Семинар-практикум "Интеграция образовательных областей "Коммуникация" и "Социализация"
материал по теме
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Интеграция образовательных областей "Коммуникация" и "Социализация"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация»
Подготовили: учитель-логопед: Старикова Е.К.,
педагог-психолог: Рахимьянова Н.Р.
Семинар-практикум «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация»
Цель: Повышение компетентности педагогов в сфере интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация».
Задачи:
- Информирование педагогов о психолого-педагогических особенностях детей с нарушениями речевого развития.
- Ознакомление педагогов с моделью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях интеграции.
- Обучение педагогов умению использовать элементы интеграции ОО «Коммуникация» и «Социализация» в НОД.
Ход семинара-практикума:
- Приветствие.
Учитель-логопед: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию семинар-практикум «Интеграция ОО «Коммуникация» и «Социализация».
- Теоретическая часть:
Сообщение учителя-логопеда и педагога-психолога «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ. Интеграция ОО «Коммуникация» и «Социализация».
Учитель-логопед:
В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. C каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями общего и речевого развития.
У детей данной категории при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: снижен объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Таким образом проблема воспитания и социализации таких детей становится актуальной психолого-педагогической проблемой.
Педагог – психолог:
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то «своеобразие индивидуальных особенностей внимания, памяти, уровня произвольности общения и деятельности являются производными, т.е. следствием аномального развития речи» (Ястребова А.В.). Именно поэтому многие дети с речевыми проблемами оказываются по результатам диагностики и на занятиях у педагога-психолога. Так как речь является высшей психической функцией человека, и она подвержена нарушению, у ребенка страдают и психические функции (внимание, восприятие, память, мышление). Таким образом, ребенок подвергается коррекционному воздействию со стороны учителя-логопеда и педагога-психолога.
Учитель-логопед:
Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. В качестве единой стратегии может выступать модель совместной работы учителя-логопеда в ДОУ.
Педагог – психолог:
Цель СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка
Принципы взаимодействия: - Системность- Комплексность- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям- Адекватность требований и нагрузок- Постепенность и системность-
Учитель-логопед:
Одной из основных форм взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога является интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация».
Интеграция образовательных областей является одним из важных принципов ФГОС.
И согласно ФГОС реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей («Коммуникация» и «Социализация» и др.), основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного, всестороннего развития детей.
Задачи деятельности учителя-логопеда в условиях интеграции заключаются в следующем:
Развитие звуковой стороны речи.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
Формирование связной речи.
Педагог – психолог:
Работа психолога в условиях интеграции заключаются в следующем:
Развитие и коррекция высших психических функций.
Активизация познавательной деятельности.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
III. Практическая часть:
1. Первая часть.
Учитель-логопед:
Уважаемые коллеги! Сейчас мы хотим предложить вам поучаствовать в интегрированном занятии ОО «Коммуникация и Социализация» по лексической теме «Защитники Отечества».
А). Беседа:
- Что такое Отечество?
- Назовите родственные слова к слову Родина?
- Как называется наша Родина?
- Как раньше называлось наше государство?
- Кто такие защитники Отечества?
Педагог-психолог:
- Какими качествами должен обладать защитник Отечества?
Б). Аутотренинг «Мы самые-самые» (Участникам предлагается закрыть глаза и представить себя самыми уверенными, решительными и способными преодолеть все трудности).
Учитель-логопед:
Уважаемые коллеги, теперь вы самые, самые, самые сильные и смелые, способные преодолеть все трудные препятствия. Поэтому предлагаем вам выполнить миссию под названием «Мозговой штурм».
В). Мозговой штурм:
- Д/и «Лишний предмет»
- Д/и «Что изменилось»
- Д/и «Найди и сосчитай предметы»
- Д/и «Цветные слова»
Г). Упражнение по развитию связной речи «Расскажи про свою любимую игрушку».
Педагог-психолог:
После успешного выполнения миссии под названием «Мозговой штурм», предлагаю вам немного отдохнуть, расслабиться (с закрытыми глазами) и вспомнить:
- свое детство, свои любимые игрушки;
- детство своих детей и их любимые игрушки.
(Затем каждый из участников рассказывает про свою любимую игрушку или любимую игрушку своих детей).
Учитель-логопед:
Д). Упражнение «Подарок».
Дорогие коллеги!!! Мы хотим поблагодарить вас за активное участие в нашем мероприятии и вручить вам памятки «Игры с элементами интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» (участникам семинара-практикума вручаются памятки «Игры с элементами интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация»)
2. Вторая часть.
Показ интегрированного занятия ОО «Коммуникация и Социализация» по лексической теме «Защитники Отечества», которое было проведено с детьми старшего дошкольного возраста, в старшей логопедической гр. №11.
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
Интегрированное занятие в старшей логопедической группе
на тему «Защитники Отечества»
Цели занятия:
- Расширение и уточнение лексического запаса детей по теме «Защитники Отечества».
- Закрепление произношения звука «О».
- Закрепление образования и употребления существительных во мн. ч., согласования существительных с прилагательными и числительных с существительными.
- Закрепление употребления предлогов «НА», «С», «ПОД».
- Развитие воображения, внимания, памяти, общей и мелкой моторики.
- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности; воспитание любви, уважения к Защитникам Отечества и своей Родине.
