Консультация для педагогов "Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста".
консультация
Консультация для педагогов "Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_emotsionalno-tselostnogo_otnosheniya_k_prirode.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 109»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Автор статьи: Попова Марина Евгеньевна, старший воспитатель.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты проведенного анализа позволяют констатировать, что формирование и развитие нравственных чувств гармонично развитой личности дошкольника невозможно без воспитания у него ценностного отношения к природной среде. Проблема ценностей – это проблема целостного отношения человека к миру и к природе в частности, а также к самому себе, проблема универсальности человеческого бытия. Ценности способствуют превращению социальных норм и идеалов в личностные принципы жизнедеятельности.
Отношение к природе – своеобразная проекция ценностных подходов, вырабатываемых человечеством в процессе культурного развития. Процесс становления и развития человеческих потребностей и отношений обусловлен эмоциональными переживаниями, основанными на существующем фонде потребностей, мотивов и ценностного отношения. Опыт эмоционально-ценностного отношения включает эмоциональные переживания, соответствующие потребностям и системе ценностей определенного общества, и отличаются качественными характеристиками, динамичностью и объектами, на которые направлены.
Психологи отмечают, что в процессе воспитания отношения к окружающей действительности имеют значение как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако именно положительные эмоции, основанные на удовлетворении, является психологическим механизмом формирования активной о социальной позиции личности. Но только эмоциональное отношение еще не оговаривает определенности ценностного отношения. Психологическую структуру человеческого отношения составляют познавательно-эмоциональные образования, их своеобразный «сплав».
Личностные отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желаний, сказываются на поведении, действиях и переживаниях субъектов, выступают движущей силой деятельности личности в окружающей среде.
Анализ философских и психологических источников показал, что процесс воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе (как составляющей экологической культуры личности) сложен и связан с формированием ряда структурных компонентов личности: 1) потребностей, обусловленных функциями природной среды; 2) эмоциональной готовности к осознанию ценностей природы; 3) мотивов взаимодействия с природой на основе осознания ценностей природы; 4) личного опыта эмоционально-ценностного отношения к природе.
Эффективными формами и методами ознакомления с природой являются те, которые обеспечивают чувственное восприятие, наглядно знакомят детей с живой природой, дают четкие представления об окружающем мире.
Исходя из того, что качественно-содержательной характеристикой субъективного отношения является модальность, а меру отображения потребностей личности в объектах отношения характеризует интенсивность, отметим критерии эмоционально-ценностного отношения к природе: особенности восприятия природы; характер эмоциональной реакции на красоту природы; характер мотивов отношения к природе и ее охране; характер оценки собственного отношения и отношение других к природным объектам. Эти критерии являются базовыми для определения типов эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста:
- позитивно-активное эмоционально-ценностное отношение – у детей сформирован устойчивый познавательный интерес к явлениям природы, они имеют представление об основных объектах неживой природы, их свойствах и состояниях, значение для живых существ, людей; умеют оценивать состояние окружающей среды и пытаются его улучшить; получают удовольствие от общения с природой, умеют откликаться на проявления прекрасного в природе, стремятся выразить свои эмоции от общения с природой в творческой деятельности;
- позитивно-пассивное эмоционально-ценностное отношение – дети получают удовольствие от общения с природой, чувствительные к красоте природы, откликаются на проявления прекрасного в природе; знания детей недостаточно полные и осознанные, применяются только с помощью взрослого; интерес к природе выборочный; не всегда правильно могут оценить свое и чужое отношение к природе, ее практическое значение; соблюдают правила поведения на природе, но имеет место различие реального и вербального поведения; не проявляют заботу о живых объектах систематически, но на предложение взрослых выполняют работу старательно и добросовестно;
- нейтральное эмоционально-ценностное отношение – знания детей этой группы недостаточно полные и осознанные; познавательный интерес к природе ситуативный и неустойчивый; красота природы не вызывает у них положительных эмоций, дети не хотят изображать объекты природы; придерживаются правил и норм поведения в природе; умеют ухаживать за живыми объектами, но делают это только по предложению взрослого; умеют оценивать действия и поступки других;
- отрицательное эмоционально-ценностное отношение – эту группу составляют дети, имеющие поверхностные экологические знания, они не умеют применять их на практике; равнодушны к красоте природы, не понимают эстетической и практической ценности природы; не могут оценить свое и отношение других к объектам природы; соблюдают правила поведения в естественной среде только при условии контроля со стороны взрослого; не проявляют действенной помощи природным объектам.
