Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы (ТНР) 2017-2018 уч. год
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Занятие направлено на обогащение литературного и социального опыта детей.
Формирование умения детей оценивать поступки героев.
Учит выражать свою оценку в речи.
Воспитывает нравственные качества на примере героев В. Осеевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №1»
Конспект занятия по ознакомлению
с художественной литературой с детьми старшей группы (ТНР)
2017-2018 уч. год
Подготовила: воспитатель Азаренко И.Я.
Саров 2017
Тема: «Уроки вежливости и доброты» по рассказам В.Осеевой
Форма проведения: организованная образовательная деятельность.
Цель: развитие умения понимать и оценивать чувства и поступки людей.
Задачи:
- Обогащать литературный и социальный опыт детей.
- Формировать умение детей оценивать поступки героев.
- Учить выражать свою оценку в речи.
- Воспитывать нравственные качества на примере героев В. Осеевой.
Демонстрационный материал: Большая коробка с иллюминацией, музыкальное сопровождение, набор предметов: печенье, тетрадь, игрушки.
Портрет детской писательницы В. Осеевой.
Картинки- символы, картинки по рассказам В.Осеевой, В.Сутеева, Н.Н.Носова. Видеоролик с записью отрывка из рассказа В. Осеевой «Синие листья», аудиозапись отрывка из рассказа В. Осеевой «Три товарища».
Предварительная работа: чтение рассказов В.Осеевой, рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию произведений В.Осеевой. Слушание аудиокниг по рассказам писательницы.
Словарная работа: качества, доброта, смелость, дружба, поведешься. Работа над смысловым значением пословиц.
Ход занятия.
- Организационный момент:
Звучит музыкальное сопровождение . Дети входят в группу и подходят к большой книге.
Педагог читает стихотворение:
Как научиться нам добрыми быть?
Людей уважать и бабушку чтить?
Что нам поможет крепко дружить?
Что нас научит правильно жить?
(Ответы детей)
В руки ты книгу скорее возьми
И непременно рассказы прочти.
Книга научит уму и добру.
Книгу я в жизни с собою беру.
- Работа по теме занятия:
1. Беседа о творчестве писательницы.
- О чем говорится в стихотворении? (о книге)
- Для чего нам нужны книги? (чтобы узнавать много нового, быть умными и др.)
- Чему учат книги? (добру, мудрости и т.д.)
Воспитатель достает из книги предметы (игрушки, печенье, тетрадь)
- Посмотрите, что это? Названия этих предметов встречаются в рассказах известной детской писательницы.
- В каком произведении встречается этот предмет? (тетрадь) «Вырванный лист»
Педагог ставит книгу с этим рассказом на полку.
- О чем этот рассказ? (мальчик побоялся признать свою вину, и придумывал разные версии)
- А этот предмет, в каком рассказе встречается? (печенье)
Выставляется книга.
- О каком человеческом качестве там говорится? (о жадности)
- Посмотрите, сколько игрушек! Как называется это произведение? («Сторож»)
Выставляется книга.
- Почему он так называется? (Мальчик не давал никому игрушки, и сам в них не играл)
- Чьи это произведения?
Педагог выставляет портрет писательницы В.Осеевой.
- Да, ребята. Это Валентина Осеева. Как мы с вами уже говорили, она работала воспитателем в детском саду. Очень любила детей и часто наблюдала за ними. Благодаря этому и появились интересные рассказы. Мы уже знакомы со многими историями.
- О чем писала Валентина Александровна? (о дружбе, жадности, смелости)
- А сейчас, мы проверим, все ли рассказы вы хорошо помните? Послушайте отрывок из рассказа.
2. Прослушивание аудиозаписи диалога из рассказа «Три товарища»
- Как называется этот рассказ? («Три товарища»)
- Про какого человека можно сказать – товарищ? (Про того, кто поможет, поддержит в трудную минуту)
- Кого можно назвать настоящим другом в этом рассказе? (Того, кто поделил свой завтрак с другим)
- Какой символ говорит о дружбе? (педагог выставляет символы на доске)
- А еще о дружбе гласит народная мудрость: «Друг познается в беде»
3. Просмотр инсценировки отрывка рассказа «Синие листья»
- Давайте вспомним и еще одну историю. Внимание на экран.
