" Город мастеров"
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
по теме: «Город мастеров Поволжья».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
по теме: «Город мастеров Поволжья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_gorod_masterov_logika_.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
по теме: «Город мастеров Поволжья».
Выполнила: Галактионова М.В.
воспитатель
2023 г.
Цель: приобщать детей к культуре родного края.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- Формировать интерес к народным традициям, к народной культуре.
- Развивать интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
- Развивать интерес и готовность к совместной деятельности.
«Речевое развитие»:
- Развивать речевое дыхание, навыки свободного общения с взрослым и детьми, связную, грамматически правильную речь.
- Развивать умение рассуждать, проявлять инициативу свободно выражать свои мысли.
- Обогащать и активизировать словарь детей словами: тюбетейка, ковш, кукла «Кувадка» и др.
«Познавательное развитие»:
- Формировать познавательный интерес к народному искусству и таланту народных мастеров.
- Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.
- Развивать познавательный интерес к продуктивной деятельности.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту народных костюмов.
- Формировать представление о народных промыслах: учить определять колорит, художественные элементы различных видов росписи, материал, из которого сделаны предметы народных промыслов, и их назначение.
«Физическое развитие»:
- Развивать физические качества: координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, внимание, быстроту реакции.
- Развивать мелкую мускулатуру рук при работе с пластилином, с бумагой.
- Повышать интерес к народным играм.
Методы и приёмы:
- наглядные: рассматривание картинок, слайдов народных изделий и элементов росписи; просмотр презентации «Народные промыслы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные: беседа, вопросы к детям, народные поговорки, игра – песня, поощрения.
- практические: складывание из бумаги, роспись посуды, лепка из пластилина народной игрушки, изготовление куклы.
-игровые: пальчиковая гимнастика, русская народная игра «Кострома».
Материал и оборудование: фоновая русская народная музыка; телевизор, иллюстрации кукол в национальных костюмах – татары, чуваши, мордва, русские; короб, тюбетейка; на каждого ребенка: лист белой бумаги для конструирования, кисти, краски, бумажные тарелочки; картинка-схема складывания тюбетейки из бумаги; сундучок; ковш и тарелка украшенные чувашской росписью; картинки расписных предметов быта чувашских мастеров; презентация «Народные промыслы Мордовии»; тряпичные русские народные куклы (пеленашка, кувадка), длинная лента.
Раздаточный материал:
Белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки, конфеты (на каждого ребенка).
Предварительная работа: Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна, в которой мы живем», «Народные костюмы», «Откуда берутся игрушки?», «Народные праздники». Чтение сказок народов Поволжья. Заучивание пословиц и поговорок о дружбе. Разучивание народных игр: «Кострома», «Тюбетейка». Рассматривание предметов народных промыслов Поволжья: предметов быта, народных игрушек, элементов росписи. Рассматривание фотографий городов деревень Поволжья.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Коммуникативная | Ситуативный разговор. Цель: продолжать воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к родному краю, бережное отношение к его богатствам, народному творчеству; Формировать основы толерантного отношения к людям других национальностей; Развивать интерес к народным традициям, народной культуре народов Поволжья. Формировать знания и представления о национальных костюмах. Рассказ педагога о народных куклах. Цель: формировать интерес к истории и традициям народной игрушки, умение отвечать на вопросы. Беседа «Народные промыслы». Цель: совершенствовать умение детей отвечать на вопросы полным предложением; Формировать умение рассуждать, проявлять инициативу, свободно выражать свои мысли, делать выводы; Развивать умение выстраивать диалог с взрослым; Обогащать речь детей словами: тюбетейка, ковш, кукла «Кувадка» и др. |
