Семинар - практикум
методическая разработка (старшая группа)
Ознакомление дошкольников с художественной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар - практикум. | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №76 комбинированного вида» 660135 г. Красноярск, ул. Молокова 64 «Д», т. 8(391)273-65-44
Семинар - практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
Подготовила: Фадина Е.Н., воспитатель.
Г. Красноярск, 2021 г.
Семинар - практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
Цель:
- повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
- развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
- раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
(Педагоги делятся на 5 команд согласно возраста детей, вопросы задаются поочередно каждой команде)
Вступительное слово о значении детской книги в развитии дошкольников
Ведущий: Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача- каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Разминка:
1. Наши педагоги и психологи уделяли большое внимание вопросу влияния детской литературы на развитие малышей, в т. ч. и на речевое. Вам необходимо было подготовить высказывания наших учёных-педагогов. Теперь предлагаю вам зачитать их.
Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В. А. Сухомлинский)
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро)
То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нём глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства сделался потом невидимым и иногда несознаваемым руководителем жизни. (К. Д. Ушинский)
2. К какому виду творчества это относится?
• «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
• «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
• «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
• «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)
• «В некотором царстве, в некотором государстве… » (Сказка)
• «Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-Инте-интерес, Выходи на букву С» (Считалка)
• «Расскажу-ка я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские… » (Былина.)
• «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
• «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
• «Жили-были дед да баба» «Сказка»
Задание 1.
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:
1. Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. (1-ая младшая группа)
2. Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. (2-ая младшая группа)
3. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста. (Средняя группа)
4. Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. (Подготовительная к школе группа)
5. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. (Старшая группа)
Задание 2.
Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:
1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К. Чуковский. «Цыпленок», С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)
2. З. Александрова «Мой мишка», А. Барто «Девочка-ревушка», С. Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)
3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье», Я. Тайц «По грибы», К. Чуковский «Федорино горе»,
4. Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». (средняя)
5. Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», (старшая)
6. Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная)
Задание 3
Назовите методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой»
Метод Приёмы
Словесный Чтение произведений
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
Практический Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный Показ иллюстраций
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
Задание 4
Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:
1. … Ну так видите ль, миряне,
Православные христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях и отце
В государевом дворце…
(П. П. Ершов «Конек-горбунок»)
2. … Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер…
(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)
3. … Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал- ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, и быстро выплеснул кашу на улицу в окно… .
(В. Драгунский. «Тайное становится явным»)
Задание 4
Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.
Задание 5
Каждой команде предлагаются иллюстрации художников-иллюстраторов.
Необходимо назвать художников- иллюстраторов. несколько произведений, которые он иллюстрировал.
Задание 6
Назови одним словом:
• образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
• короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
• устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)
• основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
• короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
• устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)
• небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)
• вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
• краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
• короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Звуковая культура речи дошкольников...