предлагаю детям подумать, хотели бы они играть со старинными игрушками, например с поленом, одетым в тряпку).

Игрушка.

Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабаны, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем,
Их у товарищей не отнимаем.
Наши игрушки стоят на виду, –
Все у нас общее в детском саду.

Играть можно не только с игрушками, но и без них. Вы можете назвать какие-нибудь игры, в которые вы играете? А как вы думаете, в старину ваши ровесники знали какие-нибудь игры? (Ответы детей).

В старые времена на Руси существовало около 3000 игр. В них с удовольствием играли и дети, и взрослые. (Предлагаю подумать, почему. Наверное, потому что не было телевидения, кино и т.п.). Большинство этих игр дошло и до наших дней. Это: “Жмурки”, “Горелки”, “Пятнашки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Лапта” и др.

А с чего начинается любая игра? (Ответы детей).

Правильно, со считалки. Считалки – это древняя форма гаданий. Когда кому-то выпадал случайный жребий, это воспринималось как воля судьбы. И в игре никто не должен обижаться. А какие считалки вы знаете? (Ответы детей). Играем в подвижную игру “Змейка”.

Катился горох по блюду.

Ты води,

А я не буду.

Мы сейчас говорили о старинных, забытых играх, забавах, игрушках. Можно подумать, что ваши ровесники только и делали, что играли. Но это не так.

С малых лет и девочек, и мальчиков приучали к труду, к работе по дому. Они помогали взрослым. На игры, как правило, оставалось очень мало времени. Поэтому с таким нетерпением не только дети, но и взрослые ждали праздников, выходных дней, когда можно было повеселиться вволю.

На всех народных праздников выступают скоморохи. В современной жизни это артисты эстрады, клоуны. Скоморохи веселили, смешили народ, показывали кукольные представления и переодевались в разные смешные костюмы.

А теперь давайте и мы немножко поиграем:

Конкурс: “Ежовые рукавицы”.

В рукавицах собрать мелкие предметы.

Узнай, кто

Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью считалки)

Тара – бара,

Домой пора —

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить,

Тебе водить!

и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени.

Гуси-гуси

Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

— Гуси-гуси!

— Га-га-га

— Есть хотите?        

— Да-да-да!

— Ну, летите же домой!

— Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,

Съесть нас хочет!

— Ну летите, как хотите, только крылья берегите!

Ручеек

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

Воспитатель. Понравилась вам наша экскурсия? Вы получили удовольствие?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"

Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"...

Беседа по нравственному воспитанию "Вовка-добрая душа"

Нередко ребенок дошкольного возраста игнорирует требования взрослых не потому, что не хочет или не знает, как их выполнить, а потому, что не ориентируется на состояние окружающих людей, не учитывает и...

беседа о прочитанной сказке Т. Лепехиной «Душа сада».

познакомить детей со сказкой Т. Лепехиной «Душа сада»; вывести этическую формулу великодушия, ее слагаемые....

Беседа с родителями "Влияние музыки на душу детей".

Беседа с родителями о возможностях и последствиях влияния музыки на развитие детей....

Беседа-практикум "Балалайка-душа русского народа"

Беседа – практикум «Балалайка – душа русского народа» Цель:- Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах.Задачи: развивать эмоциональную...

Беседа с детьми дошкольного возраста "Береза русская душа"

Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день....