Конспект НОД по познавательному развитию «Русские традиции» во второй младшей группе
план-конспект занятия (младшая группа)

Григорьева Юлия Сергеевна

Цель: Формировать знания и представления о гостеприимстве и традиции чаепития.

Задачи:

Познавательные: Знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, игр, потешек, костюмов, обрядов)

Развивающие: Развивать связную речь, память и внимание. Формировать культурное поведение.

Воспитательные: воспитывать интерес к родной культуре, обычаям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию «Русские традиции» во второй младшей группе

Цель: Формировать знания и представления о гостеприимстве и традиции чаепития.

Задачи:

Познавательные: Знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, игр, потешек, костюмов, обрядов)

Развивающие: Развивать связную речь, память и внимание. Формировать культурное поведение.

Воспитательные: воспитывать интерес к родной культуре, обычаям.

Словарная работа:

Активировать и обогащать словарь детей новыми словами (печь, каравай, калач,самовар, сарафан, кокошник, шаровары, косоворотка, русские традиции,, чаепитие.

Материал и оборудование:

Самовар, посуда, куклы мальчика и девочки в русских костюмах, домовенок Кузя, выпечка (калач, пряники, бублики).

Ход занятия:

Дети слышат ворчание. Идут на звук.

Возле окна сидит домовёнок. Рядом с ним дети находят письмо.

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам, Ванюша и Танюша. Мы и наш домовенок приглашаем Вас к нам в гости на чаепитие. Приходите, узнаете много нового»

Воспитатель: Ну,что ребятки отправимся в гости к Ванюше и Танюше? Давайте повторим правила поведения, как надо себя вести в гостях. А еще вспоминаем вежливые слова.

(здравствуйте, спасибо,пожалуйста).

Вот теперь можно и в гости ехать, беритесь парами под потешку

«Чики – чики – чикалочки» отправляемся.

Чики чики чикалочки

Едет гусь на палочке,

Удочка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Чики чики чикалочки

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке,

Щелкает орешки.

Воспитатель: Приехали. Рассаживайтесь.

Воспитатель:" Ой, ребята, как то не хорошо мы себя ведем. Пришли мы с вами в гости к Танюше и Ванюше, а сами то не представились. Давайте представимся!" (дети называют свои имена). Тут и домовёнок называет свое имя!

Кузя: "Меня Кузей кличат!"

Воспитатель: «Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим. ".

Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!

Воспитатель: "Вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?"

Кузька: "Так я ж давно родился. Мне уже 700 лет"

Воспитатель: "Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?"

Кузька:" Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?"

Ответы детей (конечно хотим).

Кузька: "Ну тогда смотрите и слушайте!"

Кузька вместе с Танюшей и Ванюшей приглашают детей посмотреть дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари,посуду.

Воспитатель: "Ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах". Дети видят старинную избу.

Воспитатель: "Делался дом из бревен. Крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней, потом шла горница. Давайте повторим название дома и его помещений".

Дети называют избу, сени и горницу.

Танюша обращает внимание на одежду детей "Какие вы все красивые пришли к нам в гости. Да и мы с Ванюшей встречаем вас в красивой одежде"

Воспитатель показывает кукол: "Посмотрите во что одеты Ваня и Танюша?"

Дети: "На Танюше сарафан, на голове кокошник, на Ване косоворотка и шаровары".

Воспитатель: "Правильно раньше на Руси это была праздничная одежда. Ну, а теперь Таня и Впеня приглашают Вас за стол, пить чай"

Воспитатель: "Ребята, посмотрите, что за чудо – чудное, диво – дивное.

Стоит толстячок, подбоченивший бочок.

Шипит и кипит, Всем чай пить велит.

Воспитатель: "Правильно, дети, это наш красавец самовар! А на Руси, то есть много лет назад, когда жили наши прабабушки и прадедушки, было принято пить чай не из чайника, а из самовара. Считалось, у кого дома есть самовар – у того и гостей полон дом, а у кого гостей полон дом – там мир да дружба. Проходят годы, а самовар не стареет. Традиции русского чаепития продолжают жить".

Чтение стихотворения:

Это, что там за пожар? закипает самовар!

Он кипит и бурлит, Будто с нами говорит:

«Подходите, кто хочет чай, да в стаканы наливай,

Доставай пироги, Да с начинкой кураги»

Физкультминутка:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Воспитатель: "Ну а какое чаепитие за самоваром без вкусностей. Посмотрите, ребята, сколько на столе выпечки. Выпечка - это съедобные изделия из теста".(Показ изделий)

Чтение потешки:

Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи — Все румяны, горячи

Налетели тут грачи, Подхватили калачи

Нам осталися Ба-ра-а-а-ночки!

Ванюша и Танюша угощают детей сдобными булочками.

Ещё, к чаю подавали сладкое варенье. Варенье делали из вишни, яблок.

Из чего делали варенье? Из каких ягод?

Словесная игра "Вкусное варенье" (Показ нарисованные баночки с вареньем)

Воспитатель: "Из груш" - дети отвечают "грушевое", и т. д. (из клубники- клубничное,из смородины- смородиновое,из абрикосов- абрикосовое, из малины- малиновое).

Танюша и Ванюша угощают детей вареньем.

Воспитатель читает загадку:

Медовые и мятные

Фигурные, занятные

Издавна по всей Руси

Люди ПРЯНИКИ пекли.

Воспитатель:"Что пекли? Какие они?"

Дети: "Пряники, сладкие, мятные, фигурные"

Воспитатель: "Ваня и Танюша угощают вас пряниками"

Воспитатель: "Молодцы! Ребята очень много сегодня вы узнали нового!"

А теперь, Кузя, Танюша и Ванюша приглашают Вас пить чай со всеми угощениями".

Воспитател: " В гостях хорошо, а дома лучше! Давайте прощаться с Ваней и Танюшей".

Дети едут обратно в группу.

Рефлексия: Домовенок Кузя спрашивает у ребят "Ребята где вы были? Что видели? Как называются русские народные костюмы? Из чего пили чай? Какими сладостями угощали гостей на Руси? Понравилось вам быть в гостях?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия (познавательное развитие- ручной труд)во второй младшей группе по теме "Путешествие с Лунтиком на его родную планету."

Вступительная часть.Организационный момент.Привлечь внимание детей, поздороваться с гостями, настроить на дальнейшую работу.Беседа.- Ребята, завтра очень важный праздник – День космонавтов и соз...

Конспект занятия по познавательному развитию «Чудесное дерево» во второй младшей группе

1.     Закрепить представление детей о геометрических фигурах, умение распознавать на ощупь геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник.2.     Закрепить зн...

конспект НОД по познавательному развитию (РЭМП) для детей второй младшей группы

конспект НОД по математике с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича...

конспект НОД по познавательному развитию "Папин праздник" во второй младшей группе

В увлекательной форме: дети совершают экскурсию в киноцентр, где знакомятся  с родами войск, и видами военной техники....

Конспект НОД по познавательному развитию (природный мир) во второй младшей группе "Путешествие в весенний лес"

Интересное практическое занятие с детьми 3-4-летнего возраста. Во время занятия происходит интеграция с различными образовательнвми областями....