ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "МАЛЕНЬКИЕ РОЛИ"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "МАЛЕНЬКИЕ РОЛИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа "Маленькие роли" | 808.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Театр - это волшебный мир искусства. Через театр происходит знакомство с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку. Через театр происходит знакомство с творчеством писателей и поэтов, обычаям, обрядами народов, костюмами и многое другое.
Через театральную деятельность развиваются самые разные способности, совершенствуется речевое дыхание, формируется правильная артикуляционная, интонационная выразительная речь. В процессе театральной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, фантазию, память, внимание и т. д.
Данная программа написана на основе программы «Маленький актер+», разработчик Кулебакина Н.А., МАУ ДО «Центр дополнительного образования», г. Гурьевск.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие роли» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 Об утверждении СанПиН2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие роли» направлена на всестороннее развитие способностей детей дошкольного возраста, средствами театральной деятельности.
Программа разработана с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.
Направленность программы – художественная.
Уровень освоения программы – базовый.
Срок реализации программы: 2 года.
Общая продолжительность обучения 36 часов в год.
Режим занятий – 1 раз в неделю.
Актуальность программы «Маленькие роли» связана с необходимостью формирования у обучающихся качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия. Даная программа является актуальной, так как театральная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности обучающихся: познавательных и психологических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занимаясь театральной деятельностью, педагог решает задачу развития личности обучающихся, ведь именно театр, объединяющий в себе различные виды искусства, становится тем волшебным краем, в котором ребенок дошкольного возраста радуется, играя, а в игре он познает мир. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
Отличительной особенностью программы является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса - значительная часть практических занятий. В данной программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся 5-7 лет.
Набор обучающихся на обучения – свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям в области театральной деятельности.
Наполняемость учебной группы: обучающиеся организуются в учебную группу постоянного состава. Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к обучающимся. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется.
Цель программы: развитие у обучающихся творческих и театральных способностей, фантазии и воображения средствами театральной деятельности.
Задачи программы:
воспитательные:
- развивать творческие и театральные способности у обучающихся;
- способствовать формированию у обучающихся поведения актера на сцене и за кулисами;
- способствовать формированию у обучающихся чувства уверенности в своих силах, самостоятельности, старательности через театральные игры;
- формировать у обучающихся восприятие театральной деятельности через позиции зрителя, актера, режиссера;
- развивать коммуникативные способности обучающихся;
обучающие:
- познакомить обучающихся с искусством театра;
- познакомить обучающихся с основами актерского мастерства;
- ознакомить обучающихся с театральными профессиями, театральной терминологией;
- формировать у обучающихся речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- формировать основы коллективной творческой деятельности;
развивающие:
- развивать у обучающихся интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях через одиночные и парные этюды;
- развивать у обучающихся память, внимание, воображение, фантазию, образное мышление, творческую активность, пластику, коммуникативность, выразительность речи через эмоциональные воспоминания на физическое самочувствие;
- развивать у обучающихся положительные личностные качества: уважение к другим, терпение, аккуратность, ответственность, дружелюбие.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем подразделов | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие «Здравствуй, театр!» | 1 | 1 | 0 | Беседа |
2. | Театральное искусство | 6 | 2 | 4 | Тест-опрос |
3. | Основы актёрского мастерства | 18 | 3 | 15 | |
3.1 | Театральные игры | 6 | 1 | 5 | Наблюдение |
3.2 | Одиночные и парные этюды | 6 | 1 | 5 | Наблюдение |
3.3 | Этюды на эмоциональные воспоминания, на физическое самочувствие | 6 | 1 | 5 | Наблюдение Карточки-задания |
4. | Культура и техника речи | 10 | 2 | 8 | |
4.1 | Речевое дыхание и правильная артикуляция | 6 | 1 | 5 | Наблюдение |
4.2 | Говорим правильно! | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
5. | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | Наблюдение |
Итого: | 36 | 8 | 28 |
Содержание программы
1 год обучения
- Вводное занятие «Здравствуй, театр!» (1 час)
Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности на занятиях. Организация рабочего места.
Форма контроля: Беседа.
