Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию посредством художественной литературы с детьми старшей группы на 2023-2024 год
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe.docx | 96.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное
планирование работы по духовно-нравственному воспитанию посредством художественной литературы с детьми старшей группы
на 2023-2024 год
Месяц | Организация работы с воспитанниками | Оснащение развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с семьями воспитанников |
сентябрь | Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». | Изучение литературы по данной теме. Разработка перспективного плана на сентябрь – май в старшей группе. | Консультации для родителей: «Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей» Анкетирование «Поделиться вашей точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка» |
октябрь | Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). Инсценировка сказки В.Г Сутеева «Под Грибом» | Оформление в группе книжного уголка Чтение сказки и просмотр мультфильма В.Сутеева «Под грибом», знакомство с пословицами о дружбе. Изготовление масок-ободков для персонажей: гриб, муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка. | Консультации для родителей «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!» |
ноябрь | Беседы ко дню матери «Я люблю свою маму» Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» -беседа по рассказу -просмотр презентации - выставка работ | Подготовить презентацию или мультфильм по рассказу К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» Распечатать картинки с изображением рубашек для украшения орнаментом из пластилина Оформление выставки работ | Консультации для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» |
декабрь | В. Драгунский «Друг детства», Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу | Организация конкурса рисунков «Моя любимая игрушка». Оформление выставки рисунков | Консультации для родителей: тема «В дом входит доброта». Предложить родителям нарисовать с детьми рисунок на тему «Моя любимая игрушка» |
январь | Чтение сказок по желанию детей. Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой» | Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками на тему «Зимние сказки» Составить картотеку игр-драматизаций | Консультации для родителей: «Детская вежливость». Предложить родителям поучаствовать с детьми в выставке книг на тему «Зимние сказки» |
февраль | Чтение произведения А.Л.Барто «Медвежонок-невежа»
Викторина, посвященная творчеству А.Л.Барто «Мир, в котором живут дети» 17 февраля- 115 лет со дня рождения Агнии Барто | Подготовить выставку книг «Творчество А.Л.Барто» Подготовить предметы, относящиеся к стихам А.Барто Изготовить звездочки из картона (фоамирана) для награждения команд Подготовить мультфильм «Медвежонок-невежа» Оформить выставку рисунков | Папка-передвижка «Дружба» Предложить родителям поучаствовать вместе с ребенком во Всероссийской викторине «Мои любимые книги. В гостях У Агнии Барто» |
Март | Чтение произведений о женщинах, мамах. Выставка «Портрет моей мамочки» Сценарий развлечения с родителями «Путешествие в страну Книголюбию» по сказкам К.И Чуковского. 19 марта К. И. Чуковский | К развлечению приготовить картинки к сказкам: «Мойдодыр» (зубная паста, мыло, полотенце, мочалка, расчёска) «Телефон» (книжки, перчатки, галоши, шоколад, телефон) «Федорино горе» (половник, чашка, тарелка, ложка, стакан) Совместно с родителями организовать выставку книг К.И.Чуковского | Советы родителям: "О пользе чтения книг или что и как читать детям 5 – 7 лет» Предложить родителям принести любимую книгу К.И.Чуковского |
апрель | Прослушивание аудио сказок. 15 апреля В.А.Осеева «Волшебное слово» -подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения; -развитие умений делать выводы; -воспитание чувства гордости за свои поступки | Составить картотеку: «Поучительные сказки в стихах»; «Сказочные физкультминутки»; Игры по духовно-нравственному воспитанию «Добрые руки» | Консультации для родителей о пользе домашнего чтения: «Книга-лучший друг ребенка» |
май | Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. Игра-фантазирование по произведению В.Ю.Драгунского «Арбузный переулок» | Подготовить иллюстрации к рассказу, картины с изображением военного времени; портрет В. Ю. Драгунского Составить вопросы к рассказу Мониторинг - выявить уровень развития детей | Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» |
Перспективное
планирование работы по духовно-нравственному воспитанию посредством художественной литературы с детьми подготовительной группы
на 2023-2024 год
Месяц | Организация работы с воспитанниками | Оснащение развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Сентябрь | 1. Чтение сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик – семицветик» 2. Просмотр мультфильма к прочитанной сказке. 3. Викторина по сказке «Цветик-семицветик» 4. Участие в Международном эколого-просветительском проекте «Цветы дружбы». 5. Рисование красками «Букет Цветов» 6. Беседа с детьми «Что такое хорошо и что такое плохо» Литература №7 стр. 51 | Изучение литературы по данной теме. Разработка перспективного плана на сентябрь – май в подготовительной группе. Выставка рисунков Подготовить мультфильмы к сказкам В. Катаева | Попросить родителей принести сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик» |
Октябрь | 1. Чтение сказки Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик». 2. Просмотр мультфильма к прочитанной сказке. 3. Беседа с детьми «Терпение и терпимость» Литература №7 стр. 79 4. Беседа с детьми на тему «Милые бабушки» Литература №4 стр. 48-63 5. Заучивание стихотворения Е. Ф. Трутневой «Наша бабушка» | Оформление в группе книжного уголка Выставка книжек-малышек | Предложить родителям создать со своим ребенком книжку-малышку к прочитанным сказкам Валентина Катаева Предложить родителям в выходной день посетить Мурманский областной театр кукол и посмотреть сказку «Снежная королева» |
Ноябрь | 1. Беседы с детьми «Наш характер» Литература №5 стр. 4, 23, 31 2. Театральное кукольное представление сказки «Коза да лиса» - обсуждение характеров и поступков персонажей Литература №2 (выпуск 2) 3. Беседа с детьми «Тема урока - семья» Литература №4 стр. 4-7 4. Изготовление открыток ко Дню матери в технике квиллинг. «Букет для любимой мамочки» 5. Беседа с детьми на тему «Дорогие наши мамы» Литература №4 стр. 8-30 6. Беседа с детьми «Правда и ложь» Литература № 7 стр.38 | Подготовить материал для инсценировки сказки «Коза да лиса»
