Тема: «Знакомство со звуком [a], с буквой «А»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад № 91 (присмотра и оздоровления)
Городского округа «город Якутск 677901 2 км. Маганского тракта
тел/факс 20-53-79
«Тема: «Знакомство со звуком [a], с буквой «А»
Возраст воспитанников 6-7 лет
Подготовила воспитатель : Захарова В.Г
Тема: «Знакомство со звуком [a], с буквой «А»
Цель: знакомство со звуком, с буквой «А».
Задачи: Образовательные: - познакомить детей со звуком [a] и буквой «А»; - формировать понятие «звук», «гласный звук», «буква»; - учить выделять звук из ряда гласных звуков. - учить произносить звук [a] длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией; - дать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова).
Коррекционно – развивающие: - совершенствовать словарный запас, навыки словоизменения; - совершенствовать грамматический строй речи; - формировать навыки звукового анализа; - развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие; - развивать артикуляционную, мелкую моторику, речевое дыхание.
Воспитательные: - развивать у детей коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе.
Оборудование: гномик – Алеша, поющий звук [a]; буква «А»; символ звука [a] – красный кружок; короткая и длинная полоска; карточка с большой, маленькой буквой «А»; зеркало; красные карандаши; пластмассовые фрукты: апельсин, ананас, арбуз, абрикос; компьютер (презентация).
Предварительная работа: изучение речевых и неречевых звуков, упражнения на дыхание. Используемая современная образовательная технология: игровая, ИКТ. Форма работы: групповая. Продолжительность деятельности: 30 минут. Ход занятия: I.
Вводная часть (организационный момент)
- Здравствуйте, ребята! Вы любите новые знакомства? Сегодня к нам в гости приехал гномик, а зовут его – Алеша. Посмотрите, какое у него доброе лицо. Давайте улыбнемся ему. Дети улыбаются их гостю.
1. Дыхательная гимнастика:
- Ребята, мы с гномиком сделаем дыхательную гимнастику. Чтобы быть здоровым нужно уметь правильно дышать.
- Вдохните воздух через нос, не поднимайте плечи и выдохните через рот, сделайте губы расслабленными (демонстрация), положите руки на живот. Выдыхая, долго произносите звук «А-а-а-а».
2. Артикуляционная гимнастика «Ворота»:
- Широко откройте рот, закройте, расслабьте губы. (10 раз) Дети широко открывают рот, закрывают его и расслабляют губы.
II. Основная часть:
- Наш гномик приготовил для вас интересные задания:
- Ребята, посмотрите, как широко у гномика открыт ротик, какой звук он произносит?
Дети: - «А-а-а».
- Правильно.
3. Упражнение «Где звук [a]?
- Ребята, гномик приехал на автобусе не с пустыми руками, он привез нам угощения, давайте назовём их: апельсин, арбуз, абрикос, ананас.
Дети: - апельсин, арбуз, абрикос, ананас.
- Догадались, какой первый звук в этих словах? Дети: - «А-а-а».
- Совершенно верно – это звук [a]. Запомните! Звук [a] – это гласный звук, потому что его можно петь (воздух свободно проходит и не встречает преграды). - Звук [a] живет в домике гласных звуков гномика Алеши. Мы будем обозначать его красным цветом.
- Дети, посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [a]. Так мы его будем обозначать.
- Произнесите звук [a] столько раз, сколько и кружков.
- Раскрасьте кружки красным карандашом. Дети произносят звук «А-а-а-а-а», раскрашивают кружки.
4. Игра «Долго – коротко»
- У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [a], а если покажу короткую – коротко. Дети, видя длинную полоску, стараются долго пропеть звук [a], если короткую, то коротко пропеть звук [a].
5. Игра «Тихо – громко»
- Ребята, сначала нам нужно произнести громко наш звук [a], затем тихо произнести звук [a]. Дети произносят громко звук [a], затем тихо произносят звук
6. Игра «Поймай звук»
- Ребята, вам нужно будет поймать звук [a]. Когда вы его услышите, то хлопните в ладошки, а, о, ы, а, и, э, а, а, у». Дети, когда слышат звук [a] громко хлопают в ладоши.
7. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
- Пришло время вам немного отдохнуть и поиграть с нашими пальчиками.
Мы делили апельсин. (Разламывают воображаемый апельсин.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают один палец.)
Эта долька – для ежа. (Загибают по одному пальчику.)
Эта долька — для стрижа. (Начинают с большого пальца на левой руке.)
Эта долька – для утят. Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. А для волка – кожура. (Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас – беда!!! (Сжимают кулаки и прижимают к груди.)
Разбегайтесь – кто куда! («Бегут» пальцами по столу.)
8. Упражнение «Один – пять»
- Ребята, давайте вместе посчитаем от одного до пяти:
один апельсин, два апельсина, три апельсина, четыре апельсина, пять апельсинов;
один арбуз, два арбуза, три арбуза, четыре арбуза, пять арбузов;
один ананас, два ананаса… пять ананасов. Дети все вместе считают до пяти.
9. Упражнение «Знакомство с буквой «А»
- Ребята, посмотрите на карточку с изображением печатной буквы «А», большой и маленькой. - Запомните! Звук «А» на письме обозначается буквой «А».
Высока и стройна буква «А».
Очень похожа на арку она.
- Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем и видим.
- Ребята, давайте раскрасим нашу красивую букву «А» карандашом. Дети раскрашивают букву «А».
- А теперь напишем букву «А» пальцем в воздухе, на столе выложим палочками.
III. Заключительная часть
- Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? Дети:
- Гномик Алик.
- Назовите первый звук в имени гномика А – а – алика. Дети:
- Звук «А-а-а».
- Мы сегодня с вами познакомились со звуком и буквой «А».
- Каким цветом обозначается звук «А»? Дети: - красным цветом.
- Ребята, а что вам понравилось больше всего на занятии? Дети отвечают, что же им больше всего запомнилось.
- Вы сегодня хорошо занимались, слушали меня внимательно и отвечали на вопросы. Молодцы!
- А теперь все дружно попрощаемся с гномиком Алешей.
Дети: - До свидания!
- Наша встреча подошло к концу. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
Открытое занятие для педагогов с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича по теме «Знакомство со звуком «Ш» и буквой «Ш.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Открытое занятиедля педагогов с ис...
Конспект образовательной деятельности Тема: «Знакомство со звуком М и буквой М»
Материал для проведения образовательной деятельности "Формирование основ грамотности"...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Знакомство со звуком «ж» и буквой «Ж»
знакомство детей со звуком «Ж» и буквой «Ж»...
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе.Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».Программное содержание:Образовательные задачи: - Ознакомление со звуком «...
Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Знакомство со звуком "в" и буквой В.
Цель: познакомить с характеристикой звука [в]. Познакомить с буквой В.Задачи:Коррекционные: обучение четкому произношению звука [в], соотнесение звука и буквы, развитие фоне...
Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе на тему: «Знакомство с звуком Л, Ль. Буквой Л.»
Данный конспект познакомит дошкольников с новыми звуками и буквой. Научит правильно произносить звук , дифференцировать его на слух и в произношении, пополнить словарный запас детей словами с изу...