Познавательно-исследовательская | Просмотр презентации «Народные промыслы Мордовии». Цель: продолжать знакомить детей с мордовской посудой; закреплять знания об особенностях национальной росписи, колорите. Просмотр слайдов о национальных костюмах, промыслах народов Поволжья. Цель: развивать интерес к культуре народов Поволжья через знакомство с народными промыслами, традициями, народной культурой. |
Игровая | Музыкальная игра «Кострома». Цель: закреплять интерес к народным играм. |
Восприятия художественной литературы и фольклора | Проговаривание скороговорки. Цель: развивать артикуляционный аппарат. |
Изобразительная | «Изготовление тряпичной куклы». Цель: формировать универсальные действия: складывание, обматывание, завязывание узла. Лепка: «Колокольчик». Цель: поддерживать и поощрять интерес к лепке народных игрушек, развить творческие способности. «Роспись посуды». Цель: Закрепление знаний об особенностях национальной росписи, колорите. |
Конструирование | Работа со схемой – технологией. Цель: учить работать со схемой- технологией изготовления народной куклы. Конструирование из бумаги «Тюбетейка». Цель: закреплять умения конструирования из бумаги по схеме. |
Двигательная | Физминутка: подвижная игра «Тюбетейка». Цель: развивать внимание, быстроту реакции, музыкальный слух, умение выполнять движения под музыку в народной игре; |
Логика образовательной деятельности
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Организационный | Сюрпризный момент. Детей встречает воспитатель в роли Мастерицы с коробом игрушек. Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие! Рада вас приветствовать на земле русской, в городе мастеров Поволжья. Богат и многонационален наш край. С давних пор живут здесь смелые, умелые, веселые, красивые мастера разных национальностей – русские, мордва, чуваши, татары. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать? И решили народные умельцы пригласить вас в путешествие по городам и селам мастеров Волжских, да поучиться у них мастерству. Готовы отправиться? | Звучит русская народная музыка, дети проходят в зал, располагаются полукругом. Дети здороваются, слушают рассказ о Поволжье. Ответы детей. | Привлечение внимания детей. |
Глаза закрывайте – раз, два, три в город татарских мастеров нас перенеси. А вот и первая остановка. | Дети выполняют задание (закрывают глаза). | Мотивация на предстоящую деятельность. | |
Основной этап. | На экране куклы в татарских национальных костюмах. Ребята, как вы думаете, кто здесь живет? Как вы догадались? Татарские мастера хотят познакомить вас с этим предметом. Достает из короба тюбетейку. Показывает детям. Ребята, как вы думаете, что это такое? Что, вы знаете о тюбетейке? Тюбетейка - мужской головной убор национального костюма татар. Свое название она получила от древнего тюрского слова «Тюбе» - что переводится, как верх, вершина. Тюбетейка состоит из верха околышка. Как вы думаете это повседневная тюбетейка или праздничная? Это повседневная тюбетейка. Праздничную тюбетейку украшают золотым шитьем, бисером, шьют из бархата. (Показ на экране картинки праздничного головного убора). Раньше тюбетейка выполняла роль защитного головного убора воинов, которую одевали под железный шлем. Она была разнообразной формы. Вначале это были шапки из меха и ткани. Затем она стала полусферической формы. Вам она нравится? Чем она вам понравилась? Какой основной цвет в используют в татарском орнаменте? Рассмотрите эти красивые узоры. На что эти узоры похожи? | Рассматривают на экране картинки. Ответ: Татарский народ. По национальным татарским костюмам. Рассматривают тюбетейку. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Слушают рассказ воспитателя. Смотрят слайды о национальном головном уборе. Знакомятся с его историей. Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Ответ: Зеленый. На цветы и листья растений - волнообразные линии виноградной лозы, цветы тюльпана, пиона, фиалок. | Закрепление знаний о татарском национальном костюме. Поддерживание положительного эмоционального отклика на их красоту. Формирование интереса к народному творчеству. Знакомство с историей головного убора. Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением. Обогащение словаря детей словами: тюбетейка, др. |