Заранее подготовить музыку и слова к танцу-игре «Казачок» Оформление раздевалки работами детей ко Дню матери | Консультации для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» |
Декабрь | 1. Беседа с детьми «Братики – сестрички и все мы вместе!» Литература №4 стр. 80 – 104 2.Чтение сказки «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака 3. Лепка, жгутиковая пластилинография «Подснежники» 4. Просмотр мультфильма к прочитанной сказке. 5. Беседа с детьми по серии картинок «До завтра!» Литература №3 стр. 6 | Подготовить мультфильм к прочитанной сказке «Двенадцать месяцев» | Консультация для родителей «Приобщение детей к чтению» |
Январь | 1. Беседа с детьми на тему «О болезнях и не только» Литература №4 стр. 123-133 2. Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце» 3. Просмотр мультфильма к прочитанной сказке. 4. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой» | Подготовить мультфильм к прочитанной сказке «Серебряное копытце» Выставка рисунков к прочитанной сказке «Серебряное копытце» Дополнить картотеку игр-драматизаций | Предложить родителям нарисовать с детьми рисунок к сказке «Серебряное копытце» Папка-передвижка «Дружба» |
Февраль | 1. Беседа с детьми на тему «Дорогие наши папы» Литература №4 стр. 31-49 2. Викторина, посвященная творчеству А. Л. Барто 3. Игра-драматизация сказки «Теремок» по произведению С. Я. Маршака к участию в областном конкурсе театрального мастерства «Хочу в артисты!» 4. Беседа с детьми по серии картинок «Настоящий мужчина» Литература №3 стр. 4 | Подготовить выставку книг в книжном уголке «Творчество А. Л. Барто». Подготовить атрибуты к театрализованной сказке «Теремок» (теремок, забор, горшок, шапочки героев, кофточки, сарафаны, самовар)
| Предложить родителям купить шапочки героев к сказке теремок для участия в областном конкурсе театрального мастерства «Хочу в артисты!» Консультация для родителей «Роль отца в воспитании ребенка» |
Март | 1. Беседа с детьми на тему «Дорогие наши мамы» Литература №4 стр. 8-30 2. Чтение рассказа Леонида Попова «Подснежники к 8 марта» Из серии рассказов Вовкины истории. 3. «Лесная викторина» посвященная дню лесов (конспект) 4. Лепка, жгутиковая пластилинография. Коллективная работа «Лес – богатство наше» 5. Чтение произведений К. И. Чуковского 31 марта – 140 лет - рассматривание иллюстраций; - заучивание стихотворений. | К викторине подготовить эмблемы для команд, распечатать Старичка – Лесовичка, сундучок с шишками, каштаны. Выставка работ «Весенние цветы» Совместно с родителями организовать выставку книг К.И.Чуковского Подготовить вопросы к викторине «Мойдодыр и все-все-все» | Попросить Алину Владимировну принести книги с библиотеки к Международному дню лесов (стихи, рассказы, сказки) Предложить родителям поучаствовать в викторине «Мойдодыр и все-все-все» |
Апрель | 1.Театральное кукольное представление сказки «Непослушный козленок» - обсуждение характеров и поступков персонажей - заучивание музыкальной игры «На мосточке». Литература №2 (выпуск 1) 2. Беседа с детьми «Как правильно беседовать?» Литература №6 стр.59-65 3. Прослушивание аудио сказок, чтение стихов Валентины Осеевой 15 апреля «Волшебное слово» «Синие листья» «До первого дождя» | Подготовить материал к кукольному представлению, сюжетной игре, найти музыку к музыкальной игре Подготовить аудиосказки Валентины Осеевой Подготовить раскраски по прочитанным сказкам для ИЗО уголка | Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в ДОУ»
Попросить родителей распечатать раскраски к сказкам для пополнения ИЗО уголка |
Май | 1. Беседа с детьми на тему «Ай да дедушки» Литература №4 стр. 64-79 2. Беседа с детьми по серии картинок «Спасибо, внучок!» Литература №3 стр. 7 3. Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. | Подготовить иллюстрации к рассказу, картины с изображением военного времени. Мониторинг - выявить уровень развития детей | Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка». |
Список литературы к таблице №2
1. Алябьева, Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях / Е.А. Алябьева. – [Текст] : учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 160 с.
2. Можгова, Е. И. Театрализованное занятие по нравственному воспитанию для детей от 5 лет (на основе народной сказки) Выпуск 1 и 2 / Е.И. Можгова. – СПб. : Детство-Пресс, 2020. – 8 с. + цв. вкладка.
3. Нищева Н. В. А как поступишь ты? Нравственно-этическое воспитание старших дошеольников. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 8 с., цв. вкл.
4. Семейные сказки. Беседы с детьми о семье и семейных ценностях / Авт.-сост. Т. В. Шипошина, Н. В. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 144с. – (Сказки-подсказки).
5. Шорыгина, Т. А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. – [Текст] : 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 96 с.
6. Шорыгина, Т. А. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет / Т. А. Шорыгина. – [Текст] : пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.
7. Шорыгина, Т. А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели / Т. А. Шорыгина. – [Текст] : сказки-подсказки. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.
8. Шорыгина, Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях / Т. А. Шорыгина. – [Текст] : сказки-подсказки. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 80 с.
Перспективное планирование
по духовно – нравственному
воспитанию детей
«Мир - прекрасное творенье».
Для детей подготовительной группы
Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.
Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Обучающие задачи:
- Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;
- Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать духовно – нравственные чувства;
- Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
- Воспитывать любовь к родной природе.
Развивающие задачи:
- Формирование и развитие творческой духовно – нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;
- Содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.
