Конструкт (ООД) по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Семейные традиции и обряды»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бунькова Алена Михайловна

Цель: Формировать представление о ценности семейных традициях, праздников.

Задачи:

Обучающие задачи: Расширять представление детей о семейных традициях, обычаях; совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта; познакомить детей с видом обрядной выпечки «жаворонки»; закрепить умение передавать в лепке выразительность образа птицы и умение лепить пластическим способом.

Развивающие задачи: Развивать умение детей слушать и понимать взрослого, действовать по образцу; развивать мелкую моторику рук и кистей; развивать слуховое и зрительное внимание, память; развивать у детей умение логический мыслить, рассуждать, обогащать и активизировать словарь.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей уважение к семейным традициям, желание делиться и продолжать традиции своей семьи; воспитывать интерес к русскому фольклору; воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_ood.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пышминского городского округа «Родинский детский сад»

Конструкт (ООД)

по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Семейные традиции и обряды»

Разработчики:                                                                                                                                       Родина Н.А.,

Бунькова А.М.

Копытова Е.Я.

                                                                                                                                       

                                                                                                                                     

                                                                                                                                    .

д. Родина, 2024г

Технологическая карта

проведения организованной образовательной деятельности

ДОУ:  МБДОУ ПГО «Родинский детский сад

Воспитатель: Бунькова А.М.

Группа: подготовительная (6-7 лет)

Тема: «Семейные традиции и обряды».

Образовательная область: социально –коммуникативное развитие
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Учебно-методический комплект: От рождения до школы./ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Использованные источники: ресурсы интернета.

Методы и приемы: Мотивация, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, развернутая словесная оценка, поощрение, практические, игровые, сюрпризные моменты, сопряженные (совместные) действия, отраженные действия.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, русские народные костюмы,  тесто для лепки, изюм, солнышко для рефлексии.

Предварительная работа: Разучивание хоровода; знакомство с закличками о весне и народными играми; просмотр видеоматериала по теме «Семейные традиции».

Раздаточный: тесто, доски, стеки, салфетки, вода, фартуки, головные уборы.

Планируемый результат: Дети испытывают интерес к совместной деятельности, обогащается активный словарь, сформирован интерес к познанию о семейных традициях, умеют действовать дружно.

Цель: Формировать представление о ценности семейных традициях, праздников.

Задачи:

Обучающие задачи: Расширять представление детей о семейных традициях, обычаях; совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта; познакомить детей с видом обрядной выпечки «жаворонки»; закрепить умение передавать в лепке выразительность образа птицы и умение лепить пластическим способом.

Развивающие задачи: Развивать умение детей слушать и понимать взрослого, действовать по образцу; развивать мелкую моторику рук и кистей; развивать слуховое и зрительное внимание, память; развивать у детей умение логический мыслить, рассуждать, обогащать и активизировать словарь.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей уважение к семейным традициям, желание делиться и продолжать традиции своей семьи; воспитывать интерес к русскому фольклору; воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.

Используемые современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающая технология: физминутка  (хороводная игра),  использование работоспособности детей  в разной пространственной среде

Игровая технология: игровой сюжет

Информационно-коммуникационная технология: показ презентации

Принципы дошкольного образования (ФГОСДО): Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение всех этапов детского развитие; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; формирование познавательных действий ребенка; возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания: Создание положительного эмоционального подъема, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения: Создать условия для полноценного проявления и соответственного развития личностных функций детей.

Ход деятельности

Этапы деятельности

Методы, приемы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Организационно-мотивационный этап

Проблемная ситуация (или мотивация) постановка и принятие детьми цели занятия. Задача: Привлечение вниманиядетей, мотивация на предстоящую деятельность.

Эмоциональное стимулирование;

Беседа

Слайд№2

(Демонстрация посиделок)

В:-Проходите, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей! Поздороваемся с ними.

-Ребята, вы такие славные, красивые и так  красиво улыбаетесь.

-Пожелаем друг другу добра. Я желаю вам добра – подаю руку, дети кладут свои руки сверху, и все вмести произносят: мы желаем всем добра.

-Ребята, мне кажется, что даже солнышко ярче светить стало. А почему как вы думаете, солнышко ярко светит (ответы детей). А еще почему (потому, что наступила весна)

В:-Ребята, я хочу пригласить вас на посиделки. Вы знаете, что это такое? (Варианты детей) Проходите, на лавочки садитесь удобно, да прямо. Посидим рядком, да поговорим ладком.