Хотите, чтобы у каждого из вас была тюбетейка? Татарские мастера предлагают сделать её из бумаги. Для вас они приготовили схемы, по которым вы сложите тюбетейку методом оригами. | Выражают желание. Дают согласие на конструктивную деятельность – складывание из бумаги тюбетейки. Дети проходят к столам и по схеме складывают тюбетейку из бумаги. | Создание условий для вовлечения детей в конструктивную деятельность. Закрепление умения конструирования по схеме. | |
Какие красивые тюбетейки у вас, ребята, получились. Но на них не хватает узора. Дома вместе с родителями украсите их по своему желанию. А пока сложите мне их в короб. А сейчас давайте поиграем в народную татарскую игру «Тюбетейка». Проводится подвижная игра. | Любуются на сделанную работу. Складывают поделки в короб. Включаются в игру. | Создание положительного эмоционального отклика на проделанную работу. Развитие музыкального слуха, умение выполнять движения под музыку. Воспитание интереса к народным играм. | |
Наше путешествие по городам мастеров продолжается. Глаза закрывайте – раз, два, три в город чувашских мастеров нас перенеси. А вот и вторая остановка. На экране куклы в чувашских национальных костюмах. Ребята, как вы думаете, кто здесь живет? Как вы догадались? | Выполняют задание – закрыть глаза. Рассматривают слайд, узнают, называют национальность. Дают ответы: Чувашский народ. По национальным чувашским костюмам. | Закрепление знаний о чувашском национальном костюме. Сохранение положительного эмоционального отклика на его красоту. | |
Посмотрите, что для вас приготовили Чувашские мастера. Достает из короба небольшой сундучок. Показывает его детям. Может кто-то из вас видел это у своих бабушек? Знаете ли вы, как называется этот предмет? Подумайте и скажите, что может находиться в этом сундучке? Да, всё это вполне может храниться в сундучке, но пора посмотреть, что же нам приготовили мастера. Но прежде чем открыть сундучок, надо слова проговорить: чок, чок, чок, открывайся сундучок! (Воспитатель открывает сундучок, достает из него ковш и тарелку). | Рассматривают предмет – сундучок. Отвечают на вопрос: сундучок. Дети дают предполагаемые ответы. Хором и индивидуально проговаривают скороговорку. | Развитие умения отвечать на вопросы, выстраивать диалог с взрослым. Развитие артикуляционного аппарата. | |
Посмотрите, ребята, в нем находится яркая праздничная посуда. Для чего нужна посуда? Из таких ковшей угощают дорогих гостей по большим праздникам. Мастера хотят познакомить вас с предметами чувашского быта. (На экране картинка кружки и стакан расписаны в национальном стиле). Посмотрите на экран – это керамическая кружка украшена чувашскими элементами. Их можно прочитать так – прямая линия это земля, волнистая линия – вода. А это стакан. Он тоже украшен чувашским орнаментом – воробьиные лапки. Такая яркая и праздничная посуда украшает кухню. Создает у хозяйки праздничное настроение, радует сердце. Какие цвета чаще используют чувашские мастера для росписи изделий? (Показ картинок с элементами чувашской росписи). Ребята, расскажите, что обозначают цвета в чувашской росписи? Что обозначает черный цвет? Зеленый цвет? Что мастера обозначали синим цветом? А желтый цвет? | Дети рассматривают посуду. Просмотр слайдов с элементами чувашской росписи на посуде. Ответы: Черный цвет в чувашской росписи обозначает цвет вспаханной земли. Зеленый - цвет растительности. Синий цвет воды и неба. Желтый цвет спелого зерна, солнца. | Закрепление интереса к культуре народов Поволжья через знакомство с народными промыслами. Активизацция словаря детей словами: ковш, и др. Закрепление знаний об особенностях национальной росписи, колорите. | |
Мы с вами сегодня поработаем как чувашские мастера и украсим посуду элементами чувашского орнамента. Заглянем ещё раз в сундучок. Ой, он не открывается. Что мы забыли сказать? Напомни нам Оля. Вот эти предметы быта мы и будем расписывать. Берите, кто какие хочет, и проходите к столам. Какая красивая получилась у вас посуда. Давайте поставим ее на поднос для высыхания. | Ребенок проговаривает – чок, чок, чок, открывайся сундучок. Дети достают из сундучка бумажные стаканчики, тарелочки. Проходят к столам. Красками наносят узор на бумажную посуду. Дети расставляют свои работы на поднос. | Формирование мотивации к совместной деятельности. Развитие творческих способностей детей. | |