Тема | Содержание | Методические приемы |
Сентябрь | ||
«Культура поведения» | Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста) | Этические беседы: «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости, Чтение: В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо - невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте». Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание». Сюжетно-ролевая игра: «Идём к врачу». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. |
«У истоков русской народной культуры» | *«Что летом родится, - зимой пригодится». * «Восенушка - осень – сноп последний косим». * «Хлеб – всему голова». «К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете. Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка - осень». Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Беседа об уме и о глупости. Чтение сказки «Про Филю» из сборника В.Н. Морохина. Словесная игра «Филя и Уля». |
«Положительные моральные качества» | Дружеские взаимоотношения. | Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь». Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный», л. Толстой «Два товарища». |
«Этические представления» | Дружба, товарищество. | |
«Семейная принадлежность» | Моя семья. | Рассматривание семейных фотографий. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность «Подарки любимым». |
«Гражданская принадлежность» | *Моя улица, домашний адрес. *1 сентября – День знаний. *27 сентября- День воспитателя детского сада. | Экскурсия по улице. Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения. Дидактические игры и упражнения: «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое - нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице». Проводы в школу выпускников детского сада. Сюжетно-ролевая игра «Школа». Беседа о труде воспитателя. |
«Духовно-нравственные чувства» | Бог-творец мира, нашего общего дома. | Беседа: «Бог – творец мира, нашего общего дома». |
Октябрь | ||
«Культура поведения» | «Телефонный этикет» Формирование форм словесной вежливости | Беседа «Правила разговора по телефону». Чтение: А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», А. Кондратьев «Добрый день», С. Маршак «Урок вежливости», А. Шибаев «Дядя Саша огорчён». Дидактические игры: «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. |
«У истоков русской народной культуры» | «Град на Вороне-реке». «Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит». «Злое истребление» «Тамбов-град» | Рассказ воспитателя об истории города Уварово. Рассматривание открыток «Уварово». Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием. Рассказ об истории создания Тамбова. |
«Положительные моральные качества» | «Забота о малышах и пожилых людях». День пожилого человека. | Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей». Чтение: р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!». |
«Этические представления» | «Доброта и забота» | Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке». Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям» |
«Семейная принадлежность» | «Работа моих родителей» | Встреча с родителями (рассказ о профессиях). Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы». Чтение: С. Михалков «А что у вас?». Дидактическая игра «Угадай профессию». |
«Гражданская принадлежность» | «Наш город, район – промышленные предприятия, культурные центры, памятники». | Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий. Фотовыставка «Как мы отдыхаем». Беседа «Что есть в нашем городе для детей». Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Храм» | Рассказ преподавателя воскресной школы о внутреннем устройстве храма: иконостас, алтарь и светильники в храме. |
Ноябрь | ||
«Культура поведения» | «Правила поведения в общественных местах» | Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо». |
«У истоков русской народной культуры» | «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». «Синичкин день». «Где живёт перо Жар-птицы?» «Золотая хохлома». | Экскурсия по историческим местам города Уварово. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. Знакомство детей с хохломской росписью. Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.). |
«Положительные моральные качества» | «Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость» | Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай». Чтение: А. Барто «Вовка- добрая душа». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного». |
«Этические представления» | «Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания». | Беседы: «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи». |
«Семейная принадлежность» | «Моя родословная». | Рассматривание семейных фотографий. Составление генеалогического древа (с родителями). Беседа «Моя родословная». Сюжетно-ролевая игра «Семья». |
«Гражданская принадлежность» | «Столица нашей Родины – Москва». | Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва». Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Храм Божий» | Рассматривание иллюстраций «Храм Божий». |
Декабрь | ||
«Культура поведения» | «Словесные формы выражения благодарности» | Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения. |
«У истоков русской народной культуры» | «Зима – не лето,- в шубу одето». «Светит, да не греет». «Пришёл мороз – береги ухо да нос». «Снегурочка – внучка Деда Мороза». | Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н. песни «Как на тоненький ледок». Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». |
«Положительные моральные качества» | «Формирование чувств заботы и любви к близким людям». | Беседы: «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких». Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья». |
«Этические представления» | «Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим». | Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын». |
«Семейная принадлежность» | «Семейные традиции». | Рассказ воспитателя «Что такое традиция». Беседа: «Традиции вашей семьи» Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник» |
«Гражданская принадлежность» | «Новый год в России и других странах». | Рассказ воспитателя о встрече Нового года. Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Новогодний карнавал». | Театрализованные семейные постановки «Семейный карнавал». |
Январь | ||
«Культура поведения» | «Правила поведения в общественных местах». | Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте». Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу). |
«У истоков русской народной культуры» | «Пришла Коляда накануне Рождества». «Зимние Узоры». «Гжель прекрасная». | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле. |
«Положительные моральные качества» | «Скромность». | Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным». Чтение р.н.с. «Заяц – хваста». Просмотр мультфильма «Какой чудесный день». |
«Этические представления» | «Скромность- положительная черта характера». | |
«Семейная принадлежность» | «Наш детский сад – большая семья». | Рассматривание фотографий из архива детского сада. Рассказ воспитателя. Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года». Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада. |
«Гражданская принадлежность» | «Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей. | Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса. Беседа «Мы живём в России». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Рождественские праздники». «Крещение». | Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. Театрализованная постановка «Рождественская ёлка». |
Февраль | ||
«Культура поведения» | «Формирование культуры разговора, спора». | Беседа «Вежливость в разговоре». Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. |
«У истоков русской народной культуры» | «Дело мастера боится». «Живёт в народе песня». «На героя и слава бежит». «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Беседа о русской народной песне. Рассказ воспитателя о русских богатырях. Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. |
«Положительные моральные качества» | «Рыцарское отношение к девочкам». | Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины». Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка» |
«Этические представления» | «Скромность и зазнайство». | Рассказ воспитателя. Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар». |
«Семейная принадлежность» | «Забота и внимание» | Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры. Беседа «забота о младших – почётная обязанность старших». Чтение: М. Бородицкая «Ждём брата», «Наблюдение», «Открытие». |
«Гражданская принадлежность» | «Государственные символы России: флаг, герб, гимн». «День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность». | Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность «Российский флаг». Целевые прогулки к памятникам героям войны. Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм». Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Защитники отечества». | Встречи с воинами Российской армии. |
