Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagogov_s_semey_traditsii_i_sovremennost.docx | 55.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад № 3 города Лебедянь
Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО».
Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность».
Подготовила воспитатель
МБДОУ д/с № 3
Патутина Анна Алексеевна
Содержание
Введение…………………………………………………3
- Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) – как один из важнейших аспектов взаимодействия семьи и детского учреждения…………………………………………………………4
- Традиционные формы взаимодействия ДОУ с семьёй, их характеристика……………………………………………………..6
- Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй, их характеристика……………………………………………………..8
- Заключение и выводы……………………………………………...11
Список литературы…………………………………….13
Приложение……………………………………………..15
Введение
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует... Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?
Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС – как один из важнейших аспектов взаимодействия семьи и детского учреждения.
Воспитание подрастающего поколения подразумевает взаимопонимание между дошкольным учреждением и семьей. Очень часто педагоги и родители малышей не находят общего языка – им не хватает терпения, такта, а зачастую, и времени для того, чтобы слышать и понимать друг друга. А это все, естественно, отражается на воспитании детей. Каждая современная семья по-разному видит место своего ребенка в социуме – все зависит от состава, взглядов на воспитание и культурных традиций ячейки общества. Многие ассоциируют детский сад с местом, где просто присматривают за малышами, пока родители заняты своими делами. При этом все семьи объединяет желание, чтобы у ребенка было все самое лучшее, но сотрудничать с детскими учреждениями, поддерживать предлагаемые педагогами инициативы готовы далеко не все родители. И стоит перед сотрудниками ДОУ не праздный вопрос: Как разжечь заинтересованность родителей и сделать их активными участниками воспитательного процесса?
Новые требования ФГОС ДО усиливают роль родителей в воспитательном процессе, как на уровне каждого детского сада, так и на муниципальном. Перед системой образования поставлены четкие задачи: за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом детском учреждении ответственность возложена на родителей, поскольку качество образования и развития дошкольников зависит от активной позиции родительской общественности (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9). Родители, как основные социальные заказчики детских образовательных учреждений, играют огромную роль в процессе становления открытых взаимоотношений с педагогами. Поэтому взаимодействие родителей с ДОУ возможно только с учетом запросов и интересов семьи.
Сотрудничество родителей и педагогов основывается на равенстве партнерских позиций, уважительном отношении двух заинтересованных сторон. В ходе взаимодействия обязательно учитываются индивидуальные способности и возможности. Активное совместное взаимодействие родителей и педагогов – возможность лучше узнать слабые и сильные стороны друг друга, правильная система взаимоотношений, основанная на взаимопознании, взаимодоверии, взаимопонимании и взаимоуважении.
Статья 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» объясняет, что сегодня признано ведущим семейное воспитание. В соответствии с этим законом первыми педагогами являются родители, в обязанности которых входит закладка основ нравственного, личностного, интеллектуального и физического развития маленького гражданина. В отрыве от семьи развитие этих навыков невозможно.
Основа работы любого детского дошкольного учреждения – укрепление и сохранение психического и физического здоровья детворы, развитие интеллектуальных и творческих навыков. Педагогические коллективы ДОУ обеспечивают все условия для гармоничного личностного роста воспитанников.
- Главная цель педагогов относительно организации взаимодействия с родителями – совместный подход к воспитанию, приобщение матерей и отцов к образовательному процессу ДОУ. Задача детского учреждения – тесный контакт с семьей, оказание педагогической помощи родителям в плане единых подходов воспитания.
- Перед дошкольными учреждениями государством поставлены такие задачи: взаимодействие и сотрудничество с другими российскими социальными институтами, открытость, социальное партнерство. Взаимодействие различных общественных секторов в рамках действующих в РФ законов позволяет успешно решать социальные проблемы, помогает активно развивать социальные отношения и повышать качество жизни.
Принципы взаимодействия педагогов детских учреждений с родителями:
а) Доброжелательность.
Самый прочный фундамент, на котором основывается вся работа педколлективов с родителями – позитивный настрой. Воспитатель, общаясь с матерями и отцами детей, не должен быть категоричным и применять требовательный тон. Общаясь ежедневно с родителями своих воспитанников, воспитатель должен понимать, что именно он ответственен за хорошее отношение семьи к детскому садику в целом.
б) Принцип индивидуального подхода.
Индивидуальный подход важно применять не только работая с детьми, но и взаимодействуя с родителями. Хороший педагог всегда должен владеть ситуацией и чувствовать настроение родителей.
в) Сотрудничество вместо наставничества.
В большинстве своем современные мамы и папы хорошо осведомлены в вопросах воспитания. Практика показывает, что простая пропаганда педагогических знаний и наставления положительных результатов не приносят. Самый лучший подход – создание доброжелательной атмосферы и поддержка семьи в случаях сложных педагогических ситуаций. Если педагог высказывает искренне желание помочь и заинтересован в том, чтобы разобраться в проблемах семьи, результат не заставляет себя ждать.
