Проект «Я - будущий первоклассник»
проект (подготовительная группа)

Вид проекта: информационно-ролевой, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2022-2023 учебный год)

Основная образовательная область: «Социально-коммуникативная».

Уровень интеграции учебного материала - комплексный.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №4  «Дружная семейка», педагог, родители.

Актуальность проекта.

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл образовательная деятельность137.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Я - будущий первоклассник»

«Быть готовым к школе –                                                                                               не значит уметь читать, писать и считать.                                        Быть готовым к школе –                                                                                  значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А

http://boombob.ru/img/picture/Jul/11/61c44ba75139723c36de4cf7f14ead98/8.jpg

Подготовила и провела:

Воспитатель

Пильникова Е.В.

2022-2023 учебный год

 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л. А

Вид проекта: информационно-ролевой, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2022-2023 учебный год)

Основная образовательная область: «Социально-коммуникативная».

Уровень интеграции учебного материала - комплексный.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №4  «Дружная семейка», педагог, родители.

Актуальность проекта.

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Проблема: преобладание у большинства воспитанников внешней и игровой мотивации к учебе«иду в школу, потому что так надо»«там много ребят, с которыми интересно поиграть…» и т. п. ; недостаточный уровень компетенции родителей в вопросах подготовки детей к школе, в выборе школы, программы обучения.

Цель проекта :

повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Гипотеза:

воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о взаимоотношениях со сверстниками и учителем, если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, а также если повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».

Задачи проекта :

  • -формирование у детей правильного представления о школе;
  • -способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам;
  • -формирование личностной готовности детей к школе, «внутренней позиции школьника»;
  • -развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);
  • -проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
  • -предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
  • -ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приёмами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

Принципы реализации проекта :

  • Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей; Сочетание разных видов деятельности;
  • Единство содержания форм и методов работы ;
  • Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
  • Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
  • Принцип доступности;
  • Принцип системности и последовательности.

Субъекты проекта :

  • Воспитатели;
  • Дети подготовительной группы;
  • Родители.

Ожидаемый результат:

  • Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;
  • Накопление большого багажа знаний о школе;
  • Снижение тревожности и у детей, и у родителей;
  • Изменение мотивации детей к школьному обучению;
  • Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
  • Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

Этапы проекта :

Этапы работы над проектом:
I этап – диагностико-аналитический (сентябрь -ноябрь)
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
II этап – реализация проекта (апрель-май 2020г.)
Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май 2020г.)
Создание родителями  презентации «Как я был первоклассником».

Создание фотогазеты «Наши мамы и папы первоклассники!»

Родительское собрание «Скоро в школу».

Выпускной бал «До свидания детский сад!».
Оформление папки с материалами проекта.

Поэтапный план реализации проекта:

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Задачи

1 этап

Диагностико-аналитический

- Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе

- Анкетирование детей по теме «Что такое школа?»

-Родительское собрание « В новый учебный год».(выступление  педагога –психолога по теме «Психологическая г

готовность к школе»)
- Диагностические беседы, направленные на выявление представлений о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы.
- Консультации с родителями «Что происходит с ребенком при поступлении в школу»

-Творческое рассказывание "Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду".

- Чтение художественной литературы (рассказ Л. Воронковой"Подружки идут в школу".)

-Чтение художественной литературы В. Берестов "У меня в портфеле".

- Творческое рассказывание на тему "Мой рюкзак".

- Консультация «Раннее обучение чтению – потребность, необходимость или дань моде».

Изучение методической литературы, сбор информации, составление плана работы над проектом.

Выявление представлений о школе и учебной деятельности.

2 этап реализация проекта

Беседа на тему «Что я знаю о школе?»

Беседа «Зачем надо учиться?»

Беседа «Школа – новый дом».

- расширять знания детей о школе.

- развитие осознанного отношения к учебе;

- воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни;

- способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.

- познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена, звонок);

- закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.

Решение проблемных ситуаций:

«Мне трудно!»

«Переменка»

«Я хочу играть!»

Помочь лучше подготовиться к школе.

Встреча-беседа с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками.

Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь.

Просмотр мультфильмов:

«Опять двойка»

«В стране невыученных уроков»

«Вовка в тридесятом царстве»

«Как верблюжонок и ослик в школу ходили»

«Чебурашка идет в школу».