Март | ||
«Культура поведения» | «Гостевой этикет». | Беседа «Гости в дом – радость в нём». Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом». Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями». |
«У истоков русской народной культуры» | «Сердце матери лучше солнца греет». «Русская матрёшка». «Поэзия народного костюма». «Грач на горе- весна на дворе» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц. Рассказ о матрёшке. Рассказ о народном костюме. Беседа о русских обычаях встречи весны. |
«Положительные моральные качества» | «Оценка своих поступков». | Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. |
«Этические представления» | «Честность и лживость». | Беседа «Правда и ложь». Чтение: Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?». |
«Семейная принадлежность» | «Конвенция о правах ребёнка»: право на имя, гражданство. | Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины- праздник имени». |
«Гражданская принадлежность» | «Международный женский день» | Беседы о маме. Утренник, посвящённый женскому празднику. Продуктивная деятельность: подарки мамам и бабушкам. |
«Духовно-нравственные чувства» | «Прощёное воскресение». | Рассказ воспитателя. Беседа «Что означают наши христианские времена». |
Апрель. | ||
«Культура поведения» | «Правила поведения в общественных местах». | Беседа «Как мы ведём себя на улице». Дидактические упражнения: «Мы идём по улице», «Мы в магазине». |
«У истоков русской народной культуры» | «Шутку шутить – людей насмешить». «Путешествие на златогривой чудо –тройке». «Красная горка». | Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница». Рассказ воспитателя о мастерах Палеха. Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». |
«Положительные моральные качества» | «Справедливость и доброжелательность» | Беседа «Справедливость – хорошее качество человека». Чтение: А. Барто «Я лишний», Г. Ладонщиков «Я не плачу». Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть». |
«Этические представления» | «Справедливость». | |
«Семейная принадлежность» | «Конвенция о правах ребёнка». | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Мы и наши права». |
«Гражданская принадлежность» | «День космонавтики: первый полёт человека в космос». | Рассматривание портретов, иллюстраций. Беседа «Мы первые в космосе». Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли». Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Православные праздники». | Рассказ преподавателя воскресной школы о Вербном воскресенье, о Пасхе. |
Май. | ||
«Культура поведения» | «Культура поведения на природе». | Рассматривание Красной книги Тамбовской области. Экологические акции: «Ёлочка – зелёная иголочка», «Наш город должен быть чистым», «Памятка выезжающим на природу». |
«У истоков русской народной культуры» | «Человек без Родины, что соловей без песни». «Край родной, навек любимый». Прощание с «избой». | Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов. Экскурсия в музей «Русская изба» Беседа о русской избе и национальной кухне. |
«Положительные моральные качества» | «Культура других народов». | Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций по теме. |
«Этические представления» | «Трудолюбие и лень» | Беседа «Труд человека портит, а лень кормит». Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой». |
«Семейная принадлежность» | «15 мая – Международный день семьи». | Беседа о семье. Рассматривание семейных фотоальбомов. |
«Гражданская принадлежность» | «День Победы». | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев». Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Правила христианской жизни». | Рассказ преподавателя воскресной школы. |
Список используемой литературы:
- Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
- Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
- Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год 5-6 лет
Месяц
Формы работы
Практический выход
Методическая работа по теме самообразования с детьми с педагогами с родителями
Сентябрь Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения. Постановка целей, задач работы. Выдвижение гипотезы. 1. Выявить уровень развития детей.
2. Оформление игровой зоны «Библиотека».
3. Подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;
В. Осеева «Волшебное слово» Обмен опытом по теме «Духовно-нравственное развитие детей» Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с книгой» Мониторинг
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
«Принимаем гостей»
Формировать культуру поведения в гостях.
Октябрь
Подбор дидактических игр.
Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах Составление перспективного плана.
.
1. Разработка дидактической игры: «Угадай сказку».
2. Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».
3. Подготовка к осеннему развлечению.
Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». Организация книжной выставки для родителей «Художественная литература для детей 5-6 лет» Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Развлечение «Осень золотая»
Ноябрь
Подбор и анализ художественной литературы писателя С. А. Пушкина
1. Чтение стихов А. С. Пушкина.
2. Знакомство с прологом поэмы "Руслан и Людмила"- "У лукоморья дуб зеленый. "
3. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
Консультация «Роль произведений А. С. Пушкина в воспитании нравственных качеств дошкольников»
Анкетирование «Сказки Пушкина дома»
Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина.
Викторина по сказкам А. С. Пушкина
Двигательные импровизации по тексту сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
Декабрь Подбор и анализ художественной литературы на тему «Порядочность»
1. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой»
2. А. Барто «Есть такие мальчишки»
3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход»,
4. В. Осеева «Хорошее», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Разработка дидактической игры «Сказочные карты».
Использование картинок сказочных героев из детских книг, журналов, с помощью которых, дети сочиняют свои сказки.
Консультации для родителей: тема «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Выставка работ (дети и родители) «Новогодняя сказка».
Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки
Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку»;
Январь Подбор и анализ художественной литературы на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни» 1. Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни».
2. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
3. Чтение и обсуждение рассказов.
Толстой «О людях больших и маленьких»,
С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз» Разработка рекомендаций по проведению акции «Дерево добрых дел» Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» Акция «Дерево добрых дел»
Речевая игра «Говорим ласковые слова»
Цель: формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Февраль Подбор и анализ художественной литературы на тему «Трудолюбие»
Разработка картотеки с русскими народными пословицами и поговорками на тему «Труд» 1. Чтение произведений :
К. Чуковский
«Федорино горе»,
Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;
А. Карандашова «Большая стирка»,
Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;
2. С/ р игры:
«Парикмахерская»
3. Беседа «Труд взрослых в детском саду»
4. Загадки о труде. НОД по социально- коммуникативному развитию
(самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание)
«В гостях у Федоры». Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку» Д/и «Я начну, а ты продолжи»
пословицы о труде.
Дидактическая игра: «Угадай профессию»
Уборка в игровых уголках.
Март Подбор и анализ методической и художественной литературы на тему
«Православные праздники» 1. Чтение художественной литературы : В. Бородина Стихотворение «Дорога к храму»,
2. «Жаворонки - забытый праздник весны» Просмотр презентации.
3. Совместная работа детьми (лепка из солёного теста) «Жаворонки». Изучение статьи: «Роль народных праздников в развитии чувства доброты у старших дошкольников». Карпухина Г. А. Беседа с родителями на тему «Традиции Вашей семьи». Выставка работ «Православный Храм»
Прослушивание аудиозаписи «Колокольные звоны Руси»
Развлечение «Масленица».
Хоровод «Веснянка»
Апрель Подбор и анализ методической и художественной литературы на тему «Пасха»
Составление картотеки народных игр 1. Просмотр презентации «Пасха - Светлое Христово Воскресенье».
2. Беседа «Воскресение Христа».
3.«Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром.
4. Д/ и: «Приметы весны»
5. П/ и: «Игры с яйцами», «Чоканье», «Кучки», «Гори ясно» Рекомендации для педагогов: «Единство воспитателей и семьи в духовно-нравственном развитии дошкольников» Анкетирование «Православные традиции в семье» Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».
Сценка «Пасхальное яичко».
Выставка совместных работ детей и родителей (поделки) «Пасхальное украшение»
Май Подборка материалов, методической литературы, художественной литературы на тему «День Победы».