Концепция дошкольного воспитания нацеливает практиков на актуальность важность экологического воспитания, на коренную переориентацию с репродуктивных методов работы с дошкольниками на производительные, т.е. на формирование у них навыков познания природы, активных действий, самостоятельных «открытий» её тайн. Именно такой подход к вопросам экологического воспитания повышает интерес детей, побуждает их к деятельности. Экологическое воспитание может дать желаемые результаты на основе комплексного подхода, с учетом целостного воздействия на все развитие ребенка. Поэтому принципиальное значение имеет четкое определение его места, цели, задач, а также очевидного результата.
На принципах личностно ориентированных технологий воспитания базируется и технология воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Специфические принципы по применению этой технологии оговариваются сущностью эмоционально-ценностного отношения и особенностями его проявления у детей старшего дошкольного возраста.
Любой воспитательный процесс результативен при условии, что его содержание, структура обеспечивают достижение цели как конечного результата. Итак, первый принцип технологии воспитания указанного отношения – адекватность воспитательной технологии предполагаемой цели – воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе.
Исходя из понимания сущности педагогической технологии, важное значение имеет структурирование воспитательного процесса, обоснованное выделение и соблюдение в нем определенных последовательных этапов. Отсюда, второй принцип технологии воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе – поэтапность.
Этапы процесса воспитания эмоционально-ценностного отношения старших дошкольников к природе выделены с учетом структуры и с соблюдением взаимозависимости составляющих компонентов исследуемого качества личности: потребности личности, вызваны жизненной значимостью природы; эмоции и оценки как механизмы непосредственного переживания отношения, цели, обеспечивающие сознательное отношение и четкие представления о результатах действий; мотивы как преобладающие отношения; действия как факторы устойчивого и активного отношения.
В процессе воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста выделяют следующие этапы:
1 этап – направлен на коррекцию потребностей, эмоций, мотивов дошкольников;
2 этап – направлен на формирование у детей личного опыта эмоционально-ценностного отношения к природе.
Третий принцип технологии воспитания эмоционально-ценностного отношения – психологическая обусловленность характера воспитательных воздействий на каждом из выделенных этапов. Воспитательные воздействия определяются сущностью и особенностями компонентов эмоционально-ценностного отношения, добираются с учетом психологического механизма развития отношений у детей определенного возраста так, чтобы обеспечить благоприятные условия для перехода от каждой предыдущей звена этого механизма к следующему.
Среди средств, позволяющих корректировать эти компоненты, побудить преобразования общественной ценности природы на личностную, эффективны игровые задания, тренинги на формирование эмоционального влечения, интереса, склонности к взаимодействию с природными объектами; социально-нравственные задачи экологического содержания.
Коррекционное влияние заключается в расширении и усилении духовной направленности потребностей, связанных с природой. На этом этапе применяются игровые задания на осознание различных функций природы как универсальной ценности. Особое внимание в этих средствах предоставляется нравственной, коммуникативной, духовно-эстетической функциям т.д.
В дальнейшем добавляются задачи на коррекцию мотивов взаимодействия с природой – происходит расширение мотивов, у детей развивается самооценка. В результате указанных воздействий создаются благоприятные условия для коррекции отношения старших дошкольников к природе – изменения его из нейтрального и негативного – на положительное.
Типология задач, направленных на коррекцию потребностей и обеспечения эмоциональной готовности к осознанию ценностей природы, основывается на учете таких базовых параметров субъективного отношения как широта, интенсивность и степень устойчивости.
Базовые параметры субъективного отношения учитываются в таких видах игровых заданий, тренингов:
- на выявление эстетической ценности разнообразия природных объектов и явлений, их эстетической неповторимости и выразительности;
- на актуализацию комплекса природных и социальных факторов в процессе восприятия личностью природных объектов;
- на формирование способности эмоционально и действенно откликаться на встречу с природными объектами: чувством, оценкой, ассоциацией, творческим сопоставлением, трансформацией воспринятого объекта в воображении, творческим действием с ним или его образом (изобразительным, литературным, музыкальным, пластичным и т.д.).
С целью коррекции мотивов эмоционально-ценностного отношения недостаточно использования только природной среды. Необходимы также средства воздействия, привлекающие к этим процессам потенциал социального взаимодействия. Такими средствами являются социально-нравственные задачи.
Социально-нравственная задача экологического содержания конструируется согласно психологического понимания этого типа задач, содержит информационный и эмоциональный компоненты. Такая задача представляется как информация об экологической проблеме, событие, поступок или факты поведения, характеризующие взаимодействие человека с природой, когда дети попадают в ситуацию выбора отношения, позиции относительно предмета обсуждения, соответствующих практических действий и т.п. Проблемы окружающей среды рассматриваются, таким образом, не в общем плане, а как такие, которые касаются каждого, и которые отражаются в повседневной жизни каждого.
