Кружок "Веселый этикет"
методическая разработка (старшая группа)
Цель:Знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obnovlennyy_kruzhok.docx | 52.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому
развитию детей № 31»
Асбестовского городского округа
Утверждаю Заведующий детского сада №31 _______________О.А.Ветюгова Приказ от 30.08.2023 года №58 |
Программа кружка
для детей от 5 лет до 6 лет
«Веселый этикет »
(социально-коммуникативное развитие детей)
Срок реализации:
01.09.2023 года - 31.05.2024 года
Составитель: воспитатель
Кузьмина Л.Г. ВКК
Принято:
Решением педагогического Совета
детского сада №31
(протокол №1 от 30.08.2023 года)
Пояснительная записка
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.
Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.
Данный кружок «Веселый этикет» представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом), принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.
Цель кружка:
- знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.
Задачи:
- закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
- развивать психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.
-формировать навыки этического поведения;
-воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;
- дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.
- способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
- формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).
- научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Ожидаемый результат кружка «Веселый этикет».
Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:
-эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми ,договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве,способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо», ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Формы работы:
1.Непосредственная образовательная деятельность.
2. Беседа.
3. Совместная деятельность.
4. Игра.
5. Консультации для родителей.
Организация и проведение
Кружок «Веселый этикет» работает в течение года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю, во вторую половину дня. План кружка рассчитан на 1 учебный год. Количество детей посещающих кружок «Веселый этикет» - 19 человек.
Возраст детей от 5 до 6 лет.
Оборудование.
Настольные дидактические игры из серии «Этикет», дидактические игры, плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера, Пособие «Как вести себя» О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
Учебно-тематический план по реализации программ дополнительного образования
Месяц | Содержание работы | Цель | Количество часов |
Сентябрь | «Мои друзья» Консультация для родителей «Этикет». | Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний. | 1 час |
Почему говорят «Здравствуй». Чтение отрывка из произведения С. Козловой «Трям! Здравствуй!»). | Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия. Умение приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте», «добрый день», «доброе утро» и т.п.); первыми приветствовать старших; Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. | 1 час | |
Фея учит вежливости. Чтение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» | Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учить детей оценивать свои поступки и у сверстников. | 1 час | |
«Лучше дома места нет!» Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью Продолжать формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете; воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. | 1 час | |
Октябрь | Чтение художественной литературы: «Телефон» Н. Носов. Консультация для родителей «Учим ребенка общаться». | Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей. | 1 час |
Д/и: «Кто знает больше вежливых слов». Отгадывание загадок о вежливости. | Развивать экологическое мышление и творческое воображение, связную, интонационную выразительную речь. Развивать внимание, память; умение внимательно слушать воспитателя; активизировать словарь. | 1 час | |
Беседа «Культура поведения в общественных местах». Чтение художественной литературы «Торопыжка». | Учить культуре поведения в общественных местах; воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Знать правила поведения на занятиях в детском саду; выполнять правила поведения в общественном транспорте; на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде; в магазине уметь чётко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами. Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей. | 1 час | |
Рассматривание дорожных знаков. Сюжетно-ролевая игра «На дорогах города». | Развивать речь детей, память, внимание, закрепить знания по правилам дорожного движения. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге. | 1 час | |
Ноябрь | Беседа «Принимаем гостей». Сюжетно-ролевая игра «День рождения Степашки» | Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Умение вести себя в гостях и принимать гостей. Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, расширять словарный запас. | 1 час |
