Проект «Я - будущий первоклассник»
проект (подготовительная группа)
Вид проекта: информационно-ролевой, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2022-2023 учебный год)
Основная образовательная область: «Социально-коммуникативная».
Уровень интеграции учебного материала - комплексный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №4 «Дружная семейка», педагог, родители.
Актуальность проекта.
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
образовательная деятельность | 137.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Я - будущий первоклассник»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А
Подготовила и провела:
Воспитатель
Пильникова Е.В.
2022-2023 учебный год
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л. А
Вид проекта: информационно-ролевой, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2022-2023 учебный год)
Основная образовательная область: «Социально-коммуникативная».
Уровень интеграции учебного материала - комплексный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №4 «Дружная семейка», педагог, родители.
Актуальность проекта.
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Проблема: преобладание у большинства воспитанников внешней и игровой мотивации к учебе: «иду в школу, потому что так надо», «там много ребят, с которыми интересно поиграть…» и т. п. ; недостаточный уровень компетенции родителей в вопросах подготовки детей к школе, в выборе школы, программы обучения.
Цель проекта :
повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Гипотеза:
воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о взаимоотношениях со сверстниками и учителем, если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, а также если повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».
Задачи проекта :
- -формирование у детей правильного представления о школе;
- -способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам;
- -формирование личностной готовности детей к школе, «внутренней позиции школьника»;
- -развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);
- -проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
- -предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
- -ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приёмами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
Принципы реализации проекта :
- Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей; Сочетание разных видов деятельности;
- Единство содержания форм и методов работы ;
- Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
- Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
- Принцип доступности;
- Принцип системности и последовательности.
Субъекты проекта :
- Воспитатели;
- Дети подготовительной группы;
- Родители.
Ожидаемый результат:
- Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;
- Накопление большого багажа знаний о школе;
- Снижение тревожности и у детей, и у родителей;
- Изменение мотивации детей к школьному обучению;
- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
- Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.
Этапы проекта :
Этапы работы над проектом:
I этап – диагностико-аналитический (сентябрь -ноябрь)
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
II этап – реализация проекта (апрель-май 2020г.)
Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май 2020г.)
Создание родителями презентации «Как я был первоклассником».
Создание фотогазеты «Наши мамы и папы первоклассники!»
Родительское собрание «Скоро в школу».
Выпускной бал «До свидания детский сад!».
Оформление папки с материалами проекта.
Поэтапный план реализации проекта:
Этапы реализации проекта | Мероприятия | Задачи |
1 этап Диагностико-аналитический | - Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе - Анкетирование детей по теме «Что такое школа?» -Родительское собрание « В новый учебный год».(выступление педагога –психолога по теме «Психологическая г готовность к школе») -Творческое рассказывание "Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду". - Чтение художественной литературы (рассказ Л. Воронковой"Подружки идут в школу".) -Чтение художественной литературы В. Берестов "У меня в портфеле". - Творческое рассказывание на тему "Мой рюкзак". - Консультация «Раннее обучение чтению – потребность, необходимость или дань моде». | Изучение методической литературы, сбор информации, составление плана работы над проектом. Выявление представлений о школе и учебной деятельности. |
2 этап реализация проекта | Беседа на тему «Что я знаю о школе?» Беседа «Зачем надо учиться?» Беседа «Школа – новый дом». | - расширять знания детей о школе. - развитие осознанного отношения к учебе; - воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни; - способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся. - познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена, звонок); - закрепить знания правил поведения на уроке и в школе. |
Решение проблемных ситуаций: «Мне трудно!» «Переменка» «Я хочу играть!» | Помочь лучше подготовиться к школе. | |
Встреча-беседа с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками. | Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь. | |