2. Театральное искусство (6 часов)
Теория: Культура поведения актёра на сцене и за кулисами. Рассказ педагога о поведении актёра: Взаимовыручка актёров, помощь друг другу на сцене и за кулисами. Уважение друг к другу, соблюдение тишины во время репетиций и выступлений. Закрепление и знакомство с театральной терминологией: импровизация, партер, предлагаемое обстоятельство, событие, мизансцена и т.д.
Практика: Знакомство с коллективом. Познакомить учащихся с искусством театра, театральными профессиями, театральной лексикой (афиша, сцена, занавес, кулисы, декорации, грим, зрительный зал), правилами поведения в театре. Развивать интерес к сценическому искусству.
Форма контроля: Тест-опрос по театральной терминологии.
3. Основы актёрского мастерства (18 часов)
3.1. Театральные игры
Теория: Понятие театральная игра. Импровизация. Перевоплощение. Наблюдательность, фантазии и воображения.
Практика: Упражнения для развития внимания, всех видов памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления: «Капитан», «Земля – вода – воздух», «Исходное положение», «Зёрнышко», «На одну букву», «Аукцион», «Кто летает?», «Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Звукоуловители», «Съедобное-несъедобное», «Цветок», «Оживи предмет», «Видящие пальцы», «Наоборот», «Испорченный телефон», «Повтори позу» и др. Упражнения на перевоплощение и импровизацию: «Сочини сказку, историю», «Придумай сказку-небылицу», «Воображаемое путешествие», «Давайте познакомимся», «Животные в цирке», «Встреча двух», «Изобрази животное или птицу», «Пригласительный билет на сказку», «Угадай – кто это?», «Превращение палочки», «Массовые сценки», этюды-импровизации и др.
Форма контроля: Наблюдение.
3.2. Одиночные и парные этюды
Теория: Понятие о внимании, объекте внимания. Главной «точностью» должны быть: направление взгляда, внимания, характер мускульной работы рук, пальцев, спины, ног, шеи.
Практика: Упражнения на ПФД (память и физическое действие): вдеть нитку в иголку, нарисовать рисунок, написать письмо, открыть – закрыть сумку, одеть куклу, собрать рюкзак, нанизать бусы на нитку и т.д. Игры на ПФД: «Одно и то же по разному», «Что мы делаем», «Магазин игрушек», «Дед Мазай», «Король», «Общая работа», «Угадай, что делаю», «Подарки», «Работа с воображаемым предметом», «Новое платье короля» и др.
Форма контроля: Наблюдение.
3.3. Этюды на эмоциональные воспоминания, на физическое самочувствие
Теория: Эмоции (гнев, ужас, горе, боль, страх, радость, выздоровление). Мимика. Особенности физического самочувствия человека.
Практика: Упражнения: «Ночь в лесу», «День рождения», «Подарок», «В тёмной комнате», «Болезнь – выздоровление», «Сладкое – кислое», «Гномы», «Друзья поссорились», «Лисичка боится», «Вредное колечко», «Апельсин», «Сказочные герои», «Игрушка» и др.
Форма контроля: Наблюдение. Карточки-задания.
4. Культура и техника речи (10 часов)
4.1. Речевое дыхание и правильная артикуляция
Теория: Речевое дыхание и артикуляционный аппарат.
Практика: Упражнения на произношение гласных и согласных. Упражнения на развитие дыхания: «Одуванчик», «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок», «Фыркающая лошадка». Игра «Вопрос–ответ». Артикуляционная гимнастика «Хомяк», «Рожицы», на вытягивание губ «Хоботок». Упражнения на дыхание «Насос», «Цветочный магазин», «Свеча» Скороговорки (проговаривание в разном темпе).
Форма контроля: Наблюдение.
4.2. Говорим правильно!
Теория: Интонация, речевой этикет, ударение, произношение. Речевая пальчиковая гимнастика.
Практика: Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма). Произносим фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. Отработка скороговорок «Шесть мышат в камышах шуршат», «Сшила Саша Сашке шапку». Речевая пальчиковая игра со стихами «Кто приехал?», «Тра-та-та!». Речевая игра с движением: «Курочка и цыплята», «Воробьи». Упражнение «Прыгуны».
