Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста составлено на основе "ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ духовно-нравственного воспитания
"С ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ" Белоусовой Р.Ю, Егоровой А.Н., Калинкиной Ю.С. Программа содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников (5-7 лет) с биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности чья жизнь является достойным примером для подражания.В планирование включен материал для чтения "Программы "Здоровые дети - шанс на семью" Сборника педагогических сказок под редакцией канд.пед.наук Н.В.Микляевой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Алешковский детский сад»
Перспективный план работы
по духовно – нравственному воспитанию
дошкольников в старшей группе
по
«ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет
«С чистым сердцем» Р.Ю.Белоусовой, А.Н.Егоровой, Ю.С.Калинкиной.
Выполнила воспитатель: Воробьёва Татьяна Михайловна
2022-2023 уч.год
Перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в старшей группе
по «Парциальной программе духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем»
Р.Ю.Белоусовой, А.Н.Егоровой, Ю.С.Калинкиной.
Тема | Задачи | Совместная деятельность взрослого и ребенка | ||||||||||
Раздел 1. Семья | ||||||||||||
Темы 1-7 | ||||||||||||
1 «. Моя семья. Мои самые близкие, родные и любимые люди» | Формировать правильное представление о семье, обязанностях и её членах. Формировать личностное отношение к родной семье как к общечеловеческой ценности. Познакомить с правилами почитания и уважения старших. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания и взаимопомощи в семейной жизни. | Занятие с использованием презентации на тему: «Моя семья». Рассматривание семейных альбомов. Пословицы о семье:»На свете всё найдешь, кроме отца и матери», «Ближе матери друга нет», «Бывает, что родители заботливы, а детки неработливы», «Нет милее дружка, чем родная матушка» и др.
| ||||||||||
2 « Мать и дитя» | Обратить внимание на заботу, ласку, тепло мамы. Приучать дошкольников ценить ежедневный, кропотливый труд мамы по дому. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, помочь понять, что мама у каждого из нас одна | Занятие с использованием презентации на тему: «Мать и дитя». Рассматривание семейного альбома. Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка».Сказка «Как маленький мальчик помог маме». | ||||||||||
3. « Образ отца» | Развивать у детей осознанное понимание роли отца в семье (опора семьи, защитник). Раскрыть понятие «Глава семьи». Воспитывать уважительное отношение к отцу | Занятие с использованием презентации на тему. Выставка рисунков детей. Изготовление поздравительной открытки отцу. Чтение татарской народной сказки «Три совета отца». | ||||||||||
4. « Братья и сестры» | Учить видеть горячую, самоотверженную любовь между братьями и сёстрами на основе примеров из литературных произведений. Воспитывать чувство любви, сплочённости, взаимопомощи между братьями и сёстрами. | Занятие с использованием презентации на тему: « Братья и сёстры». Изготовление открыток для брата или сестры. Чтение татарской народной сказки «Три сестры», Л.Толстой «Два брата» | ||||||||||
Октябрь | ||||||||||||
5. «Бабушки и дедушки» | Развивать у детей понимание роли бабушек и дедушек в семье (бабушки и дедушки — источники мудрости, опыта, терпеливого и заботливого отношения к внукам). Учить понимать значимость родственных отношений. Воспитывать чувство заботы, любви и уважения к близким людям | Занятие с использованием презентации на тему: «Бабушки и дедушки». Изготовление сувениров для бабушки и дедушки. Чтение стихотворений, чтение башкирской народной сказки «Лентяйка» | ||||||||||
7. «Моя родословная» | Познакомить детей с семейным древом. Развивать интерес к истории своего рода, желание поделиться этими знаниями с товарищами. Воспитывать чувство долга и любви к своей семье. | Занятие с использованием презентации на тему: «Моя родословная». Изготовление коллективной работы: «Моя родословная» | ||||||||||
Р а з д е л 2. Добро и зло | ||||||||||||
8. «Добро и зло» | Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике | Беседа с детьми о понятиях «Добро и зло». Рассматривание иллюстраций с изображением положительных и отрицательных поступков. Чтение сказки «Дети в роще», Чтение произведения Микляевой Н.В. «Храброе сердце». | ||||||||||