Опираясь на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, выделяются социально-нравственные задачи, предусматривающие развитие сопереживания и анализ чужих и собственных действий, поведения, поступков.
Понимание, осознание и эмоциональное переживание ребенком последствий соблюдения экологически целесообразного поведения и деятельности, формирование устойчивых тенденций в поведении можно рассматривать как начальный этап изменения мотивов взаимодействия с природными объектами.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста невозможно без интеграции работы педагогического коллектива и семьи. Поскольку семья и детский сад имеют свою специфику, особенности влияния на ребенка, свои воспитательные средства, важно, чтобы воспитательные воздействия, осуществляемые этими социальными институтами, взаимно дополняли друг друга, имели одинаковое направление, что способствовало бы формированию у детей элементов экологического миропонимания, развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природной среде, формированию реалистичных представлений об объектах и явлениях природы, практических умений бережного отношения к ее компонентам.
Итак, семья соединяет полученные ребенком в дошкольном заведении начальные представления о мире природы с ее практическим и социальным опытом в повседневной жизни, расширяет, углубляет педагогическое воздействие на личность.
Второй этап воспитания эмоционально-ценностного отношения старших дошкольников к природе направляется на формирование личного опыта общения с ней. На этом этапе ведущим является метод проектов.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая их психологические и индивидуальные особенности, экспериментально подтверждена целесообразность применения экологических проектов, различных по доминирующим методам, количеству участников, продолжительности осуществления.
Такие проекты имеют определенную общую структуру:
определение цели проекта (и его отдельных этапов); разработка проекта – плана деятельности для достижения поставленной цели; выполнения проекта; подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов. Применение игровых заданий, тренингов, социально-нравственных экологических задач с целью воспитания эмоционально-ценностного отношения в соответствии с выделенными этапами невозможно без учета типологических и индивидуальных особенностей детей исследуемого возраста.
Итак, следующий четвертый принцип воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе – дифференциация воспитательных воздействий согласно типологических и индивидуальных особенностей старших дошкольников.
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, а также в результате анализа накопленного в ходе исследования фактического материала, мы пришли к следующим выводам.
Экологическое воспитание предполагает наличие необходимых знаний, взглядов и суждений. Познание является началом любой деятельности. Прежде чем ребенок начнет какую-либо деятельность, он должен приобрести знания о сущности, целях и задачах этой деятельности, способы и средства достижения поставленной цели и условия, необходимые для достижения успеха в этой деятельности. Старшим дошкольникам показывают простые взаимосвязи, которые существуют в природе. Эти знания нужны, а понять, убедиться в их важности дети смогут тогда, когда столкнутся с проблемами родной природы.
Второй характерной особенностью экологического воспитания старших дошкольников является эмоционально-ценностное отношение к природе. Оно решает задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, предполагает понимание ценности каждого из них. Как следствие, в экологическом воспитании имеет место эмоционально-познавательное отношение детей к природе, связанное с наличием знаний.
В экологическом воспитании заложено нравственное воспитание. В нем отражается не просто стремление личности овладеть, узнать, увидеть объект или явление окружающей действительности, но и стремление применять эти знания, умения и навыки в практической деятельности. Нравственное отношение человека к природе формируется на основе отношения к обществу, людям и труду. Эта деятельность требует от ребенка бережного отношения заботливости, любви к живому, непримиримости с расточительством природных богатств.
Нравственный смысл отношения к природе как универсальности – это забота о будущих поколениях. В дошкольных учреждениях экологическое воспитание как психолого-педагогический процесс, направленный на развитие нравственных чувств, должно быть направлено на формирование у детей знаний об элементарных взаимосвязях, необходимых убеждений, подкрепленных практическими действиями, природоохранную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтез искусств как средство формирования эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере художественно-экологического блока "Уральская рябинушка")
Методическая разработка составлена с учётом интеграции образовательных областей "Познание", "Художественное творчество", "Музыка", "Чтение художественной литературы", состоит из вступите...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Задачи:1. Исследоват...
Роль опытов в формировании осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без исп...
презентация "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста через проведение экологических акций"
Цель:воспитание позитивно -деятельного отношения кприроде у детей и родителейчерез проведениеприродоохраннойдеятельности....
План самообразования воспитателя по теме: "Воспитание бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ...
Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ уровня ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.1.2. Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к природе у детей старшего до...