Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grafomotornyh_navykov_.docx | 31.43 КБ |
prilozhenie.docx | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №26 «Реченька»
Городского округа Ступино Московской области
Московская обл., г. Ступино, улица Андропова, вл. 95, тел. 64-2-30-60
Опыт работы
«Формирование графомоторных навыков у дошкольников
с общим недоразвитием речи»
Воспитатель : Клыкова О.А.
Ступино 2018
Анализ структуры письма как двигательного акта позволяет выделить наиболее важные компоненты, которые обеспечивают движение руки в процессе создания линий и изображений - это зрительно-моторные координации, достаточное развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, пространственно-кинестетические, оптико-пространственные, графические навыки. В педагогике и психологии для обозначения этих компонентов был введен термин «графомоторные навыки», который используется для обозначения совокупности графических и моторных умений и навыков, обеспечивающих движение руки при письме и рисовании.
Процесс формирования необходимых двигательных, зрительно-моторных, пространственных предпосылок письменной речи в отечественной педагогике и психологии принято обозначать как «формирование графомоторных навыков». Это направление пока недостаточно разработано в системе работы по подготовке дошкольников с ОНР к обучению в школе.
В настоящее время наблюдается значительный рост детей с общем недоразвитием речи с несформированными графомоторными навыками. Детям с ОНР присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, появляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации.
Основные задачи работы:
1.Формирование навыка по захвату, удержанию и перекладыванию предметов, сначала мелких, затем – крупных двумя-тремя пальцами.
2. Развитие координированных движения глаза и ведущей руки. Для этого ребенку предлагается нанизывание мелких предметов, раскладывание мелких предметов в различные емкости.
3. Обучение удержанию позу пальчиками и руками, переключаться с одного движения на другое.
4. Обучение подражанию движениям рук взрослого. Для этого используем теневой театр и игры на подражание.
5. Развитие движений пальцев, для чего используем пальчиковую гимнастику и различные игры с мелкими предметами.
6. Обучение ручному труду.
7. Формирование графические навыки в процессе изобразительной деятельности.
8. Формирование пространственных представлений и навыков ориентировки на плоскости.
Работу по формированию тонких движений пальцев рук необходимо осуществлять систематически по 2-3 минуты на каждом логопедическом занятии. При этом использовать игры и упражнения. В случаях затруднения сначала они проводятся пассивно с помощью взрослого, а в дальнейшем, в результате тренировок движения дети выполняют их самостоятельно.
Система работы по развитию мелкой моторики у детей с различными нарушениями речи осуществляется по трем основным направлениям:
- Игры с пальчиками (гимнастика, пальчиковый театр, нейропсихологические приемы коррекции).
- Игры с мелкими предметами.
- Ручной труд, самообслуживание.
- Формирование графических навыков
- Формирование пространственных представлений.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Пальчиковая гимнастика. Это может быть:
-теневой театр
- кукольный театр (перчатки, рукавички, самодельные куклы)
- игры с пальчиками, сопровождающиеся чтением ритмических стишков-потешек.
Игры с пальчиками создавали особую атмосферу, способствовали благоприятному, эмоциональному настрою, также у детей формировалось умение слушать и понимать, улавливать ритм речи.
При первом знакомстве с упражнением мы читали текст самостоятельно, а дети слушали и выполняли движения пальцами.
Цель: сформировать мелкую моторику пальцев рук, при выполнении движений привлечь внимание детей к возникшим ощущениям, развивать силу, точность движений пальцев рук, учить выполнять в полном объеме. Особую роль в развитии мелкой моторики руки играет пальчиковая гимнастика – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры.
Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков (А.Р. Лурия). Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения. Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных и артикуляторных движений проводится параллельно. Развитие ручной и артикуляторной моторики осуществляется по двум направлениям.
1.Формирование кинестетической основы движения. Основными задачами этого направления логопедической работы являются:
- организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц, и уточнение состава двигательного акта;
- развитие кинестетического анализа и синтеза кинестетических афферентаций ручных и артикуляторных движений.
В процессе формирования кинестетической основы движений руки кистями и пальцами рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с закрытыми глазами (или за экраном).
2.Формирование кинетической основы движения. Основными задачами второго направления логопедической работы являются:
- объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки;
- развитие статической и динамической координации движений.
В процессе формирования кинетической основы движений руки проводятся упражнения, направленные на развитие системы движений, включающей в свой состав «основные» и «фоновые» компоненты (по А.Н. Бернштейну), или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык.
Развитие динамической координации движений руки осуществляется в процессе выполнения как последовательно, так и одновременно организованных движений.
Все упражнения разделены на три группы.
Ι группа. Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
ΙΙ группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
ΙΙΙ группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным
При выполнении упражнений нужно помнить, что:
1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (правой, если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой, после этого – двумя одновременно.
3. Переход от простого к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, не пропуская ни одного упражнения, – это очень важно для поддержания у ребенка интереса к упражнениям.
4. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала показать ребенку цветной рисунок и объяснить, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: показать картинку, назвать упражнение, а ребенок вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:
1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя, и больше.
Например: «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается с позиции «Коза» на позицию «Улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счет «раз – два».
2. «Рассказывать руками» маленькие истории, сказки и стихи, теневой театр, кукольный театр (перчатки, рукавички, самодельные куклы). Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу. Например: В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку») и т. д.
Рассказать с помощью рук помогут карточки. Эти карточки можно использовать в самом начале занятий. Например, Вы кладете перед ребенком 3 картинки и предлагаете запомнить последовательность упражнений. Затем картинки убирают, а малыш выполняет упражнение в нужном порядке. Когда ребенок уже без труда выполняет все упражнения, можно приступить к более сложному заданию: разложить на столе несколько карточек и попросите ребенка придумать новую историю, используя вместо плана картинки. Затем историю надо рассказать с помощью рук.
