«Приобщение детей к художественной литературе по средствам мнемотехники»
методическая разработка (средняя группа)

Ибрагимова Гюзель Наилевна

«Приобщение детей к художественной литературе по средствам мнемотехники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_1_iyunya.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Ибрагимова Г.Н.,

воспитатель

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

«Приобщение детей к художественной литературе по средствам мнемотехники»

На современном этапе важным звеном общественного развития является система образования в целом и дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

Мнемотаблицы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

         Мнемотехника помогает развивать:

-ассоциативное мышление;

-зрительную и слуховую память;

-зрительное и слуховое внимание;

-воображение.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.).

Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3. Пересказ или описание с опорой на символы (образы); здесь происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов, как уже говорилось ранее, мы также используем мнемотаблицы. Обучение пересказу литературных произведений начинается со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др. 

Происходит это следующим образом: рассказывается сказка и одновременно может показываться настольный театр. Затем мы беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. Далее дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают.

 Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, а воспитатель раскладывает их в правильной последовательности, заполняя ячейки мнемотаблицы. Обратите внимание, что при воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Затем дети пересказывают сказку с опорой на мнемотаблицу с воспитателем, а в дальнейшем – самостоятельно.          

Мнемотаблицы эффективны не только при пересказе сказки или рассказа, но и при разучивании стихотворений, потешек. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всѐ стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя символы, воспроизводит стихотворение или потешку целиком. В младшем возрасте предлагается, как вы уже поняли, готовая мнемотаблица, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В работе с мнемотаблицами нельзя злоупотреблять их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе нашей работы стало понятным, что за один день эффективно вводить не более 1-2 мнемотаблиц.

В процессе работы у детей появляется ярко выраженный интерес к мнемотехнике. После совместной деятельности с использованием мнемотаблиц дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя.

Список использованной литературы

1.Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011

2.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012

3.Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Москва, 2005

4.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009

5.Широких Т.Д. Учим стих - развиваем память / Ребенок в детском саду. 2004. № 2. - С. 59-62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Приобщение детей к художественной литературе средствами театра

Перспективное планирование на тему: "Приобщение детей к художественной литературе средствами театра"...

Проект для детей раннего возраста "Книжка - игрушка как средство приобщения детей к художественной литературе"

Проект для детей раннего возраста.Цель проекта приобщить детей с раннего возраста к художественной литературе, используя книжки -игрушки...

Мастер-класс для родителей на тему: «Приобщение детей к художественной литературе по средством пальчиковых игр"

Мастер-класс для родителей  на тему: «Приобщение детей к художественной литературе по средством пальчиковых игр"...

Театрализованная деятельность как средство приобщения детей к художественной литературе

Статья о значении театральной деятельности в приобщении дошкольников к художественной литературе....

Методы, приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе

Методы, приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе...

Проект "Поэзия С. Я. Маршака" Театральные постановки как средство приобщения детей к художественной литературе.

Данный проект посвящён 135  - летию со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака и разработан для детей старшей и подготовительной группы. Проект направлен на формирование у детей познавательного и...