Семинар-практикум «Интеграция образовательных модулей STEM при реализации детских проектов»
проект (старшая группа)
Добрый день уважаемые коллеги, сегодня мы представляем вашему вниманию опыт по организации проектной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста по выстраиванию проектов в логике с использованием STEM – технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад №14 «Умка»
Семинар-практикум
«Интеграция образовательных модулей STEM при реализации детских проектов»
Составила: Еманова Т.Н.,
Воспитатель
1.Теоретическая часть
1.1.Введение в тему
3 слайд
Добрый день уважаемые коллеги, сегодня мы представляем вашему вниманию опыт по организации проектной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста по выстраиванию проектов в логике с использованием STEM – технологий.
4 слайд
В современной педагогике развёрнуты активные поиски инновационных педагогических технологий, необходимых при формировании у дошкольников необходимых навыков будущего: инженерного мышления, навыков коммуникации, креативности.
Как способствовать проявлению ребёнком инициативы в поиске и самостоятельности, в применении полученных знаний в новых условиях? Как сделать так, чтобы ребёнок был способен к принятию собственных решений уже в дошкольном возрасте? Одним из инструментов, способствующих решению этих задач являются STEM-образование, объединяющее науку, технологию, инженерию, математику, различные виды искусства, а также самостоятельность ребенка в выполнении и контроле действий.
5 слайд
Цель STEM практики — формирование навыков STEM
- уметь видеть образовательную задачу(проблему) и подбирать способы ее реализации (решать проблему); моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, проектной, речевой и т.п.); выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей, уметь применять творческие механизмы реализации замысла (собственные продукты: рассказ, сказка, модель, игра и т.п.); вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи; уметь придумать техническое решение поставленной задачи, применение элементов математического мышления.
Образование с помощью STEM технологий — это всегда экспериментальная деятельность, направленная на решение какой-то реальной проблемы. Работа в команде, диалог, исследование, эксперимент, конструирование, разнообразные активности направлены на создание значимого для ребенка продукта.
Принципами STEM являются:
-Проектная форма организации образовательного процесса
-Практический характер обучения и нацеленность на создание продукта детской деятельности
-Интеграция нескольких образовательных направлений
В теоретическую основу нашей работы легли парциальная модульная программа STEM – образование детей дошкольного возраста, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраст и опыт STEM практик в дошкольном образовании.
1.2. Представление инновационного продукта (ведется в диалоговой форме с участниками мероприятия)
-Добрый день, коллеги. Наш детский сад работает по примерной образовательной программе «Открытия», где основной организацией образовательного процесса является проектная деятельность.
- Перед нами, педагогами, возник вопрос как эффективно применить стем технологии при реализации проектов с воспитанниками?
-Так нашим педагогическим коллективом была разработана и апробирована матрица творческого проекта с воспитанниками, составленная в логике STEM. На сегодняшний день это проекты, в основе которых лежит инженерная задача - т.е. создание продукта детской деятельности в виде конструкции, постройке.
- Для более продуктивной работы данная матрица находится у вас на столах в распечатанном виде Посмотрите, пожалуйста у вас на столах лежит уже заполненная матрица.
Матрица проекта составлена следующим образом:
- по вертикали в ней располагаются все направления STEM, где……..
- по горизонтали основные компоненты планируемой работы:
- первое это умения, которые будут формироваться у воспитанников по каждому направлению STEM;
- второе это предметно –пространственная среда по каждому направлению в которой будет осуществляться деятельность по проекту;
- далее планируется сама совместная деятельность с воспитанниками по созданию промежуточных продуктов проекта;
- завершает ряд, предполагаемый продукт деятельности по каждому направлению.
-Почему продукт деятельности мы называем промежуточный?
-Давайте обратимся, разберем заполненную матрицу творческого проекта «Парк отдыха». Мотивацией к созданию проекта в рамках темы «Город, в котором я живу» – обсуждение с детьми отсутствия в нашем городе «Парка отдыха», и как следствие предложение создать парк, который возможно появиться в нашем городе.