Форма контроля: Наблюдение.
5. Итоговое занятие (1 час)
Практика: Дидактическая игра «Вежливые отгадки», Дидактическая игра «За что спасибо? Игры с телефоном «Звонок на работу маме (папе)», «Вызов такси».
Форма контроля: Наблюдение.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем подразделов | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Беседа |
2. | Культура и техника речи | 8 | 2 | 6 | |
2.1 | Говорим правильно! | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
2.2 | Диалоги и монологи | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
3. | Ритмопластика | 6 | 3 | 3 | |
3.1 | Упражнения по пластике. | 2 | 1 | 1 | Тест |
3.2 | Импровизация под музыку. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
3.3 | Координация движения и равновесия | 2 | 1 | 1 | Задания |
4. | Постановка спектакля | 20 | 3 | 17 | |
4.1 | Чтение текста и его обсуждение. | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
4.2 | Прогонные репетиции по кускам. | 8 | 1 | 7 | Наблюдение |
4.3 | Работа над спектаклем в целом. | 8 | 1 | 7 | Наблюдение |
5. | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | Наблюдение |
Итого: | 36 | 9 | 27 |
Содержание программы
2 год обучения
- Вводное занятие (1 час)
Теория: Что вы знаете о театре?
Форма контроля: Беседа.
2. Культура и техника речи (8 часов)
2.1. Говорим правильно!
Теория: Интонация, речевой этикет, ударение, произношение. Речевая пальчиковая гимнастика.
Практика: Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма). Произносим фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. Отработка скороговорок «Шесть мышат в камышах шуршат», «Сшила Саша Сашке шапку». Речевая пальчиковая игра со стихами «Кто приехал?», «Тра-та-та!». Речевая игра с движением: «Курочка и цыплята» (сл. В. Берестова), «Воробьи» Упражнение «Прыгуны».
Дидактическая игра «Вежливые отгадки», Дидактическая игра «За что спасибо? Игры с телефоном «Звонок на работу маме (папе)», «Вызов такси».
Форма контроля: Наблюдение.
2.2. Диалоги и монологи
Теория: Диалог. Монолог. Вопрос. Рассказ. Диалогическая речь. Словесная игра.
Практика: Игра «Я радуюсь, когда…». Игра «Рассмеши принцессу-несмеяну» Игры «Несуществующее животное», «Выдумай историю», «Продолжи рисунок» на воображение. Игры «Отвечай быстро», «Небылицы» с готовыми текстами–диалогами. Игра «А я бы…» на развитие творческого воображения, Игра «Где начало рассказа? На передачу правильной временной и логической последовательности рассказа.
Форма контроля: Наблюдение.
3. Ритмопластика (6 часов)
3.1. Упражнения по пластике
Теория: Общие двигательные навыки.
Практика: Упражнения: «Марионетки», «Качели», «Шаги – поклоны», «Скопируй позы», «Сценки – импровизации из жизни животных», «Пластические загадки», «Одиночные и парные пластические импровизации, этюды».
Игры на развитие двигательных способностей: «Конкурс лентяев», «Как живёшь?», «Бабушка Маланья», «Заводная кукла». Жесты: иди сюда – уходи, согласие – несогласие, плач – утешение, приветствие – прощание.
Форма контроля: Тест.
3.2. Импровизация под музыку
Теория: Умение услышать музыку и определить её характер. Движения, рождённые фантазией. Концентрация внимания на воображаемых образах.
Практика: Упражнения: «Полёт птицы», «Охота льва», «Время года», «Картина». Игры и упражнения «Самолёты и бабочки», «Мокрые котята» П/игра «Пугало», упражнение «Медведи в клетке», игра «Веселые обезьянки». Музыкально-пластические импровизации «Поварята», «Подарок».
Форма контроля: Наблюдение.
3.3. Координация движения и равновесия
Теория: Понятие равновесие. Понятие вестибулярный аппарат. Координация движения.
Практика: Упражнение-пантомима «Лесная полянка». Упражнения: «Тень», «Скульптор и модель», «Цирковые артисты», «Кто сзади», «Зеркало», «След в след» - на совершенствование равновесия, координацию движений и ориентировку в пространстве (вперёд, назад, влево, вправо, вверх, вниз).
