Конструкт (ООД) по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Семейные традиции и обряды»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Формировать представление о ценности семейных традициях, праздников.
Задачи:
Обучающие задачи: Расширять представление детей о семейных традициях, обычаях; совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта; познакомить детей с видом обрядной выпечки «жаворонки»; закрепить умение передавать в лепке выразительность образа птицы и умение лепить пластическим способом.
Развивающие задачи: Развивать умение детей слушать и понимать взрослого, действовать по образцу; развивать мелкую моторику рук и кистей; развивать слуховое и зрительное внимание, память; развивать у детей умение логический мыслить, рассуждать, обогащать и активизировать словарь.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей уважение к семейным традициям, желание делиться и продолжать традиции своей семьи; воспитывать интерес к русскому фольклору; воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_ood.docx | 47.62 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пышминского городского округа «Родинский детский сад»
Конструкт (ООД)
по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
на тему: «Семейные традиции и обряды»
Разработчики: Родина Н.А., Бунькова А.М. Копытова Е.Я. |
.
д. Родина, 2024г
Технологическая карта
проведения организованной образовательной деятельности
ДОУ: МБДОУ ПГО «Родинский детский сад
Воспитатель: Бунькова А.М.
Группа: подготовительная (6-7 лет)
Тема: «Семейные традиции и обряды».
Образовательная область: социально –коммуникативное развитие
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Учебно-методический комплект: От рождения до школы./ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Использованные источники: ресурсы интернета.
Методы и приемы: Мотивация, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, развернутая словесная оценка, поощрение, практические, игровые, сюрпризные моменты, сопряженные (совместные) действия, отраженные действия.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, русские народные костюмы, тесто для лепки, изюм, солнышко для рефлексии.
Предварительная работа: Разучивание хоровода; знакомство с закличками о весне и народными играми; просмотр видеоматериала по теме «Семейные традиции».
Раздаточный: тесто, доски, стеки, салфетки, вода, фартуки, головные уборы.
Планируемый результат: Дети испытывают интерес к совместной деятельности, обогащается активный словарь, сформирован интерес к познанию о семейных традициях, умеют действовать дружно.
Цель: Формировать представление о ценности семейных традициях, праздников.
Задачи:
Обучающие задачи: Расширять представление детей о семейных традициях, обычаях; совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта; познакомить детей с видом обрядной выпечки «жаворонки»; закрепить умение передавать в лепке выразительность образа птицы и умение лепить пластическим способом.
Развивающие задачи: Развивать умение детей слушать и понимать взрослого, действовать по образцу; развивать мелкую моторику рук и кистей; развивать слуховое и зрительное внимание, память; развивать у детей умение логический мыслить, рассуждать, обогащать и активизировать словарь.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей уважение к семейным традициям, желание делиться и продолжать традиции своей семьи; воспитывать интерес к русскому фольклору; воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.
Используемые современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающая технология: физминутка (хороводная игра), использование работоспособности детей в разной пространственной среде
Игровая технология: игровой сюжет
Информационно-коммуникационная технология: показ презентации
Принципы дошкольного образования (ФГОСДО): Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение всех этапов детского развитие; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; формирование познавательных действий ребенка; возрастная адекватность дошкольного образования.
Принципы воспитания: Создание положительного эмоционального подъема, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения: Создать условия для полноценного проявления и соответственного развития личностных функций детей.