9. « Хорошо ли быть злым?» | Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» — «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости | Занятие с использованием презентации на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение произведения В.Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо». Чтение произведения Микляевой Н.В. «Сказка про то, как Мишка научился слушаться своих родителей». | ||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||
10. «Наше настроение». | Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей. | Рассматривание картинок с эмоциями. Беседа о настроение. Рисование на тему: «Моё настроение». | ||||||||||
11. «Учимся справляться с гневом» | Продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. | Рассматривание картинок с эмоциями. Игры с детьми на изменение настроения. Чтение произведения Микляевой Н.В. «История о том, как Миша научился дружить» | ||||||||||
12. «Какие бывают поступки ». | Раскрыть понятие «поступок». Создать опыт таких нравственных понятий, как «доброта», «вежливость», «отзывчивость». Систематизировать знания детей о правилах культуры поведения и культуры общения. Развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих, умение оценивать положительные и отрицательные поступки. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. | Беседа с использованием презентации. Чтение произведения Микляевой Н.В. «История о том, как Миша научился дружить», «Злючка», «История про Ванечку, который ругался плохими словами», «Смех, который не радует, а огорчает». | ||||||||||
13. «День Матери» | Познакомить детей с историей возникновения праздника. Развивать знания детей о профессиях женских. Воспитывать уважение к матери, к женщине. | Праздник «День Матери». Изготовление с детьми подарков для женщин. Выставка рисунков на тему «День Матери».Заучивание стихотворений о маме и бабушке, о женщине. | ||||||||||
Декабрь | ||||||||||||
14. «Добрые дела и поступки. Добрые слова » | Учить понимать значение добрых дел и добрых слов в жизни человека; учить понимать, что не следует совершать плохие поступки. Учить видеть добрые поступки героев сказок и рассказов. | Викторина по сказкам: «Угадай, какой по характеру? Из какой сказки?» Чтение произведения Микляевой Н.В.: «История о том, как Миша научился дружить», «История о том, как маленький дракончик узнал первые «Волшебные слова», «История про Ванечку, который ругался плохими словами». | ||||||||||
15. «Милосердие и сочувствие» | Способствовать развитию у детей умение проявлять сочувствие к нужде и беде другого, помогать нуждающимся. Формировать у старших дошкольников представление о содержании такой нравственной категории, как милосердие. Побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно и искренне. Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков; воспитывать в детях умение обоснованно делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести; развивать стремление проявлять добро и милосердие. | Беседа с презентацией на тему « Милосердие и сочувствие».Микляева Н.В «Сказка о том, как один мальчик с птицами подружился», «Смех, который не радует, а огорчает». | ||||||||||
16. « Совесть» | Формировать у старших дошкольников основные понятия нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость). Рассказать детям о том, что совесть — это советчик, помогающий ощутить свою вину. Формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос. Формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки, стремление поступать в соответствии с внутренним голосом. Жить по совести — умение строго и требовательно думать о себе. Воспитывать желание радовать других | Беседа с презентацией на тему: «Совесть» Чтение произведений: Аркадия Гайдара «Голубая чашка», Л.Толстой «Косточка», Пантелеева «Чесное слово», Микляева Н.В.: «История о том, как Миша научился дружить»,»Сколько стоит доверие»,»Как мальчик Миша научился говорить правду» | ||||||||||
17. «Жадность и щедрость» | Познакомить детей с понятиями «щедрость» и «жадность». Формировать опыт принятия решения в соответствии с внутренним голосом и общепринятыми нормами морали и этики. Прививать детям стремление совершать добрые поступки, быть отзывчивыми и щедрыми. Развивать понимание переносного значения пословиц и поговорок о жадности — щедрости | Беседа с детьми на тему о жадности щедрости. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественных произведения Микляевой Н.В.: «Сказка про девочку, которая не хотела делиться своими игрушками». | ||||||||||
Январь | ||||||||||||
