Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.
статья по развитию речи (старшая группа)

Буракова Юлия Евгеньевна

В статье рассказывается об использовании инновационных технологий в развитии речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий как способ развития речи дошкольников.

Речь - неотъемлемая часть социального существования  людей, необходимое условие существования  социума. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает  говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной

речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в  ДОУ. Так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения  важнейшее условие совершенствования системы дошкольного  образования, мы в нашей образовательной организации основываемся на таких технологиях, как: синквейн, мнемотаблицы, биоэнергопластику, ТРИЗ технологии, Кубик Блума, технологию проблемного обучения, интеллектуальные карты.

В своей образовательной деятельности при использовании синквейн – технологии дети учатся составлять стихотворение без рифмы из пяти строк. Дошкольники очень любят этот метод, так как он способствует формированию умения высказывать свое отношение к данному вопросу. Так в процессе реализации недели «В здоровом теле – здоровый дух» дети составляли стихотворения на тему спорта и здоровья и получили позитивный настрой на соблюдение правил ЗОЖ.

Немаловажную роль в речевом развитии детей занимает технология мнемотаблиц, при использовании которой дошкольники учатся обогащать словарный запас, составлять рассказы и разучивать стихотворения. Например, при реализации темы «Птицы» ребята с легкостью составляли описательный рассказ про свою любимую птицу, разучивали наизусть понравившееся стихотворение, используя схематическое изображение.

Биоэнергопластика - это одновременное взаимодействие руки и языка; соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Для развития артикуляционного аппарата мы  систематически используем понравившуюся детям «Сказку о язычке», которая способствует подготовке язычка к правильному произношению всех звуков и слов. Данная методика способствует усилению совместной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, способствует улучшению артикуляционной моторики и улучшению звукопроизношения.

В настоящее время развитие коммуникативных способностей дошкольников приобретает первостепенное значение уровня развития умственных способностей ребенка. Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в нашем дошкольном учреждении, ТРИЗ занимает особое место. В своей деятельности я использую такие игры, как «Бином фантазии», в ходе которой дети учатся устанавливать родство между словами, создавать единое, в которых оба чужеродных элемента могли существовать. Например, сравнивая два объекта между собой «камень и облако», дети находят одинаковые элементы разных систем: форма, действие, цвет и т.д.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, построены на принципе "учить не науке, а учить учиться". А развивать в ребенке навыки критического мышления способствует прием «Кубик Блума». В ходе использования этой технологии в образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы разного характера и строить сложноподчиненные полные предложения, используя причинно-следственные связи. Так, при реализации темы «Широкая масленица» дошкольники создавали репортаж, в котором транслировали  историю праздника, придумывали разновидности кулинарных рецептов блинов, предлагали свой сценарий широкого праздника и делились семейными  традициями празднования Масленицы.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому в образовательной практике нашего образовательного учреждения используются интеллектуальные карты. Это метод запоминания информации, который дает возможность фокусироваться на одной теме, проводить работу по формированию словаря и связной речи.

При рассматривании картины дети с помощью признаков создают полный образ объектов, изображенных на ней, рассматривают элементы картины в отдельности, устанавливают причинно-следственные связи между ними и в заключении получается связный  рассказ.

Современное общество ставит высокую планку в воспитании всесторонне развитой личности, в развитии интеллекта детей. Все применяемые инновационные технологии в нашем дошкольном учреждении способствуют приобретению новых знаний в игровой форме.

Технологический подход, то есть инновационные  технологии гарантируют достижения дошкольника в предпосылках грамотности, в умении договариваться,  проявляя  инициативу. Впоследствии учитывая интересы общества,  дети успешно адаптируются в социуме. Поэтому наша задача заключается в подготовке развитой личности, способной применить полученные знания на практике и в  умении находить выход из различных жизненных ситуаций.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.Грамматический строй речи"

Граммати́ческий строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основные задачи развития речи дошкольников - воспитание звуковой культуры речи, обогащение ...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников

В докладе представлены различные виды инновационных технологий ,используемых на занятиях с дошкольниками....

Протокол № 2 Педагогического семинара-практикума по теме: «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников»

Протокол № 2 Педагогического семинара-практикума по теме: «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников»...

Презентация "Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников"

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...

Семинарское занятие для педагогов: «Использование инновационных технологий в речевом развитии старших дошкольников в контексте ФОП и ФАОП ДО»

Согласно ФОП И ФАОП ДО задачами работы педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:Формирование словаря.Развитие звуковой культуры речи.Формирование грамматического строя речи.Р...