ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТРУДУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая группа)
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников,даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, побждает первое гражданское чувство -чувство созедателя всех благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А.Сухомлинсий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальные педагогические чтения
руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО г. Саяногорск
«Практика современного образования: новые формы для новых результатов»
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТРУДУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Заболотная Жанна Анатольевна,
воспитатель МБДОУ № 21 «Аленький цветочек»
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство- чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский.
Среди воспитательно–образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить. Это возможность воспитания в маленьком человечке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к деятельности, что в последствии становится жизненной позицией человека, средством самоуважения, мерой социальной значимости.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагога и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – благоприятное время, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. В трудовой деятельности старшие дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.
Специфика детского труда заключается в следующем: трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой, игровые ситуации помогают выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей. Например, помощь дошкольников в подготовке к занятиям, в сервировке стола, ухаживание за растениями в уголке природы. Трудовые поручения в группе учит поддерживать в порядке игровые зоны, соблюдать порядок в шкафчиках для личных вещей, стирать мелкие вещи для кукол. Ручной труд развивает мелкую моторику рук. Дети учатся ремонтировать игрушки, пришивать пуговицы, подклеивать книги. Труд в природе приучает детей ухаживать за растениями , поддерживать порядок на участке. Особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого. Определяем цель труда, если ребёнок сам ставит цель – что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить её либо внести другое предложение;
- помогаем ребёнку мотивировать свой труд, обсуждаем для чего и для кого нужна данная работа, в чём её значение;
- формируем умение планировать работу (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т.д . Так же образовательную деятельность по трудовому воспитанию, осуществляю через кружковую работу по декоративному шитью «Ниточка и иголочка». Обучение девочек рукоделию, может быть востребована, в дальнейшем, как профессиональное ориентирование. Рукоделие - одно из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, является важным средством всестороннего развития ребенка, развития творческого потенциала детей. В процессе занятия художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия рукоделием позволяют детям проявить индивидуальность и получить результат своего художественного творчества, совершенствуют навыки планирования предстоящей работы и самоанализа результатов деятельности. Организовано образовательная деятельность проводится 4 раза в месяц во второй половине дня, с подгруппой детей из 10 человек . На первом этапе работы была цель заинтересовать и вызвать желание детей шить, вышивать.
Для этого были созданы условия для организации трудовой деятельности «Сундучок рукодельницы». Девочки с интересом рассматривали наборы для шитья (нитки, иголки, ткани, вышивку). Без внимания не остались «Уроки иголочки»: беседы о культуре труда; умения подготовить рабочее место, утрать материалы и оборудование, правильно пользоваться ножницами, иголкой. Это воспитывает стремление поддерживать порядок на своём рабочем месте. На втором этапе учились вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицы, знакомились с разными видами швов «Вперёд иголка», «Петельный» «Тамбурный». Дети научились пришивать пуговицы, сшили игольницу для мамы. Для детей дошкольного возраста это «тяжёлый» труд, многое не получалось, но трудолюбие и желание сделать что то самому даёт положительный результат. Определяющим направлением в образовательной деятельности продолжает оставаться игра, которая играет главную роль в развитии ребёнка – дошкольника. В своей работе использую дидактические игры «Угадай профессию», «Кто огромный труд вложил, чтобы ты костюм носил?», «Разноцветные клубочки», «Сплети узор», «Кому, это нужно?» «Что сначала, что потом?» и т.д. Так же использую пальчиковую гимнастику для снятия напряжения с рук: «На большом диване вряд куклы танины сидят», «В гости к пальчику большому», «У медведя дом большой», «Ветер по лесу летал» и.д.
Этот вид труда способствует активному формированию различных ручных умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни. В процессе деятельности побуждаю ребят к самостоятельности. В то же время учу детей замечать непорядок в своей одежде (оторванную пуговицу, распоровшееся по шву платье). Устранить эти неполадки помогаю ребёнку индивидуально, показывая, как пользоваться иголкой и нитками, как зашивать. Пришитая самостоятельно пуговица вызывает у ребёнка радость за проделанную работу.
Таким образом, данное направление работы активно развивает у дошкольников такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых к результатам своего труда; формируется самостоятельность инициативность, сознательность.
Список литературы:
1.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятия с детьми 3-7.-М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2015.-128 с.
2.Конышева, Я. М Наш рукотворный мир [Текст]/
Н. М. Конышева.- Смоленск : Ассоциация XXI век, 2003. .Куцакова Л. В Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. – М. : Совершенство,1999.
3Кузнецова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. М.: 2007.
4.Лабутина,Н.В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы./Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева.- М.: Вентана –Граф, 2016.
5.Маханева,М.Д. Учим детей трудится/ М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. –М.: Сфера 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста через проведение экологических акций"
Цель:воспитание позитивно -деятельного отношения кприроде у детей и родителейчерез проведениеприродоохраннойдеятельности....
Игровая деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игр...
Представление педагогического опыта на тему: «Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в процесс игровой деятельности»
Актуальность и перспективность опыта. Проблема формирования ценностного отношения к здоровью у подрастающего поколения рассматривалась во все периоды развития общества как зарубежными так и отеч...
Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ уровня ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.1.2. Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к природе у детей старшего до...
Статья: Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе
Ценностное отношение к природе – важное направление воспитания детей. По мнению исследователей, занимающихся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И...
Консультация для педагогов "Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста".
Консультация для педагогов "Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста"....