Муниципальный проект «Город мастеров» Тема: «Люби дело – мастером будешь»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Чупилина Елена Павловна

Знакомство детей  подготовительной группы с народными  промыслами, с историей их возникновения

Актуальность:

1.Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

2.Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Соприкосновение с ним обогащает детей, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, прививает любовь к своему краю.

 

Познавая красоту народного творчества, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Всё это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту в своих рисунках, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется эстетический и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам народного декоративно-прикладного искусства. У ребят формируются различные способности как художественные, так и интеллектуальные.

Цель проекта:

  • Создание мини-музея «Народно-прикладного искусства»
  •  Воспитание ребёнка в традициях отечественной музыкальной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Задачи:

  • формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности
  • расширить знания детей о видах народного декоративно-прикладного искусства: гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка, художественные изделия из бересты, матрешка.
  • развитие творческих способностей детей и родителей;
  • формировать у детей патриотические чувства: любви и гордости к Родине;
  • донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
  • развивать активное восприятие народной музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма,  ладовое чувство),  посредством исполнения р. н. песен, р. н. плясок,  музицировании на детских народных инструментах;
  • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности детей во время р. н. игр.
  • налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников
  • повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;
  • способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

 Гипотеза:

Создание психолого–педагогических условий в работе по проекту поможет детям:

  • узнать изделия народных промыслов;
  • приобщит их к истокам русской национальной культуры;
  • способствует формированию у них чувства гордости за талант русского народа, чувства понимания, что  они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
  • объединит  детей и родителей в творческом  процессе.

 

 

Предполагаемый результат:

  • В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
  • Повышение познавательного интереса  к русской народной культуре через восприятие народной музыки посредством музыкального фольклора;
  • Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
  • Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
  • Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
  • Активное участие родителей в жизни детского сада и группы;

Выход:

  • Проведение итогового мероприятия - праздника «Город мастеров» для детей и родителей группы. Создать праздничную атмосферу, укрепить традиции.
  • Выставка совместных творческих работ детей   на тему «Народные умельцы».
  • Альбом по народным промыслам: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымка».
  • Презентация проекта для педагогов ДОУ, для родителей группы.
  • Благодарность самым активным родителям за участие в организации и реализации проекта (последняя неделя февраля)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gorod_masterov.docx40.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Муравейник»

Муниципальный проект «Город мастеров»

Тема: «Люби дело – мастером будешь»

(знакомство детей  подготовительной группы с народными  промыслами, с историей их возникновения)

 

 Подготовили: воспитатель Чупилина Е.П.

музыкальный руководитель: Недбайло И.А.

Коломна

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

Вступление

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы. Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т. д. В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

Актуальность:

В условиях современного общества, главными  приоритетами в воспитании ребенка являются  его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой  самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность, патриотизм и  духовность занимают далеко не первые места.Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общества в целом. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут духовно-нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства и тогда это станет неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Необходимо организовывать такие мероприятия, которые формируют у дошкольников систему знаний о русской народной культуре, закладывают основы патриотизма, любовь к малой родине, людям труда разных профессий.

Продолжительность проекта:

5 месяцев  (средней продолжительности)

Тип проекта:

-по содержанию - «Ребенок и рукотворный мир»

- по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги.)

- по целевой установке – информационно-практико-ориентированный

-по характеру участия ребенка в проекте: ребенок – участник проекта от зарождения идеи до получения результата

Возраст детей: 6-7лет.

Проблема, исходящая от детей:

Для  организации выставки чайной посуды «От мала - до велика» дети из дома принесли чашки, заварочные чайники (большие и маленькие), блюдца, самовар. Внимание детей привлекла чашка, которую принесла Олеся.  Она очень понравилась ребятам: необычной формой и красивым узором(голубые цветы по белому фону). Заинтересовались ребята: кто принес, что изображено.  Некоторые дети поделились, что  в их семьях тоже есть посуда с голубыми узорами.Как называется это изделие? Где его сделали?  Почему только голубой цвет использовал художник? Ребята решили поискать ответы на эти вопросы у воспитателей, у родителей, в интернете, в энциклопедиях.

Проблема, на решение которой направлен проект:

1.Дети не знакомы с русскими народными промыслами, их историей.

К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о  видах народного декоративно - прикладного искусства, не достаточно знакомы с историей народных промыслов.

