Рабочая программа кружковой работы «Я - мультипликатор» для детей 6-7 лет в подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа кружковой работы «Я - мультипликатор» для детей 6-7 лет в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №8 «Родничок» городского округа «город Якутск»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественно – эстетической направленности
«Я - мультипликатор»
Воспитатель: Федотова С.П.
г. Якутск, 2022г
Содержание:
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовые основы реализации (Направленность (профиль) программы)
1.2. Актуальность
1.3. Отличительные особенности
1.4. Объем и срок освоения программы (Формы обучения)
1.5. Цель и задачи программы
1.6. Планируемые результаты
2. Содержание образовательной деятельности Программы ««Я - мультипликатор»
2.1. Методологическая основа Программы «Я - мультипликатор»
2.2. Формы, методы, приемы организации деятельности с детьми в студии
2.3. Механизм создания мультфильмов
3. Список использованной литературы
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы – художественно – эстетическая.
Нормативно-правовые основы реализации:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.11.2015 г.
Актуальность
Становление новой системы образования, реализация ФГОС ДО требует поиски новых более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения. Основная задача ДОУ заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность, познавательную и творческую активность дошкольников, побуждать интерес к разным видам деятельности, удовлетворять потребность в познании, самовыражении, творческой конструктивной деятельности.
Для решения поставленных задач возникает необходимость создания определенных условий, где организация мультстудии «Я - мультипликатор», направлена на создание пространства детской реализации - поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации, где ребенок активный субъект образовательного процесса.
Учебный материал подчинен основной проблеме - созданию мультфильма.
Мультипликация уже давно рассматривается как средство воспитания и развития детей. О.В. Казачек, М.И. Медведева и др. исследовали влияние анимационных фильмов на развитие ребенка. Красный Ю.Е. и Курдюкова Л.И. в книге «Мультфильмы своими руками» пишут, что применение технологии мультипликации «… являясь наиболее естественной для детского и подросткового возраста: стимулирует их творческую активность и раскрепощают мышление…», «занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает универсальный опыт в неограниченном числе видов деятельности».
Отличительные особенности
В основу содержания программы положены сведения из различных областей науки и дисциплин, а также знакомство с различными телевизионными специальностями как - сценарист, режиссер, художник, оператор, звукорежиссер, дизайнер– декоратор, монтаж и пр.
Если мы просто проследим путь создания мультфильма, то мы легко набросаем список "дисциплин", которые осваиваются дошкольниками в этом процессе. И так:
- идея (чаще всего мультфильм начинается с идеи) — это прежде всего развитие воображения;
- сценарий — это владение языком, начальная литературная подготовка, драматургия (как сделать, чтобы история была интересной);
- разработка образов, персонажей, фонов — это опять развитие воображения,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство;
- создание раскадровки — это основы киноведения, работа с планами, опять же драматургия и даже театральное мастерство;
- подготовка к съёмке — тут порой нужно придумать, а как снять то или это. Это уже основы конструирования и технологий;
- съёмка — тут нужно собрать в кучу все, что уже наработано;
- озвучание — прежде всего актёрское мастерство, выразительное чтение;
- монтаж, обработка — работа в программе.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения на возрастную группу детей 6-7 лет. Периодичность занятий - 1 раз в неделю с октября по май. Количество занятий в год - 34. Продолжительность занятий - 25 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
Формы обучения – очная
Цель и задачи программы
Цель: Организация творческого пространства для формирования и развития навыков исследовательской и творческой работы через создание мультфильмов.
Задачи:
1. Формирование представлений об анимации и обучение основам телевизионного производства.
2. Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, мышления, речи, воображения, памяти, внимания.
3. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты
Компетентности в сфере художественно- эстетического развития:
∙ Ребенок активно проявляет интерес к мультипликационной деятельности, создает собственный оригинальный образ в изобразительной деятельности;
∙ У ребенка развиты способности к сопереживанию персонажам художественных произведений;
∙ Ребенок проявляет интерес к различным видам искусств: анимационному, изобразительному, конструкторско- модельному, музыкальному.
∙ У ребенка развиты творческие способности, креативность.
Коммуникативная компетентность:
∙ Ребенок выражает свои мысли, планы, чувства, желания, результаты;
∙ Умеет сочинять небольшие сценарии, сказки;
∙ У ребенка развита интонационно- выразительная сторона речи: умеет пользоваться интонацией, мимикой, умеет передавать и понимать мысли и чувства героев мультфильма.
Социальная компетентность:
∙ Ребенок активно проявляет интерес к знаниям о профессиях сценарист, художник, аниматор, оператор съемки, звукооператор.
∙ Ребенок умеет выражать свои мысли связно и понятно для других, умеет слушать и понимать других;
∙ Умеет работать в команде, договариваться друг с другом, распределять обязанности в команде;
∙ Умеет принимать на себя ответственность за собственные действия, за отношения с другими людьми.
