Мастер-класса «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)
Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. В этом возрасте малыши начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Значительное место в сенсорном воспитании детей раннего возраста занимает дидактическая игра. В своей работе я использую такой дидактический материал как – логические блоки Дьенеша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_deneshi.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
с элементами мастер-класса
«Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста»
Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. В этом возрасте малыши начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Значительное место в сенсорном воспитании детей раннего возраста занимает дидактическая игра. В своей работе я использую такой дидактический материал как – логические блоки Дьенеша.
Логические блоки разработаны Золтаном Пал Дьенешем.
Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог.
Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». Ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина), запоминать и обобщать.
Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур:
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
- четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- трех цветов (красный, синий, желтый);
- двух размеров (большой, маленький);
- двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Знакомство с блоками Дьенеша состоит из нескольких этапов:
1 этап «Знакомство»
Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, на первом этапе можно дать детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. На этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т.е. без заданий, без поручений со стороны воспитателя.
2 этап «Обследование»
На этом этапе дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети могут подолгу, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например: красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т.д. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д.
3 этап «Игровой»
Когда знакомство и обследование произошло, предлагается детям одна из игр. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д.
4 Этап «Сравнение»
Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами.
Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?» Например, перед детьми находятся блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Вопрос: «Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечают: «Это круг, и это круг, и это круг».
- «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?»
- «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».
- «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечают : «Этот маленький, а этот большой».
5 этап «Поисковый»
На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12 Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству. (по форме).
Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т.е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы синего цвета. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).
После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - синий большой квадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2-х фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер)
В этом возрасте для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, как «Такой же», «Не такой»
Можно использовать серию игр с игрушками
1. «Игры с обручем»
В красный обруч положите фигуры красного цвета
В синий - синего цвета
А желтый - желтого цвета
2. «Дорожки у домика»
Ребята, посмотрите какой красивый домик. А кто в нем живет? (собачка). Посмотрите, к домику ведут разные дорожки (красная, синяя, желтая) Давайте станем волшебниками и украсим дорожки (украшают в соответствии с цветом дорожки)
3.«Гости» К нам пришли в гости белочка, зайка, ежик. Давайте угостим их вкусным печеньем. Белочка любит квадратное печенье, зайка любит треугольное печенье, а ежик - круглое печенье.
Серия игр «Выложи картинку».
Для этих игр использую готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких» (показ альбомов). Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
Вывод: в процессе разнообразных действий с блоками Дьенеша у детей раннего возраста развивается цветовосприятие, формируются представления о сенсорных эталонах, происходит знакомство с геометрическими фигурами, формой предметов, размером. Так же дети осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах сначала одно свойство (форму, цвет, размер), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств, а затем по двум (форма и цвет; форма и размер).
Работа с логическими блоками Дьенеша у детей дошкольного возраста способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.
В этом возрасте происходит еще знакомство с одним признаком – толщиной, а также дети начинают знакомиться с символами свойств (слайд)
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому. Усложняются задания для самостоятельной работы и добавляются новые виды заданий, например:
- задания, направленные на освоение детьми нового вида алгоритма — блок-схема (слайд)
Вводятся также карточки с отрицанием свойств: (слайд) не синий, не круглый, не толстый и т.д. Карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
В течение года задания постепенно усложняются.
Предлагаю вам, отгадать загадку.
Огурцы, яблоки вожу,
По детским садам я развожу,
Большая кабина, а также мотор,
И в кузове моём огромный простор! (Грузовик)
Внимание на экран. Постройте грузовик согласно условным обозначениям. Например колесо (признак: круглый, большой, синий, толстый)
Вывод: используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, закрепляются не только полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение), дети активнее общаются друг с другом, активнее используют речь.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, слу...
Открытый семинар для педагогов ВАО на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
В ноябре 2012 года я провела открытый семинар для педагогов ЦИПР ВАО по теме "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" . На семинаре были представлены цели, задачи работы нашего ЦИПР и ...
Мастер — класс «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.»
я предлагаю родителям пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста...
Мастер — класс для педагогов на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
Мастер — класс для педагогов. Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»...
Мастер — класс для педагогов Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
Цели: познакомить педагогов с развитием сенсорных способностей детей раннего возраста.Задачи: обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов; развитие творческой ак...
Мастер-класс для педагогов по теме «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста»
Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.Задачи мастер-класса:1. Донести...
КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...