г) Подготовка к работе с родителями.
Если педагог тщательно готовится к каждому, даже самому небольшому мероприятию по работе с родителями, уделяет внимание не количеству, а качеству мероприятий, нужные результаты и взаимопонимание обязательно приносят свои плоды.
д) Динамичность.
Современный детский сад – это развивающееся, а не функционирующее учреждение. Важно, чтобы педколлектив мобильно реагировал на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменял направления и формы работы ДОУ с семьей.
- Планируя работу с родителями, каждый педагог должен изучить социальный состав своих воспитанников, знать их настроение и ожидания от пребывания малыша в детском садике. Анкетирование и личное общение позволяют сделать этот срез работы эффективным, помогают найти интересные индивидуальные формы работы с семьей.
Привлекая матерей и отцов в систему работы детских дошкольных учреждений, мы активно сотрудничаем с семьями по реализации программы ФГОС ДО, используем представленные на слайде формы работы. Родители могут отправлять письменные сообщения по электронной почте: налаженная обратная связь, хоть и не заменяет живое общение, но служит хорошим поводом улучшить качество работы с семьей.
- Традиционные формы взаимодействия ДОУ с семьёй, их характеристика
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году — в виде елочки и др.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
- Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй, их характеристика.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия:
*оригинальность,
*востребованность,
*интерактивность.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями.
Что же к ним можно отнести:
Информационно-аналитические
-анкетирование;
-опрос;
-"почтовый ящик".
Наглядно-информационные
-родительские клубы;
-мини-библиотека;
-информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;
-выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».
Познавательные
-родительские гостиные;
-нетрадиционные родительские собрания;
-устные журналы;
-экскурсии.
Досуговые
-праздники;
-совместные досуги;
-акции;
-участие родителей в конкурсах,
- выставках.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В группе можно организовать родительский клуб "Родительская академия". Проводить 4 заседания клуба в год. Стараться, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбирать необходимо с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). "Волшебный мир театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения астрологии", "Взрослые глазами ребенка" – вот некоторые темы встреч. Кроме того, нужно стараться, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме. Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается не традиционное родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения - в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Курс молодого бойца», «Все на лыжню». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями. Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями. Хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и города. Акция «Чистый город» – её название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.
4. Заключения и выводы.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
На данном этапе развития общенациональной системы дошкольного воспитания и образования важно правильно организовать тесное взаимодействие двух главных воспитательных институтов – ДОУ и семьи. Только такое взаимодействие приведет к разностороннему полноценному развитию творческого и интеллектуального потенциала личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных природных задатков, талантов и способностей.
Суть такого комплексного подхода к организации процесса образования состоит в том, что воспитание и обучение становятся единым процессом, максимально активизирующим творческие ресурсы всех участников взаимодействия. При таком подходе личность ребенка получает наибольшую социально-психологическую поддержку и защиту со стороны наиболее важных институтов – семьи и ДОУ. То есть образование и воспитание ориентированы на самого ребенка. Именно достижение максимально возможного индивидуального уровня развития личности ребенка, приобщения ее к общечеловеческим и общекультурным ценностям становится главной целью такого процесса воспитания.
Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют у ребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов.
Таким образом, именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка. В результате творческого применения различных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и образования превращается в гибкую систему, в которой учитываются интересы всех сторон, а родители проявляют активную творческую позицию, позитивное отношение к воспитателям и охотно принимают участие в организации жизни ДОУ. Это позволяет утверждать, что использование различных форм взаимодействия педагогов и родителей оказывает положительный эффект на учебно-воспитательный процесс.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986.
2. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. -1998. -N 6.- С. 66 - 70.
3. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание.- 2002. -N 9- С. 52 - 58.
4. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, -2003. - 224 с.
5. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание.- 2003.- N 1.- С. 82 - 92.
6. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание.- 1998.- N 9.- С. 23 - 31.
7. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание.- 2000.- N 1. - С. 41 - 49.
8. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
9. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание.- 2000.- N 3. - С. 87 - 91.
10. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. - М.: Приор-издат, -2002. - 192 с.
11. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.
12. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг,- 2002. - 160 с.
13. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, -2004 - 112 с.
14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,- 2000. - 416 с.
15. Концепция дошкольного воспитания (1989) // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,- 2000. - С. 389 - 399.
16. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,- 1999. - 232 с.
17. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание.- 2001. -N 8. - С. 57 - 59.
18. Ляшко Т. Нас объединяют дети // Дошкольное воспитание.- 1998.- N 10.- С. 54 - 59.
19. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», -2003. - 200 с.
20. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. -2002. -N 8. - С. 8 - 13.
Приложение.
Организация работы с родителями по внедрению традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей
Анализ психолого-педагогической работы детских садов с семьями показал, что проблеме взаимодействия детского сада и семьи уделяется недостаточно внимания, поэтому в опытно – практической части мы определили следующие направления работы:
- работа с коллективом воспитателей;
- работа воспитателей с коллективом родителей.
Целью работы с коллективом воспитателей является подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями, совершенствование культуры педагога, развитие коммуникативных умений.
Для реализации этой цели можно использовать следующие формы работы:
- анкетирование воспитателей с целью выяснения трудностей во взаимоотношениях с родителями;
- обучение педагогическому тренингу общения;
- консультация: Стили взаимоотношений в системах «Взрослый – взрослый» (воспитатели - родители, воспитатели - воспитатели), «Взрослый – ребенок».
Прежде чем воспитателям начать работу с родителями, необходимо коллегиально обсудить и принять принципы взаимодействия с родителями:
- Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.
- Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
- Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
- Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
- Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.
- С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.
- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
- Авторитарные методы «воспитания» родителей исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Чтобы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.
Следующий этап работы – проведения анкетирования. Анкетирование можно проводить несколько раз для решения нескольких целей, таких как: получение информации о семье и получение информации о ребенке.
- сбор информации о семье
Социальная характеристика семьи.
- Состав семьи, возраст родителей.
- Жилищные и материальные условия.
- Культурный уровень семьи (есть ли в семье библиотека; какие книги читают; следят ли за периодической печатью; посещают ли кинотеатры, театры, концерты, выставки).
- Общая семейная атмосфера (доброжелательная, неустойчивая, гнетущая, недоброжелательная, автономность каждого члена семьи).
- Кто из членов семьи больше всего занимается воспитанием ребенка.
- Что является предметом основной заботы родителей по отношению к ребенку (здоровье, развитие умственных способностей, нравственных качеств ребенка, обеспечение материальных потребностей).
- Отношение родителей к ребенку (сверхопекающее, ровное, заботливое, равнодушное, подавляющее личность ребенка).
- Система воспитательных воздействий (согласованность всех членов семьи, непоследовательность, наличие конфликтов, отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия).
- Уровень психолого-педагогических знаний (наличие определенных знаний и готовность их применять на практике; ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению; низкий уровень знаний и нежелание задумываться под проблемами воспитания).
10.Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка (систематическое, нерегулярное, полное отсутствие контроля).
11.Отношение к детскому саду (положительное, равнодушное, негативное).
12. Взаимодействие семьи с детским садом (систематическое, эпизодическое, отсутствие взаимодействия).
Социально-демографическая анкета семьи.
- Фамилия семьи.
- Адрес семьи.
- Вид семьи: полная, простая (родители, дети); полная, сложная (родители, дети, бабушки, дедушки); полная, измененная (один из родителей не является родным), неполная.
- Сколько времени существует семья.
- Количество детей в семье: из них мальчиков, девочек.
- Возрастная характеристика семьи: возраст взрослых членов семьи, возраст детей.
- Где и кем работают взрослые члены семьи.
- Образование взрослых членов семьи (высшее, неполное высшее, среднее, неполное среднее, начальное).
- Если взрослые члены семьи имеют педагогическое образование, указать какое заведение окончили.
10.Материальный доход в семье (высокий, средний, низкий). 11.Жилищныеусловия семьи (хорошие, удовлетворительные).
12.Имеется ли отдельная комната для детей или уголок для занятий.
13.Имеется ли библиотека педагогической литературы.
- получение информации о ребенке
В анкету были включены следующие вопросы:
1. Хорошо ли Вы знаете своего ребенка?
2. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?
3. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?
4. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?
5.Чем любит заниматься в свободное время Ваш ребенок?
6. Какие обязанности по дому выполняет Ваш ребенок?
7. Как он выполняет свои обязанности по дому?
8. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?
9. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?
Анкета на выявление организации общения с ребенком в семье
- Считаете ли вы, что у вас с ребенком существует
взаимопонимание (да, нет, иногда)? - Советуется ли с вами ребенок по личным вопросам (да, нет,
иногда)? - Знаете ли вы друзей вашего ребенка (да, нет, иногда)?
- Бывают ли они у вас дома (да, нет, иногда)?
- Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам (да,
нет, иногда)? - Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и
концертах (да, нет, иногда)? - Делится ли с вами ребенок своими впечатлениями (да, нет,
иногда)? - Организуете ли вы совместные прогулки, выезды на природу
(да, нет, иногда)? - Проводите ли вы отпуск вместе с ребенком (да, нет, иногда)?
Анкета на выявление участия ребенка в бытовом труде семьи
- Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок?
- Какое из занятий дома ребенок любит больше всего?
- Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в
домашнем труде, если он еще не очень хорошо может это
сделать? - Чем вы занимаетесь вместе с ребенком дома?
- Знакомите ли вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать
место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем
вы занимаетесь на работе?
Проанализировав эти анкеты, можно узнать о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием.
Далее целесообразно организовать и провести заседание: «Семейного досуга». Показателем семейного досуга могут быт рисунки детей на тему «Вечер в моей семье». Для этого заранее необходимо совместно с психологом попросить детей нарисовать рисунки на заданную тематику. Рисунок - показатель взаимоотношений в семье. Ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок. Вот почему в благополучных, казалось бы, семьях вырастают трудные дети. Они ищут общения на стороне, порой попадая в дурную компанию.
Рисунки детей заставят родителей посмотреть на своего ребенка другим взглядом. И понять, что многие родители мало общаются со своими детьми.
Подводя итоги такого заседания необходимо совместно с родителями составить ряд правил.
- Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться.
- Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию.
- Покажи ребенку хороший пример.
Еще одной их эффективных форм работы ДОУ с семьей будет создание клуба. Например, «Счастливая семья».
Его работу можно построить под девизом «Моя семья - моя радость».
Цель: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям.
Первое заседание клуба - знакомство с семьями детей. Каждая семья может, выпустит стенгазету под заголовком «Вот мы какие!», где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе можно описать семейные увлечения.
Второе заседание клуба можно посвятить традициям русской народной культуры. Дети вместе с родителями могут почитать сказки, разучить народные песни и игры, познакомиться со старинными традициями и обрядами.
Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
Перед собранием целесообразно провести анкетирование родителей по проблемным вопросам. Например, анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей.
1. На основании каких знаний вы воспитываете ребенка:
а) слушаете передачи по телевидению;
б) на основе рекомендации педагогов;
в) используя жизненный опыт;
г) читаете педагогическую литературу.
2. Какие методы в воспитании вы считаете наиболее эффективными:
а) поощрение;
б) наказание;
в) требование;
г) убеждение;
д) приучение.
3. Какие виды поощрения вы используете чаще всего:
а) словесная похвала;
б) подарки;
в) ласки.
4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:
а) физическое наказание;
б) словесная угроза;
в) лишение развлечения;
г) проявление вами обиды.
Каждая встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. Не стоит забывать, что родительские собрания должны проводится интересно, что родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.
Каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Постороннему, даже учителю, который обычно близок к родителю, трудно противостоять этому. Да и нужно ли? Стоит ли ломать эту традицию? А не лучше ли возвести ее в своеобразный принцип: пусть семья воспитывает детей, как хочет. Но она непременно должна хотеть и уметь воспитывать. А чтобы помочь родителям выбрать правильный путь, в рамках клуба «Счастливая семья» стоит провести цикл бесед за круглым столом, где родители свободно высказывать свое мнение по проблемам воспитания, делились опытом семейного воспитания.
Одной из основных задач работы ДОУ с родителями является: разработка методов развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. Для этого можно использовать : обсуждение разных точек зрения на вопрос, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей.
Обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей на размышление. Вопрос может быть таким: в чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка - в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.
Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»
В данном докладе охарактеризованы используемые мной методы взаимодействия с родителями воспитанников в современных условиях. Показаны конкретные формы работы, которые позволяют мне достичь необходимог...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовская область» Конспект занятия по работе с одаренными детьми «Грибы в лукошке» Средняя группа Воспитатель первой квалификационной категории: Юдина А.Г.
Конспект Тема: Грибы в лукошке. (Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Упражнять детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композ...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовская область» Конспект занятия по работе с одаренными детьми « Осеннее дерево» Средняя группа Воспитатель первой квалификационной категории: Бушмакина Е.Н.
Тема: Осеннее деревоПрограммное содержание. Расширять представление детей о приметах осени. Продолжать упражнять отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовской области» Конспект по художественно-эстетическому развитию (рисование) Тема: «Звездное небо» Старшая группа Воспитатель первой квалификационной катег
Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.ВераксыВозрастная группа: средняяТема: «Звездное небо».Ведущая образовательная ...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовской области» Конспект по познавательному развитию Тема: Сказка «Солнышко и шарик» Старшая группа Воспитатель первой квалификационной категории: Бушма
Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.ВераксыВозрастная группа: старшаяТема: Сказка с показом «Солнышко и шарик» Веду...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 143" Выполнил: воспитатель Недобежкина С.В. Конструирование на тему: «Мухомор в осеннем лесу»
Объемное конструирование из бумаги "Мухомор в осеннем лесу" старшая группа. Осень - одно из замечательных и прекраснейших времен года!А как красив лес в это время года! И еще...
Доклад «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»
Доклад для воспитателей «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»...