Проект (в социально значимой деятельности) по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы «Моя семья и семейные традиции»
проект (средняя группа)
Проект «Моя семья и семейные традиции» направлен на формирование осознания значения семьи в жизни ребенка, принятия ценностей семейной жизни, формирования уважительного отношения к своей семье, её истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_moya_semya_i_semeynye_traditsii.pdf | 1.74 МБ |
proekt_moya_semya_i_semeynye_traditsii.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №3»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе " Моя семья и семейные традиции"
Подготовила:
воспитатель «МДБОУ «Детский сад №3»
Сидоренко Сюзанна Левоновна
ст. Старонижестеблиевская
"Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро"
В.А. Сухомлинский
Актуальность и значимость:
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка, поэтому мало кто из детей знает историю создания своей семьи и свою родословную. Кроме того, в суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
В проекте «Моя семья и семейные традиции» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях и элементарные знания о правах человека. Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья и семейные традиции».
Цель:
формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать любовь и уважение к членам семьи.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- Обогащать первоначальные представления о семейной традиции, о праздниках, о взаимоотношениях между близкими. Формировать у детей целостное представление образа матери - хранительнице домашнего очага, играющей огромную роль в жизни каждого человека.
- Активизировать словарь по теме проекта и развивать связную речь.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.
Вид проекта:
Групповой, долгосрочный (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико - ориентированный)
Участники проекта:
Воспитатели, дети средней группы, родители.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
Имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена; профессии своих родителей, бабушек и дедушек; прошлое своей семьи; значение своего имени; смогут полностью назвать свое имя и отчество; народные игры, колыбельные; смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной; будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи; пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д.); приобретут представления об общечеловеческих ценностях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители:
Приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; у них будет развито чувство гордости за свою семью; будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме; научатся хранить и чтить свои семейные традиции; знать свою родословную, минимум до третьего колена; откуда произошли их имена; научатся организовывать семейные праздники;
Педагоги:
Расширят знания о народных праздниках, их происхождении; пополнят личный репертуар колыбельными; разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей; пополнят словарный запас детей; будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
создадут копилку народных и семейных праздников;
будут уважительно относиться и интересоваться традициям семьи.
Этапы работы:
Первый этап — подготовительный. Постановка целей, задач, составление плана работы и внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении, создание условий, необходимых для реализации проекта, предварительная работа с детьми, родителями.
Второй этап — основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Третий этап — заключительный. Включает в себя обобщение результатов работы.
Подготовительный этап:
• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
• Опрос детей «Что я знаю о семье»
• Предварительное чтение детям русских народных сказок на тему «Семья»: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», и т. д.
• Подбор дидактического и наглядного материала для НОД, бесед и игр с детьми.
• Изготовление дидактических игр и пособий «Кому, что нужно для работы», «Обязанности в семье».
• Организация тематической библиотеки: иллюстрации, открытки, сюжетные картинки.
• Составление картотек стихов, загадок, подвижных и пальчиков игр по темам «Семья», «Профессии», «Посуда», «Мебель».
• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме.
• Подбор предметов заместителей для игр, костюмов и атрибутов к игровой деятельности;
Основной этап.
• Рассматривание репродукций картин художников по теме «Мать и дитя».
• Рассказ педагога о своей семье.
• Беседы: «Дружат в нашей группе мальчики и девочки», «Что такое семья», «Что такое традиции и традиции в нашей семье», «Права и обязанности в семье», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители, «Как мы отдыхаем», «Для чего человеку дано имя»
• Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
• Загадки о семье, профессиях, мебели и посуде.
• Заучивание стихов и потешек о семье.
• Проблемные ситуации «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет? », «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь? », «Сломался стул/ игрушка»
• Сюжетная игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер».
• Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Что если бы?», «Что предмет расскажет о себе», «Хочу быть как мама/ папа»
Заключительный этап:
В результате проекта дети знают имена дедушек, бабушек; профессии своих родителей; историю своей семьи; значение своего имени; смогут полностью назвать свое имя и отчество; смогут составить рассказ о членах своей семьи; знают некоторые народные игры и колыбельные. У детей значительно увеличился словарный запас. Они с удовольствием играют в «Семью», распределяют роли в соответствии с половой принадлежностью, могут придумать сюжетную линию, переносят весь опыт взаимоотношений между членами семьи (укладывая куклу спать- поют колыбельную, устраивают семейное чаепитие и пр.) и, отсюда видно, их уважительное, чуткое отношение к семье.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т. к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.
Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья и семейные традиции»
Формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья и семейные традиции»
Нравстенно-патриотическое воспитание...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья и семейные традиции»
Нравственно-патриотическое воспитание...
ПРОЕКТ по работе с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы «Играем в сказку вместе»
ПРОЕКТ по работе с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы «Играем в сказку вместе»...
Проект по работе с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы «Играем в сказку вместе» на 2023-2024 учебный год
Проект по работе с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы «Играем в сказку вместе» на 2023-2024 учебный год...
Проект средней группы«Моя семья и семейные традиции»
Актуальность: В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья - источник любви, уваж...
Конструкт (ООД) по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Семейные традиции и обряды»
Цель: Формировать представление о ценности семейных традициях, праздников.Задачи:Обучающие задачи: Расширять представление детей о семейных традициях, обычаях; совершенствовать диалогическую форму реч...