Ход занятия:
Учитель-логопед и педагог-психолог встречают детей в музыкальном зале.
I. Организационный момент:
Учитель-логопед: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом:
«Здравствуй, здравствуй, не зевай
И ладошки нам давай. (Дети берутся за руки)
Вместе с солнцем мы встаем, (Поднимают руки вверх)
Вместе с птицами поем. (Имитируют полет птиц)
С добрым утром, с ясным днем! (Хлопают в ладоши, топают ногами)
Вот как здорово мы живем!» (Показывают большой палец)
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть! (Дети садятся на стульчики).
II. Основная часть.
Учитель-логопед: Ребята, приближается замечательный праздник – «23 февраля – День защитника Отечества».
Проводится беседа с детьми по теме «Защитники Отечества»:
- Что такое Отечество? (Ответы детей)
- Кто такие защитники Отечества? (Ответы детей)
- Какими качествами они должны обладать? (Ответы детей)
Учитель-логопед: И в связи с приближением праздника к нам сегодня пришли гости. А узнать их нам помогут загадки:
1. Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной. (Моряки)
(Выставляется картинка с изображением моряка)
2. Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется ...(Танкистом)
(Выставляется картинка с изображением танкиста)
3. Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас! (Военный лётчик)
(Выставляется картинка с изображением летчика)
4. Брат сказал: “Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь ....(Пограничником)
(Выставляется картинка с изображением пограничника)
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А теперь давайте назовем наших гостей (Дети перечисляют).
Учитель-логопед: Ребята, гости подготовили для вас очень увлекательные и интересные военные задания. Но прежде чем их выполнить, мы должны очень хорошо подготовиться (Детям предлагается выполнение миссии под названием «Военная подготовка»):
Учитель-логопед: И начнем с подготовки наших пальчиков:
- Пальчиковая гимнастика: «Пальчики-солдатики»
Командир позвал солдат:
«Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй!»
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
- Дыхательная гимнастика:
Учитель-логопед: А сейчас глубоко вдохнем и на выдохе протяжно произнесем звук О__________.
Педагог-психолог:
Этюд «Штанга»
Поднимем штангу, чтобы стать сильными
Поднимать с напряжением во всех частях тела, бросать с расслаблением, произнося слог «Оп» (2-3 раза)
Упражнение «Мы смелые» - (с элементами аутотренинга)
Ребята, закроем глаза, выпрямим спинки и повторим за мной: «Мы сильные, мы смелые, мы ловкие , мы храбрые, мы умные»
«Один - много»
Первое задание нам предлагает выполнить пограничник. Я называю один предмет, вы много.
Один танк-много танков,
Одна ракета- много-…
Один корабль- много –…
Один моряк- много –…
Один пограничник- много- …
«Игра «Разведчики»
Второе задание нам предложил танкист.
Каких военных называют разведчиками? Нам надо найти военную базу. Для этого нам предстоит пройти через дремучий лес, пролезать под упавшими деревьями , пройти по болоту с кочки на кочку.
Построились в ряд за мной. Мы пройдём через дремучий лес пролезаем под деревом. Молодцы. А теперь надо пройти через болото с кочки на кочку. Молодцы.
Отдохнём на лесной поляне. (садятся на стулья)
Где мы шли? Как мы шли ? Где пролезали? Как прыгали? Подойдём к военной базе.
Упражнение «Найди лишнюю картинку»
Третье задание для нас приготовил лётчик. Что изображено на картинках? Самолёт, вертолёт, ракета, машина. Лётчик нам предлагает определить, какой предмет лишний.. Кто знает, поднимет руку. (дети по очереди отвечают, им предлагается объяснить ответ) (Почему?)
Разведчики должны быть внимательными. Вы закроете глаза, затем откроете и скажете. «Что изменилось»
Четвёртое задание «Посчитай-ка» нам предлагает выполнить моряк.
Разведчики должны уметь правильно считать. Будем двигаться по кругу, показывать предметы, которые я называю и считать их.
Мы танки, поехали как танк, считаем: «Один-(танк), два (танка), три (танка), четыре (танка), пять (танков)»
Мы самолёты, полетели, как самолёты: « Один-(самолёт), два (самолёта), три (самолёта), четыре (самолёта), пять (самолётов)»
Мы поезд, поехали как поезд: « Один-(поезд), два (поезда), три ( поезда), четыре (поезда), пять (поездов)»
Подведение итогов. Прощание «Дружеское рукопожатие»
Мы приехали в свой штаб. Сядем на стульчики. Молодцы, ребята. Вы выполнили все задания. Что вам больше всего понравилось в игре в разведчиков?
Какое у вас настроение? За вашу смелость , храбрость, находчивость. я предлагаю передать по кругу дружеское рукопожатие с фразой «Ты молодец».
Прощание «Дружеское рукопожатие» (дети стоят в кругу)
«Кирилл, ты молодец, (пожать руку соседу справа) и т. д.»
Скажем вместе: «Мы молодцы!»
IV. Итог семинара-практикума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексная непосредственно образовательная деятельность по теме "Я б в строители пошел, пусть меня научат" подготовительная к школе группа, образовательная область" Музыка", образовательная область"Познание"
Обобщение знаний детей о труде строителей,о строительных профессиях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Конспект Непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «Новые приключения Колобка» Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
«Новые приключения Колобка»Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...