Проект познавательной направленности «Мир вокруг нас»
проект

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poznavatelnoy_napravlennosti_mir_vokrug_nas.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33 «Радуга» города Смоленска

 

Проект познавательной направленности «Мир вокруг нас»

Подготовила:

Антонович Елена Владимировна

воспитатель

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Цель проекта: Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта:

Образовательные:

Расширить и систематизировать элементарные географические, естественнонаучные и экологические представления дошкольников.

Формировать у детей первоначальные компетенции экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

Развивающие:

Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.

Развивать любознательность, творческий потенциал воспитанников.

Развивать у детей познавательный интерес к миру вокруг.

Воспитательные:

Воспитывать патриотизм, чувство ответственности за свои действия в природе, желания принимать участие в природоохранной деятельности.

Повысить экологическую грамотность педагогов и родителей их профессионализм в области экологического образования дошкольников

По виду: познавательный

По продолжительности реализации проекта: долгосрочный;

Возраст участников проекта: дети подготовительной группы;

Участники проекта: дети, воспитатель, родители;

По количеству участников: коллективный.

Ожидаемый результат:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Образовательные области проекта

Виды детской деятельности

Содержание деятельности

1. Познавательное

развитие

2.Социально - коммуникативное развитие

3.Художественно-эстетическое развитие

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Игровая

Продуктивная

Имеют представления о необходимости беречь окружающую среду, знают особенности изменения здоровья в связи с внешними факторами.

Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договари-ваться, обмениваться предметами, распреде-лять действия при сотрудничестве и т.п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используя средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми

Согласуют творческие индивидуальные замыслы с партнёрами-сверстниками. Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить помощи и оказать её, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме.

Принимают поставленную воспитателем игровую задачу, действуют по правилам, стремятся к результату.

Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения. В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности. Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности.

Формы работы: беседы, презентации, развлечения, консультации, игры, НОД.

Основные этапы:

        

1 этап - подготовительный:

- подбор материалов для реализации проекта.

- работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

-составить конспекты образовательной деятельности;

-составить перспективный план деятельности по проекту «Мир вокруг нас»;

- систематизированный материал:

«Беседы о окружающей среде»,

«Пальчиковые игры»,

«Игровой массаж»,

«Артикуляционная гимнастика».

2 этап – основной:

-внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах;

-внедрить перспективный план взаимодействия с родителями;

- обогащение и активизация словаря по теме «мир», «природные явления»;

3 этап – заключительный.

- провести НОД для выявления изменений знаний детей о окружающей среде;

- обработать результаты реализации проекта;

- составление альбома рисунков «Мир вокруг меня».

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Сентябрь:

  1. НОД: «Наша Земля. Знакомство с  глобусом».Цель: расширять знания детей об окружающем мире, жизни на Земле, о растениях и животных, живой и неживой природе, водных ресурсах (океаны, реки, моря, озёра). Познакомить с макетом Земли – глобусом.
  2. Экспериментирование: «Почему бывает день и ночь».
  3. Дидактическая игра: «Живая и неживая природа».

Октябрь:

  1. НОД: «Вулканы». Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
  2. Экспериментирование: «Как происходит извержение вулкана?»

Ноябрь:

  1. НОД: «Удивительные камни».Цель: формировать представление о камнях, как части неживой природы, об их роли в жизни человека. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, воспитывать экологическую культуру дошкольников.
  2. Экспериментирование: «Какие бывают камни» (цвет, форма,  размер, характер поверхности и т.д.),   «Плавает - тонет».

Декабрь:

  1. «Наши помощники - органы чувств». Цель: Расширять знания детей о своём теле. Познакомить с органами чувств и их назначением. Дать практическое подтверждение функции анализаторов (нос, глаза, язык).
  2. Беседа «Мы такие разные». Цель: Учить наблюдать и сравнивать себя и других (волосы, руки, цвет глаз и другие особенности).

Январь:

  1. НОД: «Воздух - невидимка».Цель: дать детям понятие о том, что такое воздух, познакомить с его свойствами; способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность. 
  2. Экспериментирование:  «Надувание мыльных пузырей».

Февраль:

  1. НОД: «Бумага – наша помощница». Цель: Познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением.
  2. Беседа«Почему бумага разная?»

Март:

  1. НОД: «Волшебное электричество».Цель: познакомить детей с электричеством, историей его открытия, а также  с причиной проявления статического электричества. Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. 
  2. Экспериментирование: «Танцующая фольга», «Ожившие волосы».

Апрель:

  1. НОД: «Огонь наш друг и враг». Цель: Познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др). Рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним.
  2. Дидактическая игра «Огонь – друг, огонь – враг».

Май:

  1. Обработка результатов реализации проекта;

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

  1. Консультация для родителей «Увлекательные эксперименты с магнитами».
  2. Консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  3. Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

ИТОГ ПРОЕКТА

- создание презентации «Мир вокруг нас».

- повышение уровня знаний у родителей и детей об окружающей среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
  2. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
  3. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
  4. Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 2008
  5. http://www.maam.ru/
  6. http://mirdoshkolnikov.ru/
  7. http://nsportal.ru/
  8. http://dohcolonoc.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности (в рамках проекта познавательной направленности)

Данное занятие было показано на городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2016"....

Проект познавательной направленности "Аптека на подоконнике"

   Данный проект направлен на ознакомление детей среднего дошкольного возраста с лечебными свойствами и особенностями строения такого хорошо знакомого всем комнатного растения, как ал...

Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Круговорот воды в природе"

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные воз...

Проект познавательной направленности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Капельки» «Юный гений»

Проект познавательной направленности по формированию элементарных математических представленийв средней группе «Капельки»«Юный гений»...

Экологический проект познавательной направленности «По страницам Красной книги Томской Области» для старших дошкольников

Проблема: недостаточный уровень знаний детей о животных и растениях, занесенных в Красную книгу. Отсутствие знаний о существовании Красной книги. Отсутствие у детей активно - действенного отношения к ...

Проект познавательной направленности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Капельки» «Юный гений»

Проект познавательной направленности по формированию элементарных математических представленийв средней группе «Капельки»«Юный гений»...