2. Проблема взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников;

Совместное решение детей и педагогов:

  • Используя всевозможные источники, найти ответы на поставленные вопросы.
  • Эстетическое развитие детей осуществляется в процессе в процессе восприятия искусства и собственной художественной деятельности. Необходимо организовать мастерскую «Русские мастера», где продолжить знакомство детей с народными  промыслами, с историей их возникновения, воспитывать уважение к народным мастерам, к их труду.

Цель проекта:

  • Создание мини-музея «Народно-прикладного искусства»
  •  Воспитание ребёнка в традициях отечественной музыкальной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Задачи:

  • формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности
  • расширить знания детей о видах народного декоративно-прикладного искусства: гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка, художественные изделия из бересты, матрешка.
  • развитие творческих способностей детей и родителей;
  • формировать у детей патриотические чувства: любви и гордости к Родине;
  • донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
  • развивать активное восприятие народной музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма,  ладовое чувство),  посредством исполнения р. н. песен, р. н. плясок,  музицировании на детских народных инструментах;
  • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности детей во время р. н. игр.
  • налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников
  • повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;
  • способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

 Гипотеза:

Создание психолого–педагогических условий в работе по проекту поможет детям:

  • узнать изделия народных промыслов;
  • приобщит их к истокам русской национальной культуры;
  • способствует формированию у них чувства гордости за талант русского народа, чувства понимания, что  они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
  • объединит  детей и родителей в творческом  процессе.

Актуальность:

1.Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

2.Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Соприкосновение с ним обогащает детей, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, прививает любовь к своему краю.

Познавая красоту народного творчества, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Всё это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту в своих рисунках, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется эстетический и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам народного декоративно-прикладного искусства. У ребят формируются различные способности как художественные, так и интеллектуальные.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

- сбор информации;

- работа с родителями: Оформление информационных стендов по определенной теме, консультаций, помощь родителей в организации мини-музея народно-прикладного искусства.

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование, составленное на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

2. Основной:

- работа с детьми (организация совместной деятельности с детьми, посещение выставки, проведение познавательных и творческих занятий соответствующей тематики)

- оснащение предметно-развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой) .

3. Обобщающий:

- систематизация материалов;

- организация музея народно-прикладного искусства;

Выставок:

  • «Голубое чудо Гжели»
  • «Золотая моя хохлома»
  • «Городецкие  узоры»
  • «Дымка»

Критерии оценивания:

- знание детьми изделий народных промыслов (игровые и образовательные ситуации);

- наличие в группах тематических альбомов, соответствие их теме проекта;

- количество родителей – участников выставок, конкурсов;

- количество семейных творческих работ – фотографий, поделок, рисунков и т. п.

Ресурсы:

1. Информационные:

- фото- материалы;

2. Научно-методические:

- консультативная работа с родителями.

3. Дидактическое обеспечение:

- подбор  пословиц о труде, произведений о русских мастерах;

- побор открыток, фотографий о народных промыслах;

- подбор тематических дидактических игр.

4. Кадровые:

- воспитатели;

- музыкальный руководитель.

5. ТСО:

-интерактивная доска;

- ноутбук;

-фотоаппарат;

- музыкальный центр.

Планирование:

Подготовительный этап:

1. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов по данной теме;

2. Подбор детской художественной литературы, произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

3. Разработка дидактических игр;

4. Подбор картотеки хороводных и подвижных народных игр;

5. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

6. Разработка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

7. Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам;

8. Привлечение родителей к участию в создании мини-музея;

9. Составление перспективного плана, разработка конспектов, обогащение развивающей среды

Консультации для родителей:

  • Консультация для родителей «Значение прикладного декоративного искусства в развитии ребенка»». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.
  • Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.
  • Консультация для родителей «Посуда своими руками». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе
  • Консультация для родителей «Народное искусство в вашей семье»». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе
  • Сбор информации и экспонатов для выставки  (изделия народных промыслов: гжельская посуда, гжельские вазы, гжельские скульптуры; изделия «золотая хохлома», изделия «городецкие узоры»)

Организация музея «народно-прикладного искусства»

Пополнение выставок:

  • «Голубое чудо Гжели»  (первая половина декабря)                                              
  • «Золотая моя хохлома» (вторая половина  января)
  • «Дымка» (1 половина февраля)
  • «Городецкие  узоры»( вторая половина февраля)

2 этап – основной

1. НОД ООПР Ознакомление с окружающим миром

  • «Народные промыслы России»

Цель: Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски).

  • Знакомство с русскими народными традициями и обычаями.