Наше путешествие по городам мастеров продолжается. Глаза закрывайте – раз, два, три в город мордовских мастеров нас перенеси. А вот и третья остановка. На экране куклы в мордовских национальных костюмах. Ребята, какой народ здесь живет? Народ в Мордовии талантливый и трудолюбивый. С древних времен он занимался земледелием, пчеловодством, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно были развиты народные промыслы и декоративное искусство. | Рассматривают слайд, называют национальность. Дают ответы: Мордовский народ. По национальным мордовским костюмам. Слушают рассказ воспитателя. | Закрепление знаний о мордовском национальном костюме. Поддерживание положительного эмоционального отклика на его красоту. | |
Показ презентации «Народные промыслы Мордовии. Вышивка, резьба по дереву, плетение из бисера, плетение из лозы; Изготовление посуды и игрушек из глины». | Дети смотрят презентацию, слушают, воспитателя, задают вопросы. | Закрепление интереса к культуре народов Поволжья через знакомство с народными промыслами. | |
Хотите почувствовать себя настоящими мастерами по изготовлению игрушек? Приглашают вас в мастерскую, где вы будите лепить мордовский колокольчик. Какие красивые колокольчики у вас получились. Ставьте их на поднос, мы их заберем с собой. | Дети проходят за столы и начинают лепить из пластилина колокольчик методом раскатывания и нанесения пласта на конус. Сглаживают неровности и убирают ненужные излишки пластилина. Стекой делают насечки. После окончания лепки ставят игрушку на поднос. | Проявление интереса и готовности к совместной деятельности. Развитие творческих способностей. | |
Наше путешествие по городам мастеров продолжается. Глаза закрывайте – раз, два, три в город русских мастеров нас перенеси. А вот и четвертая остановка. На экране куклы в русских национальных костюмах. Ребята, какой народ здесь живет? Как вы догадались? | Выполняют задание – закрыть глаза. Просмотр слайда. Дают ответы: Русский народ. | Закрепление знаний о русском национальном костюме. Поддержка положительного эмоционального отклика на их красоту. | |
Мастера умельцы смастерили куколки, которыми играли ваши бабушки, когда были маленькими. (Мастерица достает из короба куколку-пеленашку и показывает детям). Называется эта куколка – куколка-пеленашка. Посмотрите, из чего делали такую куколку: из белой тряпочки крутили столбик – это туловище, один кончик обвязывали пестрым платочком, затем в другую тряпочку заворачивали и перевязывали веревочкой. Вот такие куколки получались. Их пеленали и играли. А такую куколку мама делала своему малышу, как только он родился. И называется она куколка-кувадка. (Мастерица достает из короба куколку-кувадку и показывает детям). Эта куколка оберегала малыша от болезней, от злых людей. Её подвешивали в люльке, как сейчас подвешивают погремушки. А когда он подрастал, эта куколка становилась его игрушкой. В старину девочки и мальчики играли в такие же игры с куклами, как и вы: «Ходили в гости», «Дочки-матери» и пр. с этими куколками водили хороводы. Хотите вести хоровод? | Слушают рассказ воспитателя. Рассматривают игрушки. | Формирование интереса к истории и традициям народной игрушки. | |
Выходи, честной народ! Поиграем в хоровод! | Дети становятся в круг. Проводится русская народная игра «Кострома». Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | Обогащение двигательного опыта. Воспитание интереса к народным играм. | |
Понравились вам куколки старинные? Кто из вас запомнил, как называется эта куколка? (Показывает куклу-кувадку). Правильно, это куколка-кувадка. Хотите научиться делать такую куколку? Тогда давайте все вместе сядем за большой стол и потрудимся. Ребята, давайте еще раз внимательно рассмотрим кукол. Из каких деталей они сделаны? Перед вами лежат лоскутки ткани: один поменьше – это будут ручки куколки, и побольше – это туловище, ниткой мы будем скреплять детали. Смотрите внимательно и повторяйте за мной. Показывает схему-технологию изготовления тряпичной куклы. Рассказывает этапы выполнения куклы. Раздает технологические карты. | Дети рассаживаются за стол, на столе приготовлены детали для изготовления кукол и куклы – образцы. Ответ детей. Рассматривают технологию изготовления тряпичной куклы «Кувадка». Дети выбирают материал и конструируют куклу с опорой на технологическую карту. Дети изготавливают куколку по образцу воспитателя. | Проявление интереса и готовности к совместной деятельности. Обогащение словаря детей словами: кукла «Кувадка» и др. Умение работать со схемой- технологией изготовления народной куклы. Формирование универсальных действий: складывание, обматывание, завязывание узла. | |
