Самообразование «Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников» на 2023-2024 учебный год
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД № 7 "ЗОЛОТАЯ РЫБКА"
ПЛАН
РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников»
педагога 1 кв/категории
Лебедевой Любовь Ивановны
на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка.
Актуальность темы
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами на мой взгляд, нужно использовать следующие инновационные методы:
- здоровьесберегающие технологии,
- технологии речевого развития,
- технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ,
- использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи,
- игровые технологии, ИКТ.
Цели и задачи
Цель:
Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников.
- использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников.
- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников.
- взаимодействовать с родителями и педагогами (практикумы для родителей, семинары, консультации, буклеты)
- создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры)
Планируемые результаты
- совершенствование образовательного процесса;
- активизация речевой деятельности дошкольников;
- улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
- достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
- родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Формы представления результатов самообразования
- Консультация для воспитателей
- Мастер класс для педагогов ДОУ.
- Консультации для родителей.
- Практикум для родителей.
- Обмен опытом через Интернет.
Работа с детьми.
- Разработка и проведение диагностики детей
- Кружковая работа. «Раз- словечко, два- словечко». В течении года.
- НОД Рассказывание по картине «Строим дом». Октябрь.
- НОД «Рассказывание по картине «Речка замерзла». Ноябрь
- НОД с использованием мнемотехники для средней группы по темам «Комнатные цветы», «Транспорт». Март.
- НОД Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком». Апрель.
Работа с родителями.
Родительское собрание. Игра-путешествие по стране «Развитие речи»
Консультация для родителей «Как говорит Ваш ребенок»
Работа с педагогами
- Консультация «Речевое развитие дошкольников: методы, пути, поиск…» Декабрь
- Мастер - класс для педагогов «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста». Апрель
- Консультация «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
- Семинар – практикум для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием технологии ТРИЗ»
- Мастер класс для педагогов «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»
- «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Практический этап.
- Разработать картотеку «Пальчиковые игры для речевого развития детей по лексическим темам»
- Изготовление лэтбука «Речевичок»
Обобщающий этап.
Годовой отчет
Список используемой литературы по теме самообразования.
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Академия, 1997.
2. Бородич М., "Методика развития речи детей", - М., 1981 г.
4. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. //Логопед в детском саду 2007№4 с.51-54.
5. Новиковская О.А. Скороговорки и чистоговорки для развития речи. 4—7 лет / — М, 2009.
6.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
7. Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
8. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед.2002. №2,
10.Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов /– М. ГНОМ и Д, 2004.
11.Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие – М., 2003.
12. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.
13.Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.Грамматический строй речи"
Граммати́ческий строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов)....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основные задачи развития речи дошкольников - воспитание звуковой культуры речи, обогащение ...
Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников
Выступление на педагогическом совете МКДОУ№12 по речевому развитию...
Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.
В статье рассказывается об использовании инновационных технологий в развитии речи детей....
Выступление на методическом объединение "Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе"
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследова...
План по самообразованию «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе рече...
Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»
Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...