Форма контроля: Задания.
4. Постановка спектакля (20 часов)
4.1. Чтение текста и его обсуждение
Теория: Понятия текст, пьеса, автор, драматург. Выбор пьесы.
Практика: Чтение текста и его обсуждение. Вопросы по содержанию текста. Пересказ текста детьми. Повторное чтение.
Форма контроля: Наблюдение.
4.2. Прогонные репетиции по кускам
Теория: Логический разбор авторского текста.
Практика: Этюды-импровизации по содержанию текста. Заучивание текста в ходе игр-репетиций.
Форма контроля: Наблюдение.
4.3. Работа над спектаклем в целом
Теория: Уточнение смысловых аспектов. Объяснение задания ответственным за перестановку декораций, за свет, за порядок на сцене и в зрительном зале.
Практика: Работа над мизансценами. Оформление спектакля: музыка, декорации, свет, костюмы. Генеральная репетиция. Коллективные просмотры спектаклей, экскурсий в краеведческий музей, посещение выставок прикладного искусства. Постановка спектакля.
Форма контроля: Наблюдение. Обсуждение.
5. Итоговое занятие (1 час)
Практика: Показ спектакля.
Форма контроля: Наблюдение.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маленькие роли»
1-го года обучения:
обучающийся должен знать:
- о деятельности театра;
- позиции зрителя, актера, режиссера;
- основы актерского мастерства;
- знать театральные профессии, театральную терминологию;
- как поставить правильно речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- основы коллективной творческой деятельности.
обучающийся должен уметь:
- правильно вести себя на сцене и за кулисами.
2-го года обучения:
обучающийся должен знать:
- понятия интонация, мимика, пантомимика;
- о работе над спектаклем.
обучающийся должен уметь:
- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
- воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других учащихся;
- контролировать внимание;
- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
- принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
- изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием;
- уметь составлять предложения с заданными словами;
- уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
- уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Обучающийся, как правило, будет иметь представление:
- о сценическом движении;
- о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
- о работе над мизансценами, о оформление спектакля: музыка, декорации, свет, костюмы.
Обучающийся, как правило, будет владеть навыками:
- определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
- подбора собственных выразительных жестов;
- психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
- произнесения небольших монологов;
- произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Главный показатель – личностный рост каждого обучающихся, его творческих способностей, усвоение материала, воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36.
Количество учебных дней – 36.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы созданы следующие материально-технические условия:
Материально-техническое обеспечение
- Наличие кабинета.
- Наличие репетиционного зала (сценическая площадка).
- Музыкальный центр, компьютер.
- А/диски и аудиотека на съёмном носителе.
- Видеоматериалы: сказки, детские спектакли.
- Презентации.
- Декорации.
- Театральные костюмы.
- Маски.
- Элементы грима.
- Атрибуты для игр.
- Мягкие игрушки, театральные куклы.
- Книги со сказками.
- Ширма.
- Фланелеграф.
- Зеркальный уголок для работы над мимикой и
артикуляционным аппаратом.
- Фотографии, картинки, иллюстрации.
Дидактический материал:
- научная и специальная литература;
- видеозаписи, аудиозаписи.
Кадровые условия реализации программы:
Педагог дополнительного образования творческого объединения обучающихся, реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами:
- обладает татральным образованием;
- владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;
- знает физиологию и психологию детского возраста;
- умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умеет создать комфортные условия для успешного развития личности обучающихся;
- умеет видеть и раскрывать творческие способности обучающихся;
- систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.
Формы аттестации/контроля
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Для проверки уровня развития обучающихся, используются задания (Приложение 4). Основными видами контроля успешности освоения знаний по программе «Маленькие роли» являются: наблюдения, проверочная работа.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- диагностирование (Приложение 2);
- театральные постановки;
- участие в конкурсах, праздниках;
- наглядная информация для родителей (фотоотчёты, презентации).