В:-Издавна на Руси было принято устраивать посиделки, чтобы поделиться новостями, горестями и радостями, да чтобы просто скоротать время с хорошими людьми.

Дети слушают воспитателя, беседуют, отвечают на вопросы

Осознают и принимают поставленную задачу

Дети проявили заинтересованность готовность вступить во взаимодействие с воспитателем.

Слайд № 3

Страна «Болгария»

Слайд №4

(мАртеницы)

Слайд№5

(угощение на подносе)

В:- Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло письмо от детей из далекой страны Болгарии. Они написали, что создают книгу «Традиции и обычаи в семье празднования весенних праздников   в разных странах».  Они узнали, какая традиция встречи весны есть у них в стране. Праздник Бабы Марты, первый день весны в Болгарии.

- А вы хотите узнать про традицию в стране «Болгарии»? (ответы детей…)

В: -В своем письме ребята написали, что болгарские рукодельницы задолго до 1 марта приготавливают болгарские мАртеницы - это плетенные амулеты из красных и белых нитей.

- В праздник Бабы Марты - первый день весны в Болгарии принято дарить мАртеницы родственникам и друзьям. Это один из древних и почитаемых обычаев в Болгарии.

В: -

В:-Ребята из Болгарии – ничего не знают о русских семейных традициях празднования весенних праздников. И они хотели бы узнать и просят нас о помощи. Поможем нашим новым друзьям из Болгарии?

Ответы детей…

Способствовать выражению своих эмоций

2.Основной.

Работа над темой

физкультминутка

Задача: снять мышечное напряжение

Сюрпризный момент

Продуктивная деятельность

Беседа

Слайд№6

(праздник масленицы)

Слайд№7

(показ видеоролика).

(праздника «Сороки»)

Беседа,

демонстрация

Слайд№8- 9

(перелетные птицы, жаворонок)

Беседа

Игровые приемы

Слайд№10

Слайд №11

Слайд №12

В: -Как вы думаете, что такое традиции, обычаи? (ответы детей).

В: - А в вашей семье какие традиции? Егор, расскажи о традициях вашей семьи…..

-Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети. В каждой семье есть свои семейные обычаи-традиции.

В:-Не так давно был праздник «Масленица» этот праздник сохранившийся с древних времен. Праздник прощания с зимой и встречи весны. В этот день проходили народные гуляния и пекли вкусные блины. Блин называли символом  Солнца. А почему его так символизировали?

В.: - Правильно блин был такой же  круглый, золотистый, горячий как Солнце!

Семья Маши Анисимковой подготовила видеорассказ, о семейной традиции печь блины на Масленицу. (Поднимаю детей)

В:- 22 марта, считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходят и русский народ верил, что в этот день из теплых стран прилетают много разных птиц.

В: - Ребята, а вы знаете какие птицы возвращаются с теплых краев и как их называют

Ответы детей: - (перелетные)

В: Отгадайте  загадку

Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют? (Жаворонок).(Садимся)

В: - Ребята, а вот жаворонков действительно можно считать вестниками весны: они возвращаются с зимовки одними из первых, когда в полях еще лежит снег, и даже нет насекомых, которыми можно поживиться. Так что прилет жаворонков – это верная примета, что весна близко!

-По народным представлениям весна сама не

придет ее нужно приглашать. Вот и зазывали

весну закличками.

В:-Ребята, а какие вы знаете заклички? (Ксюша)

1.Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела

2.Жаворонок, жаворонок!(Егор)
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!

В:-  Ребята, приглашаю вас золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит. (Убрать скамейки)

Дети:1. Идет матушка-весна, Отворяй-ка ворота. ИГРА «Золотые ворота»

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас! 

В:-Ребята, помните мы с вами говорили, что на Рождество пекут пироги, крендельки, на Масленицу блины; а что пекут на Пасху? (куличи) Так вот вся эта праздничная выпечка называется «обрядная выпечка». Давайте повторим вместе.

(Садимся на скамейки)

Дети хором: «Обрядная выпечка»

В:- На праздник «Жаворонков» все хозяйки вместе со своими детьми выпекали вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек – жаворонков. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи. Дети надевали румяных жаворонков на длинные палочки и бегали с ними, зазывали в гости настоящих птиц, а еще птичек выкладывали в кружок, плясали вокруг них и пели песни – веснянки, водили хороводы. А вы пекли с родителями дома жаворонков?

Дети: Нет

В:- А хотите попробовать? (ответы детей) Скамейки к столам поставим.

Входят гости кланяются и здороваются

В:-Здравствуйте, гости дорогие

О.В.: Пришли мы к вам весну –красну зазывать, да жаворонков испечь. Готовы?