Информационная компетентность:
∙ Ребенок имеет представление о компьютере и о программе Windows Movie Maker
∙ Умеет пользоваться цифровым аппаратом, штативом;
∙ Умеет задавать вопросы на интересующие темы, умеет получать информацию, используя некоторые источники.
∙ Умеет оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Деятельностная компетентность:
∙ Ребенок активно проявляет интерес к мультипликационной деятельности (озвучивает героев мультфильма, эмоционален в озвучивании). Умеет общаться с партнером, правильно использует приемы оживления героев разных видов мультфильмов. Проявляет творчество и инициативу на занятиях; ∙ Ребенок умеет планировать этапы своей деятельности, понимать и выполнять алгоритм действий, устанавливать причинно- следственные связи; ∙ Умеет использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.)
∙ Умеет понимать и принимать задание и предложение взрослого;
∙ Умеет организовать рабочее место, доводить начатое дело и добиваться результатов.
Познавательная компетентность:
∙ Ребенок активно проявляет интерес и отвечает на вопросы о истории возникновения и развития мультипликации;
∙ Знает современную технику, профессии, имеет представления о мультипликации (этапах создания мультфильма)
Содержание образовательной деятельности
Содержание программы
Программа состоит из трех блоков:
1. Блок «Знакомство с миром мультфильмов» включает теоретическую часть программы, которая организуется как занятия, где знакомятся с историей мультипликации, видами мультфильмов. Формы проведения занятий по теоретической части разнообразны и носят практико-ориентированный характер: беседы, игровые занятия, мастерские, решение проблемных ситуаций и т.п. Такие занятия проводятся во второй половине дня, во время совместной деятельности детей и взрослого.
2. Блок «Как рождается мультфильм» практическая, которая включает знакомство с профессиями мультипликации, обучение на практических занятиях в студии съемке кадров, озвучивании, монтажа, создание сюжета мультфильма, сценарий одного кадра. Занятия организуются во вторую половину дня.
3. Блок «Мультфильмы своими руками» практическая, которая может организовываться в первую половину дня. Обучение основным техникам работы с различными материалами (пластилин, цветная бумага, акварель, гуашь, карандаши) для изготовления макетов, лепка героев, рисование фонов, изготовление рисованных героев, оформление декораций.
Методологическая основа Программы «Я - мультипликатор»
Программа кружка «Я - мультипликатор» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
А также учитывает следующие принципы:
-принцип систематичности и последовательности, который обеспечивает единство реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач развития дошкольников, позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
-принцип доступности позволяет построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
-принцип деятельности исключает передачу детям готовых знаний, направляет детскую деятельность в русло самостоятельного принятия детьми решений, познания нового путем практического освоения технологии;
-принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Методологическая основа программы:
• Теоретические положения Красного Е.Ю. о том, что в основе анимационной педагогики лежат:
-Методология развития детей по средствам анимационного кино основана на том, что творческими способностями наделен каждый ребенок;
-Мультипликация предоставляет возможность ребенку осваивать объекты окружающей действительности в соответствии со своими интересами и делать их составной частью выразительных средств мультипликации;
-Методология мультипликационной педагогики основана на интеграции и комплексном использовании разных видов детской деятельности в процессе работы над созданием мультфильма.
• Методологическая основа парциальной программы «Цветные ладошки» И.А. Лыковой. В процессе освоения у дошкольника формируется модель эстетического отношения, которая включает три ведущих компонента:
- Способность эмоционального переживания.
- Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).
- Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).
• Методологические положения Дж. Родари о развитии речевого творчества дошкольников.
Формы, методы, приемы организации деятельности с детьми в студии «Я - мультипликатор»
Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:
-метод ассоциаций, который позволяет олицетворять себя с изображаемым героем;
-метод «открытий» - это творческая деятельность, которая порождает новую идею;
-метод проектно-конструкторский предполагает создание произведений изобразительной и декоративно - прикладного искусства; -метод анимации - оживление героев.
Приемы:
- прием погружения (погружение в сюжет произведения);
- прием психогимнастики (обучение элементам техники выразительных движений);
- прием вербализации (озвучивание);
- чтение художественной литературы составление творческих рассказов;
- нетрадиционные техники рисования, лепка, аппликация, конструирование.
Механизм создания мультфильмов
Техники, используемые при создании мультфильмов:
*Перекладка, рисованные мультфильмы - рисуем персонажей на бумаге и вырезаем, двигаем вырезанные картинки.
*Пластилиновая анимация (лепим из пластилина) - может быть плоской (как перекладка) и объемной (как предметная анимация).