1 и 2 годы обучения
Вводный контроль осуществляется в начале учебного года. Цель вводного контроля: прослушивание, определение звукопроизношения эмоциональной восприимчивости, уровни эмоционального и артистического развития детей
Тематический контроль - проверка полученных знаний, умений, навыков на каждом занятии.
Итоговый контроль, который проходит в виде театральных постановок на мероприятиях, участие в конкурсах различного уровня.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- журнал посещаемости;
- специальную ведомость для внесения результатов театральный умений, навыков;
- фото с мероприятий, спектаклей;
- отзывы детей и родителей;
- грамоты, дипломы конкурсов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- итоговые занятия, зачетные занятия;
- театральные выступления,
- конкурсы.
Оценочные материалы
Диагностическая карта, карта оценки актерского мастерства, карта оценки технического зачета по звукопроизношению, карта диагностики по театрализованной деятельности, (Приложение 3) портфолио достижений учащегося.
Методическое обеспечение
Основной формой работы является театральное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с обучающимися и строится на основе индивидуального подхода.
Формы организации занятий:
- музыкальные занятия;
- занятия с малыми группами учащимися, индивидуальные занятия;
- занятия–спектакль;
- репетиции;
- мероприятия на различную тематику;
- конкурсы.
Занятия строятся по единой схеме:
- Введение в тему, создание эмоционального настроения (тренинг, психогимнастика).
- Театрализованная деятельность (в разных формах).
- Эмоциональное заключение.
Каждый обучающийся имеет возможность, проявить себя в какой-то роли. Для этого используются разнообразные приёмы:
- выбор обучающимися роли по желанию;
- назначение на главные роли застенчивых обучающихся;
- распределение обучающихся по карточкам (обучающиеся берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа).
Методы, используемые при организации занятий:
- Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального произведения, театральной постановки или художественного произведения.
- Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
- Практический – импровизации, игры.
- Объяснение с помощью устного слова и показ (демонстрацию) профессионального звучания и способов работы голосового аппарата, создающих такое звучание, а также видимых движений - артикуляторных органов: губ, нижней челюсти, языка.
Наряду с показом звучания при работе с обучающимися может широко использоваться иллюстрации: показ образа педагогам, аудиозаписи, видеозаписи.
- Репродуктивный метод. Воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности, отработка упражнений, овладение приемами, алгоритмами практических действий.
- Современные здоровьесберегающие технологии: программа предполагает создание на занятиях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся (Приложение 1).
Список литературы
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в школе: методические рекомендации. М. : Сфера, 2009. 128с.
- Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок для детей. Волгоград: Учитель, 2008. 153с.
- Власенко О.П. Ребёнок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей. Волгоград: Учитель, 2009. 411с.
- Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр». Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2012. 128с.
- Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания. М. : ТЦ Сфера, 2010. 128с.
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика: методические рекомендации. М. : Сфера, 2009. 128с.
- Петрова Т.И. Театрализованные игры: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М. : Школьная Пресса, 2004. 12с.
- Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. АМ.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. 208с. с ил.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. СПб. : Речь, 2007. 224с.
- Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у школьников (обучение сочинению сказок). Программа развития. М. : ТЦ Сфера, 2008. 96с.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности младших школьников. Программа и репертуар. М. : ВЛАДОС, 2001. 160с.
- Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. 112с.
Приложение 1
Здоровьесберегающие технологии
Программа предполагает создание на занятиях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Виды здоровьесберегающих технологий | Время проведения в процессе занятия | Особенности методики проведения |
Контроль за температурным режимом | В течение занятия | Перед началом занятия помещение проветривается. Форма одежды должна быть легкая. |
Режим смены динамических поз | На каждом занятии | Игры и упражнения могут проходить сидя на стульях, стоя, сидя на ковре, лежа на ковре. |
Релаксация | На занятии, в зависимости от интенсивности методики работы педагога | Слушание спокойной классической музыки (Чайковский, Рахманинов), звуки природы |
Самомассаж | На каждом занятии | Энергичное постукивание подушечками пальцев зон лицевых резонаторов. |
Гимнастика дыхательная | На каждом занятии | Дыхательные упражнения основаны на методе Б. Толкачева (озвученный выдох), Стрельниковой (шумный резкий вдох). |
Логоритмика | На каждом занятии | Ходьба и легкий бег под музыку. Развитие чувства музыкального размера (метра). Речь (стихи) с равномерным метрическим движением. Артикуляционная гимнастика |
Фонопедические упражнения | На каждом занятии | Голосовые игры (методика по В.В. Емельянову). Вокально-ладовые упражнения. Упражнения, способствующие расширению диапазона |
Приложение 2
Диагностика по театрализованной деятельности
- Владеет выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Задание № 1
Материал: скороговорка
Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушек,-
Кто потерял столько игрушек?