Наши куколки готовы! Какие они красивые получились, пестрые, нарядные! Как их много! Ребята, давайте наших куколок объединим в большой дружный хоровод! А чтобы хоровод получился, мы наденем кукол на длинную веревочку – гирлянду! Посмотрите, какая длинная гирлянда у нас получилась! Эту гирлянду мы с вами сделали все вместе, дружно! Давайте назовем её гирляндой дружбы! Встанем в круг с нашими куклами и посмотрим, какая длинная гирлянда у нас получилась. | Дети нанизывают куклы на веревочку. Дети встают в круг и растягивают гирлянду. Любуются своими работами. | Развитие умения оценивать собственную деятельность. | |
Вам понравилось делать старинные куклы? Как вы считаете, ими можно играть? Конечно, можно, а еще такую куклу можно кому-нибудь подарить, правда, ребята? А сейчас пришла пора прощаться. Давайте закроем глаза и скажем: раз, два, три в детский сад нас возврати. Во время стихотворения воспитатель снимает костюм, дети открывают глаза. | Отвечают на вопросы. Закрывают глаза. | Развитие умения отвечать на вопросы, выстраивать диалог с взрослым. | |
Заключительный | Ребята, мы вернулись в нашу группу. Понравилось вам путешествие? Куда вы путешествовали? Что вы там увидели? Чему вы научились в городе мастеров Поволжья? Какие подарки вы собой принесли? Какие вы молодцы! Я предлагаю разместить поделки в нашем уголке, и пусть все полюбуются ими. Согласны? А мастеров мы поблагодарим за интересное путешествие. | Дети отвечают на поставленный вопрос педагога. | Умение отвечать на вопросы, выражать собственное мнение. |
Ход:
Звучит русская народная музыка, дети проходят в зал, располагаются полукругом.
Детей встречает воспитатель в роли Мастерицы с коробом игрушек.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие! Рада вас приветствовать на земле русской, в городе мастеров Поволжья. Богат и многонационален наш край. С давних пор живут здесь смелые, умелые, веселые, красивые мастера разных национальностей – русские, мордва, чуваши, татары. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать? И решили народные умельцы пригласить вас в путешествие по городам и селам мастеров Волжских, да поучиться у них мастерству. Готовы отправиться? (Ответы детей).
Воспитатель: Глаза закрывайте – раз, два, три в город татарских мастеров нас перенеси. А вот и первая остановка.
На экране куклы в татарских национальных костюмах.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто здесь живет? (Татарский народ).
Как вы догадались? (По национальным татарским костюмам).
Воспитатель:
Татарские мастера хотят познакомить вас с этим предметом. (Достает из короба тюбетейку. Показывает детям).
Ребята, как вы думаете, что это такое? (Тюбетейка).
Что, вы знаете о тюбетейке? (Ответы детей).
Тюбетейка - мужской головной убор национального костюма татар.
Свое название она получила от древнего тюрского слова «Тюбе» - что переводится, как верх, вершина. Тюбетейка состоит из верха околышка.
Как вы думаете это повседневная тюбетейка или праздничная? (Ответы детей).
Это повседневная тюбетейка. Праздничную тюбетейку украшают золотым шитьем, бисером, шьют из бархата (Показ на экране картинки праздничного головного убора).
Раньше тюбетейка выполняла роль защитного головного убора воинов, которую одевали под железный шлем. Она была разнообразной формы. Вначале это были шапки из меха и ткани. Затем она стала полусферической формы. Вам она нравится? Чем она вам понравилась? (Ответы детей).
Какой основной цвет в используют в татарском орнаменте? (Зеленый).
Рассмотрите эти красивые узоры. На что эти узоры похожи? (На цветы и листья растений - волнообразные линии виноградной лозы, цветы тюльпана, пиона, фиалок). Хотите, чтобы у каждого из вас была тюбетейка?
Татарские мастера предлагают сделать её из бумаги. Для вас они приготовили схемы, по которым вы сложите тюбетейку методом оригами.
Дети проходят к столам и по схеме складывают тюбетейку из бумаги.
Воспитатель: Какие красивые тюбетейки у вас, ребята, получились. Но на них не хватает узора. Дома вместе с родителями украсите их по своему желанию. А пока сложите мне их в короб.