*Предметная анимация - используем готовые игрушки: объемные поделки детей (оригами, соленое тесто, картон и т.д.), что позволяет оживить любимые игрушки.
*Пикселяция - анимация с присутствием в кадре самих участников, даёт возможность делать различные трюки – оживление предметов, превращения, прохождение сквозь стену, полёты и т.п.
*Смешанные - используются в одном произведении несколько техник.
Создание мультипликационных фильмов (практический этап) состоит из следующих этапов:
Литературный этап:
1. Подбор литературного материала или составление истории, сюжета (используется авторское произведение: стихотворение, сказка, или самостоятельно сочиненное)
2. Разработка сценария (обсуждение с детьми, что может делать персонаж, где он в это время находится, что его окружает и выбор наиболее интересного варианта решения, происходящего).
Режиссерский этап:
1. Выбор техники исполнения мультфильма (выбирается наиболее подходящая техника к определенному сюжету)
2. Распределение ролей и обязанностей.
Изобразительный этап:
1. Определение изобразительных техник (выбираются техники исполнения (традиционные и нетрадиционные) для изготовления героев и декораций)
2. Изготовление героев, декораций.
Съемочный этап:
1. Съемка по эпизодам мультфильма (передвижение и взаимодействие персонажей детьми; фиксация на фотоаппарат воспитателем)
2. Звуковое оформление (проявление детьми актёрских способностей: выразительное чтение текста)
3. Подбор музыкальных композиции (придумывание музыкальных и шумовых эффектов).
Монтаж фильма (верстка):
В работе с дошкольниками эта функция решается педагогом. Отснятые фотографии переносятся на компьютер. Размещаются снимки, в программе для вѐрстки, и монтируется фильм. Дети могут участвовать в отборке некачественных кадров.
Премьера мультфильма:
1. Изготовление афиш, пригласительных на премьеру мультфильма.
2. Просмотр мультфильма, совместно с родителями.
Оборудование и программное обеспечение анимационной студии:
- видеокамера с функцией покадровой съемки;
- штатив, на который крепится видеокамера;
- настольная лампа;
- компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж осуществлялся в программе Zu3D);
- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);
- диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);
- художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).
- диски для записи и хранения материалов;
- устройство для просмотра мультипликационных фильмов:
DVD-проигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера.
Формы подведения итогов реализации Программы:
Выпуск дисков с мультфильмами, созданных дошкольниками, запись и демонстрация мультфильмов в детском саду и дома.
Перспективное планирование
кружка «Я - мультипликатор» в старшей группе «Семицветик»
на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Неделя | |
Октябрь: «Все о мультипликации» - 4 часа | ||||
1 | Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации» | Вводное занятие. Дошкольники совершают путешествие во времени. Рассказ об истории анимации и мультипликации. Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов. | 1 неделя | |
2 | Парад мультпрофессий. | Рассказ о профессиях мультипликатор. Просмотр презентации по теме «В гостях у режиссера Мультяшкина» Подвижная игра «Отгадай профессию» | 2 неделя | |
3 | Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма. | Практическое занятие. Элементарное знакомство с процессом съемки. Дидактическая игра «Лови момент». Просмотр движения. | 3 неделя | |
4 | Создаём название мультстудии. «Заставка» в технике перекладка. | 1.Все вместе придумываем название своей мульт-группы. Вырезаем или вылепливаем из пластилина буквы которые есть в название. 2.Покадровая съёмка движения букв. 3.Монтаж и наложение звука. Просмотр. | 4 неделя | |
Ноябрь: «Кукольная анимация» - 4 часа | ||||
5 | История кукольной анимации Придумывание сюжета | Просматривают кукольные мультфильмы. Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма. | 1 неделя | |
6 | Для чего нужны декорации? Подготовка декораций
| Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах | 2 неделя | |
7 | Как куклы двигаются? Подготовка кукол-героев Съемка мультфильма | Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. | 3 неделя | |
8 | Озвучиваем мультфильм. Монтаж | При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами» | 4 неделя | |
Декабрь: «Плоскостная анимация «Волшебный праздник» - 5 часов | ||||
9 | История на бумаге Придумывание сюжета | Беседа о технике перекладки. Дети просматривают фильм, сделанный в данной технике (Ю.Норштейн «Сказка сказок») Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» | 1 неделя | |
10 | Как герои двигаются? Изготовление подвижных фигурок из картона | Дети придумывают характерные особенности главных персонажей. Практическая работа по рисованию в парах. Мозговой штурм: предлагают идеи по анимации мимики героев мультфильма. | 2 неделя | |
11 | Для чего нужны декорации? Подготовка листов декораций | Повторяют сюжет придуманной сказки. Работа в микро группах: рисуют и вырезают фон и декорации. Игра «Найди отличия» | 3 неделя | |
12 | Мы - аниматоры | На готовый фон кладут нарисованных персонажей, передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируя каждое движение персонажа. Игра «Раз картинка, два картинка» | 4 неделя | |
13 | Мы -звукорежиссеры. Монтаж фильма. | Игра «Говорим разными голосами» При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. | 5 неделя | |
Январь: «Сыпучая анимация «Рисовая история» - 3 часа | ||||
14-15 | Из чего можно сделать мультик? Создание рисовой истории | Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» | 2-3 недели | |
16 | Использование крупы в мультипликации Подборка музыкального сопровождения и просмотр готового мультфильма | Происходит отработка правильной постановки персонажей в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру.
