ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТРУДУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая группа)

Заболотная Жанна Анатольевна

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников,даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту  в окружающем мире, побждает первое гражданское чувство -чувство созедателя всех благ, без которых невозможна жизнь человека.

                                                                                                                                                                                                                                                                           В.А.Сухомлинсий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальные  педагогические чтения

руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО г. Саяногорск

«Практика современного  образования: новые формы для новых результатов»

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТРУДУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Заболотная Жанна Анатольевна,

воспитатель МБДОУ № 21 «Аленький цветочек»

Труд становится великим воспитателем, когда он входит  в жизнь наших  воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство- чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В.А. Сухомлинский.

            Среди воспитательно–образовательных задач,  выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.  Это привитие детям уважение к людям труда,  к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить. Это  возможность воспитания в маленьком  человечке трудолюбия,  сознательного отношения к учению,  стремления к  деятельности,  что в  последствии становится жизненной позицией человека,   средством  самоуважения, мерой  социальной значимости.

          Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагога и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – благоприятное время, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.   Труд  должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. В трудовой деятельности старшие дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что  очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность  таких  нравственных  норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение  к результатам своего  труда и труда товарищей.

          Специфика детского труда заключается в следующем: трудовая деятельность детей дошкольного возраста  тесно связана с игрой, игровые ситуации помогают выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении,  в познании собственных возможностей. Например, помощь дошкольников в подготовке к занятиям,  в сервировке стола, ухаживание за растениями в уголке природы. Трудовые поручения в группе учит поддерживать в порядке игровые зоны, соблюдать порядок в шкафчиках для личных вещей, стирать мелкие вещи для кукол. Ручной труд развивает мелкую моторику рук. Дети учатся ремонтировать игрушки, пришивать пуговицы, подклеивать книги. Труд в природе приучает  детей ухаживать за растениями , поддерживать порядок на участке. Особенностью детского труда является и то, что эта деятельность  находится  в стадии развития и обязательно предполагает участие  и помощь взрослого.  Определяем цель труда, если ребёнок сам ставит цель – что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить её либо внести другое предложение;

- помогаем ребёнку мотивировать свой труд, обсуждаем для чего и для кого нужна данная работа, в чём её значение;

- формируем умение планировать работу (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т.д . Так же образовательную  деятельность   по трудовому воспитанию, осуществляю  через кружковую работу  по декоративному шитью «Ниточка и иголочка».  Обучение девочек рукоделию, может быть востребована, в дальнейшем, как профессиональное ориентирование.  Рукоделие - одно из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, является важным средством всестороннего развития ребенка, развития творческого потенциала детей. В процессе занятия художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия рукоделием позволяют детям проявить индивидуальность и получить результат своего художественного творчества, совершенствуют навыки планирования предстоящей работы  и самоанализа результатов деятельности. Организовано образовательная деятельность  проводится 4 раза в месяц во второй половине дня, с подгруппой детей   из 10 человек .  На первом этапе работы была цель заинтересовать  и вызвать желание детей шить, вышивать.

            Для этого были созданы условия для организации трудовой деятельности «Сундучок рукодельницы».        Девочки с интересом рассматривали наборы для шитья (нитки, иголки, ткани, вышивку). Без внимания не остались «Уроки иголочки»: беседы о культуре труда; умения подготовить рабочее место, утрать материалы и оборудование, правильно пользоваться ножницами, иголкой. Это воспитывает стремление поддерживать порядок на своём рабочем месте. На втором этапе  учились вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицы, знакомились с разными видами швов «Вперёд иголка», «Петельный» «Тамбурный».  Дети научились пришивать пуговицы, сшили игольницу для мамы. Для детей дошкольного возраста это «тяжёлый» труд, многое не получалось,  но трудолюбие и желание сделать что то самому даёт положительный результат. Определяющим  направлением  в образовательной деятельности продолжает оставаться игра, которая играет главную роль в  развитии  ребёнка – дошкольника. В своей работе использую  дидактические игры «Угадай профессию», «Кто огромный труд вложил, чтобы ты костюм носил?», «Разноцветные клубочки», «Сплети узор», «Кому, это нужно?»  «Что сначала, что потом?» и т.д.  Так же использую пальчиковую гимнастику для снятия напряжения с рук: «На большом диване вряд куклы танины сидят», «В гости к пальчику большому», «У медведя дом большой», «Ветер по лесу летал» и.д.

          Этот вид труда способствует активному формированию различных  ручных умений  и навыков, необходимых в  дальнейшей жизни. В процессе деятельности  побуждаю ребят к  самостоятельности. В то же время учу детей замечать непорядок в своей одежде (оторванную пуговицу, распоровшееся  по шву платье). Устранить  эти неполадки  помогаю ребёнку индивидуально, показывая, как пользоваться иголкой и нитками, как зашивать. Пришитая самостоятельно пуговица вызывает у ребёнка радость за проделанную работу.

        Таким образом, данное направление работы активно развивает у дошкольников такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых к результатам своего труда; формируется самостоятельность инициативность, сознательность.

Список литературы:

1.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятия с детьми 3-7.-М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2015.-128 с.

2.Конышева, Я. М Наш рукотворный мир [Текст]/

Н. М. Конышева.- Смоленск : Ассоциация XXI век, 2003. .Куцакова Л. В Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. – М. : Совершенство,1999.

3Кузнецова Л.В. Нравственно – трудовое  воспитание в детском саду. М.: 2007.

4.Лабутина,Н.В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические  материалы./Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева.- М.: Вентана –Граф, 2016.

5.Маханева,М.Д. Учим детей трудится/  М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. –М.: Сфера 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста через проведение экологических акций"

Цель:воспитание позитивно -деятельного отношения кприроде у детей и родителейчерез проведениеприродоохраннойдеятельности....

Игровая деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игр...

Представление педагогического опыта на тему: «Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в процесс игровой деятельности»

Актуальность и перспективность опыта. Проблема формирования ценностного отношения к здоровью у  подрастающего поколения рассматривалась во все периоды развития общества как зарубежными так и отеч...

Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ уровня ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.1.2. Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к природе у детей старшего до...

Статья: Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе

Ценностное отношение к природе – важное направление воспитания детей. По мнению исследователей, занимающихся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И...

Консультация для педагогов "Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста".

Консультация для педагогов "Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста"....