А сейчас давайте поиграем в народную татарскую игру «Тюбетейка».
Проводится подвижная игра.
Воспитатель: Наше путешествие по городам мастеров продолжается. Глаза закрывайте – раз, два, три в город чувашских мастеров нас перенеси. А вот и вторая остановка.
На экране куклы в чувашских национальных костюмах.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто здесь живет? (Чувашский народ).
Как вы догадались? (По национальным чувашским костюмам).
Воспитатель: Посмотрите, что для вас приготовили Чувашские мастера.
(Достает из короба небольшой сундучок. Показывает его детям).
Может кто-то из вас видел это у своих бабушек? Знаете ли вы, как называется этот предмет? (Сундучок).
Подумайте и скажите, что может находиться в этом сундучке? (Дети дают предполагаемые ответы).
Да, всё это вполне может храниться в сундучке, но пора посмотреть, что же нам приготовили мастера. Но прежде чем открыть сундучок, надо слова проговорить: чок, чок, чок, открывайся сундучок! (Дети хором и индивидуально проговаривают слова).
Воспитатель открывает сундучок, достает из него ковш и тарелку).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, в нем находится яркая праздничная посуда. Для чего нужна посуда? Из таких ковшей угощают дорогих гостей по большим праздникам. (Дети рассматривают посуду).
Воспитатель: Мастера хотят познакомить вас с предметами чувашского быта. (На экране картинка кружки и стакан расписаны в национальном стиле).
Посмотрите на экран – это керамическая кружка украшена чувашскими элементами. Их можно прочитать так – прямая линия это земля, волнистая линия – вода. А это стакан. Он тоже украшен чувашским орнаментом – воробьиные лапки. Такая яркая и праздничная посуда украшает кухню. Создает у хозяйки праздничное настроение, радует сердце. Какие цвета чаще используют чувашские мастера для росписи изделий? (Показ картинок с элементами чувашской росписи).
Воспитатель: Ребята, расскажите, что обозначают цвета в чувашской росписи?
Что обозначает черный цвет? (в чувашской росписи он обозначает цвет вспаханной земли).
Зеленый цвет? (цвет растительности).
Что мастера обозначали синим цветом? ( – цвет воды и неба).
А желтый цвет? (цвет спелого зерна, солнца).
Мы с вами сегодня поработаем как чувашские мастера и украсим посуду элементами чувашского орнамента. Заглянем ещё раз в сундучок. Ой он не открывается. Что мы забыли сказать? Напомни нам Оля. (Ребенок проговаривает – чок, чок, чок, открывайся сундучок).
Воспитатель: Вот эти предметы быта мы и будем расписывать. Берите, кто какие хочет, и проходите к столам. (Дети достают из сундучка бумажные стаканчики, тарелочки. Проходят к столам и красками наносит узор на бумажную посуду).
Воспитатель: Какая красивая получилась у вас посуда. Давайте поставим ее на поднос для высыхания. (Дети расставляют свои работы на поднос).
Воспитатель: Наше путешествие по городам мастеров продолжается. Глаза закрывайте – раз, два, три в город мордовских мастеров нас перенеси. А вот и третья остановка.
На экране куклы в мордовских национальных костюмах.
Воспитатель: Ребята, какой народ здесь живет? (Мордовский народ).
Народ в Мордовии талантливый и трудолюбивый. С древних времен он занимался земледелием, пчеловодством, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно были развиты народные промыслы и декоративное искусство. (Показ презентации «Народные промыслы Мордовии. Вышивка, резьба по дереву, плетение из бисера, плетение из лозы; Изготовление посуды и игрушек из глины»).
Воспитатель: Хотите почувствовать себя настоящими мастерами по изготовлению игрушек? Приглашают вас в мастерскую, где вы будите лепить мордовский колокольчик. (Дети проходят за столы и начинают лепить из пластилина колокольчик методом раскатывания и нанесения пласта на конус. Сглаживают неровности и убирают ненужные излишки пластилина. Стекой делают насечки и продевают ниточку).
Воспитатель: Какие красивые колокольчики у вас получились. Ставьте их на поднос, мы их заберем с собой.
Воспитатель: Наше путешествие по городам мастеров продолжается. Глаза закрывайте – раз, два, три в город русских мастеров нас перенеси. А вот и четвертая остановка.
