Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы (ТНР) 2017-2018 уч. год
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Азаренко Ирина

Занятие направлено на обогащение  литературного  и социального опыта детей.

Формирование умения детей оценивать  поступки героев.

Учит выражать свою оценку в речи.

Воспитывает нравственные качества на примере героев В. Осеевой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kmo_konspekt_po_oseevoy.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №1»

Конспект занятия по ознакомлению

 с художественной литературой с детьми старшей группы (ТНР)

2017-2018 уч. год

Подготовила: воспитатель Азаренко И.Я.

Саров 2017


Тема: «Уроки вежливости и доброты» по рассказам В.Осеевой

Форма проведения: организованная образовательная деятельность.

Цель: развитие умения понимать  и оценивать  чувства и поступки  людей.

Задачи:

  1. Обогащать литературный и социальный опыт детей.
  2. Формировать умение детей оценивать  поступки героев.
  3. Учить выражать свою оценку в речи.
  4. Воспитывать нравственные качества на примере героев В. Осеевой.

Демонстрационный материал: Большая  коробка с иллюминацией,  музыкальное сопровождение,  набор предметов: печенье, тетрадь, игрушки.

Портрет детской писательницы В. Осеевой.

Картинки- символы, картинки по рассказам В.Осеевой, В.Сутеева, Н.Н.Носова. Видеоролик с записью отрывка из рассказа  В. Осеевой «Синие листья», аудиозапись отрывка из рассказа В. Осеевой «Три товарища».

Предварительная работа: чтение рассказов В.Осеевой, рассматривание иллюстраций,  беседа по содержанию произведений В.Осеевой.  Слушание аудиокниг по рассказам писательницы.

Словарная работа: качества, доброта, смелость, дружба, поведешься. Работа над смысловым значением пословиц.

Ход занятия.

  1. Организационный момент:

Звучит музыкальное сопровождение . Дети входят в группу и подходят к большой книге.

 Педагог читает стихотворение:

Как научиться  нам добрыми быть?

Людей уважать и бабушку чтить?

Что нам поможет крепко дружить?

Что нас научит правильно жить?

(Ответы детей)

В руки ты книгу скорее возьми

И непременно рассказы прочти.

Книга научит уму и добру.

Книгу я в жизни с собою беру.

  1. Работа по теме занятия:

1. Беседа о творчестве писательницы.

- О чем говорится в стихотворении? (о книге)

- Для чего нам нужны книги? (чтобы узнавать много нового, быть умными и др.)

- Чему учат книги? (добру,  мудрости и т.д.)

Воспитатель достает из книги предметы (игрушки, печенье, тетрадь)

- Посмотрите, что это?  Названия этих предметов встречаются в рассказах известной детской писательницы.

- В каком произведении встречается этот предмет? (тетрадь) «Вырванный лист»

Педагог ставит книгу с этим рассказом на полку.

- О чем этот рассказ? (мальчик побоялся признать свою вину, и придумывал разные версии)

- А этот предмет, в каком рассказе встречается?  (печенье)

Выставляется книга.

- О каком человеческом качестве  там говорится? (о жадности)

- Посмотрите, сколько игрушек! Как называется это произведение? («Сторож»)

Выставляется книга.

- Почему он так называется? (Мальчик не давал никому игрушки, и сам в них не играл)

- Чьи это произведения?

Педагог выставляет портрет писательницы В.Осеевой.

- Да, ребята. Это Валентина Осеева. Как мы с вами уже говорили,  она работала воспитателем в детском саду. Очень любила детей и часто наблюдала за ними. Благодаря этому и появились интересные рассказы. Мы  уже знакомы со многими историями.

- О чем писала Валентина Александровна? (о дружбе, жадности, смелости)

- А сейчас, мы проверим, все ли рассказы вы хорошо помните? Послушайте отрывок из рассказа.

