Проект (в социально значимой деятельности) по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы «Моя семья и семейные традиции»
проект (средняя группа)

Сидоренко Сюзанна Левоновна

Проект «Моя семья и семейные традиции» направлен на формирование осознания значения семьи в жизни ребенка, принятия ценностей семейной жизни, формирования уважительного отношения к своей семье, её истории

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №3»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе " Моя семья и семейные традиции"

                                                            Подготовила:

                                                            воспитатель  «МДБОУ «Детский сад №3»

                                                        Сидоренко Сюзанна Левоновна

ст. Старонижестеблиевская

"Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить         добро"

 В.А. Сухомлинский

Актуальность и значимость:

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личностиСемья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка, поэтому мало кто из детей знает историю создания своей семьи и свою родословную. Кроме того, в суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

В проекте «Моя семья и семейные традиции» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьисемейных традициях и элементарные знания о правах человека. Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья и семейные традиции».

Цель:

формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.

Задачи:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать любовь и уважение к членам семьи.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
  • Обогащать первоначальные представления о семейной традиции, о праздниках, о взаимоотношениях между близкими. Формировать у детей целостное представление образа матери - хранительнице домашнего очага, играющей огромную роль в жизни каждого человека.
  • Активизировать словарь по теме проекта и развивать связную речь.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Вид проекта:

Групповой, долгосрочный (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико - ориентированный)

Участники проекта:

Воспитатели, дети средней группы, родители.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

Имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена; профессии своих родителей, бабушек и дедушек; прошлое своей семьи; значение своего имени; смогут полностью назвать свое имя и отчество; народные игры, колыбельные; смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной; будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи; пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д.); приобретут представления об общечеловеческих ценностях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; у них будет развито чувство гордости за свою семью.

Родители:

Приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;

укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; у них будет развито чувство гордости за свою семью; будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме; научатся хранить и чтить свои семейные традиции; знать свою родословную, минимум до третьего колена; откуда произошли их имена; научатся организовывать семейные праздники;

Педагоги:

Расширят знания о народных праздниках, их происхождении; пополнят личный репертуар колыбельными; разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей; пополнят словарный запас детей; будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

создадут копилку народных и семейных праздников;

будут уважительно относиться и интересоваться традициям семьи.


Этапы работы:

Первый этап — подготовительный. Постановка целей, задач, составление плана работы и внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении, создание условий, необходимых для реализации проекта, предварительная работа с детьми, родителями.


Второй этап — основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Третий этап — заключительный. Включает в себя обобщение результатов работы.

Подготовительный этап:

• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;

• Опрос детей «Что я знаю о семье»

• Предварительное чтение детям русских народных сказок на тему «Семья»: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», и т. д.

• Подбор дидактического и наглядного материала для НОД, бесед и игр с детьми.

• Изготовление дидактических игр и пособий «Кому, что нужно для работы», «Обязанности в семье».

• Организация тематической библиотеки: иллюстрации, открытки, сюжетные картинки.

• Составление картотек стихов, загадок, подвижных и пальчиков игр по темам «Семья», «Профессии», «Посуда», «Мебель».

• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме.

• Подбор предметов заместителей для игр, костюмов и атрибутов к игровой деятельности;

Основной этап.

• Рассматривание репродукций картин художников по теме «Мать и дитя».

• Рассказ педагога о своей семье.

• Беседы: «Дружат в нашей группе мальчики и девочки», «Что такое семья», «Что такое традиции и традиции в нашей семье», «Права и обязанности в семье», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители, «Как мы отдыхаем», «Для чего человеку дано имя»

• Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.

• Загадки о семье, профессиях, мебели и посуде.

• Заучивание стихов и потешек о семье.

• Проблемные ситуации «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет? », «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь? », «Сломался стул/ игрушка»

• Сюжетная игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер».

• Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Что если бы?», «Что предмет расскажет о себе», «Хочу быть как мама/ папа»

Заключительный этап:

В результате проекта дети знают имена дедушек, бабушек; профессии своих родителей; историю своей семьи; значение своего имени; смогут полностью назвать свое имя и отчество; смогут составить рассказ о членах своей семьи; знают некоторые народные игры и колыбельные. У детей значительно увеличился словарный запас. Они с удовольствием играют в «Семью», распределяют роли в соответствии с половой принадлежностью, могут придумать сюжетную линию, переносят весь опыт взаимоотношений между членами семьи (укладывая куклу спать- поют колыбельную, устраивают семейное чаепитие и пр.) и, отсюда видно, их уважительное, чуткое отношение к семье.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т. к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.

Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья и семейные традиции»

Формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности...

ПРОЕКТ по работе с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы «Играем в сказку вместе»

ПРОЕКТ по работе с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы «Играем в сказку вместе»...

Проект по работе с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы «Играем в сказку вместе» на 2023-2024 учебный год

Проект по работе с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы «Играем в сказку вместе» на 2023-2024 учебный год...

Проект средней группы «Моя семья и семейные традиции»

Актуальность: В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья - источник любви, уваж...

Конструкт (ООД) по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Семейные традиции и обряды»

Цель: Формировать представление о ценности семейных традициях, праздников.Задачи:Обучающие задачи: Расширять представление детей о семейных традициях, обычаях; совершенствовать диалогическую форму реч...