Програма кружка "Пластилинка"для детей 4-5лет
рабочая программа (средняя группа)
В данной программе составлен перспективный план работы с детьми 4-5 лет по нетрадиционной технике рисования пластилинография
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_plastilinka.docx | 48.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент по социальным вопросам
Администрации Заводоуковского городского округа
Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования
Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка-детский сад «Светлячок»
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета _____ директор Е. В. Бушмелёва
От «____»______________2023г. Детский сад «Светлячок»
.Протокол №______ «_____»__________2023г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Пластилинка»
Возраст обучающихся: 4 - 5лет
Срок освоения программы: 1 год
Обьем программы: 94 часа
Автор-составитель: Геращенко Ирина Евгеньевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Заводоуковск, 2023 год
Содержание
1. Содержание | 2 |
2. Пояснительная записка | 3-4 |
3. Цели, задачи | 5 |
4. Учебный план программы | 6-8 |
5. Календарный учебный график | 9-11 |
6. Содержание программного материала 7. Методические материалы | 12 12 |
| 13 |
9. Организация мероприятий с обучающимися и родителями | 13 |
10.Оценочные материалы | 13 |
| 14 |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилинка» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
- .Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- .Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (09.11.2018 г. № 196)
- Приказ Минпросвещения России от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»
- Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
6. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
7. СанПиН 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
8. Устав образовательной организации.
9. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинка» носит худохественно - эстетическую направленность. И направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности и отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации игровой деятельности с детьми .
За основу построения дополнительной образовательной программы «Пластилинка» взята игровая форма деятельности. Такое построение занятий кружка способствует более успешному освоению образовательной программы.
Игра ,как деятельность, успешно решает задачи познавательного, творческого и эстетического развития, так как игра - ведущий вид деятельности детей, она понятна и доступна детям.
Актуальность данной программы состоит в том, что развитие детского творчества, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является одной из задач содержания образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
В условиях реализации ФГОС ДО, ребенок, становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В соответствии с таким пониманием стать субъектом изобразительной деятельности – значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.
Пластилинография -художественно-изобразительная деятельность с детьми дошкольного возраста в нетрадиционной технике работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности.
Посредством пластилинографии, у дошкольников формируются творческие способности, зрительно-двигательная координация, пространственная ориентация, мелкая моторика рук, умственные способности, развиваются психические процессы
При составлении программы руководствовалась авторской программой «Пластилинография для малышей» Г.Н. Давыдова
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде игр, что не утомляет детей и способствует лучшему запоминанию приёмов и действий. При подборе заданий учитывается то, чтобы они были не слишком трудные, но и не слишком легкие - только в этом случае лепка приносит детям пользу и радость.
Отличительной чертой данной программы является связь изобразительного с эстетическим и речевым развитием. Совокупность, вариативность педагогической технологии обеспечит интеллектуальное, личностное развитие ребенка.
Цель: Развитие художественных способностей детей среднего возраста средствами пластилинографии
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с новым способом изображения - пластилиногграфией, основными приёмами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, обрезание стеком);
- формировать умение простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
Воспитательные:
- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
Развивающие:
- развивать интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы;
- способствовать повышению речевой активности;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно - двигательное восприятие, зрительно - пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.
Прогнозируемый результат
· у ребёнка развит интерес к творческой деятельности·
· усвоены основные правила работы в технике пластилинографии;·
· ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.·
Режим занятий
Программа предназначена для детей 4-5 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы организации – образовательная деятельность, 2 раза в неделю, продолжительностью 20 минут.
Общее количество часов, отведённых на реализацию программы - 94.
