Конспект НОД по познавательному развитию «Русские традиции» во второй младшей группе
план-конспект занятия (младшая группа)
Цель: Формировать знания и представления о гостеприимстве и традиции чаепития.
Задачи:
Познавательные: Знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, игр, потешек, костюмов, обрядов)
Развивающие: Развивать связную речь, память и внимание. Формировать культурное поведение.
Воспитательные: воспитывать интерес к родной культуре, обычаям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию «Русские традиции» во второй младшей группе
Цель: Формировать знания и представления о гостеприимстве и традиции чаепития.
Задачи:
Познавательные: Знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, игр, потешек, костюмов, обрядов)
Развивающие: Развивать связную речь, память и внимание. Формировать культурное поведение.
Воспитательные: воспитывать интерес к родной культуре, обычаям.
Словарная работа:
Активировать и обогащать словарь детей новыми словами (печь, каравай, калач,самовар, сарафан, кокошник, шаровары, косоворотка, русские традиции,, чаепитие.
Материал и оборудование:
Самовар, посуда, куклы мальчика и девочки в русских костюмах, домовенок Кузя, выпечка (калач, пряники, бублики).
Ход занятия:
Дети слышат ворчание. Идут на звук.
Возле окна сидит домовёнок. Рядом с ним дети находят письмо.
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам, Ванюша и Танюша. Мы и наш домовенок приглашаем Вас к нам в гости на чаепитие. Приходите, узнаете много нового»
Воспитатель: Ну,что ребятки отправимся в гости к Ванюше и Танюше? Давайте повторим правила поведения, как надо себя вести в гостях. А еще вспоминаем вежливые слова.
(здравствуйте, спасибо,пожалуйста).
Вот теперь можно и в гости ехать, беритесь парами под потешку
«Чики – чики – чикалочки» отправляемся.
Чики чики чикалочки
Едет гусь на палочке,
Удочка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Чики чики чикалочки
Едет Ваня на палочке,
А Дуня на тележке,
Щелкает орешки.
Воспитатель: Приехали. Рассаживайтесь.
Воспитатель:" Ой, ребята, как то не хорошо мы себя ведем. Пришли мы с вами в гости к Танюше и Ванюше, а сами то не представились. Давайте представимся!" (дети называют свои имена). Тут и домовёнок называет свое имя!
Кузя: "Меня Кузей кличат!"
Воспитатель: «Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим. ".
Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!
Воспитатель: "Вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?"
Кузька: "Так я ж давно родился. Мне уже 700 лет"
Воспитатель: "Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?"
Кузька:" Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?"
Ответы детей (конечно хотим).
Кузька: "Ну тогда смотрите и слушайте!"
Кузька вместе с Танюшей и Ванюшей приглашают детей посмотреть дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари,посуду.
Воспитатель: "Ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах". Дети видят старинную избу.
Воспитатель: "Делался дом из бревен. Крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней, потом шла горница. Давайте повторим название дома и его помещений".
Дети называют избу, сени и горницу.
Танюша обращает внимание на одежду детей "Какие вы все красивые пришли к нам в гости. Да и мы с Ванюшей встречаем вас в красивой одежде"
Воспитатель показывает кукол: "Посмотрите во что одеты Ваня и Танюша?"
Дети: "На Танюше сарафан, на голове кокошник, на Ване косоворотка и шаровары".
Воспитатель: "Правильно раньше на Руси это была праздничная одежда. Ну, а теперь Таня и Впеня приглашают Вас за стол, пить чай"
Воспитатель: "Ребята, посмотрите, что за чудо – чудное, диво – дивное.
Стоит толстячок, подбоченивший бочок.
Шипит и кипит, Всем чай пить велит.
Воспитатель: "Правильно, дети, это наш красавец самовар! А на Руси, то есть много лет назад, когда жили наши прабабушки и прадедушки, было принято пить чай не из чайника, а из самовара. Считалось, у кого дома есть самовар – у того и гостей полон дом, а у кого гостей полон дом – там мир да дружба. Проходят годы, а самовар не стареет. Традиции русского чаепития продолжают жить".
Чтение стихотворения:
Это, что там за пожар? закипает самовар!
Он кипит и бурлит, Будто с нами говорит:
«Подходите, кто хочет чай, да в стаканы наливай,
Доставай пироги, Да с начинкой кураги»
Физкультминутка:
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Воспитатель: "Ну а какое чаепитие за самоваром без вкусностей. Посмотрите, ребята, сколько на столе выпечки. Выпечка - это съедобные изделия из теста".(Показ изделий)
Чтение потешки:
Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!
Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи — Все румяны, горячи
Налетели тут грачи, Подхватили калачи
Нам осталися Ба-ра-а-а-ночки!
Ванюша и Танюша угощают детей сдобными булочками.
Ещё, к чаю подавали сладкое варенье. Варенье делали из вишни, яблок.
Из чего делали варенье? Из каких ягод?
Словесная игра "Вкусное варенье" (Показ нарисованные баночки с вареньем)
Воспитатель: "Из груш" - дети отвечают "грушевое", и т. д. (из клубники- клубничное,из смородины- смородиновое,из абрикосов- абрикосовое, из малины- малиновое).
Танюша и Ванюша угощают детей вареньем.
Воспитатель читает загадку:
Медовые и мятные
Фигурные, занятные
Издавна по всей Руси
Люди ПРЯНИКИ пекли.
Воспитатель:"Что пекли? Какие они?"
Дети: "Пряники, сладкие, мятные, фигурные"
Воспитатель: "Ваня и Танюша угощают вас пряниками"
Воспитатель: "Молодцы! Ребята очень много сегодня вы узнали нового!"
А теперь, Кузя, Танюша и Ванюша приглашают Вас пить чай со всеми угощениями".
Воспитател: " В гостях хорошо, а дома лучше! Давайте прощаться с Ваней и Танюшей".
Дети едут обратно в группу.
Рефлексия: Домовенок Кузя спрашивает у ребят "Ребята где вы были? Что видели? Как называются русские народные костюмы? Из чего пили чай? Какими сладостями угощали гостей на Руси? Понравилось вам быть в гостях?"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия (познавательное развитие- ручной труд)во второй младшей группе по теме "Путешествие с Лунтиком на его родную планету."
Вступительная часть.Организационный момент.Привлечь внимание детей, поздороваться с гостями, настроить на дальнейшую работу.Беседа.- Ребята, завтра очень важный праздник – День космонавтов и соз...
Конспект занятия по познавательному развитию «Чудесное дерево» во второй младшей группе
1. Закрепить представление детей о геометрических фигурах, умение распознавать на ощупь геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник.2. Закрепить зн...
Конспект занятия по познавательному развитию (природный мир) во второй младшей группе. Тема "Дикие и домашние животные"
Конспект занятия по познавательному развитию (природный мир)...
конспект НОД по познавательному развитию (РЭМП) для детей второй младшей группы
конспект НОД по математике с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича...
конспект НОД по познавательному развитию "Папин праздник" во второй младшей группе
В увлекательной форме: дети совершают экскурсию в киноцентр, где знакомятся с родами войск, и видами военной техники....
Конспект НОД по познавательному развитию (природный мир) во второй младшей группе "Путешествие в весенний лес"
Интересное практическое занятие с детьми 3-4-летнего возраста. Во время занятия происходит интеграция с различными образовательнвми областями....
Конспект НОД по познавательному развитию экологическому воспитанию во второй младшей группе «Какие жители живут в лесу?»
конспект по экологическому воспитанию...