ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать словарь детей выражениями гостеприимство, многонациональность.

    Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям, к обычаям разных народов. Уважительное отношение к хлебу, гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_ot_tradic_rus_nar_k_dou.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД « 20»

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ.

«ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

СОСТАВИЛА:  воспитатель Угляница Любовь Александровна

воспитатель Афанасенко Светлана Владимировна.

Музыкальный руководитель Дорошенко Анна Борисовна

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать словарь детей выражениями гостеприимство, многонациональность.

    Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям, к обычаям разных народов. Уважительное отношение к хлебу, гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение из книги « Веселые уроки кота Этикета», чтение русских народных сказок. Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок. Народные и ролевые игры. Рассматривание национальных костюмов, предметов быта. Работа с родителями и с социумом. ( дни рождения в национальном стиле, Масленица, праздник « В широком семейном кругу»  и т.д.)

МАТЕРИАЛ: Блюда национальной кухни « русской, армянской, турецкой, татарской,  ) Каравай, соль, рушники, платки, народные костюмы.

                                       ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Зал оформлен в русском народном стиле. Выставка национальных блюд.

   Мальчики и девочки в русских костюмах встречают гостей у входа.

1-й реб.   Здравствуйте люди добрые.

2-й реб.   Если величать так на пороге встречать.

1-й реб.   Добро пожаловать к нам в гости.

                 Милости просим.

2-й  реб.  Для каждого найдется доброе словечко

                 И теплое местечко.

3-й реб  ( девочка держит хлеб- соль на рушнике)

                 Если мы хотим кого-то

                 Встретить с честью и почетом

                 Встретить щедро от души

                 С уважением большим

                То гостей таких встречаем

                 Круглым пышным караваем.

 4 –й реб.  Он на блюде расписном

                  С белоснежным рушником

                  С караваем соль подносим

                 Поклоняясь отведать просим

«  дорогой наш гость и друг принимай хлеб - соль из рук»

       Дети вручают хлеб – соль гостям, кланяются в пояс.

Ведущая     Проходите пожалуйста, присаживайтесь.

Ребенок        В весенний денек

                      Вьется за окном дымок

                     Солнце светит к нам в окно

                     А в избе гостей полно.

Ведущая       Ребята а вы никогда не задумывались. Почему люди ходят в

                      гости?

( предположительные ответы детей навестить родственников, поделиться новостями, побеседовать, повеселиться отдохнуть, попить чая из самовара)                      

                        Вот и сегодня   мы встретили гостей соблюдая традиции русского гостеприимства хлебом – солью. Мы много говорили о гостеприимстве, читали рассказы, сказки, рассматривали картины, фотографии, играли.

- Как вы понимаете слово « гостеприимство» ( гостеприимство это значит гостей принимать)

- Вспомните, что вы знаете об этом обычае?  ( во все времена русские люди любили ходить в гости и встречать гостей, красиво наряжались и украшали свой дом, готовили подарки и угощения, встречали гостя хлебом –солью, кланялись в пояс, гость отламывал маленький кусочек хлеба, вмокал в соль и кушал. Усаживали гостей в красный угол – самое красивое и удобное место в комнате. Пили чай из самовара, пели песни, танцевали, водили хороводы.)

 ХОРОВОД « ВО ПОЛЕ БЕРЕЗАНЬКА СТОЯЛА»

                        ( Дети садятся на стулья)

Ведущая   Все верно вы поняли и рассказали о русском гостеприимстве, но наше село многонациональное. А знаете ли вы, что обозначает слово многонациональность? ( Много национальностей. Люди разных национальностей живут в нашем селе.)

Ведущая    И в наш детский сад ходят дети разных национальностей. ( Аня, лена, вика, Андрей – русские. Мурат, Луиза – турки. У Марьяши папа армянин. У Стасика мама татарка.  У любого народа есть свои традиции гостеприимства.)  

    Луиза расскажет нам о турецком гостеприимстве

- турки всегда рады гостям. Встречают гостя у входа, говорят « национальная речь» --  « Добра пожаловать гости дорогие» приглашают в дои, угощают. Главный на столе домашний хлеб и самса. В нашей семье очень любят манты их вкусно готовят моя мама и бабушка.

    Марьяша

- мне бабушка рассказывала, что армяне очень гостеприимные люди. Встречают гостей лавашом с медом и  обязательное, национальное блюдо сладкий плов.

   Стасик

- я люблю ездить к бабушке у нее всегда много гостей на столе перемечь. Чай мы пьем из пиал и едим сладкий чак – чак. Мама тоже готовит татарские блюда.

Ведущая  Много национальностей, много традиций, но у всех есть общее. Что? ( ответы детей – все рады встретить гостей, приготовить угощение. Гостям всегда подают хлеб.)

Ведущая    каравай, буханка, ловаш …. Как бы не назывался, но гостю всегда подают хлеб. У народа есть слова – « Хлеб всей жизни голова»

Вспомните, сколько пословиц и поговорок о хлебе и гостеприимстве вы знаете.

   - Плох обед коли хлеба нет.

   - Хлеба ни куска так и в избе тоска.

   - Хлеб всему голова.

   - Без соли, без хлеба худая беседа.

   - Гречневая каша матушка наша.

     А  хлебец ржаной наш отец родной.

  -  Умел гостей звать, умей и угощать.

   - Хороший гость дому радость.

   - Чем богаты тем и рады.

   - Хоть не богат, а гостю рад.

   - Что есть в печи, все на стол мечи.

   - Собрался в гости, неси гостинцы в горсти.

Ведущая  Люди не только угощали гостей, но и собираясь в гости несли угощения. К нам сегодня пришел еще один   гость Варавкин Сергей Алексеевич. Бывший воспитанник нашего детского сада. Он сам расскажет о себе. ( рассказ гостя)

Ведущая   Сергей Алексеевич еще в детском саду был натурой творческой. Сейчас он играет на баяне и сочиняет песни и частушки. Одну о нашем селе он сочинил для участия в программе « Играй гармонь»

( исполнение песни)

Ведущая   А сейчас давайте встанем в дружный круг и гостей пригласим.

 « Мир похож на цветной луг»  Ведущая вносит в круг пирог со свечами. Вот какой у нас круг друзей, задуем свечи и загадаем желание. ( пожелания)

Пирог мы унесем в группу, будем пить чай из самовара, а взрослым предлагаем эти замечательные, вкусные блюда для угощенья и небольшой концерт для развлеченья.

Дети уходят.

                                       КОНЦЕРТ ( национальные танцы)

  1. парный турецкий танец ( дети подготовительной группы).
  2. веселый русский танец ( Валенки).
  3. цыганский танец ( средняя группа)
  4. шуточный восточный ( старшая группа)
  5. песня о детском саде.

                                                                                                         Проведено

                                                                                                      29.03.2012 год

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД « 20»

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ.

«ГОСТЕПРИИМСТВО»

0

                                                                                           СОСТАВИЛА:                         

                                                                                         воспитатель Угляница          

                                                                                         Любовь Александровна

                                                                                         воспитатель Афанасенко                            

                                                                                          Светлана Владимировна.

                                                                                    Музыкальный руководитель                  

                                                                                        Дорошенко

                                                                                       Анна Борисовна

с. Бурлацкое 2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...