При проведении этих игр нужно учитывать речевые возможности детей. При первом знакомстве логопед читает текст полностью сам, дети слушают и выполняют движения пальцами. Если встречается затруднение при понимании слов, логопед объясняет их значение. При повторении игры, дети с 1 уровнем речевого развития только заканчивают фразу. С детьми 2-4 уровня текст заучивается целиком, а дети произносят его, сопровождая движениями пальцев.
Таким образом, регулярные занятия по предложенной системе будут способствовать еще и поддержанию хорошего тонуса. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Работа по развитию кистей рук и пальцев рук проводится систематически по 3-5 минут (3-4 раза в день) ежедневно в детском саду и дома:
а) упражнения включаются в занятия логопеда и воспитателей;
б) игры с пальцами – в режимные моменты и прогулки (утром, как часть физкультурной разминки; на утренней прогулке; перед обедом (до или после мытья рук); перед вечерней прогулкой);
в) на занятиях в качестве физминуток (по 2 – 3 минуты)
г) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной гимнастикой воспитателями (логопедами) в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями (Приложения 3).
ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ
Цель: сформировать более тонкие дифференцированные движения пальцев, научить брать сначала мелкие предметы, а потом крупные 2-3 пальцами и удерживать их. Перекладывать предметы с места на место. Заниматься этими упражнениями можно в свободное от занятий и в вечернее время. В данном комплексе упражнений можно использовать следующий материал:
1. Различной величины мозаики;
2. Различные шнуровки;
3. Застежки различной величины;
4. Наборы колец различной величины для нанизывания на стержень;
5. Цветные клубочки ниток для перематывания (в клубок, на палочку);
6. Наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
7. Наборы игрушек для игры «Чудесный мешочек» для узнавания предметов на ощупь. Узнавание предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения более точными.
8. Пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров.
Прежде чем приступить к работе, проводится специальная работа по организации восприятия объекта, который предстоит выкладывать. Задание при повторении каждый раз надо усложнять;
а) выкладывать на образце (методика накладывания);
б) выкладывать под образцом;
в) выкладывать по памяти;
г) выкладывать со сменой материала – от крупного к мелкому (счетные палочки → спички).
1. Бусы и леска для нанизывания.
2. Различные конструкторы.
3. Материал для сортировки мелких и крупных предметов в различные емкости.
РУЧНОЙ ТРУД
Цель: развивать точную ручную координацию.
Необходимо, чтобы ребенок систематически занимался различными видами ручной деятельности. Это могут быть:
1. Лепка из пластилина, глины, теста;
2. Различные поделки из природного материала;
3. Выкладывание узоров из крупы, бусинок, камешков;
4. Аппликация из различных материалов.
Этот список можно продолжить. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания. Важно и участие ребенка в обслуживающем труде: уборке помещения, сервировке стола и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.
Дети с дизартрией могут испытывать на первых порах трудности в самообслуживании (не могут самостоятельно одеться). Необходимо помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, в особенности научиться застегивать пуговицы, кнопки, пряжки, зашнуровывать ботинки и пр.
Полезны следующие упражнения:
1. захват тремя, а потом двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. Пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или рамке, расположить их в несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц;
2. застегивание, расстегивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, который укреплен на рамке. Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, на одежде самого ребенка
ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ предлагались в определенной последовательности.
На первом этапе работа осуществляется по разукрашиванию готовых рисунков и дорисовыванию изображений по пунктирным линиям. Образцы заданий представлены в Приложении 4.
Затем предлагалось дорисовать какой-либо элемент у изображенного предмета. В качестве основы мы использовали графические задания, разработанные Моисеевой Л.Г. (Приложение 5).
Например, поставить точки – пшено для птички, песок на дне реки, снег из тучи, и др. (рисунок 1)
Или, нарисовать из кружочков гусеницу, банку с помидорами, бусы на нитке, колеса у поезда и др. (рисунок 2), либо с помощью палочек и штрихов нарисовать дождик, лучики солнца, иголки у ежа или елки (рисунок 3).
Затем, переход к более сложным элементам: завиткам и спиралям (рисунки 4 и 5).
Затем детям предлагалется задания на штриховку (рисунок 6).
На следующем этапе необходимо приступить к выполнению упражнений на листе бумаги в клетку. Первые задания давать на расчерченном альбомном листе. Образцы заданий (рисунки 7 и 8).
На завершающем этапе работы обучать детей графическим диктантам различной сложности (рисунок 9).
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ осуществляеться по методике, предложенной Титовой О.В.
В Выбранной методике, обозначено 4 направления работы:
- обучение ориентировке в схеме собственного тела;
- обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве
- обучение восприятию пространственных отношений между предметами
- обучение ориентировке на плоскости.
В качестве приемов использовать игровые упражнения, подвижные игры с использованием наглядности, подвижные игры с правилами.
Использование игровых приемов способствует смене видов деятельности на занятии, предупреждает переутомление детей и повышалет мотивацию к занятиям, улучшает эмоциональное состояние детей, за счет чего происходит активизация речевой и познавательной деятельности.
Описание игровых упражнений, подвижных игр представлено в Приложении 6.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...
Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
Представлены основные направления работы по формированию графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...
Опыт работы по теме: "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"
Описание работы по теме самообразования "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
У детей с ОНР снижена потребность в общении, коммуникативные навыки частично не сформированы. Они тянутся к сверстникам, стараются привлечь внимание, но диалог не получается. Они не слышат партнера и ...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...
Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена проблеме коррекции графо - моторных навыков у детей с ОНР. В работе раскрыт вопрос о природе графо - моторных навыков. Рассмотренны особенности развития....
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с воспитат...
- Мне нравится (1)