1. Учебный план
№п/п | Тема | Всего часов | В том числе | Форма аттестация/ контроля | |
теория | практика | ||||
| |||||
1.1 | «Диагностика» | 2 | 2 | ||
1.2 | «Воздушные шары» | 2 | 2 | ||
1.3 | «Созрели яблочки в саду» | 2 | 2 | ||
1.4 | «Звёздное небо» | 2 | 2 | ||
1.5 «Бусы для Люси» | 2 | 2 | |||
1.6 «Чудо - грибочки» | 2 | 2 | |||
1.7 «Солнышко проснулось деткам улыбнулось» | 2 | 2 | |||
1.8 «Мы делили апельсин | 2 | 2 | |||
1.9 «Ветка рябины» | 2 | 2 | |||
1.10 «Осеннее дерево» | 2 | 2 | |||
1.11 «Черепаха.» | 2 | 2 | |||
1.12 «Клубочки для котёнка» | 2 | 2 | |||
1.13 «Снежинка» | 2 | 2 | |||
1.14 «Снеговикк» | 2 | 2 | |||
1.15 «Ёлочка - ёлка» | 2 | ||||
1.16 «Новогодняя игрушка» | 2 | 2 | |||
1.17 «Чашка для куклы» | 2 | 2 | |||
1.18 «Рыбки в аквариуме» | 2 | 2 | |||
1.19 «Светофорик» | 2 | 2 | |||
1.20 «Зимнее дерево» | 2 | 2 | |||
1.21 «Праздничный торт» | 2 | 2 | |||
1.22 «Самолёт летит» | 2 | 2 | |||
1.23 «По замыслу» | 2 | 2 | |||
1.24 «Украсим платье» | 2 | 2 | |||
1.25 «Веточка мимозы» | 2 | 2 | |||
1.26 «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки» | 2 | 2 | |||
1.27 «Мышка - норушка и золотое яичко» | 2 | 2 | |||
1.28 «Уточка с утятами» | 2 | 2 | |||
1.29 «Верба» | 2 | 2 | |||
1.30 «Пасхальное яйцо» | 2 | 2 | |||
1.31 «Мишка косолапый» | 2 | 2 | |||
1.32 «Насекомые» | 2 | 2 | |||
1.33 «Ёжикк» | 2 | 2 | |||
1.34 «Одуванчики» | 2 | 2 | |||
1.35 «Диагностика» | 2 | 2 | |||
1.36 «Листочки на дереве» | 2 | 2 | |||
1.36 «Радуга - дуга» | 2 | 2 | |||
1.37 «Солнышко лучистое» | 2 | ||||
1.38 «Улитка» | 2 | 2 | |||
1.39 «Гусеница» | 2 | 2 | |||
1.40 «Дождик» | 2 | 2 | |||
1.41 «Ромашка» | 2 | 2 | |||
1.42 «Цветик - семицветик» | 2 | 2 | |||
1.43 «Зонтик» | 2 | 2 | |||
1.44 «Мухомор» | 2 | 2 | |||
1.45 «Коллективная работа. Лето» | 2 | 2 | |||
1.46 «Коллективная работа. Лето» | 2 | 2 | |||
итог | 94 | 94 |
| |||||
2.1 | «Этот пальчик хочет спать» | 4 | 4 | ||
2.2 | «Дружат наши дети» | 4 | 4 | ||
2.3 | «Этот пальчик в лес пошёл» | 4 | 4 | ||
2.4 | «Птички пьют из бочонка» | 4 | 4 | ||
2.5 | «Поросята» | 4 | 4 | ||
2.6 | «Котята» | 4 | 4 | ||
2.7 | «Сорока - белобока» | 4 | 4 | ||
2.8 | «Капуста» | 4 | 4 | ||
2.9 | «Баиньки - баиньки» | 4 | 4 | ||
2.10 | «Моя семья» | 4 | 4 | ||
2.11 | «Тук - тук» | 2 | 2 | ||
2.12 | «Сидит белка на тележке» | 4 | 4 | ||
2.13 | «Песенка моя» | 4 | 4 | ||
2.14 | «Ля,ля,ля» | 4 | 4 | ||
2.15 | «Мама, мама» | 4 | 4 | ||
2.16 | «Замок» | 4 | 4 | ||
2.17 | «Петушок» | 4 | 4 | ||
2.18 | «Весёлый крик» | 4 | 4 | ||
2.19 | «Спуск по лестнице» | 4 | 4 | ||
2.20 | «Поехали потихонечку» | 4 | 4 | ||
2.21 | «Дом» | 4 | 4 | ||
2.22 | «Мишка косолапый» | 4 | 4 | ||
2.23 | «Чай» | 4 | 4 | ||
2.24 | «Есть в лесу из брёвен дом» | 4 | 4 | ||
итог | 94 | 94 | |||
| |||||
3.1 | «Надуваем шарик» | 8 | 8 | ||
3.2 | «Вот так яблоко» | 8 | 8 | ||
3.3 | «Ракета» | 8 | 8 | ||
3.4 | «Мы во двор пришли гулять» | 8 | 8 | ||
3.5 | «Обезьянки» | 6 | 6 | ||
3.6 | «Самолёт» | 8 | 8 | ||
3.7 | «На ковре котята спят» | 8 | 8 | ||
