«Формирование графомоторных навыков у дошкольников»
консультация
Формирование графических навыков в дошкольном возрасте – одна из важных задач подготовки к школе. На всех возрастных этапах дети могут испытывать трудности в их овладении. Наиболее распространенными причинами, которые вызывают эти трудности, являются моторная (двигательная) незрелость, дисбаланс в развитии моторики, недостаточная концентрация внимания и неумение планировать деятельность. Во всех этих случаях ребенку необходима дополнительная помощь в формировании графических навыков и коррекции трудностей в развитии.
Другим важным аспектом, который влияет на успешность обучения ребенка, является его мотивация к графической деятельности. Если взрослые с уважением относятся к инициативе и творческому подходу дошкольника, а также поощряют его усилия, мотивация возрастает.
Примерные возрастные критерии овладения графическими навыками
Возрастной период | Критерий |
Ранний возраст | |
Второй год жизни | Ребенок проявляет интерес к рисованию пальчиковыми красками, карандашами, фломастерами, который поддерживается взрослым. |
Рисует линии, подражая взрослому: горизонтальную, вертикальную, подобие спирали. | |
Ставит точки и цветные пятна пальчиком или штампом, подражая взрослому. | |
Пытается закрасить лист, подражая взрослому. | |
Третий год жизни | Ребенок рисует относительно прямые линии по показу и по образцу – горизонтальные, вертикальные, сплошные и прерывистые, а также подобие волнистой линии |
Показывает на листе контурное изображение («Покажи, где цветочек»), вместе со взрослым обводит контур пальчиком | |
Ставит точки или рисует черточки в определенном месте, например, внутри контура | |
Пытается закрашивать изображение в пределах контура | |
Рисует подобие круга по образцу и по устной инструкции взрослого | |
Проводит линию по прямой или слегка изогнутой «дорожке» (ширина «дорожки» 3-4 см) | |
К трем годам ребенок рисует простого человечка-«головонога» | |
Дошкольный возраст | |
Младший дошкольный возраст | Ребенок рисует линии по образцу и по устной инструкции взрослого: в заданном направлении (вертикальные, горизонтальные, наклонные), сплошные и пунктирные, волнистые разной конфигурации, длинные спирали, петли, ломаные линии |
Рисует круг, треугольник, квадрат (с образцом или без образца), а также несложные сочетания этих фигур по образцу (композиция из 2-3 фигур) | |
Может обвести контуры изображения пальцем, карандашом с небольшими отклонениями | |
Средний дошкольный возраст | Ребенок опознает «зашумленные» контуры (например, пунктирный среди точек) и может обвести изображение по контуру |
Закрашивает изображение, практически не выходя за контуры | |
Выполняет крупную штриховку в крупном (более 6 см) или среднем (4-5 см) контуре. Доступна штриховка в заданном направлении (вертикальная, горизонтальная, наклонная) | |
Соединяет точки, чтобы получилось изображение (до 10 точек) | |
Проводит линию в запутанных «дорожках» и лабиринтах низкой и средней сложности (ширина «дорожек» 0,7-2 см) | |
Дорисовывает недостающую половину изображения простых предметов (домик, гриб, солнышко) | |
Замечает, каких деталей не хватает на изображении и дорисовывает их (ручку кружки, рога у козочки и т.п.) | |
Рисует человека со всеми основными частями тела и лица, относительно пропорционально. Рисует простые изображения и предметы, практически без деталей (домик, рыбка, машина, дерево, цветок) | |
По образцу рисует цифры в крупных клетках (3х3, 2х2, 1х1 см). По образцу рисует наиболее распространенные печатные буквы, буквы своего имени | |
Умеет копировать простые изображения по клеточкам, раскрашивать изображения на клеточках по образцу | |
Ориентируется на листе (знает, где углы, стороны, середина), располагает рисунок гармонично, примерно в центре листа. Соотносит размер рисунка и листа, не выходя за его края | |
Старший дошкольный возраст | Ребенок рисует сплошные линии-узоры с чередованием элементов (например, узкая петелька – широкая петелька, петелька вверх – петелька вниз, полукруг – «зубец»). Важно, чтобы линии рисовались без отрыва руки, одним движением и того размера, который удобен ребенку |
Рисует линии-узоры в широких строчках (3-5 см и 1,5-3 см) | |
Рисует геометрические орнаменты в широких строчках (3-5 см и 1,5-3 см) | |
Рисует элементы письменных букв в строчках: петелька вверх, петелька вниз, крючочек, наклонная палочка, овал (ширина строчек 0,7-1,5 см). На занятиях элементы рисуются сначала отдельно, потом как единый узор, без отрыва руки (в разных сочетаниях)
| |
Подготови- тельный дошкольный возраст | Ребенок рисует круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, овал (с образцом или без образца), а также сочетания этих фигур по образцу (композиция из 5-7 фигур) |
Может обвести контуры изображения карандашом, практически без отклонений. Обводит пунктирный контур. Размеры изображения не менее 2-3 см | |
Опознает более сложные «зашумленные» контуры и обводит изображение по контуру | |
Закрашивает изображение, не выходя за контуры. Размеры изображения не менее 0,5 см | |
Выполняет мелкую штриховку в среднем (4-5 см) и мелком (2-3 см) контуре. Доступна штриховка заданной конфигурации (волнистая, зигзагообразная, пунктирная) | |
Соединяет точки, чтобы получилось изображение (до 20 точек). Соединяет точки, ориентируясь по цифрам (до 10) | |
Проводит линию в лабиринтах средней и высокой сложности (ширина «дорожек» 0,4-0,7 см) | |
Дорисовывает недостающую половину изображения зеркально по клеточкам | |
Замечает, каких деталей не хватает на изображении и дорисовывает их (более сложные варианты) | |
Рисует человека пропорционально, с одеждой и ее детализацией, а также с мелкими частями тела и лица (например, брови, ресницы, ногти). Рисует сложные изображения и предметы с детализацией (индивидуально, зависит от интереса ребенка к рисованию и художественных способностей) | |
Рисует цифры в крупных клетках (1х1 см и 0,7х0,7 см) по образцу и устной инструкции взрослого. По образцу рисует основные печатные буквы, пишет свое имя | |
Умеет копировать сложные изображения по клеточкам, раскрашивать изображения на клеточках по образцу, выполняет «графический диктант» на клеточках | |
Ориентируется на листе (может назвать углы и стороны, например «правый верхний угол» и т.д.), соотносит размер рисунка и листа, планирует, как расположить предметы, которые собирается нарисовать |

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
Представлены основные направления работы по формированию графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

"Формирование графомоторных навыков у дошкольников"
В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она п...

"Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР"
консультация для воспитателей и логопедов...

«Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март
laquo;Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март...

Формирование графомоторных навыков у дошкольников.
Рекомендации по формированию графомоторных навыков у дошкольников....

Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...
Формирование графомоторных навыков у дошкольников
Консультация для педагогов....