19. «Прощение». | Раскрыть содержание понятия «прощение». Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга. Воспитывать в детях умение проявлять сочувствие, сострадание к другим. Воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов | Беседа с презентацией по теме занятия. Рассматривание иллюстраций. Микляева Н.В «История про то, как хорошо просить прощения» | ||||||||||
20. « Упрямство» | Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; знакомить с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций | Беседа о поведении детей. Чтение произведений Микляевой Н.В: «Сказка про то, как Мишках научился слушать своих родителей», «Каприза». | ||||||||||
21. «Скромность» | Формировать у детей понятие «скромность». Учить понимать, почему так важно для человека быть скромным. Учить детей мыслить, рассуждать, делать выводы по этому поводу | Беседа с презентацией по теме занятия.. | ||||||||||
22. «Блокада Ленинграда» | Познакомить детей с понятием «Блокада Ленинграда». Расширять знания детей о истории Родины. Воспитывать уважение к героическому прошлому России. | Беседа с презентацией по теме занятия. Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войны. Акция «Блокадный хлеб». | ||||||||||
Февраль | ||||||||||||
23. «Благодарность» | Раскрыть детям происхождение слова «спасибо», воспитывать признательность и благодарность к окружающим людям | Беседа с детьми. | ||||||||||
24. «Храбрость и трусость» | Формировать у детей понятия «мужество», «храбрость», знакомить с такими нравственными качествами, как стойкость, терпение. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей. Воспитывать любовь к Родине, желание встать на её защиту | Беседа с презентацией по теме занятия. Рассматривание иллюстраций о героях Великой Отечественной войны. | ||||||||||
25. « Зависть» | Познакомить с понятием «зависть». Рассказать детям о зависти как о сожалении о чужой удаче, счастье, успехе. Обсудить с детьми случаи различного проявления зависти в повседневной жизни. Учить детей стремиться не завидовать другим, а радоваться их успехам. Формировать опыт принятия решения в соответствии с общепринятыми нормами морали и этики. Развивать понимание дошкольниками переносного значения пословиц и поговорок (по теме «Зависть») | Беседа с презентацией по теме занятия. | ||||||||||
26. «День Защитников Отечества» | Знакомить детей с историей праздника. Знакомить с различными родами войск: артиллерия, лётчики, танкисты и т.д. Воспитывать городость и уважение к защитникам Отечества. | Праздник с защитниками Отчества. Чтение произведений о защитниках Отечества. Заучивание песен и стихотворений к 23 февраля. Оформление выставки поделками и рисунками. Поделка открыток для пап и дедушек. | ||||||||||
Март | ||||||||||||
27. «Православные традиции. Масленица». | Дать детям представления о православном празднике Масленица; развивать и поддерживать любовь к культуре своего народа. | Праздник во дворе детского сада по сценарию муз. руководителя | ||||||||||
28. « Международный день 8 Марта» | Познакомить детей с историей праздника. Развивать знания о профессиях женщин, о трудовой деятельности женщин дома. Воспитывать уважение к женщинам: мамам, бабушкам, сёстрам. | Праздник «Поздравляем наших мам!». Заучивание стихов , песен, пословиц, поговорок, танцев к празднику. Чтение художественных произведений. Изготовление Лэпбука « 8 Марта – женский день» и папки-раскладушки для родителей. | ||||||||||
Р а з д е л 3. | ||||||||||||
29. «Доброжелательность.» | Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать своё эмоциональное состояние; развивать положительную самооценку | Беседа по теме. Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик» и чтение произведения Катаевой. | ||||||||||
30. «Справедливость» | Познакомить с понятиями «правда» и «ложь». Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы. Воспитывать такие качества, как честность и справедливость | Беседа с детьми по теме. Чтение произведений: Л.Н.Толстой «Косточка», Микляева Н.В. « Как девочка Маша научилась говорить правду». | ||||||||||
Апрель | ||||||||||||
31. «Хвастовство и скромность» | Формировать у детей понятие «скромность», учить понимать, почему так важно для человека быть скромным. Познакомить детей с понятием «хвастовство». Подвести к заключению, что хвастаться нехорошо. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы | Презентация и беседа по теме занятия. | ||||||||||