Методика проведения: предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание № 2
Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка:
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
Задание № 3
Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
- 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
- 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.
Задание № 1
Методика проведения:
Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
Задание № 2
Методика проведения:
Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Задание № 3
Методика проведения:
Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).
Задание № 4
Методика проведения:
На носочках я иду –
Маму я не разбужу.
Ах, какой искристый лёд,
А по льду пингвин идёт.
Оценка результатов:
- 3 балла – обучающийся выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его, эмоционально отзывчив.
- 2 балла – обучающийся эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения
Задание № 1. «Лисичка подслушивает»
Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.
Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Задание №. 2. «Вкусные конфеты»
Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Задание № 3. «Цветок»
Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Оценка результатов:
- 3 балла – обучающийся быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
- 2 балла – обучающийся эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – обучающийся не активен, не способен к самостоятельности.
Приложение 3
Диагностическая карта
№ | Фамилия и имя | Владение выразительностью речи | Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки | Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения | Общий балл | |||||
Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | |||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ||||||||||
Итого: | ||||||||||
Средний балл | ||||||||||
Приложение 4
Задания для проверки уровня развития внимания, речи, эмоции обучающихся
1. Цель – развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.
Задание: С закрытыми глазами внимательно послушать звуки окружающего мира.
Вопросы: Чьи голоса слышны на улице, в соседнем помещении? Какая машина проехала, легковая или грузовая? Кто прошел по коридору – ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек т т.д.? Какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает?
2. Цель – Развитие выразительности речи и дикции.
Задание: а) Произнести скороговорку – сначала медленно, потом с ускорением: Над овражком у дорожки Страшный стражник строит рожки. Стражник в крепости сидит, Стражник грозен и сердит. б) Произнести одно слово с разной интонацией: - Киска, как тебя зовут? - Мяу! (нежно) - Сторожишь ты мышек тут? - Мяу! (утвердительно) - Киска, хочешь молока? - Мяу! (с большим удовольствием) - А в товарищи щенка? - Мяу! Фф-ррр!
(изобразить по-разному: испуганно, трусливо, возмущенно)
3. Цель – Развитие выразительности и пластики движений.
Задание: а) Взять со стола карандаш так, как будто это: Червяк, Горячая печеная картошка, Маленькая бусинка. б) Показать, как Баба Яга (Красная Шапочка, Буратино, любопытная сорока) смотрится в зеркало.
4. Цель – Адекватное выражение эмоций. Задание: Рассказать и показать движениями стихотворение «Мальчики и девочки» Н.Сорокиной: Девочки и мальчики (кланяются) Хлоп, хлоп, хлоп, Прыгают, как мячики, Прыг, прыг, прыг! Ножками топочут: Топ, топ, топ! Весело хохочут: Ха, ха, ха!
5. Цель – Развитие умения отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.
Задание: показать, как хитрая Лиса подкрадывается к Колобку; как Винни-Пух нашел большой горшок с медом.
Приложение 5
Артикуляционная гимнастика
Упражнения | Картинка |
«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, обучающийся должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены. | |
«Парус». Обучающийся должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении. | |
«Маляр». Обучающийся должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам. | |
«Индюк». Обучающийся должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе. | |
«Чашка». Обучающийся должен широко раскрыть рот, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки. | |
«Варенье». Обучающийся должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности учащегося его губу действительно можно измазать в варенье. | |
«Дятел». Обучающийся должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов. | |
«Лошадка». Обучающийся должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит. | |
«Грибок». обучающийся должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд. | |
«Гармошка». Сначала обучающийся должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть рот. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...