Консультация" Роль традиций"
консультация (младшая группа)
Дети раннего возраста любят играть одни, а для установления контактов со сверстниками используют мимику, позы и жесты. Младшие дошкольники чаще говорят о том, что видят и что имеют. Стараясь привлечь внимание сверстника, они выставляют напоказ предмет, которым обладают, чтобы утвердить собственное «Я».
Кроме того, в процессе развития контактов между сверстниками в раннем возрасте наблюдаются конфликты, и, если их вовремя не устранить, они будут сильно влиять на психическое и эмоциональное благополучие малышей.
Эта проблема становления и развития межличностных отношений детей привлекла и моё внимание. Чтобы сформировать у детей комплекс культурных эмоций, грамотно и бережно скорректировать недостатки эмоциональной сферы, я поставила такие задачи:
- развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом и вместе;
- формировать опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать
чувство симпатии друг к другу;
- закрепить умение проявлять внимание, сочувствие к сверстнику (делиться
игрушками, лакомством, уступать), отзываться на просьбу, помогать;
-воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности;
- учить здороваться и прощаться со сверстниками, просить и благодарить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_dobryh_traditsiy.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей раннего возраста
Дети раннего возраста любят играть одни, а для установления контактов со сверстниками используют мимику, позы и жесты. Младшие дошкольники чаще говорят о том, что видят и что имеют. Стараясь привлечь внимание сверстника, они выставляют напоказ предмет, которым обладают, чтобы утвердить собственное «Я».
Кроме того, в процессе развития контактов между сверстниками в раннем возрасте наблюдаются конфликты, и, если их вовремя не устранить, они будут сильно влиять на психическое и эмоциональное благополучие малышей.
Эта проблема становления и развития межличностных отношений детей привлекла и моё внимание. Чтобы сформировать у детей комплекс культурных эмоций, грамотно и бережно скорректировать недостатки эмоциональной сферы, я поставила такие задачи:
- развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом и вместе;
- формировать опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать
чувство симпатии друг к другу;
- закрепить умение проявлять внимание, сочувствие к сверстнику (делиться
игрушками, лакомством, уступать), отзываться на просьбу, помогать;
-воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности;
- учить здороваться и прощаться со сверстниками, просить и благодарить.
Я не только прививаю детям правила хорошего тона, но прежде всего анализирую и контролирую свои действия, работу и поведение, чтобы создать в группе атмосферу психологического комфорта., без которого сойдут на нет все усилия по обучению и в принципе невозможно воспитание. Ведь для детей раннего возраста в центре мира – взрослый, от которого они зависят практически во всём. Ребёнок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений, ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого.
Третий год жизни – самый благоприятный период для того, чтобы заложить у детей потребность и привычку к мирному сосуществованию. В этот период складывается стереотип коллективного поведения в группе, именно тогда необходимо заложить традиции взаимного уважения, терпимости, доброжелательности, которые будут сопутствовать ребёнку всю его жизнь.
Организуя работу в группе по этому направлению, я создаю нормы и традиции, которые включают определённую систему запретов и добрые обычаи. Запреты немногочисленны, но дети должны их чётко усвоить: ни при каких условиях нельзя бить других людей; нельзя портить чужую игру и игрушки; нельзя причинять боль живым существам. Познакомив детей с тем, что делать нельзя ни при каких обстоятельствах, я требую обязательного соблюдения этих правил. О запретах сообщаю и родителям, чтобы они были едины как в группе, так и дома.
Для создания атмосферы равных прав в группе раннего возраста у нас существуют добрые традиции, которые начинают работать с первым появлением ребёнка в детском саду. Для этого изготовлена сюрпризная коробка с красивыми картинками, ленточками, фантиками и т.д., она постоянно пополняется педагогами и родителями. И если подарок получает новичок, то и другие дети не остаются с пустыми руками. Ещё одна традиция, которая сплачивает детский коллектив, воспитывает отзывчивость и заботу – это поздравление с днём рождения с обязательным подарком и угощением. Дети дарят очередному имениннику песенки, стихи и игрушки, а тот потчует их сладостями.