В:-Ребята предлагаю вам продолжить народную традицию и научиться делать обрядовую выпечку «жаворонков» из дрожжевого теста. (Дети надевают спецодежду)

-Приглашаю вас присесть за столы (Дети садятся за столы). 

-Ребята, садитесь удобно, спинки держим ровно.  А чтобы дело спорилось, нужно наши руки подготовить.

В.А.: - Для начала пальчики разминаем, приготовьтесь и повторяйте за мной

Проводится пальчиковая гимнастика.

В небе жаворонок пел, (машут, сложенными крест-накрест ладонями, как крыльями)

Колокольчиком звенел. (пальцы обеих рук собрать щепотью и опустить вниз, покачивают «колокольчиком»).
Порезвился в тишине, (пальцы «скачут» по столу)
Спрятал песенку в траве. (прячут руки под стол)

(объяснение и показ). А сейчас нужно руки обтереть салфетками.

О.Н. - Теперь можно и жаворонков лепить. Сначала мы вам покажем, а потом вы все сами сделаете.

В:-Ах какое тесто мягкое, (взрослые перекладывают из рук в руки), чем же пахнет тесто? (хлебом), тесто живое, скажем ему добрые слова (взрослые наклонились над тестом тихо шепчут тесту добрые, ласковые слова)

Гости показывают прием лепки жаворонка.

О.Н. -Раскатываем из комочка теста жгутик. Кладем концы жгутика крест-накрест и завязываем узелок.

-Верхний конец – головка жаворонка, пальчиками формируем клюв. А нижний конец – хвостик: расплющиваем его и делаем надрезы стекой. Из  изюма делаем глазки.

В:-Вот наш «жаворонок» готов. Посмотрите, как настоящий. Я его посажу на противень, но ему одному скучно, и он ждет друзей, которых вы сделаете сами.

В:- Молодцы, ребята! Красивые у вас получились жаворонки, мы отправим их выпекаться, (О.В. берет поднос и уносит выпекаться жаворонков), а я приглашаю вас на «Весенний хоровод» звать весну.

Хоровод «Весну звали»

Действуют по инструкции воспитателя

Дети ведут диалог с воспитателем.

Слушают воспитателя.

Рассуждают

Дети ведут диалог с воспитателем

Дети по очереди говорят заклички

Активно выполняют движения со словами.

Дети играют, проговаривают слова игры

Рассказывают, объясняют.

Получение информации.
Делятся впечатлениями

Выполняют пальчиковую гимнастику

Дети выполняют приемы лепки

Выполняют движения хоровода

Активизация речевого словаря

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

3. Рефлексия

Задача: показать достижение игровой задачи

Беседа,

создание ситуации успеха.

Поощрение.

В:-Посидели мы рядком,

И поработали ладком,

Жаворонков мы слепили –

Весну – красну пригласили!

Всем было приятно  весну кликать, жаворонков лепить?

В:-У меня на разносе лежат солнышки, возьмите солнышко и расскажите что вам больше всего запомнилось и что было самым трудным для вас. (Гости начинают первыми)

Слушают.
Выражают собственные мысли.
Обобщают.
Делятся впечатлениями
.

Действуют по инструкции воспитателя.

Отвечают на вопросы

Умение делать выводы; оценивать результат своей деятельности и выражать свои чувства и эмоции.

4.Открытость
Задача: ориентировать детей на использование приобретенного опыта в самостоятельной деятельности

Беседа

В:-Какой светлый праздник мы скоро будем отмечать?

-А вот как вы будете дома готовится к «Пасхе» и какие традиции, обычаи вы будете соблюдать в своей семье вы запоминайте, а потом расскажите нам, мы все традиции ваши соберем, оформим альбом и отправим ребятам в Болгарию для создания книги с нашими Русскими семейными традициями.

(В горницу входит О.В. с готовыми жаворонками) Приглашаю всех к столу, чай попить и угоститься жаворонками.

Дети активно ведут диалог

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах и в семье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Содержит актуальность, перспективный план, протоколы заседаний творческой группы...

Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Мой любимый город Красноармейск"

Проект "Мой любимый город Красноармейск" проводился в подготовительной к школе группе. В течении недели дети ходили на эксуксии в школу, музей, на швейную фабрику. Свои впечатления отражали ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа

         Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа...

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: " С чего начинается Родина"

Занятие предназначено для детей старшей группы. Данное НОД проводится с элементами театрализованной деятельности, с использованием русских народных игр. Основная цель занятия- воспитывать любовь к Род...