3.8 | «хохладка» | 8 | 8 | ||
3.9 | «Жук» | 8 | 8 | ||
3.10 | «Радуга» | 8 | 8 | ||
3.11 | «Уточки» | 8 | 8 | ||
3.12 | «Бабочка» | 8 | 8 | ||
итог | 94 | 94 | |||
2.Календарный учебный график
Месяц | Число | Время проведения занятия | Кол-во часов | Содержание занятия (раздел подготовки, тема, форма занятия, форма контроля и т.д.) | Мероприятия за рамками учебного плана |
сентябрь | 05 07 12 14 19 21 26 28 | В 15.30 каждый день | 8 в неделю |
1.1 «Диагностика» 1.2 «Воздушные шары.» 1.2 «Воздушные шары» 1.3 «Созрели яблочки в саду» 1.3 «Созрели яблочки в саду» 1.4 «Звёздное небо» 1.4 «Звёздное небо» Наблюдение, опрос | Анкетирование родителей
|
октябрь | 03 05 10 12 17 19 24 26 | 8 | 1.5 «Бусы для Люси» 1 5«Бусы для Люси» 1.6«Чудо - гриб» 1.6«Чудо - гриб» 1.7 «Солнышко» 1.7 «Солнышко» 1.8 «Апельсин» 1.8 «Апельсин» Наблюдение, опрос | Консультация для родителей «Рисую не красками, а пластилином» | |
ноябрь | 07 09 14 16 21 23 28 30 | 15.30 | 8 | 1.9 «Ветка рябины» 1.9 «Ветка рябины» 1.10 «Осеннее дерево» 1.10 «Осеннее дерево» 1.11.«Черепаха» 1.11 «Черепаха» 1.12 «Клубочки для котёнка» 1.12 «Клубочки для котёнка Наблюдение, опрос | Консультация для родителей «Знакомим детей с разными способами рисования» |
декабрь | 05 07 12 14 19 21 26 28 | 15.30 | 8 | 1.13 «Снежинка» 1.13 «Снежинка» 1.14 «Снеговик» 1.14 «Снеговик» 1.15 «Ёлочка» 1.15 «Ёлочка» 1.16 «Новогодняя игрушка» 1.16 «Новогодняя игрушка» Наблюдение, опрос | Рисование красками «Елочка с игрушками» |
январь | 09 11 16 18 23 25 | 15.30 | 6 | 1.17 «Чашка для куклы» 1.17 «Чашка для куклы». 1.18 «Рыбки в аквариуме» 1.18 «Рыбки в аквариуме» 1.19 «Светофорик» 1.19 « Светофорик« Наблюдение, инд.опрос | Рисование цветными карандашами «Снеговик» |
февраль | 06 08 13 15 20 22 27 29 | 15.30 | 8 | 1.20 «Зимнее дерево» 1.20 «Зимнее дерево» 1.21 «Праздничный торт» 1.21 «Праздничный торт» 1.22 «Самолёт» 1.22 «Самолёт» 1.23 «Украсим платье» 1.23 «Украсим платье» Наблюдение, опрос | Рисование красками «Подарок папе» |
март | 05 07 12 14 19 21 26 28 | 15.30 | 8 | 1.24 «Веточка мимозы» 1.24 «Веточка мимозы» 1.25 «Мышка» 1.25 «Мышка» 1.26 «Уточка» 1.26. «Уточка» 1.28 «Веточка вербы» 1.28 «Веточка вербы» Наблюдение, опрос | Рисование красами «Подарок маме» |
апрель | 02 04 09 11 16 18 23 25 | 15.30 | 8 | 1.29 «Пасхальное лицо» 1.29 «Пасхальное яйцо» 1.30 «Мишка» 1.30 «Мишка» 1.31 «Насекомые» 1.31 «Насекомые» 1.32 «Ёжик» 1.32 «Ёжик» Наблюдение,опрос | Рисование цветными мелками «Одуванчик» |
май | 07 08 14 16 21 23 28 30 | 15.30 | 8 | 1.33 «Одуванчик» 1.33 «Одуванчик» 1.34 «Диагностика» 1.34 «Диагностика» 1.35 «Лсточки на дереве» 1.35 «Листочки на дереве» 1.36 «Радуга» 1.36 «Радуга»
| Наблюдение за насекомыми. рассматривание |
июнь | 04 06 11 13 18 20 25 27 | 15.30 | 8 | 1.37 «Солнышко» 1.37 «Солнышко» 1.38 «Улитка» 1.38 «Улитка» 1.39 «Гусеница» 1.39 «Гусеница» 1.40 «Дождик» 1.40 «Дождик» Итог: игры по замыслу | Рисование мелом на асфальте |