Знакомство детей с историей страны — Великой Отечественной войной на примере произведений художников;
1. Чтение произведений :
Е. Благинина «Шинель»,
А. Барто «На заставе»,
З. Александрова «Дозор»,
Т. Белозерова «День Победы».
2. Беседа «Кто такие ветераны?»
3. Сюжетно - ролевая игра «Семья. Мы идем на парад». Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Анализ затруднений. «Своя земля и в кулачке родная». Рассказывание о подвигах наших прадедов.
Посещение с родителями митинга, посвященному Дню Победы.
Выставка рисунков и поделок «С Днем Победы!» (дети совместно с родителями
НОД «День Победы»
Лепка: «Военная техника. Самолет. Вертолет»
Мониторинг освоения программы самообразования.
Июнь Подборка материалов, методической литературы, художественной литературы на тему : «Культурное развитие и соблюдение правил морали»
1. Чтение худ. литературы :
Ш. Перро «Красная Шапочка»;
«Лисичка – сестричка и серый волк»,
«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,
С. Воронин «Трусишка»,
А. Барто «Медвежонок – невежа»,
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Организация культурно-досуговой деятельности: экскурсия в библиотеку Обсуждение «Трудности в реализации плана самообразования» Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимого отношения к окружающим». Литературная викторина «Сказочная страна».
Внесение книг в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
Июль Планирование деятельности и перспектив развития. Изучение литературы по данной теме. Качественный анализ результатов работы с детьми по теме самообразования Обмен опытом по составлению перспективного плана теме самообразования Рекомендации родителям «Особенности развития детей 6-7 лет» Помощь в восстановлении книг совместно с детьми.
Август Составление плана работы на следующий год по теме самообразования. Разработка практического этапа по теме самообразования Обмен опытом в индивидуальных консультациях. Консультации для родителей: «Читаем детям», о пользе чтения, как воспитать интерес к книге
Акция благотворительности «Подари детям книгу» (обогащение книжного уголка).
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год 6-7 лет
Месяц
Формы работы
Практический выход
Методическая работа по теме самообразования с детьми с педагогами с родителями
Сентябрь Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.
Чтение русских народных сказок. Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» Консультации для родителей: «Как подружить ребенка с книгой». Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».
Разгадывание загадок на тему: «Герои русских народных сказок»,
Октябрь Изучение темы: «Роль сказки в правовом
воспитании детей».
Разработать педагогический проект, направленный на повышение
нравственного развития детей старшего дошкольного возраста,
1. Чтение
«Просто старушка» В. А. Осеевой
Рассказ о том, что помощь следует оказывать любому человеку, попавшему в беду, а не только родственникам и знакомым.
2. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Мораль этой сказки- если быть добрым и бескорыстным, то справедливость восторжествует, а зло будет наказано. Консультация «Социально-
нравственное воспитание
дошкольников средствами
художественной литературы».
Анкетирование: «Поделиться вашей точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка». Изготовление открыток для бабушек и дедушек.
Разыгрывание сказок с помощью инсценировки
разнообразных видов театра.
Ноябрь
Подбор и использования художественной литературы в
качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста.
Работа с детьми: Литературная гостиная (в
совместной деятельности по вечерам).
1. Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка»
Сказка учит любить, ценить своих родителей.
2. Чтение рассказа «Старый дед и внучек» Л. Н. Толстого
Мораль басни. «Что посеешь, то и пожнешь.
Консультация для педагогов
«О воспитании интересам к чтению» Индивидуальная работа с
родителями: Практические
советы «Как подружить ребёнка с книгой».
Выставка «Портрет моей мамочки»
Акция «Принеси любимую книгу для чтения в сад»
Декабрь
Создание картотеки сказок для работы с детьми.
Изучение темы: «Духовно-нравственной
развитие детей посредством книги»
1. Чтение рассказа Л. Н. Толстой «Филиппок»
Сказка учит самостоятельности и умению достигать поставленной перед собой цели.
2. «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Мораль: добро вознаграждается, а зло карается.
Обмен опытом: картотека дидактических игр по сказкам Консультации для родителей: «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!» Оформление выставки работ (дети и родители) «Зимние сказки».
Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок:
Январь Изучение темы: «Зарубежная литература в воспитании дошкольников».
Составление картотеки зарубежных сказок.
Оформление в группе книжного уголка.
1. Ш. Перро:
«Красная шапочка»,
«Золушка»,
Сказка учит быть добрыми, трудолюбивыми, искренними, сострадательными. И в то же время показывает, как нехорошо быть злым, грубым, несправедливым, жестоким человеком.
2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
Мораль в том, что только любовь и дружба близких людей являются самыми большими ценностями. Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки.
Советы родителям: " О пользе чтения книг или что и как читать детям 6-7 лет» Театральная деятельность с детьми (театр масок) постановка сказки «Красная шапочка».
Рисование иллюстрации к любимой сказке.
Буклет «Рекомендации по формированию нравственных ценностей и культуры поведения младших школьников»
Февраль Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного
развития личности ребенка».
1. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого
«Косточка»
Главная мысль рассказа в том, что обманывать – это плохо.
Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни».
2. Чтение произведений о подвигах солдат
У. Бражнина «Шинель», Я. Длуголенский «Что могут солдаты» Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии»
Консультация для родителей: «Воспитание ответственности через сказку». Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Выставка совместных работ детей на тему :
«Наши любимые сказки».
Март Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов 1. Чтение произведений о женщинах, мамах.
2. Чтение сказки Шарль Перро "Золушка"
Сказка учит нас оставаться добрыми и не срывать свою злость на других. Умение прощать – это главная мысль сказки.
Рекомендации для педагогов
«Учим наизусть» Консультация для родителей «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Продуктивная деятельность.
Подарки для мам
Дидактические игры:
«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе
выражения из сказок)
Апрель Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.
1. Чтение украинской народной сказки «Колосок»
Главная мысль сказки- пословица «Какие труды, такие и плоды»?
2. Чтение сказки «Три поросёнка»
Сказка учит трудолюбию и упорству в достижении своей цели, дружбе, сплоченности. Консультация для воспитателей
«Чему учат сказки и потешки»
Оформление выставки для родителей: Выставка книг.
Организация конкурса рисунков «Вот и сказочке конец»
Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
Викторина «Профессии сказочных героев»
Май Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.
Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
1. Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»
2. С. П. Алексеев «Брестская крепость»
3. Соболев Леонид «Батальон четверых» Выступление на
педсовете.