На экране куклы в русских национальных костюмах.
Воспитатель: Ребята, какой народ здесь живет? (Русский народ).
Как вы догадались? (Ответы детей).
Мастера умельцы смастерили куколки, которыми играли ваши бабушки, когда были маленькими. (Мастерица достает из короба куколку-пеленашку и показывает детям). Называется эта куколка – куколка-пеленашка. Посмотрите, из чего делали такую куколку: из белой тряпочки крутили столбик – это туловище, один кончик обвязывали пестрым платочком, затем в другую тряпочку заворачивали и перевязывали веревочкой. Вот такие куколки получались. Их пеленали и играли. А такую куколку мама делала своему малышу, как только он родился. И называется она куколка-кувадка. (Мастерица достает из короба куколку-кувадку и показывает детям). Эта куколка оберегала малыша от болезней, от злых людей. Её подвешивали в люльке, как сейчас подвешивают погремушки. А когда он подрастал, эта куколка становилась его игрушкой. В старину девочки и мальчики играли в такие же игры с куклами, как и вы: «Ходили в гости», «Дочки-матери» и пр. с этими куколками водили хороводы. Хотите вести хоровод?
Воспитатель: Выходи, честной народ! Поиграем в хоровод! (Дети становятся в круг. Проводится русская народная игра «Кострома»).
Воспитатель: Понравились вам куколки старинные? Кто из вас запомнил, как называется эта куколка? (Показывает куклу-кувадку).
Правильно, это куколка-кувадка. Хотите научиться делать такую куколку? Тогда давайте все вместе сядем за большой стол и потрудимся. (Дети рассаживаются за стол, на столе приготовлены детали для изготовления кукол и куклы – образцы.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз внимательно рассмотрим кукол. Из каких деталей они сделаны? (Ответы детей). Перед вами лежат лоскутки ткани: один поменьше – это будут ручки куколки, и побольше – это туловище, ниткой мы будем скреплять детали. Смотрите внимательно и повторяйте за мной. (Дети изготавливают куколку по образцу воспитателя).
Воспитатель: Наши куколки готовы! Какие они красивые получились, пестрые, нарядные! Как их много! Ребята, давайте наших куколок объединим в большой дружный хоровод! А чтобы хоровод получился, мы наденем кукол на длинную веревочку – гирлянду! (Дети нанизывают куклы на веревочку).
Воспитатель: Посмотрите, какая длинная гирлянда у нас получилась! Эту гирлянду мы с вами сделали все вместе, дружно! Давайте назовем её гирляндой дружбы! Встанем в круг с нашими куклами и посмотрим, какая длинная гирлянда у нас получилась. (Дети встают в круг и растягивают гирлянду).
Воспитатель: Вам понравилось делать старинные куклы? Как вы считаете, ими можно играть? Конечно, можно, а еще такую куклу можно кому-нибудь подарить, правда, ребята? А сейчас пришла пора прощаться. Давайте закроем глаза и скажем: раз, два, три в детский сад нас возврати.
(Во время стихотворения воспитатель снимает костюм, дети открывают глаза).
Воспитатель: Ребята, мы вернулись в нашу группу. Понравилось вам путешествие? Куда вы путешествовали? Что вы там увидели? Чему вы научились в городе мастеров Поволжья? Какие подарки вы собой принесли? Какие вы молодцы! Я предлагаю разместить поделки в нашем уголке, и пусть все полюбуются ими. Согласны? А мастеров мы поблагодарим за интересное путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».
Нетрадиционная форма работы с родителями....
Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».
Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...
Муниципальный проект «Город мастеров» Тема: «Люби дело – мастером будешь»
Знакомство детей подготовительной группы с народными промыслами, с историей их возникновенияАктуальность:1.Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном ...
Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»
Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»...
Презентация Дополнительное образовательная деятельность воспитанников в подготовительной группе "Город мастеров" кружок "Пластилиновые мастера"
Основной материал-пластелин, а основным инструментом в пластилинографии является рука....
Дополнительное образовательная деятельность воспитанников в подготовительной группе "Город мастеров" кружок "Пластилиновые мастера"
Развитие мелкой моторики рук и развитие речи....