«Русский  самовар и чаепитие на Руси»

         Цель: Познакомить детей с самоваром, искусством чаепития и хлебосольства на Руси.

Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям.

  • «Золотая Хохлома»

Цель:Познакомить детей с народным промыслом, историей его возникновения.

  • «Дымковская игрушка»

Цель:Познакомить   народным промыслом, историей его возникновения

  • «Чудо – Гжель»

Познакомить детей с народным промыслом, историей его возникновения

  • «Городецкая роспись»

Цель: Познакомить детей с народным промыслом, с историей его возникновения

  • «Матрешка-символ России»

Цель: познакомить  детей с историей народной игрушки, с историей  рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной  игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства.

2.НОД ОО Х-ЭР Рисование

  • «Голубое  чудо Гжели» (роспись тарелочки)

Цель:  Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.

  • Роспись силуэтов дымковской игрушки

Цель: Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки.

  • ««Этот волшебный завиток» хохлома»

Цель: Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение.

  • «Городецкая роспись разделочной доски». (роспись силуэта доски)

Цель: Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти.

  • «Городецкая роспись посуды (поставец)»

Цель: Продолжить знакомство  детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти.

  • Знакомство с русской матрёшкой

Цель: Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-Майданской росписи, используя  акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных

3. ООРР Ознакомление с худ.литературой: Аксаков С. Т. «Аленький цветочек», «Финист – Ясный Сокол», Афоньшин С. В. "Городецкий пряник", "Сказ про Семена - ложкаря", Дьяконов Л. "Олень - золотые рога", Алмазов Б. "Деревянное царство", Каменева Е. "Волшебная глина", Л. Яхнин "Веселое слово Хохлома", Уварова И. "Глина, вода и огонь",В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», Петр Синявский «Хохлома», «Гжель», «Жостовские кисти», В. Набоков «Хохлома», Елена Никонова «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома», Ольга Волкова «Золотая хохлома», Лариса Васильева «Жостовский поднос», Э. Межелайтис «Городец».

4.ООРР Развитие речи:

Чтение пословиц и поговорок о народных традициях и промыслах

Цель: активизировать речь детей, расширять словарный запас.

5. ООФР: подвижные игры: «Ручеек», «Я весёлая ткачиха», «Золотые ворота», «Иван», «Дедушка рожок», «Колечко-колечко».

Цель: Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу.

6.Х-ЭР Музыка

Хороводные народные игры «Гори, гори ясно», «Каравай», «Селезень и уточка», «Плетень»

Прослушивание русских народных песен «Гжель, гжель», «Хохлома», «Мы - матрёшки», «Веселись, играй и на празднике побывай!»

8. Раскрашивание тематических раскрасок.

Цель: учить детей приемам закрашивания, развивать интерес к декоративному искусству.

9. Работа с родителями:

-Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки»

-Родительские гостиные:

- «Мамин день»

-«Весна в городе мастеров»

Выход:

  • Проведение итогового мероприятия - праздника «Город мастеров» для детей и родителей группы. Создать праздничную атмосферу, укрепить традиции.
  • Выставка совместных творческих работ детей   на тему «Народные умельцы».
  • Альбом по народным промыслам: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымка».
  • Презентация проекта для педагогов ДОУ, для родителей группы.
  • Благодарность самым активным родителям за участие в организации и реализации проекта (последняя неделя февраля)

Предполагаемый результат:

  • В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
  • Повышение познавательного интереса  к русской народной культуре через восприятие народной музыки посредством музыкального фольклора;
  • Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
  • Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
  • Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
  • Активное участие родителей в жизни детского сада и группы;

 Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Литература:

  1. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  2. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»
  3. Мозаика- Синтез Москва 2015
  4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб Издательство «Детство-пресс» 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКЦИЯ «Делай зарядку, будешь здоров!» Участие родителей в проекте «Будь, всегда здоров» Средняя группа

Участие родителей в проекте «Будь, всегда здоров». Цель: Формирование здорового образа жизни в семье.Задача:  Показать. как родители способствуют укреплению здоровья детей д...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Муниципальный проект "Город мастеров" 2016-2017 гг

Материал содержит методические разработки для детей подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию и ручному труду. Теиа проекта "Мастера поделок"....

Муниципальный проект «Счастливая семья» тема: «Я и моя семья»

Актуальность:Проект разработан в силу особой актуальности проблемы: у молодого поколения утрачена ценность семьи, наблюдаются процессы кризисных явлений в семьях,   родители не хотят занимат...