Традиция деления лакомства не менее значительна, чем раздача маленьких сувениров. Часто дети приносят из дома фрукты, конфеты и т.д. В группе создаётся такая ситуация, что ребёнок добровольно с удовольствием угощает сверстников, которые вместе с педагогом усаживаются в кружок. Перед тем, как разделить лакомство, педагог читает стихотворение или сказку на эту тему и вызывает малышей на разговор. Таким образом, полученная от воспитателя конфетная обёртка, яркая картинка такая же , как у всех, долька апельсина или яблока показывают, что здесь ребёнка любят и ценят не меньше, чем других детей.
Традиция похвалы детей за поступки прошедшего дня практикуется ежедневно, обычно перед ужином. Педагог предлагает малышам сесть в кружок и поговорить о том, чем хорошим отличился каждый ребёнок. Вика быстро оделась после сна, Катя съела всю кашу, которую терпеть не может и т.д. Внимание обращается не только на действия и поступки, но и на внешний вид детей: у Димы рубашка аккуратно заправлена в шорты, у Мирославы красивые косички и т.д. Самое главное, чтобы все дети услышали о себе что – нибудь приятное и другие узнали, какие они замечательные. Затем педагог берёт специально изготовленные из цветного картона отличительные знаки и прикрепляет их на детские шкафчики. Виталий уснул быстрее всех – ему звёздочка синего цвета. Владик быстрее всех оделся после сна – ему зелёная звезда .Катя была самая аккуратная и чистая весь день – ей звёздочка жёлтая; красной звёздочкой награждается Сабина, которая кушала лучше всех
Традиция сохранения личной собственности касается не только одежды ребёнка, но и других мелочей, которые он принёс из дома. Детям прививается убеждение, что личная собственность неприкосновенна, и эти вещи не имеют права отбирать ни они, ни педагог .А если предмет неуместен в данную минуту, воспитатель предлагает убрать его в шкафчик ребёнка.
Чтобы создать ситуации спокойного и взаимоприятного, бесконфликтного общения, которые способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе, я использую игровой приём «Минутки вхождения в день». Вот примеры подобных минуток.
Вариант 1.Дети сидят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель: «Посмотрите в глаза друг другу и молча подарите каждому свою улыбку. Ведь дружба начинается с улыбки». Звучит музыка.
Вариант 2.Стоя в кругу, дети кладут руки на плечи товарищей и произносят речёвку:
Детский сад – наш добрый дом,
Хорошо нам будет в нём.
Вместе будем мы играть,
Веселиться, рисовать.
Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывают их одну на другую, и говорят девиз: «Один за всех и все за одного!» После этого можно вспомить правила поведения в группе.
Вариант 3. В руках у воспитателя игрушка сердце: «Сердце –это символ добра и дружбы. Я желаю вам крепкого здоровья, весёлого настроения и заботливого отношения к товарищам. А сейчас, передавая это сердце и называя друг друга ласковыми именами, подарим друзьям частичку своей любви, добра и уважения друг к другу.
Дети по очереди говорят пожелания друг другу.
Традиционными стали посиделки за большим общим столом. Здесь вместе с педагогом дети рисуют, строят, играют в лото, лепят, делают что – то своё. Такие посиделки устраиваются и совместно с родителями в вечернее время.
Традиция фотосессий и оформления фотостендов сплачивает не только детей, но и родителей. Ежегодно делаются по 2-3 стенда на различные темы, в которых используемые фотографии, сопровождаются стихотворным текстом собственного сочинения. Стенды посвящаются не только жизни детей в детском саду и дома («Мамины помощники»,» Наши забавы», «Папа и я – лучшие друзья»), но и к торжественным датам («Наши праздники», «Горжусь и помню»). Дети очень эмоционально реагируют на снимки, если видят там себя или своих близких, гордятся этим и радуются. В итоге у них повышается самооценка и растёт авторитет среди сверстников.
Таким образом, создавая положительные традиции в группе, вселяя в детей веру в свои силы, способности, я достигаю хороших результатов в формировании у них комплекса культурных эмоций и корректирую недостатки эмоциональной сферы .Мои малыши дружелюбны, умеют играть рядом и вместе, легко усваивают систему запретов, с удовольствием поддерживают порядок в группе, умеют здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"
Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...
. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/
Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...