июль | 02 04 09 11 16 18 23 25 | 15.30 | 8 | 1.41 «Ромашка» 1.41 «Ромашка» 1.42 «Семицветик» 1.42 «Семицветик» 1.43 «Зонтик» 1.43 «Зонтик» 1.44 «Мухомор» 1.44 «Мухомор» Итог: игры по замыслу | Рисование мелом на асфальте |
август | 06 08 13 15 20 22 27 29 | 15.30 | 8 | 1.45 «Коллективная работа. Лето»» 1.45 «Коллективная работа. Лето»» 1.46 «Коллективная работа. Лето»» 1.46 «Коллективная работа. Лето»» 1.47 «Паучок» 1.47 «Паучок» 1.48 «По замыслу» 1.48 «По замыслу» | Рисование мелом на асфальте |
- Содержание программного материала
Лепка:
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пластилинография,
- научить разминать его пальцами и ладонями обеих рук,
- продолжать знакомить с пластилином и его свойствами,
- учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска и прикреплять к плоской поверхности,
- учить раскатывать пластилин прямыми и скатывать круговыми движениями,
- развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу,
- учить прикреплять шарики к основе,
- развивать умение создавать изображение из пластилина,
- развивать воображение,
- развивать умение действовать по показу.
Пальчиковые игры:
- обучать точным движениям пальцев правой и левой руки,
- развивать умение загибать пальчики в порядке очерёдности,начиная с мизинца,
- договаривать выделенное слово,
- развивать умения координировть движения пальцев правой и левой руки,
- совершенствовать действия на поверхности стола,
- развивать умения показывать по очереди пальцы на поверхности стола,
- развивать умение вращать кистями рук,
- закреплять умение выполнять различные движения пальцами в соответствии текста,
- формировать умение выполнять движения ладонями, кулачками, проговаривая слова,
- формировать движения пальцами и ладонями в разном темпе,
- совершенствовать ручную умелость.
Физминутки:
- снимают усталость, напряжение;
- улучшают кровообращение, работу сердца, легких;
- способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния..
4.Методические материалы
4.1Методические обеспечение программы
№п/п | Название темы (базовые разделы) | Форма проведения занятий | Методы и приемы проведения занятий | Дидактические материалы, техническая оснащенность | Форма проведения итогов |
1. | «Пальчиковые игры» | Групповая | Наглядные, словесные | Картотека пальчиковых игр | |
2. | Физминутки | Групповая | Наглядные, словесные | Картотека физминуток | |
3. | Лепка | Групповая, индивидуальн | Наглядные, словесные, практическиеисследовательские, проблемно - поисковые | Пластилин, доски для лепки, стеки | выставка |
4.2. Требования техники безопасности в процессе реализации программы
Результат реализации Программы «Пластилинка» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПиНа и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
4.3.Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана
- консультации для родителей:
«Рисую не красками, а пластилином»
«Зкакомим детей с разными способами рисования»
- анкетирование среди родителей «Творческие способности вашего ребёнка»
- организация выставок творческих работ детей,
- фотоотчёты,
- видеоролик
- Оценочные материалы.