Просмотр мультфильмов: «Опять двойка» «В стране невыученных уроков» «Вовка в тридесятом царстве» «Как верблюжонок и ослик в школу ходили» «Чебурашка идет в школу». | Обобщение знаний о школе, умение слушать и выделять смысл увиденного. | |
Чтение художественной литературы: Сказки М.А.Панфиловой из цикла «Лесные сказки», М.Ясона «Подходящий угол», В.Орлова «Что написано в тетрадке», Головкина «Не везет», В. Драгунский «Денискины рассказы», В Воронкова «Подружки идут в школу», Алексин «Первый день». Стихотворения: Г.Шалаева «Учитель», М.Бородецкого «Первоклассник», М.Садовского «Первое сентября», А.Барто «В первый класс». Загадки о школе и школьных принадлежностях. | Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе. Умение слушать и выделять смысл произведения, развитие связной речи, обобщение знаний о школе. Развитие связной речи; познавательной активности; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире. | |
Целевая экскурсия в школу (знакомство с учителями, классом, спортивной площадкой). | Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе. Упражнять в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы». | |
Сюжетно-ролевые игры: «Школа» «Магазин. Школьные товары» | Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми. | |
Дидактические игры: «Готов ли ты к школе?»(серия игр) «Расшифруйслово» «Живые слова» «Собери портфель» | Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность. | |
Презентация родителей «Как я был первоклассником». Создание фотогазеты «Наши мамы и папы первоклассники», «Мы занимаемся» | Создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации. Вовлечение родителей в жизнь группы. Показать на примере родителей, что они тоже были первоклассниками. | |
Рисование «Моя будущая учительница» «Моя школа» «Что тебе понравилось в школе» раскрашивания рисунков на школьную тематику. | Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику. | |
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности». -Консультация «Мотивационная готовность ребёнка к школе». | Способствовать развитию интереса воспитанников к школе. | |
Коллективная аппликация «Моя будущая школа» | Развивать фантазию, мышление, умение работать в коллективе. | |
3 этап итоговый | Выставка рисунков на тему «Моя школа». Фотовыставка «Наши мамы и папы первоклассники». Папка проекта «Я - будущий первоклассник». Уголок «Будущий первоклассник». Пакет рекомендаций для родителей. Выпускной бал «До свидания детский сад!». | Расширить у детей знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе. Вовлечение родителей в жизнь группы. Повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки. |
Работа с родителями:
Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению».
Индивидуальные беседы «Снятие тревожности у детей и родителей».
Памятка для родителей «Подготовка детей к школе».
Беседы с родителями «10 советов родителям будущих первоклассников».
Родительское собрание «Скоро в школу».
Фотовыставка «Наши мамы и папы первоклассники».
Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы».
Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике
Практическая значимость:
Практическая значимость проекта «Я - будущий первоклассник» в детском саду заключается в разработке и подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы.
В ходе реализации проекта планируется тесное взаимодействие педагогов и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволил обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Заключение
Подводя итоги работы по разработке проекта «Я - будущий первоклассник», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.
В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовки к школе детей, но это внимание направленно в основном только на интеллектуальную сферу. Наш проект направлен в первую очередь на развитие личностной готовности к школе, мотивационной готовности детей и помощи родителям в новой ступени развития.
Используемая литература:
1.Проекты ДОУ", М-Просвещение,2014.
2. А. К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение, 1991.
3. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М – Творческий центр Сфера.
4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
№ 2/2008, №9/2008, №9/2011, М – МЦФЭР Ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среднесрочный проект "Я - будущий первоклассник".
Проект позволяет сформировать у детей подготовительной группы стойкий познавательный интерес к обучению в школе....
Проект "Мы-будущие первоклассники"
Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большин...
Педагогический проект "Школа будущего первоклассника - ОБУЧАЙКА"
Педагогический проект "Школа будущего первоклассника - ОБУЧАЙКА"...
Проект «Мы – будущие первоклассники»
Актуальность: переход ребенка дошкольника в школьную образовательную среду - это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспеч...
проект " Мы будущие первоклассники"
Познакомить детей с новой жизнью школы....
Проект "Мы будущие первоклассники"
Поступление в школу - событие в жизни ребёнка. Объединёнными усилиями воспитателей, учителей, родителей, важно сформировать у детей устойчивый интерес к школе, учёбе, сделать для них поступление в шко...
Проект "Мы - будущие первоклассники"
Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Отношен...