| 4 неделя | |
Февраль: «Лего-анимация «На страже Родины» - 4 часа | ||||
17 | Лего фигурки в мультфильмах Придумывание сюжета | Просматривают мультфильм, изготовленный из конструктора «Лего». Разрабатывают совместно со взрослым сценарий будущего мультфильма. Распределяем роли. Игра «Паровозик предложений» | 1 неделя | |
18 | Как фигурки передвигать? Построение декораций фона, подборка героев | Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок. Работа по конструированию декораций проводится в парах. Подбор героев. | 2 неделя | |
19 | Профессия режиссер! Съёмка мультфильма. | Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Покадровая съёмка. | 3 неделя | |
20 | Озвучивание героев. Монтаж. | 1.При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами» 2.Записываем голоса героев | 4 неделя | |
Март: «Создание пластилинового мультфильма по мотивам русских народных сказок» - 5 часов | ||||
21 | Беседа на тему «Выбор сюжета для пластилинового мультфильма». Работа по подготовке сценария мультфильма. | Чтение русских народных сказок, коротких по содержанию. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра с использованием ИКТ «Узнай персонажа». Разработка сценария первого пластилинового мультфильма. | 1 неделя | |
22 | Жили-были дед и баба…
| Создание персонажей мультфильма и декораций. Работа в микрогруппах: подготовка пластилина, вылепливание фигур, моделирование поз и мимики. Дидактическая игра «Фантазеры» | 2 неделя | |
23-24 | Сказка оживает. | Практическая работа в группах. Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки. | 3 неделя | |
25 | Озвучиваем мультфильм. | Речевая разминка «Эхо» При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку. | 4 неделя | |
26 | Монтаж.
| 5 неделя | ||
Апрель: «Объёмная анимация «На другой планете» - 4 часа | ||||
27 | Использование различных техник в одном мультфильме Придумывание сюжета | Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» | 1 неделя | |
28 | Подготовка пластилиновых и бумажных героев, кукол. Подготовка декораций из различных материалов | Практическое занятие по изготовлению героев и декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах.
| 2 неделя | |
29 | Профессия режиссер! Съёмка мультфильма. | Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. | 3 неделя | |
30 | Как музыка влияет на характер сюжета? Озвучивание и монтаж | При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами» | 4неделя | |
Май: ««До свидания детский сад» - 4 часа | ||||
31-32 | Создание коллективного фильма-отчёта о нашей жизни в детском саду | Создание мультфильмов в любой технике и с любыми материалами по желанию детей. | 1-2 недели | |
33 | Монтаж. | 3неделя | ||
34 | Просмотр на выпускном вечере. | Дети вместе с приглашенными гостями устраивают просмотр получившегося мультфильма. Совместное обсуждение. Дети узнают мнения гостей об их мультфильме, а также сами стараются найти удавшиеся и неудавшиеся моменты мультфильма. | 4 неделя |
Список использованной литературы
1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации
2. Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Анофриков. - Новосибирск, 2011.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектной деятельности дошкольников М.: Издательство Мозайка-Синтез-М: 2014.
4. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2008
5. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2013.
6. Красный Ю., Курдюкова Л. «Мультфильм своими руками».
6. Тимофеева Л.Л., Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками»
Направление «Художественно-эстетическое»
1. Давыдова Г.Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду-М:, 2010.
2. Давыдова Г.Н., Пластилинография для малышей – М., 2006.
3. Давыдова Г.Н., Бумагопластика – М:, 2007.
4. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников- М: 2005.
5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
6. Лыкова И.А. Программа по конструированию в детском саду «Умные пальчики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)
На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...

Программа кружковой работы по познавательному развитию «Юные гении» (блоки Дьенеша) в подготовительной группе
Пояснительная запискаВ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направле...

Рабочая программа кружковой работы для детей подготовительной к школе группы «Волшебные пальчики. Пластилинография»
Кружок по лепке...

Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста
Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....

Рабочая программа кружковой работы по лепке из солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе
Рабочая программа кружковой работы по лепке из солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «LEGO- конструирование» для детей 3-4 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Легоконструирование» для детей второй младшей группы (3 - 4 года)...