-Конечно, начальным этапом всегда ведется работа по направлению наука, так как создание объекта требует наличие знаний о нем, возможных способах его изготовления.
-Посмотрите какие умения формируются у воспитанников? Какая среда для этого нужна? Какая деятельность предусмотрена по этому направлению?
-Какой промежуточный продукт может получится?
-Конечно, продуктом будет картограф, в котором будут зафиксированы добытые воспитанниками сведения о парке отдыха. Этот картограф будет нужен в дальнейшем для работы по направлениям технология и искусство, поэтому и считается промежуточным продуктом. Картограф может пополняться новыми сведениями в течение всего проекта.
Таким же образом расписана в матрице работа по всем направлениям.
2. Практическая часть
- Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами попробуем поработать по данной матрице создавая творческий продукт
Но прежде чем мы перейдем к практической части хотелось остановиться на тех моментах, которые отличают образовательную деятельность с детьми по данному проекту от нашей сегодняшней смоделированной ситуации
№ | Образовательная деятельность с детьми | Смоделированная ситуация с педагогами |
1. | Реализация проекта длится по времени до двух недель | Реализация проекта длится по времени до 30 минут |
2. | Работа начинается всегда с направления S – наука | Сегодня работаем параллельно по всем направлениям, включая науку |
3. | Дети работают взаимодействуя с друг с другом по всем направлениям, например Р- М и Р - И Ребенок может работать последовательно в разных направлениях, например: Т- М- И | Участники уже распределены по направлениям |
4. | Промежуточные продукты создаются детьми, а затем используются для деятельности по другим направлениям | Имеются уже готовые промежуточные продукты по каждому направлению |
-У вас в каждой группе есть обозначение на мольберте направление STEM, матрица проекта, где прописана ваша деятельность и материал, с которым вы можете работать. Время работы предполагаем до 20 минут, затем мы подведем итог работы каждой группы и общий. Я. как педагог, буду сопровождать вас в процессе работы, помогая осуществить замысел.
Педагоги в группах работают с матрицей проекта в логике STEM
- Уважаемые коллеги, завершаем работу в группах. Если промежуточные продукты не готовы это не важно, сейчас предлагаю вам представить результаты вашей деятельности.
Каждая группа педагоги представляет свой результат работы по матрице проекта в логике STEM
-Спасибо большое. Как вы считаете, после того как завершается работа по направлению инженеринг и искусство, что бы мы с детьми делали дальше.
Да, совершенно верно, обратились к доработанному дизайнерами эскизу и составляли из готовых конструкций общую композицию – парк отдыха.
- Наша задача сегодня была показать вам каким образом выстраиваются творческие проекты с детьми в логике STEM и погрузить вас в работу над проектом.
Вопросы к группам:
- Что у вас получилось?
- Какое место занимает ваш продукт занимает место в общей реализации проекта?
- Мы готовы ответить на ваши вопросы.
-Сейчас уважаемые участники просим вас выразить свое отношение к сегодняшнему мероприятию.
Педагоги пишут на стикерах и крепят на мольберт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Интеграция образовательных областей "Коммуникация" и "Социализация"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Интеграция образовательных областей "Коммуникация" и "Социализация"...
Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»
Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников» В данном материале изложены парциальные программы по экологическому и нравственному воспитанию дошкольников. Ко...
Семинар-практикум "Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования. Активизация творчества дошкольников через исследовательскую деятельность"
Как помочь педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС?Как активизировать деятельность каждого педагога?Какими средствами и способами это можно сделать?Об...
Семинар-практикум "Интеграция и реализация образовательных областей"
Семинар-практикум "Интеграция и реализация образовательных областей"...
Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»
Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»...
Интеграция дидактической системы Фрёбеля с образовательными модулями STEM - образования
Данный материал будет полезен тем, кто использует наборы Ф. Фрёбеля в своей работе....
Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОО: опыт реализации детско-родительских проектов
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивал Василий Александрович Сухомлинский: «Дошкольник почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других...