Обобщение знаний о школе, умение слушать и выделять смысл увиденного.

Чтение художественной литературы:

Сказки М.А.Панфиловой из цикла «Лесные сказки»,

М.Ясона «Подходящий угол»,

В.Орлова «Что написано в тетрадке»,

Головкина «Не везет»,

В. Драгунский «Денискины рассказы»,

В Воронкова «Подружки идут в школу»,

Алексин «Первый день».

Стихотворения:

Г.Шалаева «Учитель», М.Бородецкого «Первоклассник»,

М.Садовского «Первое сентября», А.Барто «В первый класс».

Загадки о школе и школьных принадлежностях.

Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе. Умение слушать и выделять смысл произведения, развитие связной речи, обобщение знаний о школе.

                                                            Развитие связной речи; познавательной активности; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.

Целевая экскурсия в школу (знакомство с учителями, классом, спортивной площадкой).

Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.

Упражнять в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы».

Сюжетно-ролевые игры: 

«Школа»

«Магазин. Школьные товары»

Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Дидактические игры: 

«Готов ли ты к школе?»(серия игр)

«Расшифруйслово»

«Живые слова»

«Собери портфель»

Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Презентация родителей «Как я был первоклассником».

Создание фотогазеты «Наши мамы и папы первоклассники», «Мы занимаемся»

Создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации.

Вовлечение родителей в жизнь группы. Показать на примере родителей, что они тоже были первоклассниками.

Рисование

«Моя будущая учительница»

«Моя школа»

«Что тебе понравилось в школе» раскрашивания рисунков на школьную тематику.  

Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику.

Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».   

-Консультация «Мотивационная готовность ребёнка к школе».

Способствовать развитию интереса воспитанников к школе.

Коллективная аппликация «Моя будущая школа»

Развивать фантазию, мышление, умение работать в коллективе.

3 этап

итоговый

Выставка рисунков на тему «Моя школа».

Фотовыставка «Наши мамы и папы первоклассники».

Папка проекта «Я - будущий первоклассник».

 Уголок «Будущий первоклассник».

Пакет рекомендаций для родителей.

Выпускной бал «До свидания детский сад!».

Расширить у детей знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе.

Вовлечение родителей в жизнь группы. Повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки.

Работа с родителями:

Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению».

Индивидуальные беседы «Снятие тревожности у детей и родителей».

Памятка для родителей «Подготовка детей к школе».

Беседы с родителями «10 советов родителям будущих первоклассников».

Родительское собрание «Скоро в школу».

Фотовыставка «Наши мамы и папы первоклассники».

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы».

Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике

Практическая значимость:  

Практическая значимость проекта «Я - будущий первоклассник» в детском саду заключается в разработке и подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы.
В ходе реализации проекта планируется тесное взаимодействие педагогов и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволил обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.


Заключение
Подводя итоги работы по разработке проекта «Я - будущий первоклассник», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.
В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовки к школе детей, но это внимание направленно в основном только на интеллектуальную сферу. Наш проект направлен в первую очередь на развитие личностной готовности к школе, мотивационной готовности детей и помощи родителям в новой ступени развития.

Используемая литература:

1.Проекты ДОУ", М-Просвещение,2014.

2. А. К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение, 1991.

3. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М – Творческий центр Сфера.

4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

№ 2/2008, №9/2008, №9/2011, М – МЦФЭР Ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный проект "Я - будущий первоклассник".

Проект позволяет сформировать у детей подготовительной группы стойкий познавательный интерес к обучению в школе....

Проект "Мы-будущие первоклассники"

Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большин...

Педагогический проект "Школа будущего первоклассника - ОБУЧАЙКА"

Педагогический проект "Школа будущего первоклассника - ОБУЧАЙКА"...

Проект «Мы – будущие первоклассники»

Актуальность: переход ребенка дошкольника в школьную образовательную среду  - это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспеч...

проект " Мы будущие первоклассники"

Познакомить детей с новой жизнью школы....

Проект "Мы будущие первоклассники"

Поступление в школу - событие в жизни ребёнка. Объединёнными усилиями воспитателей, учителей, родителей, важно сформировать у детей устойчивый интерес к школе, учёбе, сделать для них поступление в шко...

Проект "Мы - будущие первоклассники"

Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Отношен...