Как дети могут заботиться о взрослых? Сюжетно-ролевая игра «У врача» | Учить осознавать, что семья, родители - самые близкие для них люди. Учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами; воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас. | 1 час | |
Кто кого обидел? Просмотр и обсуждение мультфильма «Фунтик | Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Знакомить дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своимтоварищам Учить детей видеть проявления несправедливости не только по отношению к себе, но и к другим. | 1 час | |
Беседа на тему: «Обиженные друзья». Изготовление подарков друзьям. | Учить принимать любой подарок с благодарность, не обижать своих гостей. Развивать творчество, мышление, мелкую моторику рук. | 1 час | |
Декабрь | С чего начинается дружба? Просмотр произведения Э. Успенского («Гена и его друзья»). | Учить приветливости, проявлению внимания. Объяснить: взаимопомощь помогает подружиться. Создание эмоционального настроения. | 1 час |
Беседа «Что такое бескорыстная помощь»? Чтение и обсуждение отрывков из произв. С. Михалкова «Дядя Стёпа». | Дать понятие слова «бескорыстный». Познакомить детей с новым произведением, полным доброты и юмора. | 1 час | |
«Беседа о героях сказок». «Мальчики и девочки». | Научить детей понимать чувства героев, их настроение; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении. | 1 час | |
Беседа на тему: «Дружба, какая она?» Путешествие по полянам вежливости и доброты. | Закрепить у детей понятие «дружба», «друг», дорожить дружбой, беречь. Закрепить навыки вежливого, доброжелательного отношения друг к другу. | 1 час | |
Январь | «Учусь прощать» Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». | Научить представлять всевозможные последствия своих неосторожных действий для других.Научиться в конфликтах сдерживаться, уступать). Создание эмоционального настроения. Воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к друзьям. | 1 час |
Беседа на тему: «Мы и взрослые». «Почему взрослые трудятся?» Игра «Звуки перепутались». | Представить общий ход развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Объяснить, на какой стадии развития сейчас находится сам ребенок.Дать понятие социальных ролей взрослого. Подвести к пониманию детей о необходимости труда, к выводу о его ценности, значимости, к сознанию, что труд может принести не только заработок, но и радость, удовольствие. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память. | 1 час | |
Мастерская доктора Буквоежкина. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | Воспитывать бережное отношение к книгам. Учить производить мелкий ремонт книг. Закрепление знаний детей о работе медсестры, повара, прачки, дворника и других работников детского сада. Воспитание и уважение к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желание оказать им посильную помощь. Развитие умение применять полученные знания в коллективной творческой игре. | 1 час | |
Февраль | Просмотр развивающего мультфильма. «Лунтик и его друзья». 42 серия Чтение пословиц. | Хорошая возможность обратить внимание ребенка на важность интонации и мимики во время разговора. Воспитывать любовь, доброжелательность, внимательность; развивать речь, память. | 1 час |
«Почему нельзя дразниться?» Игры с мячом «Кто больше знает вежливых слов» | Раскрыть смысл понятия «доброжелательность», рассказать о необходимости доброжелательного отношения к окружающим людям. Воспитывать у детей отрицательное отношениек грубости. Упражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя. Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. | 1 час | |
«Тайное всегда становится явным». Рассматривание сюжетных картинок на тему «Хорошо — плохо». | Объяснить детям, что скрывать свой поступок бесполезно, что правда всё равно будет известна. Совершившему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность. Развить внимание, усидчивость; научить, ясно выражать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации. | 1 час | |
«Все работы хороши, выбирай на вкус». Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» | Познакомить дошкольниковс различнымипрофессиями. Познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. | 1 час | |
Март | Чтение и обсуждение стихотворения А. Кушнир «Кто разбил большую вазу». Д/и «Настроение» | Объяснить детям: особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого. Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей и животных; формировать коммуникативные навыки; расширять словарный запас в области чувств и эмоций. Развивать речь детей, используя сюжетные картинки;воспитывать выдержку. | 1 час |
Беседа на тему: «Надо вещи убирать, не придётся их искать». Инсценировка Л. Воронковой «Маша-растеряша» | Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам. Напомнить о необходимости беречьсвое время. Учить следить за порядком в своих шкафчиках. Умение детей входить в роль; развивать внимание, разговорную речь и интонацию. Привить навыки бережного отношения к своим вещам.Воспитать аккуратность. | 1 час | |