Рекомендации «Что читать детям на каникулах» Отчёта о проделанной работе за учебный год.
Участие в параде Победы
Буклет - рекомендация для родителей с картотекой произведений
«Что читать детям на каникулах»
Июнь Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования. Чтение сказок С. А. Пушкина
1. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Основной мыслью: " Радуйся тому, что имеешь, и будь благодарен за это"
2. «Сказка о попе и работнике его Балде»
Сказка учит ценить труд, призывает быть щедрым, сообразительным, целеустремленным и верным слову.
3.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Сказка учит вере в добро, верности слову и любви. Обмен опытом: список литературы для детей 5-6 Памятка «С какими
книгами лучше дружить
дошколятам».
Театрализация для младшей группы
«Репка»
Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А. С. Пушкина
Картотека детской литературы для детей 5-6 лет
Июль Составление плана работы на следующий год по теме самообразования. 1. Чтение сказки С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Главная мысль в том, что доброе и любящее сердце способно смягчить злобное и черствое существо.
2. Чтение сказки "Цветик - семицветик" Валентина Катаева
Сказка учит доброте.
Памятка «Приоритеты нравственно-духовного воспитания» Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!» (о домашнем чтении вслух) Семейная фотовыставка «Папа, мама, я – читающая семья»
Подготовка кукольного театра и показ дошкольникам сказки «Колобок».
Август Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях в новый учебный году.
1. Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»
Главную мысль этого произведения «Мы в ответе за тех, кого приручили".
2. «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Она напоминает всем, что несправедливость всегда будет повержено, а добро преодолеет все преграды. Обмен опытом по составлению перспективного плана на следующий учебный год Рекомендации
«Личная библиотека вашего ребенка» Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» на новый
лад (с музыкальным сопровождением).
+❤ В Мои закладки
Практический этап:
Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы № 10 на 2023-2024 учебный год
Сентябрь
1. Совместная деятельность с детьми
-Чтение и обсуждение стихотворений:
А. Барто «Вовка – добрая душа», «Есть такие мальчики», «Мой – друг»;
Ю. Чичиков «Что такое дружба?»;
О. Бундур «Без меня»;
Н. Саконская «Ябеда»;
Н. Саконская «Завистливая Катя».
- Чтение и обсуждение рассказов:
А.Курляндский «Возвращение блудного попугая»;
А.Милн (пер. Б Заходер) «Приключения Винни – Пуха и его друзей»;
Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»;
Т.А. Шорыгина «Вредная ворона.
-Чтение и обсуждение русских народных сказок:
«Как лиса шила волку шубу», «Терем мухи», «Кот, петух и лиса».
2.Дидактические игры: «Угадай, из какого рассказа, сказки прочитан отрывок?», «Что такое хорошо и что такое плохо».
3.Просмотр мультипликационного фильма «Цветик – семицветик».
Октябрь
1. Совместная деятельность с детьми
-Чтение и обсуждение стихотворений:
С. Михалков «А что у вас»;
И. Романов «Добрые слова».
- Чтение и обсуждение рассказов (рассматривание иллюстраций):
Т.А. Шорыгина «Вежливые бельчата»,
М. Дружинина «Дразнительное имя»;
В. Осеева «Плохо», «Синие листья»;
Л. Толстой (быль) «Лев и собачка».
- Чтение и обсуждение басен:
И. Крылов «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица».
2. Нравственные беседы: «О чуткости и равнодушии», «Вежливая просьба».
Ноябрь
1. Совместная деятельность с детьми
- Чтение и обсуждение стихотворения:
Н. Саконская «Разговор о маме».
- Чтение и обсуждение рассказов:
С. Козлов «Про ежика и медвежонка»;
В. Сухомлинский «Жестокость», «Большое ведро».
-Чтение и обсуждение русских народных сказок:
«Хитрая наука», «Глупый волк», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Ивашко и ведьма».
2.Выставка рисунков ко дню матери «Маму очень я люблю».
3.Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Декабрь
1. Совместная деятельность с детьми
- Чтение сказок А. С. Пушкина:
2. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой?»
3. Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.
4. Игра «Что? Где? Когда?» По сказкам А.С. Пушкина.
Январь
1. Совместная деятельность с детьми
- Чтение и обсуждение рассказов:
В. Осеева «Кто хозяин?»;
В. Голявкин «Коньки купили не напрасно».
- Чтение и обсуждение русских народных сказок:
«Счастливое дитя», «Чернушка», «Терешечка», «Старуха – говоруха».
2. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки» или «Сказочная книга» (изготовление книжки -малышки).
Февраль
1. Совместная деятельность с детьми
- Чтение и обсуждение сказок современных писателей:
2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят».
3. Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец» (фантазируют, придумывают свою концовку сказки).
4. Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни».
5. Экскурсия в библиотеку.
Март
1. Совместная деятельность с детьми
- Чтение и обсуждение русских народных сказок о женщинах, мамах:
«Василиса Прекрасная», «Баба – Яга и Лутонюшка», «Жадная старуха», «Дочь и падчерица, «Печеночка», «Царевна - Несмеяна», «Царевна в подземном царстве», «Мудрая женщина», «Царь – девица», «Марья Моревна»;
Т.А. Шорыгина «Если бабушка болеет».
2. Выставка рисунков «Портрет моей мамочки».
3. Конкурс стихотворений о маме.
Апрель
1. Совместная деятельность с детьми
- Чтение и обсуждение русских народных сказок:
«Диво дивное, чудо чудное», «Три копеечки», «Волшебное кольцо», «Ночь на Ивана Купалу», «Медное, серебряное и золотое царства», «Каша из топора», «Чего на свете не бывает», «Сказка о Ерше Ершовиче», «Правда и Кривда», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Лихо одноглазое».
2. Викторина «Путешествие по русским народным сказкам».
3. Прослушивание аудио сказок.
4. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».
5. Игры - драматизации по мотивам любимых художественных произведений.
6. Настольно–печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
Май
1. Совместная деятельность с детьми
- Чтение и обсуждение стихотворений о Родине, Великой Отечественной войне, ее героях:
С. Михалков «Кремлевские звезды»;
П. Воронько «Лучше нет родного края»;
Г. Ладонщиков «С добрым утром!»;
В. Степанов «Что мы Родиной зовем»;
К. Авдеенко «Дождик, дождик, где ты был?..».
