Конспект занятия в подготовительной группе инновационная опытно-экспериментальная деятельность «Извержение вулкана».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспескт занятия в подготовительной группе инновационная опытно-экспериментальная деятельность "Извержение вулкана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_izverzhenie_vulkana.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе инновационная опытно-экспериментальная деятельность

«Извержение вулкана».

Федотова Сиибиктэ Порфирьевна

Воспитатель, МБДОУ №8 детский сад «Родничок»

Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением.

 - способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент – извержение вулкана. Познакомить с новыми свойствами: молоко может менять цвет, определить жирность молока.

- продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения. Формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

- воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий, любознательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- развитие речи;

- физическое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Словестные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения.

Практические методы: совместные действия воспитателя и детей, схемы для проведения опытов.

Словарная работа: спящий вулкан, действующий вулкан, конусообразная форма, воронка, кратер вулкана, лава.

Оборудование: Сосуды с водой, красная, зелёная, синяя краска, сода, моющее средство, одноразовые тарелки, стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, ватные палочки, слайды с изображением вулканов, пипетки, мольберт, халаты (для детей и воспитателя, масло растительное, воздушный шарик).

Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация «Вулканы», музыкальное сопровождение.

Ход образовательной деятельности.

I Вводная часть. Воспитатель предлагает всем поздороваться с гостями.

В: Дети, а вы любите проводить опыты? (да.) Мы не просто так надели такие халаты, сегодня мы отправимся в научную лабораторию. Что такое лаборатория? (ответы детей).

Лаборатория - это специальное помещение, необходимое для проведения опытов и экспериментов.

А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

В: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в научную лабораторию. Там вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыт, как настоящие ученые. Вы хотите стать настоящими учеными? (Да).

II Основная часть.

В: Поднимите руку, кто видел горы? А кто знает, что такое вулкан?

Вулкан — это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – лава. - А вы хотите посмотреть на вулканы?

Мы сейчас посмотрим фотографии с изображением вулканов на экране интерактивной доски.

Презентация: "Вулканы". - Посмотрите, это на вид обычная гора называется спящий вулкан. 

А это гора с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом — это действующий вулкан. А какой формы все вулканы? Как она называется? (Конус.)

Все вулканы конусообразной формы. Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? (Воронка).

-Вершина, из которой извергается вулкан, называется - кратер. Давайте его внимательно рассмотрим. Кратер вулкана похож на огромную чашу, на дне этой чаши огромная дыра, уходящая глубоко внутрь вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана называется лавой.

-Вот сколько новых слов вы узнали на занятии.

- А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?

- Посмотрите, какой макет горы я сделала, но это спящий вулкан, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать? Давайте попробуем поразмышлять.

-Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость.

Какую, например? (воду)

-Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).

- А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)

-А теперь давайте проведём эксперимент

Опыт № 1 «Извержение вулкана».

Для опыта нам понадобится: пищевая сода - это порошок белого цвета, лимонная кислота, краситель красного цвета, и конечно же сам макет вулкана, палочки для размешивания.

А теперь приступаем к эксперименту: возьмем стакан с водой и с него выливаем красную воду, возьмем ложку и с помощью нее в «жерло» вулкана насыпаем соду, в эту смесь добавляем лимонной кислоты и все перемешиваем (палочкой). И посмотрите, что же получается! Наш вулкан просыпается.

- Скажите, что сейчас произошло?

- А почему так получилось?

Вывод: Опыт показывает взаимодействие щелочи (сода) с кислотой. Соединенные вещества вступили в реакцию.

- Вам понравился наш опыт?

Физминутка.

Раз. Два. Три. Четыре, пять

Поработали на пять.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Мы попрыгаем немножко

Потрясем ладошки тоже

Повращаем головой

Усталость всю сняло рукой.

(В зал влетает воздушный шар с прикрепленной загадкой)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а к нам прилетел воздушный шарик.

Какой красивый шарик, и он нам что-то принёс? (загадывает загадку).

Не снег,

А белое всегда.

Хоть и течет,

А не вода. (Молоко)

-Я всё поняла, воздушный шарик нам предлагает сделать эксперимент с молоком. Ребята, а вы любите рисовать? А на чем можно рисовать? А я вам предлагаю рисовать на молоке. Вы хотите научиться?

Опыт № 2 «Эксперимент с молоком»

- Возьмем тарелочки с молоком. Пипеткой добавим в него несколько капель краски (зеленой, красной, синей, желтой). Старайтесь делать это аккуратно, что краски не смешались между собой. - Ребята, а теперь мы заставим молоко двигаться!

- Возьмем ватную палочку, макнем её в моющее средство и дотронемся ею до центра тарелки с молоком.

- Посмотрите, что происходит! Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

     Вывод: акриловые или пищевые краски хорошо растворяются в воде, но плохо растворяются в молоке. Молоко содержит много жира, жир хорошо растворяется жидким мылом. Если смочить этим мылом ватную палочку и поместить в молоко, мы увидим процесс растворения жира. А вместе с ним краска тоже будет стремительно разбегаться в разные стороны.

В зал влетает ещё один шарик с привязанной загадкой.

Воспитатель загадывает загадку:

Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут. (дождь)

Опыт № 3 «Цветной дождь в стакане»

     Для опыта нам понадобится: растительное масло, жидкие пищевые красители, стакан, стеклянная емкость, вода, деревянная палочка.

     Пошаговая инструкция: в стакан с растительным малом и по каплям добавим пищевые красители. Тщательно всё перемешаем деревянной палочкой. Затем перельем масло и красители в стеклянную емкость с водой. Немного ждем… происходит цветной дождь в стакане.

     Вывод: пищевой краситель обладает большей плотностью, чем растительное масло. Поэтому после переливания эмульсии в воду, капли красителя постепенно просачиваются к границе «масло—вода». И когда они ее прорывают, начинается дождь!

III Рефлексия

В: Ну, что ж, ребята, вот и наше путешествие в лабораторию подошло к концу.

С какими понятиями мы сегодня познакомились? (познакомились с понятиями: вулкан, спящий вулкан, действующий вулкан, воронка, кратер, лава)

- Что мы сегодня делали? (проводили опыты: извержение вулкана, эксперимент с молоком, цветной дождь в стакане)

- Что вам понравилось?

- А что запомнилось больше всего?

- А хотели бы вы стать настоящими учёными?

В: Ребята! Я желаю вам удачи в каждом деле и новых творческих открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в младшей группе по опытно-экспериментальной деятельности "Пузыри"

Конспект занятия в младшей группе по опытно-экспериментальной деятельности "Пузыри"...

Конспект занятия в старшей группе по опытно - экспериментальной деятельности на тему: "Волшебная вода"

Способствовать развитию у детей познавательной деятельности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышению; познакомить со свойствами воды, о ее значимости....

Конспект НОД в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности "Природные явления: извержение вулкана, дождь, радуга"

НОД с использованием наглядных (мультимедийные слайды, схемы, видеоматериалы, словесных (беседа, рассказ, вопросы поискового характера) и практических (опыты) методов, которые направлены на применение...

Картотека конспектов ОД в подготовительной группе по опытно - экспериментальной деятельности

КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ОД ПО ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности « Математика в экспериментах»

Тема:   «Поплывет не поплывет» (учить сравнивать легкие и тяжелые предметы).Цель: создать условия для формирования основ целостного мировоззрения старших дошкольников средствами ...

Занятие в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство со свойствами света»

на занятии дети познакомяться с понятием «свет», свойствами света, научаться устанавливать причинно- следственные связи, разовьют стремление к поисково-познавательной деятельности.  ...