- Как называется рассказ? («Синие листья»)
- Почему же листья оказались синими? (У девочки не было зеленого карандаша)
- Какой была девочка, которая не хотела давать зеленый карандаш? (Жадной, скупой)
- Выберите символ, говорящий о жадности.
- Физкультминутка.
Игра «Полезные советы»
-Встаньте дети дружно в круг
- Поднимите много рук!
- На мои советы
-Дайте мне ответы.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
На неправильный совет
Говорите: нет-нет-нет!
Так что, обязательно
Слушайте внимательно!
Постоянно будьте добрым
Маме с папой помогайте.
Улыбайтесь всем знакомым
Малышей не обижайте.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
На неправильный совет
Говорите: нет-нет-нет!
Не здоровайтесь с друзьями
Дверь старушке не держите.
И грубите маме, няне.
Спасибо им не говорите.
Это правильный совет? (нет-нет-нет)
Жадность это очень плохо.
Вы игрушками делитесь.
Приглашайте в гости чаще,
И чай вместе пить садитесь.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
Никогда не улыбайтесь.
Будьте вы всегда сердиты.
С друзьями чаще вы ругайтесь
Деритесь, кулаком грозите.
Это правильный совет? (нет-нет-нет)
Навсегда запомните,
Милые друзья.
Грубо и невежливо – вести себя нельзя.
Вы смогли сегодня, дети
Эти правила понять.
Каждый день должны их люди
Непременно выполнять.
- Продолжение работы по теме:
- Работа с иллюстрациями.
- Несомненно, многие детские книги сопровождаются иллюстрациями. Давайте вспомним, какая из этих трех иллюстраций подойдет к рассказу В. Осеевой. И как он называется? («Девочка с куклой»)
- Каким качеством обладал мальчик? (вежливостью, обходительностью)
- Что значит «Быть вежливым»? (совершать хорошие поступки, говорить вежливые слова, уступать место другим)
- А этот символ- говорит о вежливости.
2. Рассказы детей из личного опыта.
- Ребята, я думаю, что и в вашей жизни происходило много интересного.
- Сейчас я каждому раздам символы, характеризующие разные человеческие качества, а вы припомните и расскажете нам свою историю, которая произошла с вами.
Педагог раздает детям символы (вежливость, дружба и жадность)
- Итог занятия.
1. Знакомство с пословицей.
- Чему учат нас рассказы Осеевой? (добру, вежливости, мудрости)
- Откуда мы узнали б этих историях? (из книг)
- Да, ребята. Учит нас этому всему – книга. А в народе говорят: «Кто с книгой поведется- ума наберется»
- Как вы понимаете эту пословицу? (кто много читает книг- будет умным, мудрым)
2. Чтение стихотворения.
Давайте больше книг читать
И будем многое мы знать!
Ведь так прекрасно умным быть.
То, что прочли- нам не забыть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область : «чтение художественной литературы»
Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...

Конспект образовательной деятельность по восприятию художественной литературы с детьми старшей группы образовательная область «Развитие речи» Знакомство со сказкой Н.К. Абрамцевой «День рождение старой ели»
Познакомить детей со сказкой Натальи Абрамцевой "День рождение старой ели"...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: слушание произведения Николая Носова «На горке».
Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».Задачи: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовател...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
Цель: пересказать текст Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».Задачи: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по см...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы.
Тема: пересказ украинской народной сказки «Колосок»....
Конспект занятия по чтению художественной литературы с детьми старшей группы с ОВЗ(ЛИН) по теме "Русская народная сказка "Курочка Ряба"
Конспект занятия по чтению художественной литературы с детьми старшей группы с ОВЗ(ЛИН) по теме "Русская народная сказка "Курочка Ряба"....

организованная образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми старшей группы на тему: «Путешествие по миру литературы»
Цель: систематизировать знания о литературных произведениях и их авторах.Задачи:Образовательные:- закреплять умение ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стих...