Ход деятельности
Этапы деятельности | Методы, приемы, | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Организационно-мотивационный этап Проблемная ситуация (или мотивация) постановка и принятие детьми цели занятия. Задача: Привлечение вниманиядетей, мотивация на предстоящую деятельность. | Эмоциональное стимулирование; Беседа Слайд№2 (Демонстрация посиделок) | В:-Проходите, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей! Поздороваемся с ними. -Ребята, вы такие славные, красивые и так красиво улыбаетесь. -Пожелаем друг другу добра. Я желаю вам добра – подаю руку, дети кладут свои руки сверху, и все вмести произносят: мы желаем всем добра. -Ребята, мне кажется, что даже солнышко ярче светить стало. А почему как вы думаете, солнышко ярко светит (ответы детей). А еще почему (потому, что наступила весна). В:-Ребята, я хочу пригласить вас на посиделки. Вы знаете, что это такое? (Варианты детей) Проходите, на лавочки садитесь удобно, да прямо. Посидим рядком, да поговорим ладком. В:-Издавна на Руси было принято устраивать посиделки, чтобы поделиться новостями, горестями и радостями, да чтобы просто скоротать время с хорошими людьми. | Дети слушают воспитателя, беседуют, отвечают на вопросы Осознают и принимают поставленную задачу | Дети проявили заинтересованность готовность вступить во взаимодействие с воспитателем. |
Слайд № 3 Страна «Болгария» Слайд №4 (мАртеницы) Слайд№5 (угощение на подносе) | В:- Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло письмо от детей из далекой страны Болгарии. Они написали, что создают книгу «Традиции и обычаи в семье празднования весенних праздников в разных странах». Они узнали, какая традиция встречи весны есть у них в стране. Праздник Бабы Марты, первый день весны в Болгарии. - А вы хотите узнать про традицию в стране «Болгарии»? (ответы детей…) В: -В своем письме ребята написали, что болгарские рукодельницы задолго до 1 марта приготавливают болгарские мАртеницы - это плетенные амулеты из красных и белых нитей. - В праздник Бабы Марты - первый день весны в Болгарии принято дарить мАртеницы родственникам и друзьям. Это один из древних и почитаемых обычаев в Болгарии. В: - В:-Ребята из Болгарии – ничего не знают о русских семейных традициях празднования весенних праздников. И они хотели бы узнать и просят нас о помощи. Поможем нашим новым друзьям из Болгарии? Ответы детей… | Способствовать выражению своих эмоций | ||
2.Основной. Работа над темой физкультминутка Задача: снять мышечное напряжение Сюрпризный момент Продуктивная деятельность | Беседа Слайд№6 (праздник масленицы) Слайд№7 (показ видеоролика). (праздника «Сороки») Беседа, демонстрация Слайд№8- 9 (перелетные птицы, жаворонок) Беседа Игровые приемы Слайд№10 Слайд №11 Слайд №12 | В: -Как вы думаете, что такое традиции, обычаи? (ответы детей). В: - А в вашей семье какие традиции? Егор, расскажи о традициях вашей семьи….. -Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети. В каждой семье есть свои семейные обычаи-традиции. В:-Не так давно был праздник «Масленица» этот праздник сохранившийся с древних времен. Праздник прощания с зимой и встречи весны. В этот день проходили народные гуляния и пекли вкусные блины. Блин называли символом Солнца. А почему его так символизировали? В.: - Правильно блин был такой же круглый, золотистый, горячий как Солнце! Семья Маши Анисимковой подготовила видеорассказ, о семейной традиции печь блины на Масленицу. (Поднимаю детей) В:- 22 марта, считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходят и русский народ верил, что в этот день из теплых стран прилетают много разных птиц. В: - Ребята, а вы знаете какие птицы возвращаются с теплых краев и как их называют Ответы детей: - (перелетные) В: Отгадайте загадку Раньше всех из птиц встаёт, Солнцу песенку поёт, Всё живое поднимает, Как ту птичку называют? (Жаворонок).(Садимся) В: - Ребята, а вот жаворонков действительно можно считать вестниками весны: они возвращаются с зимовки одними из первых, когда в полях еще лежит снег, и даже нет насекомых, которыми можно поживиться. Так что прилет жаворонков – это верная примета, что весна близко! -По народным представлениям весна сама не придет ее нужно приглашать. Вот и зазывали весну закличками. В:-Ребята, а какие вы знаете заклички? (Ксюша) 1.Жаворонки, прилетите! Студену зиму прогоните! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела 2.Жаворонок, жаворонок!(Егор) В:- Ребята, приглашаю вас золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит. (Убрать скамейки) Дети:1. Идет матушка-весна, Отворяй-ка ворота. ИГРА «Золотые ворота» Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй - запрещается. А на третий раз Не пропустим вас! В:-Ребята, помните мы с вами говорили, что на Рождество пекут пироги, крендельки, на Масленицу блины; а что пекут на Пасху? (куличи) Так вот вся эта праздничная выпечка называется «обрядная выпечка». Давайте повторим вместе. (Садимся на скамейки) Дети хором: «Обрядная выпечка» В:- На праздник «Жаворонков» все хозяйки вместе со своими детьми выпекали вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек – жаворонков. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи. Дети надевали румяных жаворонков на длинные палочки и бегали с ними, зазывали в гости настоящих птиц, а еще птичек выкладывали в кружок, плясали вокруг них и пели песни – веснянки, водили хороводы. А вы пекли с родителями дома жаворонков? Дети: Нет В:- А хотите попробовать? (ответы детей) Скамейки к столам поставим. Входят гости кланяются и здороваются В:-Здравствуйте, гости дорогие О.В.: Пришли мы к вам весну –красну зазывать, да жаворонков испечь. Готовы? В:-Ребята предлагаю вам продолжить народную традицию и научиться делать обрядовую выпечку «жаворонков» из дрожжевого теста. (Дети надевают спецодежду) -Приглашаю вас присесть за столы (Дети садятся за столы). -Ребята, садитесь удобно, спинки держим ровно. А чтобы дело спорилось, нужно наши руки подготовить. В.А.: - Для начала пальчики разминаем, приготовьтесь и повторяйте за мной Проводится пальчиковая гимнастика. В небе жаворонок пел, (машут, сложенными крест-накрест ладонями, как крыльями) Колокольчиком звенел. (пальцы обеих рук собрать щепотью и опустить вниз, покачивают «колокольчиком»). (объяснение и показ). А сейчас нужно руки обтереть салфетками. О.Н. - Теперь можно и жаворонков лепить. Сначала мы вам покажем, а потом вы все сами сделаете. В:-Ах какое тесто мягкое, (взрослые перекладывают из рук в руки), чем же пахнет тесто? (хлебом), тесто живое, скажем ему добрые слова (взрослые наклонились над тестом тихо шепчут тесту добрые, ласковые слова) Гости показывают прием лепки жаворонка. О.Н. -Раскатываем из комочка теста жгутик. Кладем концы жгутика крест-накрест и завязываем узелок. -Верхний конец – головка жаворонка, пальчиками формируем клюв. А нижний конец – хвостик: расплющиваем его и делаем надрезы стекой. Из изюма делаем глазки. В:-Вот наш «жаворонок» готов. Посмотрите, как настоящий. Я его посажу на противень, но ему одному скучно, и он ждет друзей, которых вы сделаете сами. В:- Молодцы, ребята! Красивые у вас получились жаворонки, мы отправим их выпекаться, (О.В. берет поднос и уносит выпекаться жаворонков), а я приглашаю вас на «Весенний хоровод» звать весну. Хоровод «Весну звали» | Действуют по инструкции воспитателя Дети ведут диалог с воспитателем. Слушают воспитателя. Рассуждают Дети ведут диалог с воспитателем Дети по очереди говорят заклички Активно выполняют движения со словами. Дети играют, проговаривают слова игры Рассказывают, объясняют. Получение информации. Выполняют пальчиковую гимнастику Дети выполняют приемы лепки Выполняют движения хоровода | Активизация речевого словаря Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
3. Рефлексия Задача: показать достижение игровой задачи | Беседа, создание ситуации успеха. Поощрение. | В:-Посидели мы рядком, И поработали ладком, Жаворонков мы слепили – Весну – красну пригласили! Всем было приятно весну кликать, жаворонков лепить? В:-У меня на разносе лежат солнышки, возьмите солнышко и расскажите что вам больше всего запомнилось и что было самым трудным для вас. (Гости начинают первыми) | Слушают. Действуют по инструкции воспитателя. Отвечают на вопросы | Умение делать выводы; оценивать результат своей деятельности и выражать свои чувства и эмоции. |
4.Открытость | Беседа | В:-Какой светлый праздник мы скоро будем отмечать? -А вот как вы будете дома готовится к «Пасхе» и какие традиции, обычаи вы будете соблюдать в своей семье вы запоминайте, а потом расскажите нам, мы все традиции ваши соберем, оформим альбом и отправим ребятам в Болгарию для создания книги с нашими Русскими семейными традициями. (В горницу входит О.В. с готовыми жаворонками) Приглашаю всех к столу, чай попить и угоститься жаворонками. | Дети активно ведут диалог | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах и в семье.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Содержит актуальность, перспективный план, протоколы заседаний творческой группы...
Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Мой любимый город Красноармейск"
Проект "Мой любимый город Красноармейск" проводился в подготовительной к школе группе. В течении недели дети ходили на эксуксии в школу, музей, на швейную фабрику. Свои впечатления отражали ...
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие из прошлого в настоящее»
Серия конспектов НОД, викторин, дидактических игр, кроссвордов по ознакомлению с родным городом...
Интернет -конкурс "Использование семейной геральдики в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Воспитание в детях любви в своей семье....
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа
Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа...
НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: " С чего начинается Родина"
Занятие предназначено для детей старшей группы. Данное НОД проводится с элементами театрализованной деятельности, с использованием русских народных игр. Основная цель занятия- воспитывать любовь к Род...