«Телефон и мы». Просмотр мультфильма К.Чуковского «Телефон». | Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Учить детей набирать номер телефона, пользоваться телефонной рубкой. Формировать у детей вежливый и ровный тон, умение найти нужную громкость голоса. Создание эмоционального настроения. Умение правильно и грамотно разговаривать по телефону. | 1 час | |
Беседа на тему: «Накроем на стол». Просмотр мультфильма «Винни -Пух» серия «День рождения Тигра» | Работа над понятиями: блюдо (большая тарелка и угощение), бульонная чашка, посуда, порядок и чистота стола, приборы для раскладывания угощения, рассадка за столом, салфетки, сервировка стола, скатерть, столовые приборы, угощение. Создание эмоционального настроения. Умение внимательно слушать, развивать память, речь. Учить правильно сервировать стол. | 1 час | |
Апрель | «О спорт- ты мир!». Сюжетно-ролевая игра «Мы - спортсмены» | Сформировать у детей четкие представления о физкультурно-оздоровительной работе по отношению к своему организму. Воспитывать в детях чувство коллективизма. Дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: ловкость, быстроту, глазомер. | 1 час |
Беседа на тему: «Будь добрым и отзывчивым». Обсуждение ситуаций. П/и : «Угадай, что делали?» | Формировать этические представления и гуманные чувства; побуждать к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Развивать у детей выдержку, инициативу, воображение. | 1 час | |
Беседа на тему: «Прощание перед сном». Сюжетно-ролевая игра «Уложим куклу Олю спать». | Познакомить детей с традиционными русскими пожеланиями спокойной ночи и приятных сновидений перед сном, которые адресуются близким. Учить снимать одежду в правильной последовательности, аккуратно вешать вещи на стульчик. | 1 час | |
Вечер загадок «Столовый этикет». Сюжетно-ролевая игра «Магазин». | Закрепить знания о столовом этикете; расширять словарный запас. Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда». | 1 час | |
Беседа о животных. Чтение художественной литературы А. Бабоджан «Муравьишки – торопыжки» | Поговорить с детьми о том, что такое доброе отношение к животным. Воспитывать уважительное отношение к трудолюбивым муравьям. | 1 час | |
Май | Беседа на тему: «Что такое доброта». Просмотр мультфильма приключения поросенка Фунтика «Песня о доброте». | Подведение итогов совместной жизни группы, изначального опыта общения, поведения и деятельности детей; ориентация детей на доброе общение;создание комфортных условий для всех детей. Расширить знания детей о доброте, о её роли в жизни человека. Вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья. | 1 час |
Рассматривание иллюстрации.Составление рассказа по картинке «Этикет». П/и: «Ловля бабочек» Консультация для родителей «Побеседуйте с ребёнком о волшебных словах». | Закрепить элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках. Развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием и в ловле, в приседании. | 1 час | |
Беседа на тему: «Прощание с близкими перед отъездом». Д /и : «Утро радостных встреч». | Соединить добрые чувства к близким с добрыми словами, которые принято говорить перед расставанием. Это слова прощания, пожелания, обещания писать и звонить. Повторить добрые слова, учить благодарить. | 1 час | |
«Путешествие в страну этикета». Итоговое занятие родителям. | Закрепить элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках. | 1 час |
36 занятий
К концу дети должны:
Знать – название игр и упражнений, изучаемые в течении года.
Уметь – управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Быть – эмоционально отзывчивыми. Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Литература
1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г..
2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М. Просвещение 1986 г.
3. Короткова Н.И.Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.
4. Лисина М. И. Ребенок и сверстники Д/в №9-88 г.
5. Зернова О. Воспитание любви и уважения к книге»Д/в №6-89 г.
6. Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.
7. Рычашкова К. Н.Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.
8. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.
9. Якобсон С. Г. Моральное воспитание. – Смоленск,1996
10. Курочкина О.Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.
Сведения об авторе:
Кузьмина Людмила Геннадьевна
Воспитатель высшей категории, педагогический стаж работы 40 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «Взрослые и дети» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Развлечение по этикету "Взаимоотношение детей и взрослых"...
Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»
Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...
Транспортный этикет, словарь этикета
Правила поведения в общественном транспорте, словарь терминов для родителей и воспитателей...
Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.
Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета"....
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
«Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете
Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.Задачи:1. Учить детей нормам поведения, к...