- Чтение и обсуждение рассказов:
Юрий Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков».
2. Презентация «Я люблю тебя, Россия» (обсуждение, обмен мнениями).
Перспективное планирование работы с родителями (законными представителями)
на 2023-2024 учебный год
Сентябрь
Консультация для родителей: «Книга в жизни ребенка».
Анкетирование: «Роль книги в воспитании ребенка».
Памятка для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению?»
Октябрь
Консультации для родителей: «Виды работ по чтению, которые можно использовать дома», «7 секретов воспитания интереса к чтению».
Памятка для родителей «Как работать с книгой. Какие вопросы полезно задавать».
Ноябрь
Консультации для родителей: «Почитай, мне мама!», «Воспитание сказкой».
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.
Памятка для родителей «5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей».
Декабрь
Памятка для родителей «Как читать детям».
Консультации для родителей: «Зачем детям сказки?», «Читаем сказку в сотый раз…»
Январь
Консультации для родителей: «Научите ребенка любить книгу», «Как поддержать у детей интерес к сказке».
Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки» или «Сказочная книга» (изготовление книжек - малышек).
Февраль
Консультации для родителей: «Почему дети не читают», «11 советов как превратить чтение в удовольствие».
Экскурсия в библиотеку.
Март
Консультации для родителей: «Сказка помогает, сказка учит, сказка лечит», «Приемы работы со сказкой. Чтение сказки и ее анализ».
Апрель
Консультация для родителей «Как заинтересовать ребенка чтением».
Памятка для родителей: «Как сказка помогла…»
Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».
Май
Консультации для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием», «Сказка большой помощник в воспитании толерантности. Чему только не учит сказка!»
3. Заключительный этап:
Подготовка отчета о проделанной работе за учебный год.
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.
2. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
3. Иванова Э. И: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
4. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.
6. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.
7. Интернет - ресурсы.
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год
Месяц
Формы работы
Практический выход
Методическая работа по теме самообразования с детьми с педагогами с родителями
Сентябрь Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.
Чтение русских народных сказок. Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» Консультации для родителей: «Как подружить ребенка с книгой». Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».
Разгадывание загадок на тему: «Герои русских народных сказок»,
Октябрь Изучение темы: «Роль сказки в правовом
воспитании детей».
Разработать педагогический проект, направленный на повышение
нравственного развития детей старшего дошкольного возраста,
1. Чтение
«Просто старушка» В. А. Осеевой
Рассказ о том, что помощь следует оказывать любому человеку, попавшему в беду, а не только родственникам и знакомым.
2. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Мораль этой сказки- если быть добрым и бескорыстным, то справедливость восторжествует, а зло будет наказано. Консультация «Социально-
нравственное воспитание
дошкольников средствами
художественной литературы».
Анкетирование: «Поделиться вашей точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка». Изготовление открыток для бабушек и дедушек.
Разыгрывание сказок с помощью инсценировки
разнообразных видов театра.
Ноябрь
Подбор и использования художественной литературы в
качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста.
Работа с детьми: Литературная гостиная (в
совместной деятельности по вечерам).
1. Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка»
Сказка учит любить, ценить своих родителей.
2. Чтение рассказа «Старый дед и внучек» Л. Н. Толстого
Мораль басни. «Что посеешь, то и пожнешь.
Консультация для педагогов
«О воспитании интересам к чтению» Индивидуальная работа с
родителями: Практические
советы «Как подружить ребёнка с книгой».
Выставка «Портрет моей мамочки»
Акция «Принеси любимую книгу для чтения в сад»
Декабрь
Создание картотеки сказок для работы с детьми.
Изучение темы: «Духовно-нравственной
развитие детей посредством книги»
1. Чтение рассказа Л. Н. Толстой «Филиппок»
Сказка учит самостоятельности и умению достигать поставленной перед собой цели.
2. «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Мораль: добро вознаграждается, а зло карается.
Обмен опытом: картотека дидактических игр по сказкам Консультации для родителей: «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!» Оформление выставки работ (дети и родители) «Зимние сказки».
Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок:
Январь Изучение темы: «Зарубежная литература в воспитании дошкольников».
Составление картотеки зарубежных сказок.
Оформление в группе книжного уголка.
1. Ш. Перро:
«Красная шапочка»,
«Золушка»,
Сказка учит быть добрыми, трудолюбивыми, искренними, сострадательными. И в то же время показывает, как нехорошо быть злым, грубым, несправедливым, жестоким человеком.
2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
Мораль в том, что только любовь и дружба близких людей являются самыми большими ценностями. Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки.
Советы родителям: " О пользе чтения книг или что и как читать детям 6-7 лет» Театральная деятельность с детьми (театр масок) постановка сказки «Красная шапочка».
Рисование иллюстрации к любимой сказке.
Буклет «Рекомендации по формированию нравственных ценностей и культуры поведения младших школьников»
Февраль Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного
развития личности ребенка».
1. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого
«Косточка»
Главная мысль рассказа в том, что обманывать – это плохо.
Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни».
2. Чтение произведений о подвигах солдат
У. Бражнина «Шинель», Я. Длуголенский «Что могут солдаты» Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии»
Консультация для родителей: «Воспитание ответственности через сказку». Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Выставка совместных работ детей на тему :
«Наши любимые сказки».
Март Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов 1. Чтение произведений о женщинах, мамах.
2. Чтение сказки Шарль Перро "Золушка"
Сказка учит нас оставаться добрыми и не срывать свою злость на других. Умение прощать – это главная мысль сказки.
Рекомендации для педагогов
«Учим наизусть» Консультация для родителей «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Продуктивная деятельность.
Подарки для мам
Дидактические игры:
«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе
выражения из сказок)
Апрель Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.
1. Чтение украинской народной сказки «Колосок»
Главная мысль сказки- пословица «Какие труды, такие и плоды»?
2. Чтение сказки «Три поросёнка»
Сказка учит трудолюбию и упорству в достижении своей цели, дружбе, сплоченности. Консультация для воспитателей
«Чему учат сказки и потешки»
Оформление выставки для родителей: Выставка книг.
Организация конкурса рисунков «Вот и сказочке конец»
Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
Викторина «Профессии сказочных героев»
Май Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.
Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
1. Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»
2. С. П. Алексеев «Брестская крепость»
3. Соболев Леонид «Батальон четверых» Выступление на
педсовете.
Рекомендации «Что читать детям на каникулах» Отчёта о проделанной работе за учебный год.
Участие в параде Победы
Буклет - рекомендация для родителей с картотекой произведений
«Что читать детям на каникулах»
Июнь Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования. Чтение сказок С. А. Пушкина
1. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Основной мыслью: " Радуйся тому, что имеешь, и будь благодарен за это"
2. «Сказка о попе и работнике его Балде»
Сказка учит ценить труд, призывает быть щедрым, сообразительным, целеустремленным и верным слову.
3.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Сказка учит вере в добро, верности слову и любви. Обмен опытом: список литературы для детей 5-6 Памятка «С какими
книгами лучше дружить
дошколятам».
Театрализация для младшей группы
«Репка»
Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А. С. Пушкина
Картотека детской литературы для детей 5-6 лет
Июль Составление плана работы на следующий год по теме самообразования. 1. Чтение сказки С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Главная мысль в том, что доброе и любящее сердце способно смягчить злобное и черствое существо.
2. Чтение сказки "Цветик - семицветик" Валентина Катаева
Сказка учит доброте.
Памятка «Приоритеты нравственно-духовного воспитания» Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!» (о домашнем чтении вслух) Семейная фотовыставка «Папа, мама, я – читающая семья»
Подготовка кукольного театра и показ дошкольникам сказки «Колобок».
Август Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях в новый учебный году.
1. Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»
Главную мысль этого произведения «Мы в ответе за тех, кого приручили".
2. «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Она напоминает всем, что несправедливость всегда будет повержено, а добро преодолеет все преграды. Обмен опытом по составлению перспективного плана на следующий учебный год Рекомендации
«Личная библиотека вашего ребенка» Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» на новый
лад (с музыкальным сопровождением).
Перспективное планирование на тему: «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу».
Месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Оснащения образовательного процесса | |
Сентябрь | Подбор и изучение методической литературы: 1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 95 с. 2. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире.// Дошкольное воспитание. – 2001. №9. 3. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. – 2006. №10. 4. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике// Дошкольное воспитание. – 2006. №12. | Выставка рисунков «Осенние мотивы»
| Анкетирование «Нравственное воспитание дошкольников» | Оснащение предметно-развевающей среды. | |
Октябрь | 1. Чтение рассказов В Осеевой «Три сына», «Волшебное слово»; 2. Дидактическая игра «Так – не так» (с картинками); 3. Занятие «Путешествие в страну воспитанных людей».
| Выставка рисунков «По тропинкам любимых сказок» | Консультация «Роль книги в нравственном воспитании детей». |
| |
Ноябрь |
| Выставка рисунков «Мамочка моя» | Групповое собрание «Мы вместе». | Выставка художественной литературы по теме. | |
Декабрь | Рассказывание русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый» - Драматизация сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Пословицы о дружбе «Нет друга – ищи, а найдешь – береги», «Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного» - Беседа «Что такое дружба?».
| Выставка «Елочные украшения своими руками». | Папка передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника» | Подборка атрибутов к драматизация сказки. | |
Январь | Беседа о профессиях родителей «Все работы хороши». - Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» - Рисование на тему «Кем я буду, когда вырасту?» Уточнить знания детей о профессиях. | Выставка рисунков «Снежные фантазии» |
| Оснащение уголка иллюстрациями о профессиях | |
Февраль | Чтение рассказов Б. Житкова «На льдине», Б. Гладкова «Обвал». - Рассматривание иллюстраций о защитниках Отечества Воспитывать чувства заботы человека. Формировать представления о мужестве и смелости. | Развлечение «Широкая масленица» | Папка передвижка «День защитника отечества» | Оформление группы к празднику. | |
Март | Этическая беседа «Моя мама и моя бабушка» - Рассматривание фотографий мам, бабушек - Чтение рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер» - Рисование на тему «Я помогаю маме» - Подбор ласковых слов к слову «мама» - Изготовление подарков для мам Воспитывать у детей чуткость, заботливое отношение к матери. Учить детей с любовью и вниманием рассказывать о своей маме. | Развлечение «Мама - ты лучшая на свете». Выставка рисунков «Любимый город» | Консультация «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ ДОБРЫМ»
| Оформление группы к празднику. | |
Апрель | - Игра-драматизация «Узнай себя». «Портрет моего друга», «Кого из сказочных героев ты выбрал бы себе в друзья», «Любимая игрушка моего друга» - «Подарок моему другу» (аппликация, оригами, лепка) Дидактическая игра: «Назови плохие качества» (дети называют, воспитатель записывает, а затем рвут эти бумажки, жгут и пускают на ветер). Закреплять положительные ассоциации с понятиями «друг», «дружба». Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености. | Выставка рисунков «Дорога и дети».
|
|
| |
Май | Этическая беседа «Я дома и в саду». - Игра-ситуация «Доведи начатое дело до конца». - Пословица о труде «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Сделал дело, гуляй смело», «Делу – время, потехе – час», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи» Воспитывать желание деятельно участвовать в домашних заботах, иметь постоянный круг обязанностей. | Выставка детских работ «Пришла весна, пришла победа!» |
| Отчет о проделанной работе по теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по формированию основ безопасного поведения посредством художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста
1. Методика работы с художественным произведением.2. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице.3. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного п...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы (ТНР) 2017-2018 уч. год
Занятие направлено на обогащение литературного и социального опыта детей.Формирование умения детей оценивать поступки героев.Учит выражать свою оценку в речи.Воспитывает нравственные...
Конспект образовательной деятельность по восприятию художественной литературы с детьми старшей группы образовательная область «Развитие речи» Знакомство со сказкой Н.К. Абрамцевой «День рождение старой ели»
Познакомить детей со сказкой Натальи Абрамцевой "День рождение старой ели"...
Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: слушание произведения Николая Носова «На горке».
Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».Задачи: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовател...
Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста составлено на основе "ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ духовно-нравственного воспитания"С ЧИСТЫ...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей группы на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа старшей группы №5 МБДОУ «ЦРР – детский сад №176» является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательн...
Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Духовно-нравственное воспитание и парртнерство с иепархией го Истра, давно стало традиционным для ДОО го Истра.На регулярной основе проводятся встречи с представителями духовенства, традиционно в наше...