1.Выявление умений у ребенка владением приемами лепки из шара, сплющивать для получения блюдца, тарелочки и т.д
Методика проведения: Наблюдение. Беседа. Показ способа лепки. Индивидуальная работа по отрабатыванию приема сплющивания
Уровни: Высокий уровень: Ребенок хорошо владеет приемом лепки сплющивания.
Средний уровень: Ребенок владеет приемом сплющивания, но затрудняется, так как слабо развита мелкая моторика рук.
Низкий уровень: Ребенок частично владеет приемом сплющивания для получения нужной формы.
2. Выявление умений способов создания знакомых образов путем отрывания кусочков пластилина (зернышки для цыплят), скатывание пластилина между ладоней для по лучения округлых форм (мячики, яблочки), раскатывание колбаски, палочки), присоединение (баранки, колечки), сравнивание (пряники, блины)
Методика проведения: Наблюдение. Показ способа лепки, приема: раскатывания, скатывания, сдавливания. Индивидуальная работа по отрабатыванию приема раскатывания
Уровни: Высокий уровень: Ребенок хорошо владеет приемами лепки такими как: раскатывание (колбаски, па лочки), скатывание пластилина круговыми движениями между ладоней для получения округлых форм (мячики, яблочки), а также сдавливание пластилина между ладоней(пряники, блины)
Средний уровень: Ребенок владеет приемами лепки, но затрудняется раскатывать его между ладоней круговыми движениями для получения колбаски, палочки. Слабо развита мелкая моторика рук.
Низкий уровень: Ребенок частично владеет приемами лепки, затруднение вызывается при раскатывании пластилина круговыми движениями
3. Выявление приемов и навыков у детей пятого года жизни. Ребенок должен уметь при соединении частей хорошо прижимать и примазывать их (голову к туловищу, ручку к чашке и т.д.), украшать с помощью стеки и налепов.
Методика проведения: Наблюдение. Показ способа лепки. Индивидуальная работа по отрабатыванию приема лепки
Уровни: Высокий уровень: Ребенок хорошо владеет навыками и приемами лепки, хорошо прижимает и примазывает отдельные детали (голову к
туловищу, ручку к чашке).
Средний уровень: Ребенок владеет приемом лепки таким как примазывание и прижимание, но поделку выполняет не аккуратно.
Низкий уровень: Ребенок частично владеет таким приемом лепки, как прижимание и примазывание.
Малахова, Л. Н. Использование техники пластилинографии в работе с детьми / Л. Н. Малахова, И. И. Фрезе, Т. Н. Копнина.
Литература
- Г.Н.Давыдова. Пластилинография для малышей» — М.:Издательство «Скрипторий 2003»
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 1991
4. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
5. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. — СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997
6. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003
7. Узорова О.В., Нефедова Е. А. Физкультурные минутки. — М.: Ас-трель-АСТ-Ермак, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ Прогулки – путешествия « По следам зимы» Для детей 4-5лет
Материал содержит планирование прогулки для детей средней группы....
Правила дорожные детям знать положено, знает вся моя семья и, конечно, я! (спортивно-познавательная игра для детей 4-5лет и их родителей по обучению безопасного поведения на улицах и дорогах)
Спортивно-познавательная игра для детей 4-5 лет и их родителей по обучению безопастности поведения на улицах и дорогах...
Рабочая програма по здоровьесбережению детей "Мы спортсмены"
Зож с детьми...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Зачем нужны деревья?» (для детей 4-5лет)
Уважаемые родители! Мы с Вами знаем о глобальных застройках, расширениях городов и следовательно очищения пространства от зеленых зон. Строятся заводы, увеличивается количество автомобилей на дор...
Проект по познавательному развитию " Формирование начальных представлений о временах года у детей младшего возраста" ( для детей 3-5лет)
Продуктивно- творческий проект продолжительсностью 1 год...
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...
Сценарий спортивно - познавательной игры Правила дорожные детям знать положено, знает вся моя семья и, конечно, я! (для детей 4-5лет и их родителей по обучению безопасного поведения на улицах и дорогах)
Сегодня у нас семейная спортивно-познавательная игра по правилам дорожного движения. 1ведущая. Друзья! Мы вас приглашаем отправиться в путешествие,...