2. Прослушивание аудиозаписи диалога из рассказа «Три товарища»

- Как называется этот рассказ? («Три товарища»)

- Про какого человека можно сказать – товарищ? (Про того, кто поможет, поддержит в трудную минуту)

- Кого можно назвать настоящим другом в этом рассказе? (Того, кто поделил свой завтрак с другим)

- Какой символ говорит о дружбе?  (педагог выставляет символы  на доске)

- А еще о дружбе гласит народная мудрость: «Друг познается в беде»

3. Просмотр инсценировки отрывка рассказа «Синие листья»

- Давайте вспомним и еще одну историю. Внимание на экран.

- Как называется рассказ? («Синие листья»)

- Почему же листья оказались синими? (У девочки не было зеленого карандаша)

- Какой была  девочка, которая не хотела давать зеленый карандаш? (Жадной, скупой)

- Выберите символ, говорящий о жадности.

  1. Физкультминутка.  

Игра «Полезные советы»

-Встаньте дети дружно в круг

- Поднимите много рук!

- На мои советы

-Дайте мне ответы.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши!

На неправильный совет

Говорите: нет-нет-нет!

Так что, обязательно

Слушайте внимательно!

Постоянно будьте добрым

Маме с папой помогайте.

Улыбайтесь всем знакомым

Малышей не обижайте.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши!

На неправильный совет

Говорите: нет-нет-нет!

Не здоровайтесь с друзьями

Дверь старушке не держите.

И грубите маме, няне.

Спасибо им не говорите.

        Это правильный совет? (нет-нет-нет)

Жадность это очень плохо.

Вы игрушками делитесь.

Приглашайте в гости чаще,

И чай вместе пить садитесь.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши!

Никогда не улыбайтесь.

Будьте вы всегда сердиты.

С друзьями чаще вы ругайтесь

Деритесь, кулаком грозите.        

        Это правильный совет? (нет-нет-нет)

Навсегда запомните,

Милые друзья.

Грубо и невежливо – вести себя нельзя.

Вы смогли сегодня, дети

Эти правила понять.

Каждый день должны их люди

Непременно  выполнять.

  1. Продолжение работы по теме:
  1. Работа с иллюстрациями.

- Несомненно,  многие детские книги сопровождаются иллюстрациями. Давайте вспомним, какая из этих трех иллюстраций подойдет к рассказу В. Осеевой. И как он называется? («Девочка с куклой»)

- Каким  качеством обладал мальчик? (вежливостью, обходительностью)

- Что значит «Быть вежливым»? (совершать  хорошие поступки, говорить вежливые слова,  уступать место другим)

- А этот символ- говорит о вежливости.

     2. Рассказы детей из личного опыта.

- Ребята, я думаю, что и в вашей жизни происходило много интересного.

- Сейчас я каждому раздам символы, характеризующие разные человеческие качества, а вы припомните и расскажете нам свою историю, которая произошла с вами.

Педагог раздает детям символы (вежливость, дружба и жадность)

  1. Итог занятия.

1.  Знакомство с пословицей.

- Чему учат нас рассказы Осеевой? (добру, вежливости, мудрости)

- Откуда мы узнали б этих историях? (из книг)

- Да, ребята. Учит нас этому всему – книга. А в народе говорят: «Кто с книгой поведется- ума наберется»

- Как вы понимаете эту пословицу? (кто много читает книг- будет умным, мудрым)

2. Чтение стихотворения.

Давайте больше книг читать

И будем многое мы знать!

Ведь так прекрасно умным быть.

То, что прочли- нам не забыть!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: слушание произведения Николая Носова «На горке».

Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».Задачи: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовател...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Цель: пересказать текст Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».Задачи: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по см...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы.

Тема: пересказ украинской народной сказки «Колосок»....

Конспект занятия по чтению художественной литературы с детьми старшей группы с ОВЗ(ЛИН) по теме "Русская народная сказка "Курочка Ряба"

Конспект занятия по чтению художественной литературы с детьми старшей группы с ОВЗ(ЛИН) по теме "Русская народная сказка "Курочка Ряба"....

организованная образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми старшей группы на тему: «Путешествие по миру литературы»

Цель: систематизировать знания о литературных произведениях и их авторах.Задачи:Образовательные:- закреплять умение ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стих...