32. «Гордость». | Познакомить детей с понятием «гордость». Совершенствовать навыки культуры общения через коллективное творческое дело. Воспитывать такие качества, как гордость за свои поступки, за успехи друзей. | Презентация и беседа по теме занятия. | ||||||||||
33. «Послушание» | Формировать представление о послушании и непослушании. Показать, что послушание — это возможность избежать многих неприятностей и несчастий. Развивать умение сравнивать, анализировать поступки литературных героев | Просмотр мультфильмов, беседа по содержанию. Чтение произведения Микляевой Н.В. «День Вовиной вседозволенности». | ||||||||||
34. «Чувства других людей.» | Закреплять понятия «физическая боль» и «эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения. | |||||||||||
Р а з д е л 3. Малая родина | ||||||||||||
35. «Православные традиции. Праздник Светлой Пасхи». | Дать детям сведения о том, что есть церковный праздник - Пасха Христова, помочь ощутить чувство радости от данного праздника. Развивать мелкую моторику и художественный вкус детей при раскрашивании пасхальных сувениров. Воспитывать понимание детьми своего места в семье, деятельного участия в домашних делах. Воспитывать интерес к православным традициям русского народа. | Просмотреть с детьми мультфильм «Пасха». Помочь понять смысл сюжета. Пояснить детям, что традиция в святое воскресение «Пасхи» раскрашивать, дарить или есть яйца, зародилась благодаря данному празднику. Занятие «Воскресение Христово». Экскурсия в храм. Познавательно-исследовательская деятельность: окрашивание яиц с помощью риса. Предложить детям раскрасить заготовки яиц, соблюдая аккуратность и пользуясь определённой палитрой цвета. Подготовить выставку «Великая Пасха» - привлечь к её оформлению детей. | ||||||||||
36. «Мой родной край» | Дать детям первоначальные знания о возникновении родного края, развивать интерес к его истории. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине | Экскурсия по селу, по улицам села, в библиотеку, в музей, в храм в честь иконы Смоленской Божией матери. | ||||||||||
Май | ||||||||||||
37. «День Победы» | Рассказать детям о значении праздника «День Победы» для народа. Расширять знания о героях, защищавших нашу страну от гитлеровских захватчиков. Воспитывать гордость и уважение к героям, участникам Великой Отечественной войны. | Чтение произведений о войне, стихов. Заучивание стихов к «Дню Победы».Шествие к памятнику, возложение цветов. Чтение стихов у памятника. «Бессмертный полк» в детском саду. | ||||||||||
38. «Достопримечательности родного края (города, района, села) » | Обогатить знания детей о достопримечательностях родного края. Показать взаимосвязь культурных ценностей с историей родного города, района, села. Воспитывать патриотические чувства детей | Экскурсия в библиотеку, к памятнику, погибших воинов. | ||||||||||
37. «Мой любимый детский сад. От истоков к современности» | Дать детям знания об истории возникновения детского сада и ближайшем его территориальном окружении. Учить детей устанавливать взаимосвязь между прошлым и настоящим на примере изменений, произошедших в период развития дошкольной организации с момента строительства до наших дней. | Рассказ про детский сад. Рассматривание альбома. Беседа про детский сад. Чтение стихов.Чтение произведения Шалаевой «Правила для воспитанных детей» | ||||||||||
Август | ||||||||||||
«Яблочный спас» «Медовый спас» «День Флора и Лавра» | Воспитывать интерес к русским народным традициям. Развивать у детей умение отгадывать загадки. Развивать знания о традициях родного края. | Интегрированное комплексное занятие с просмотром презентации по данной теме. Выставка работ по темам. Игры на улице. Рассказы о пчёлах. Дегустация мёда. Интегрированное занятие «День Флора и Лавра» | ||||||||||
Календарный план
Количество занятий в год | 36+1 |
Количество занятий в месяц | 4 |
Количество занятий в неделю | 1 |
Дополнительное занятие-досуг летом | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в образовательной области "Социализация". (подготовительная группа) « С чего начинается
Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому, социально - личностному развитию в подготовительной группе ДОУ....
«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....
Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».
Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...
Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...
Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...
Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе №1 "Сказка" на 2017-2018 учебный год....